Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общекультурные  (универсальные)




владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

и профессиональные компетенции:

быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30);

быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31);

быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32).

Социальная работа в общеобразовательной школе


Социальная работа в школахобеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими:

 

начального общего (1-4 кл.),

основного общего (1-9 кл.)

среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник стремится удовлетворить разумные потребностиучащихся и при этом учитывает возможности их семей.

В данных условиях социальный работник превращается в политика и стратега по организации социальной работы, помогает нуждающимся детям по оздоровлению семейной среды.

В поле зрения социального работниканаходятся:

 

 

Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия.

 

Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы:

 

 возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога,

 принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником,

 использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности;

 получить материальную помощь и т.п.

 

Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов:

ü социального педагога,

ü классного руководителя,

ü психолога,

ü инспектора по делам несовершеннолетних,

ü нарколога и др.

 

В должностные обязанности социального работника входят:

 

забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;

оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.;

защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении;

 поддержка детей, получающих образование вне школы;

пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам);

организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

 

Этапы профессионального функционирования специалиста по социальной работе:  

 


Подобная деятельность в России осуществляется в основном в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.

Начальное и среднее профессиональное образование

 

 


Социальный работник должен:

 

 учитывать возрастные особенностисвоих клиентов (подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет);

 понимать и принимать их интересы и ценности;

 поддерживать у учащихся стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда;

 организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга,

 донестиправа и обязанностиучащихся

 научить пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению.

 

Необходимые условияоказания адресной социальной помощи учащимся спецшколы, ПТУ, техникума:

 

составление социального паспортана каждого учащегося учебного заведения,

изучение житейских проблемподростков,

ориентация в ситуации на рынке труда,

налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер.

Высшее профессиональное образование

 


Студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка.

 

Социально-психологический центр вуза, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может:

 

 оказать поддержку и существенную помощьмолодым людям, желающим самостоятельно зарабатывать,

 

 принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение исследований,

 выполнение каких-либовидов работ,

 предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

 

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим проблемы адаптации, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник

 формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников;

 оказывает помощь студенческим семьям.

В вузахобучаются студенты:стстудентыстуденты  

 

 


 

Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое положение, предложив свои услуги.

 

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

 

Особого внимания заслуживают студенты:

демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования,

вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, те, кто не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др.

 

 Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ                                                 СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ    

 


 Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование остается не вполне эффективным:

 

 

Содержание и объем понятия «социальное образование»в современном российском обществе существенно расширились.

Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып. 2. Набережные Челны. 1996 г.  

 


Это обусловлено:

 

 

 

Под социальным образованиемк исходу столетия стали понимать:

 

Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001 г., с. 298.

 


СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ    

Изменения в содержаниисоциального образования заключаются:

Первое направлениеэволюции, связано с гуманизацией социальных наук, сближением наук о человеке и обществе.

Это сближение осложненомногообразием парадигм социального знания вообще и социологии как науки об обществе.

В ХХ веке получили развитие, пережили ренессанс как классические  социологические парадигмы (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новые направления, школы и теории.

 

В результате:

изменилось содержание классическихсоциальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего:социологии, психологии,  истории,политологии и др.;

возникли новые социальныенауки, отражающие как тенденцию:

углубления,

дифференциации социального знания, так и его

интеграцию,

взаимодействия смежных научных дисциплин: теория и методика социальной работы,конфликтология, валеология,социальная психология,  этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.

 

Второе направлениеэволюции,совершенствования содержаниясоциального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.).

 

Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом.

 

 

Эти специализированные программыв содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов:

 

 

 

Третье направлениеэволюцииотносится к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать.

 

 Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней.

 

В данном плане Россия:  

 

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу.

Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.

 

Четвертое направлениемодернизации социального образования в современной России - обновление массового социального просвещения, социального воспитания широких масс.

 

В условиях разрушенного политического и экономического просвещения системы общества «Знание», советскую и партийную учебу советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.

Массовое социальное просвещениетребует

 

 


Пятое направлениесовершенствованиесодержаниясоциального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Система социального образования в советское времяориентировалаобучающихся на:  

 


 

Система социального образования после 1991 годаориентировалаобучающихся наиную идеологию:  

 


Необходимо в этих взаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, что содержится в каждом из них, сохранять преемственность в развитии общества и человека.

В этом заключается одна из основных задач     модернизации социального образования, повышения уровня его культуры.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются:

 

 


новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

 

Государственные образовательные стандартыопределяют:

фундамент оценки качества

 основные требования к содержанию и реализацииобразовательных программ.

 

С середины 90-х годов в России началась:

разработка новых стандартов

ихвнедрение

адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.

 

Эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательнаяработы оказываются взаимосвязанными.

 

Обозначилось развитие:

 Новые формыорганизации образованиябазируются на:

Это не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартовтакже органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ.

Организационным основанием развития социального образования в стране является существованиепрофильныхучреждений:

средних и высших учебных заведений

учреждений начального профессионального образования.

 

В структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.

Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001, с. 304.

 


Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.

 

Даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарногопрофиля играют положительную роль:

v закладывают традиции

v основания для развития социального образования в регионах страны.

 

Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.

 

Организационную основу общего (непрофессионального) социального образования составляют: кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Они решают

проблемы повышения:

общей культуры будущих специалистов различного профиля

культуры социального мышления и самоорганизации

управленческой деятельности

гуманизации образования

В организационном планеотмечаетсяувеличение количества субъектов социального образованиявне традиционных формобразования:

 

различных  фирм

СМИ

общественных организаций

обществ

объединений

отдельных граждан

других государств

 

  Все этозначительно расширяет круг традиционных учреждений образования, чтосоздает принципиально новую ситуацию в стране.

 

В российском образовании сложилась такжеситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства.

Национально-государственная политикав социальной сфере слаба и неэффективна. Она не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.

 

В школахАнглииспециалисты по социальной работе:

 

занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе;

 

проводят профилактическую работу,

предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью,

 

изучают условия их жизни,

 

 работают с их семьями.

 

В Германии: социальных работников здесь принято включать в штатобразовательного учреждения, чаще в штат школ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бочарова В.Г. «Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход»; Москва. 1999 г. 2. Григорьев С.И. Социальное образование и проблемы гуманизации подготовки специалистов // Гуманизация образования. Вып. 2. Набережные Челны. 1996 г. 3. Теория социальной работы: Учебник/Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001 г. 4. Холостова Е.И. «Социальная работа». Учебное пособие. Москва.2005 г.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...