Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия эпохи Возрождения. Основные черты и представители.




 

Человек – центр вселенной. Человек венец творения. Антропоцентризм свойственен эпоха «Возрождения». Гуманистическая мысль. Новый виток философии природы. Человеческое достоинство, благородство. Лоренцо Валла, МарселиноФичино, Синко де ла Мирандома, Данте Алиггьери, Фраченско Петрарка, Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Николо Макиавелли (работа «Государь» (1469-1527)) – властители умов. Усиливается критика средневековой философии, расшатывается авторитет церкви.

Инновация в философии: Макиавелли считает, что власть не от Бога, власть – явление чисто человеческое. Страх – основополагающая крепость власти.

Пика де ла Мирандола (1463-1494) – «Речь о достоинстве человека». «Возможности человеческого духа определяют его выбор, потому что человек в полной мере может воспользоваться свободой воли».

Данте Аллигьери – «Божественная комедия». Его представления о мире:

Томас Мор – «Утопия». («Возрождение» в Англии).

В «Утопии» нет частной собственности.

ТомазоАнтонелла «Город Солнце».

Николай Кузанский – немецкий философ. Его работы: «Об учёном незнании». («А вот объясните мне, человеку наивному, что же собой представляет вселенная и бог?»). За независимость мышления. Именно в его книге выражены основные черты пантеизма (попытка объяснения природы через отождествление с Богом). Бог в пантеизме растворён в природе – Бог есть природа.

Абсолютный максимум и абсолютный минимум – мир, который может сворачиваться и разворачиваться. Единое тождественно бесконечному. Так Кузанский проиллюстрировал диалектический закон: закон единства и борьбы противоположностей.

Джордано Бруно: (1548-1600). Тоже единство и борьба противоположностей. Вселенная бесконечна и миров много. Бог есть природа.

В эпоху возрождения возникает светская культура, наука развивается и моделирует физические явления и процессы. Дворянство изменяется и постепенно становится слоем, стремящимся к образованию, классом, изучающим философию, литературу и искусство.

 

Следующая тема:

Философия нового времени. Основные её черты: рационализм и эмпиризм как два основных направления философии Нового времени. Философия Фрэнсиса Бэкона, Рене Декарта («Рассуждения о методе»), Джон Локк как представитель философии Нового времени. Томас Гобб «О природе человека», «Этика» Бенедикта Спинозы, философия Вильгельма Лейбница, основные черты философии эпохи просвещения (французские просветители: Руссо, Франсуа Вальтер, Дени Едро, Поль Гольбах, Жюльен Ламетри.

07.04.17

Скептики – Вика и Света. (Древняя Греция)

Философия Средних веков.

Квант Септимий Флоренс Тертуллиан (род. в Карфагене)

14.04.17

 

Декарт циничен.

Дуализм декартов.

Джон Локк:

Локк утверждает, что люди без врождённых идей и что знание приобретается лишь с опытом и жизнью. Основа познания – опыт. Восприятие делится на ощущения и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятия. Локк признаёт вместе с Декартом два элемента познания – прирождённые начала это разум и воля. А внешние данные (опыт, который мы получаем) не зависят от нас самих.

Назначение человека – познание Бога (помимо себя и окружающего мира). Человек рождается «чистой доской». Его подход (Локка) назван современниками как сенсуализм. Локк пишет о необходимости реформ в обществе. Либерализм – реформы нужно проводить исходя из либеральных принципов. Человек обладает естественными правами. Первое право – равенство (природное равенство), свобода (второе право), собственность и присвоение (третье право), (4-е право) право личности владеть собой и результатами своей деятельности, власть (5-ое право). Согласие большинства необходимо, подчинение индивида большинству должно быть закреплено законом. Как должна быть организована власть в обществе:

1 закон: законодательная власть направлена на сохранение человечества, исключение деспотизма, служит общественному благу

2 закон: должна быть судебная власть, подчиняющаяся законодательной (воле большинства), и должна быть власть собственности

 

 

Теория разумного эгоизма – Гельвеций.

Жан Жак Руссо (1712) – «О воспитании», «Об общественном договоре», «Юлия или новая Элаиза».

Дени Гидро – (1713-1784), «Философские основания материи и движения», «Письмо слепых в назидание зрячим», «Жак фаталист».

