Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема метода философии. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. Проблема универсалий. Циовицея




Философия

Казарина Елена Юрьевна

«Философия» - Панин Алексей

«Философия» - Радугин

Ifran.ru (институт философии академии наук)

Iphras.ru

kazarinaeu@fdomgppu.ru

 

Тема:

Понятия мировоззрения, типы и структура мировоззрения, философия как форма научного мировоззрения, значение философии в мировой культуре.

Мировоззрение (Weltanschauung) – это совокупность взглядов, оценок, принципов, образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действия людей.

Мировоззрение включает в себя 3 основные сферы:

1. Мироощущение

2. Мировосприятие

3. Миропонимание

Включает в себя эмоционально-психологическую сторону (настроение, чувства, переживания).

Структура мировоззрения:

Мировоззрение включает в себя:

Знания профессиональные, обыденные, философские – они образуют познавательно информационный уровень мировоззрения. Включает ценностно-идеологический уровень, включающий в себя ценности и оценки.

3 уровень – поведенческий уровень мировоззрения.

4 уровень – убеждение

Убеждения – степень приверженности человека к определённым взглядам, идеям, идеалам. Убеждения содержат волевой компонент.

Мировоззрение целостно (это определение)

Мифологическое мировоззрение ценностно не разделено, рациональное понятие ещё не использовано, используются сравнения, аллегории, отождествления, символы. Мифы сохранились, как правило, в поэтической форме.

Для мифологического сознания важно гармонизировать, осмыслить социальную действительность, и это реализуется в ритуале, традициях, культах. Миф даёт ответы на фундаментальные вопросы социальной жизни. Свойственен тотальный генетизм.

Предметом мифологии выступают вопросы о происхождении мира и человека, исторические события, вопросы добра и зла, жизни и смерти, вопросы будущего, вопросы о происхождении мира и конце мира – эсхатологические мифы. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное с общедоступным, основано же на психологическом феномене веры.

Наиболее известные памятники древней мифологии: Илиада, Одиссея, труды и дни Гесиода, индийская мифология представлена такими эпосами, как Рамаяна, Махарада, Египетская мифология «Книга мёртвых», «Тексты пирамид», Тибетская мифология «Книга мёртвых», японская мифология: Михонги, Кодзики,

Следующий тип мировоззрения – религиозное мировоззрение.

Религиозное мировоззрения (от лат. religio–благочестие, святость). Религия распространяет образцы с точки зрения нравственности поведения. Ортодоксальное религ. мировоззрение имеет сл. черты:

1. Вера при подчинения рационального знания и разума

2. Наличие жестко установленных обрядов и ритуалов

3. Наличие священного писания, догматов, откровения.

4. Убеждение в сверхъестественных, необъяснимых, внепричинных явлений – чудес, которые выходят за рамки природных законов, человеческих возможностей и возможностей человеческого познания.

5. Наличие социального института – церкви, религиозной общины

6. Компенсаторная функция

7. Регулирует жизнь социума

8. Интегрирует/дисинтегрирует (объединяет/разъединяет народ)

9. Ретранслирует культуру прошедшего

Религии подразделяются на религии первобытного общества и на мировые религии:

1. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия (как особая форма религии)

2. Индуизм, партизм (зороастризм), конфуцианство, синтоизм, иудаизм.

 

3. Буддизм, христианство, ислам,

Александр Афансьевич Потебня.

 

Третий исторический тип мировоззрения – философия (любовь к мудрости) – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний.

Философия – наука о наиболее общих законах развития – природа-общества-человек.

Философии свойственны рациональный подход к анализу действительности. Философия опирается на критическое мышление и объективное знание о мире.

Онтология – что есть всё сущее

Философия – чтобы всё знать.

Генезис философии (происхождения оной) –1-е философские взгляды возникли на рубеже VII-VIвеков до н. э. В различных регионах, в древних Индии, Китае, Греции. Филос. мудрость проявляется в рамках критики традиционного уклада. Сомнения и критика – основа развития философии в сложные исторические периоды. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого.

