Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Басни Крылова: традиции и новаторство.




Литература и общество 1-й половины XIX века.

литература и общество начала 19 века:

Историч эпоха ХІХ века отличалась особой сложностью. Кризис феодализма, проявление капит тенденций приводит к обострению классовых противоречий. Содействовала пробуждению полит и нац самосознания Отечественная война 1812 года. В понимании ее главными героями – солдатами, ополченцами, партизанами – соц несправедливости заключаются истоки 1825 года. Подъем общест жизни вызывает буйный рост журналистики. Возникает большое количество лит журналов не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Передовым идейным течением продолжает оставаться рус просветительство. Потребность объединить силы побудило группу представителей передовой общности организовать«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств»(1801-1825 с перерывами, Петербург). Участники общества принадлежали в основном к разночинной интеллигенции, что было новым явлением в рус культ жизни.

Еще литературные объединения, существовавшие в н19века:

-«Арзамас»-Петербург, 1815-1818 гг. Назван по связи с сатирой-шуткой Д.Н. Блудова "Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей". Возник как лит объединение в противовес лит обществу "Беседа любителей русского слова", ставившему главной задачей нападки на карамзинистов и сторонников романтизма Жуковского: Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин, В.Л.Пушкин, Тургенев

-«Беседа любителей русского слова» -Петербург,1811-1816; его возглавляли Державин, в доме которого происходили собрания общества, и Шишков. Большинство членов «Беседы» придерживались консервативных взглядов, являясь эпигонами классицизма, выступали против реформы лит языка, проводившейся сторонниками Карамзина: Гнедич, Крылов. Также выступали за древнерусскую литературу

После событий 14 декабря 1825 (восстание декабристов) перестали существовать

 В 1823 году в Москве возникает литературно-философский кружок-«Общество любомудрия»(1925 закрыт) во главе с Одоевским: Веневитинов (секретарь). Изуч сочинения Спинозы, Канта, Шеллинга. В частности, на любомудров оказала воздействие «система тождества» Шеллинга, на основе которой предпринимались попытки построения цельного философ «науко-учения» (Веневитинов).

Рус лит развивается во взаимосвязи с европейской: фр лит: Дидро, Руссо. Англ лит: Байрон, Шекспир. Очень силен элемент рефлексии героя.

В 19 веке в России происходит неимоверный расцвет лит, к-рый не испытывает ни одна держава.

Лит н19 века выглядит значительней и богаче, если в ее контекст включить писателей, начавших свою лит деятельность в к18 в(Державин, Карамзин, Крылов, Дмитриев).

В.Р. Державин: уделяет внимание жанру песни. Смешивал античные мифологические образы с подмосковной современной жизнью. Оживляет поэтический славянский языческий язык. Пытается поставить его на первый уровень с античным. Многие стихи обращены к женщинам, жизни в деревне Званка. Повлиял на лирику Пушкина.

Карамзин: под знаком его языковых реформ долгое время велась литературная борьба между «Арзамасом» и «Беседой…». Карамзин своей повестью « Марфа-пасадница» значительно повлиял на становление в русской литературе исторической темы. Создал «Историю государства Российского». В начале 19 века отказывается от синтементального стиля, который влияет на дальнейшее развитие русской прозы. Создает журнал в 1802-1803 гг. «Вестник Европы», который во многом задает тон литературной жизни этого периода, формирует читательские вкусы и взгляды. сделал литературные произведения читабельными

Иван Иванович Дмитриев: собирал вокруг себя кружок ранних, начинающих литераторов. Продолжал осваивать сатирические стихотворения, сказки, зарисовки дворянских нравов.

 

Периодизация и основные тенденции развития литературы 1-й половины XIX века.