Гельвеций – неравенство умом есть результат известной причины. А именно: разница в воспитании. Всё человечество можно сделать счастливым. Если люди будут обладать знаниями, они не будут поступать плохо, но только хорошо. Знания ведут к золотому веку.

Гельвеций – сторонник концепции разумного эгоизма. Разумный эгоизм – опора на естественные свободы, на общественные права и обязанности. Человек, в соответствии со своей сущностью, хочет избежать страданий. Это связано с себялюбием и, самое важное – инстинктом самосохранения. Каждый индивид во всех действиях исходит из любви к себе. Но так нельзя, по Гельвецию. Гельвеций – сторонник утилитарного подхода нравственности, подхода, приносящего пользу.

«Просветительская либеральная идеология не исчерпала себя, хотя и подвергается критике».

 

Немецкая классическая философия. Середина XVII– середина XIXвв. Эмануилл Кант, Иоганн , Вильгельм Фридрих Гегель, Карл Маркс. Факторы развития немецкой классической философии – это прежде всего развитие капитализма, промышленная революция произошедшая в Англии и Голландии, великая буржуазная французская революция. Анализируя отставание в экономике Германии, философы создали целостную систему философии, по этой теме в частности. Были сформулированы категории диалектики.

Иммануил Кант (1724-1804). В философии Канта принято различать два периода: критический и докритический. Первый период – докритический, связан с естественнонаучными исследованиями Канта. Он занимается физикой, астрономией (результат – теория Канта-Лапласа).

Кто есть я? Что есть мир? Есть ли Бог? =одно от другого=

Что я могу? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Три главные критики Канта:

1. Критика чистого разума (1781) (предыдущая философия догматична, пришло время новой философии)

2. Критика практического разума (1788) (что нужно делать, как нужно себя вести, как выстраивать познания)

3. Критика способностей суждений (17…) (философия должна стоять во главе угла, у человека три основные способности познания: чувственность, рассудок и разум)

Чувственность – способность познавать через ощущения. Эту чувственность изучает транцендентальная эстетика (умопостигаемая эстетика).

Рассудок – способность мыслить вообще, логика (тоже умопостигаемая, доступная уму)

Разум – способность выводить общие принципы. Изучается диалектикой.

Ощущения, доказывает Кант, нельзя считать полноценным опытом, потому что любой возможный опыт осуществляется при помощи форм организации внешнего и внутреннего опытов. Каждый опыт организуется при помощи пространства и времени. Пространство и время, говорит Кант, не зависят от опыта, пространство и время врожденны, они существуют до опыта в нашем сознании. Пространство и время заведомо существуют. Суждения подразделяются на аналитические и синтетические. Эмпирические суждения синтезируются при помощи пространства и времени (синтетические = эмпирические). Кант вводит термин «транцендентальное единство аперцепции». Окружающий мир, воздействуя на человеческий разум, создает определённые схемы познания, при помощи которых человек структурирует бытие. Мы познаем только то, что нам явлено. Есть явление, а непознаваемая часть изучаемого.

Мы воспринимаем окружающий мир с искажениями.

Поступай по отношению к другому человеку только как по отношению к цели, но не как средству.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – феноменология духа, наука логики, энциклопедия философских наук, философия права.

Диалектика – (от древн. гр. – искусствоговорить, вести рассуждение) – метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

Диалектика – всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории. (Гегель)

21.04.17

Юм.

 

1. Случай или судьба – это лишь слова. Упорное благоразумие – вот судьба человека.

2. Изначально религия сражала человека страхом за будущее.

3. Любовь есть не что иное как желание счастья другому.

«О бытии.». Быть – это быть воспринимаемым.

 

Семинар)

 

 

Руссо – любая культура поведения – ошибка человечества. (туда же Фрейд)

Гельвеций

Дидро – перед природой все равны. Человек может верить во что угодно, а изучать то, что может.

Надо доверять силе человеческого разума.

 

4 примера антинонима(посмотреть)

 

Кант

Г. В. Фридрих Гегель

Материя – вещество (от лат.)

Гольбах: материя – это всё, что влияет на наши чувства.

Ленин: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя структурирована как в микро-, так и в макромире. Материя как субстанция не зависит от своих атрибутов и качеств, но проявляется через эти качества.

Движение есть способ существования материи (движение в понимании как развитие).

Пространство и время есть формы существования материи.