«Философия древнего Китая» (ЛаоЦзы, КунгфуЦзы)

Конфуций (551-479) «Знать, что нужно делать и не делать этого – худшее из зол». Основал патернализм – правитель, лидер – мудрый отец своих подданных. Государство – семья. Подданные – дети. Мудрости может учиться любой человек. «Если тебе плюют в спину, значит ты впереди». Конфуций разрабатывает модель совершенного человека, так называемого благородного мужа. Благородный муж обладает пятью достоинствами:

1. Гуманность (жень)

2. Справедливость и долг

3. Знание правильного ритуала (ли)

4. Мудрость (джи)

5. Почтительность (сяо)

Гармонизирует обстановку вокруг себя. Настоящий правитель обязан стремиться быть благородным мужем.

ЛаоЦзы – основатель даосизма. (570-490 до н. э.). Принцип Дао в основе учения. Дао – путь, естественное течение жизни.

 

03.03.17

Тема: Философия Древней Греции

Зарождение философии в ДГ, основные направления философии ДГ, её влияние на историю культуры. Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

Вопросы:

1. Зарождение философии в ДГ

2. Исторически первая философская школа

3. Милетская школа философии

4. Элиаты

5. Софисты и Сократ

6. Объективный идеализм Платона

7. Атомистический материализм Аристотеля

8. Аристотель как систематизатор античной философии

Гесиод – древнегреческий писатель поэт, пишет произведения «Труды и дни». В результате взгляда на древнегреческую философию можно выявить три основных этапа развития оной:

1 этап – доклассический, попытка создания научного (критичного) взгляда на мир. Элейская и милетская школы философии.

2 этап –классический. Формируются основные философские учения, целостные системы. Это V, IVвв. до н. э. Атомизм Демокрита, пифагореизм (учения Пифагора), противоборство софистов и Сократа, вершина классического этапа – системы Платона, объективизм и дуализм Платона, философия Аристотеля.

3 этап – V, IIIвв. до н. э. Время разложения древнегреческого общества. К 3 этапу относятся скептицизм, эпикуреизм, стоицизм и др.

Милет сейчас находится на территории современной Турции, тогда же был крупным богатым городом, представители первой милетской школы философии – Фалес, Аноксимандр, Анаксимен. Занимался изучением законов природы. Фалес ищет первоначало всего сущего «Всё есть вода» - Архэ есть вода.

Основа всего архэ – не просто вода, а вода особого рода.

Сл. представитель милетской школы ДГ – Анаксимен. Считает первоначалом всего воздух. Воздух в других своих качествах – огонь/вода/земля.

Сл. представитель мил. шк. – Анаксимандр. Начало всего сущего – опейрон. Некое 1-е вещ-во, которое содержит свойства всехстихий. Опейрон – образование особого рода, находится в постоянном движении, шарообразен. Движение – его атрибут. К милетской шк. Также относят философии Эфеса, Гераклита Тёмного. «Время – дитя, играющее в кости».

Ксенофан предполагает что Бог един, неподвижен, совершенен, несёт идею целостности есть всё, бытие одновременно. Генон и Эсхил предлагает апории, неразрешимые с его точки зрения доказательства невозможности движения. В области разума доказать движения мы не можем. Простая апория – стрела. Лучник выпускает стрелу, но она покоится, ибо каждый момент она в определённом месте стоит. Зинон: я не смогу до вас дойти, поскольку надо половину пути…

Есть бытие, а небытия нет. Помыслить небытие с точки зрения Элиата невозможно.

Ксенофан (580-577 до н. э.)

Перменид (540-480 до н. э.)

Зенон (490-430 до н. э.)

Нечто – едино, вечно, статично.

ВЫВОД.

Элейская школа создала онтологию как филососкую дисциплину, впервые применила в философии дедуктивно-аксиоматический метод; антиномии Зенона положили начало античной диалектике.

Школа оказала влияние на метафизику Платона и на теоретическую физику Аристотеля.

Атомический материализм Демокрита и Лиссипа.