1) Преддекабристский период (1801-1816):

В 1801г. возникает два литературных общества:

· «Дружеское литературное общество» (Москва)-объединение литераторов-единомышленников из воспитанников и выпускников Московского университетского пансиона. Инициатором общества был Тургенев

· «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (Петербург)

Особенности периода:

· Завершение развития классицизма и его угасание

· Расцвет и спад сентиментализма

· Возникновение и развитие романтизма. Литературные направления сменяют друг друга не одномоментно, а существуют параллельно

Революционно-романтический (1816-1825)

Особенности периода:

· Продолжение становления романтизма в качестве ведущего литературного направления, вступившего в фазу расцвета (Рылеев, Кюхельбекер)

· Начало становления реализма ( «Горе от ума» Грибоедов, первые главы «Евгения Онегина» Пушкина)

Реакционный (1826-1842)

Особенности периода:

· Утверждение реализма ( «Капитанская дочка» Пушкина, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Мертвые души» Гоголя)

Период «натуральной школы» (1842-середина 50-х)

Особенности периода:

· Утверждение реализма, получившего широкое распространение в так называемой «натуральной школе» (Глинский).

· Появляется плеяда писателей, объединившихся вокруг Белинского и считавших своим главным учителем Гоголя: Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Некрасов.

Басни Крылова: традиции и новаторство.

Жанр басни один из древнейших жанров в литературе и широко употребимый жанр в классицизме. Баснописец 17 в Лафонтен. Крылов всегда любил Лафонтена и, по преданию, уже в ранней юности испытывал свои силы в переводах его басен.

Но своим жанром басни во многом опередил ход русской литературы. Его басни оказались очень реалистичны, т.к. они предвосхищали появление реализма.

Новаторство:

-сумел превратить условно-дидактический жанр в жанр реалистический.

-заговорили все сословия тогдашнего общества.

-народность-главный и преобладающий элемент(моралистические выводы из фольклора)

-сделал нравоучительную басню сатирической(мораль сужалась, приобретая менее нравоучительный характер)

-сатира делается художественной

-отличительная черта - реализм

С одной стороны Крылов следует канону басни, но с другой стороны показывает свой талант драматурга, обновляя жанр. Он более искусный драматург в баснях, нежели Лафонтен. Басни Крылова оказывались составным элементом обличительного направления в русской литературе. Крылов высмеивает социальные притязания дворянства, верховную власть, полицейский произвол, бюрократизм. Отличительной особенностью является преобладание народного взгляда на действительность. Крылов не примыкал к группировкам. Некоторые фразы из Крылова стали восприниматься как народные поговорки. В баснях Крылов показал русскую жизнь, человека; показал противоречия жизни, ее общественные несовершенства и пороки; показал людей различного соц.положения. Ряд басен дает критическое изображение дворянства в его быте, морали, социальной идеологии, отношении к крестьянству: «Обезьяна», «Муха и дорожные». Появляются в баснях и демократич.персонажи, выступающие выразителями нар.морали: «Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть». Большое значение имели те басни Крылова, в которых затрагивались вопросы общественно политич.характера. В этот период, когда самодержавно-крепостнический строй обнаружил симптомы кризиса, К. выступил с критикой многих существенных явлений этого строя: «Слон на воеводстве», «Волк и ягненок», «Лев на ловле», «Мор зверей». В баснях Крылова не содержалось призыва к революционной ломке существующего строя. Крылов оставался просвитителем. Общественное значение басен станет еще большим, если принять во внимание доступность этого жанра широким кругам читателей. Малая форма басни таит большое содержание.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2.02.1769, Москва — 9.11.1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, писатель. В молодости был известен как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов». Является автором более 200 басен. Сюжеты многих восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Высокого положения в литературе Крылов достиг не сразу; Жуковский, в своей статье «О басне и баснях Крылова» сравнивает его с Дмитриевым, не всегда к его выгоде.

Первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых. Был записан в гражданскую службу подканцеляристом земского суда, а затем тверского магистрата.

Писал: опера( «Кофейница», «Бешенная семья»), трагедия( «Клеопатра», «Филомела»), комедия(«Проказник»),










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 776.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...