Наряду с этими формами существования выделятся следующие атрибуты материи:

· неисчерпаемость

· бесконечность

· самоорганизация

· способность к отражению

· структурированность

Современная философия выделяет социальную материю.

ВРЕМЯ/ПРОСТРАНСТВО

Выявлены религиозные, субъективно-идеалистические, объективно-идеалистические, материалистические концепции.

В религиозных концепциях Бог – вне пространства и времени и Бог творит и пространство и время.

Субъективно-идеалистические концепции. Крупнейший представитель этих концепций – И. Кант. Для него пространство и время есть доопытные априорные формы чувственности. Пространство и время также трактуются как формы упорядочения комплексов ощущения, опытных данных и установления между ними функциональной зависимости.

По мере развития науки появилось представления, что вселенная эволюционирует, а, следовательно, и пространство и время тоже эволюционируют.

Пространство и время объективны, неразрывно связаны друг с другом, движутся.

Различают также прерывность и непрерывность П/В. Непрерывность, необратимость, одномерность времени и симметрию пространства.

К всеобщим свойствам пространства относят:

прерывность/непрерывность

протяженность

многомерность

 

Диалектика. Диалектика как термин в философии. (от древнегр. – рассуждаем, веду беседу)

Форма познания объективного мира. Объективный мир (с т. з. диалектики) есть прежде всего развивающаяся самоорганизованная система.

Основополагающее положение диалектики – положение о противоречии как об источнике всякого развития.

Диалектическое отрицание представляет собой момент развития удерживающей содержание отрицаемого.

Три закона диалектики на основе исследования Ф. Гегеля.

1. Закон единства борьбы противоположностей. Указывает на источник развития системы.

2. Закон об отрицании отрицания. Указывает направление развития.

3. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Указывает механизм процесса развития того, как идёт самоорганизация системы.

Диалектика основывается на сл. принципах:

1. принцип объективности

2. принцип системного рассмотрения предмета

3. принцип историзма

4. принцип единства исторического и логического

5. принцип восхождения от абстрактного к конкретному

6. принцип всестороннего рассмотрения ситуации

Основы категориальной структуры диалектики являются следующие категориальные связи:

1. количество-качество-мера

2. отдельное-особенное-общее

3. содержание-форма

4. структура-элемент

5. часть-целое

6. явление-сущность

7. причина-следствие

8. необходимость-случайность

9. возможность-действительность

10. тождество-различие-противоположность-противоречие

Сознание

Сознание с точки зрения философии становится особой проблемой, когда человек фиксирует несовпадение своих представлений о мире с миром как таковым. И что же это за особая форма восприятия мира сознания? Философский подход к проблеме сознания предполагает рассмотрение эволюции форм отражения.

Психическое отражение. Механизм адаптации организма к условиям внешней среды. Психическое отражение есть предпосылка развития сознания. Есть высшая, свойственная только человеку форма активного отражения мира и себя в этом мире, позволяющая человеку выстраивать систему взаимодействия «человек-мир».

Активность сознания проявляется в оперировании образом предмета и возможности создания отвлечения образов предмета от самого предмета.

Активность сознания состоит в рассмотрении проблемы сквозь призму наличного знания и доступных человеку понятий и представлений.

Активность сознания состоит в возможности выделения существенных свойств отношений предметов и явлений, их обобщений в абстрактной форме и свободном оперировании абстракцией.

Человек (личность) организовывает свою смыслополагающую деятельность.

Активность проявляется ещё и в прогнозировании.

 

Сознание функционирует как особым образом организованная материя. С т. з. социума сознание есть отражение познания мира, возникает в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Сознание самопознаваемо как часть окружающего мира.

Сознание есть свойство материи, часть материального мира, способ отображения мира, способ познания мира. Сознание – атрибутивное свойство социальных систем.

Сознание есть в 2-х измерениях. Можно представить его как объективный феномен и как внутреннее субъективное.

Бессознательное – часть философов включает б/с в структуру сознания, часть отождествляют с внесознательной сферой.

Осознание субъектов своей индивидуальной объективности, своего собственного я, как относительно самостоятельной сущности в мировом в целом.

Самосознание предполагает наличие у индивида способность к рефлексии.

Формы общественной

Индивидуальное общественное сознание взаимополагаемое.

В индивидуальном самосознании присутствуют значимые моменты, не связанные, возможно, с общественным сознанием.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 119.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...