Боги смертны, человек есть микрокосмос, в каждой вселенной есть свой Демокрит, свои люди и т. д. Ослеп в ходе работы. Демокрит следует собственному учению об – благодушию, внутренней гармонии. «Не стремись знать всё – чтобы не стать во всём невеждой». Оптимист, «Смеющийся философ». Это детерминизм – обусловленность, взаимозависимость. Мир для него представляет громадный механизм, главный закон которого – причина и следствие (взаимосвязь их). Мир есть целостность, Бог, безусловно, есть, тоже состоит из атомов, но его опыт и его подход говорит о том, что вселенная неоднородна.

Софисты – платные учителя мудрости. Протагор, Горгий, Продик. «Мы можем вас научить красноречию, но не доказывать». Софизм (в современности) – подмена понятий. Софист в ДГ – мудрец, искусник, (затем) философ, мастер рассуждений. «Я смогу доказать всё что мне выгодно».

Протагор – все люди свободные равны. «Человек есть мера всех вещей: существующих – в существующем, несуществующих – в несуществующем». «Существование вещи зависит от её восприятия и ощущения, а понимание вещей зависит от человека и окружающей его действительности, его учителей». Утилитаризм. Истина сама по себе не важна. И по сути дела только процесс познания важен.

Горгий считал, что спор невозможен без доказательства и опровержения. «Ничего не существует, если существует, то не познаваемо, если существует и познаваемо, то невыразимо и неисчислимо».

В истории философии концепцию Сократа принято считать этическим рационализмом.

Сократ (469-399 вв. до н. э.) Майевтика – выявление истины с помощью наводящих вопросов. Сократ пришёл к выводу что он самый мудрый из всех окружающих. (Тиран – правитель, добившийся власти нечестными средствами.) Главное в учении Сократа – майевтика. Метод вопросов и ответов впоследствии станет обозначаться как индукция. Сократ верил, что истинное знание способно изменить мир, облагородить людей, дать людям это знание.

Семинар

Число для Пифагора – не абстрактное кол-во единиц, а существенное и деятельное качество верховной единицы («Бога»).

17.03.17

Пифагорейская школа философии. Основатель Пифагор Самосский (570-490)

 

Анаксагор:

Основы мира – малые материальные частицы – семена вещей. Гомеомерии – зародыши. Мир вечен.

Эпикур:

Невозможно жить приятно, не живя разумно и справедливо. И обратное тоже невозможно.

Потребности по Эпикуру, 3 класса:

1 класс: естественные и необходимые

2 класс: естественные, обойтись без них можно

3 класс: неестественные (власть, богатство)

Бог не внушает страха, смерть не внушает опасения, удовольствие легко достижимо, страдание легко претерпеваемо.

 

Атараксия – безмятежность.

Мегарская школа (подготовить можно)

Терипатетики – ходоки-философы

Стоики о добре и зле

Стоики о благе

 

Сущность по Аристотелю.

Мир един, реально существующий. Субъект есть сущность.

Способность к отдельному существованию – свойство …

Сущность, качество, кол-во, отношение, место (пространство), время, положение, обладание, действие, страдание.

 

31.03.17

Проблема метода философии. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. Проблема универсалий. Циовицея

Особенности философии эпохи «Возрождения», её основные представители

В Средние века происходит переоформление основных культурных ценностей и смысла. Древняя эпоха античности остаётся позади, на смену ей и рабовладельческим империям приходит новая идеология. Распространяется новая религия, новая форма общественного сознания. Распространяется христианство. Как бы с этой идеей не боролись (Римская империя, византийцы), пришлось её признать и сделать официальной религией.

Идеология рабства и неравенства людей сменяется идеологией любви и равенства. Для угнетённых – большинства (по факту) данное верование оказалось наиболее привлекательной. С приходом Мессии – Спасителя все несчастья будут ушедшими в прошедшее. С приходом Мессии все несовершенства, в частности главное несовершенство – неравенство людей.

При императоре Юстиниане христианство стало официальной религией.

Возникала потребность в новой культуре. Возникла проблема очищения христианства от ересей – неправильных толкований. Эту проблему решили 1-е философы – религиозные деятели, названные в истории философии представителями патристики – представителями церкви («отцы церкви»). Они «очистили» христианство от ереси, придали ему «единство»: Григорий «Великий», Иоанн Златоуст, Цертулян, Григорий Низкий, Ориент, Августин Аврелий (Блаженный Августин). Цель патристики – в единении христианской идеологии, защите и теоретическом обосновании христианства. Августин Аврелий – родился в город Тагаст (на территории современной Африки) в семье с религиозными противоречиями: отец сторонник язычества (сборщик налогов), мать – ревностная христианка (святая Моника). Мать влияет на него, но Августин достаточно долго увлекается христианскими сектами и направлениями. Он услышал голос ребёнка «иди и читай», после чего находит Библию и понимает, что обязан читать христианство и проповедовать. Он опроверг все трактовки пелагия. Канонизирован (причислен к лику святых). Основные работы Августина –«Исповедь о граде земном и граде небесном». Он обосновывает превосходство веры над разумом. Верую, чтобы понимать. Только божественное откровение, только вера может нас направить на нужный путь. Иных путей познания окружающего мира нет. В Библии показано, как движется человеческое время (по Авг.). Время создано по воле Бога. Из младенчества человек превращается в неразумное дитя. Далее следует детство, далее зрелость и в конечном итоге. В конечном итоге наступает старость человечества. С приходом Августина приходит старость человечества. «Исповедь» - в этой работе рассказывает, как пришёл к христианству. Вслед за ним много других философов начинают использовать жанр «исповеди».

Теоцентризм (признание в качества источника всего – Бога. Всё сущее есть Бог),

креационизм (признание того, что всё сотворено Богом из ничего, по его Воле),

провиденциализм (признание причиной всего Бога. Бог причина всего, что происходит в жизни),

регилецианизм (признание того, что самый надёжный путь постижения истины состоит в изучении Священного Писания, истины открывает через божественное откровение).

Халтийский Собор в 452 году, где христианство провозглашено государственной религией. На Халтийском Соборе ещё не разошлись, христианство ещё не раскололось на партии.

Схоластика – (Ансельм Кетерберийский, Дунс Скот, Фома Аквинский, Пьер Абеляр, Пётр Ломбардский). Христианство развивается как главенствующая религия, в монастырях изучается Священное писание. Фома Аквинский считает, что к вере можно прийти не только путём откровения, но и разумом. Он считает, что Бог дал людям разум и предлагает нам гармонию разума и веры. Есть теология как наука всех наук, есть познание Бога, есть философия, но есть и другие науки, которые своим длинным путём идут к своим божественным абсолютам. Фома провозглашает принцип гармонии разума и веры. Основные его работы: «Сумма против язычников», «Сумма теологии».

Проблемы разума и веры в понимании Ансельма К. Доказательства Бытия Бога.

Доказательства разумные существования Бога:

1. Бог есть перводвигатель, который всё приводит в движение, оставаясь недвижимым. Ось, проще говоря.

2. Бог есть производящая причина. Первая, порождающая всю цепочку причин и следствий. Бог есть первопричина всех причин.

3. Бог есть необходимая сущность. Среди вещей, которые только возможны, которые могут быть или не быть, есть необходимая сущность без внешней причины. Необходимость без внешней причины есть Бог.

4. Бог есть высшая степень совершенства. Идеал проще говоря.

5. Бог есть высшая целесообразность, предусматривающая цели для всего.

Мы живём в лучшем из миров, в этом мире всё совершенно.

Учение Фомы Аквинского о душе:

Душа – она бессмертна, она – связующее звено между земным и небесным. Душа – особая субстанция, в ней соединяются сущность и существование. Потенций, возможностей души – 5:

1. Способность роста

2. Способность чувственного восприятия

3. Способность желать и хотеть

4. Способность к пространственному перемещению

5. Способность к умопостижению и воли

Умопостижение и воля подчинены высшему началу (Богу).

Хочешь быть идеалом – становись священником.

Правитель, который не поддерживает церковь, должен быть свергнут.

 

Спор об универсалиях.

Арабская схоластика










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 132.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...