Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общекультурные (универсальные) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20); и профессиональные компетенции: быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан (ПК-2); быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15); быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16); быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения (ПК-30); быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31); быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи (ПК-32).
Социальная работа в школахобеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими:
начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник стремится удовлетворить разумные потребностиучащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях социальный работник превращается в политика и стратега по организации социальной работы, помогает нуждающимся детям по оздоровлению семейной среды. В поле зрения социального работниканаходятся:
Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия.
Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы:
возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов: ü социального педагога, ü классного руководителя, ü психолога, ü инспектора по делам несовершеннолетних, ü нарколога и др.
В должностные обязанности социального работника входят:
забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Подобная деятельность в России осуществляется в основном в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.
Социальный работник должен:
учитывать возрастные особенностисвоих клиентов (подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать у учащихся стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда; организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, донестиправа и обязанностиучащихся научить пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению.
Необходимые условияоказания адресной социальной помощи учащимся спецшколы, ПТУ, техникума:
составление социального паспортана каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблемподростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер.
Студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка.
Социально-психологический центр вуза, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может:
оказать поддержку и существенную помощьмолодым людям, желающим самостоятельно зарабатывать,
принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение исследований, выполнение каких-либовидов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим проблемы адаптации, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников; оказывает помощь студенческим семьям.
Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое положение, предложив свои услуги.
О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.
Особого внимания заслуживают студенты: демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, те, кто не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др.
Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.
Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование остается не вполне эффективным:
Содержание и объем понятия «социальное образование»в современном российском обществе существенно расширились.
Это обусловлено:
Под социальным образованиемк исходу столетия стали понимать:
Изменения в содержаниисоциального образования заключаются: Первое направлениеэволюции, связано с гуманизацией социальных наук, сближением наук о человеке и обществе. Это сближение осложненомногообразием парадигм социального знания вообще и социологии как науки об обществе. В ХХ веке получили развитие, пережили ренессанс как классические социологические парадигмы (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новые направления, школы и теории.
В результате: изменилось содержание классическихсоциальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего:социологии, психологии, истории,политологии и др.; возникли новые социальныенауки, отражающие как тенденцию: углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин: теория и методика социальной работы,конфликтология, валеология,социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.
Второе направлениеэволюции,совершенствования содержаниясоциального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.).
Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом.
Эти специализированные программыв содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов:
Третье направлениеэволюцииотносится к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать.
Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней.
К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.
Четвертое направлениемодернизации социального образования в современной России - обновление массового социального просвещения, социального воспитания широких масс.
В условиях разрушенного политического и экономического просвещения системы общества «Знание», советскую и партийную учебу советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.
Пятое направлениесовершенствованиесодержаниясоциального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.
Необходимо в этих взаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, что содержится в каждом из них, сохранять преемственность в развитии общества и человека. В этом заключается одна из основных задач модернизации социального образования, повышения уровня его культуры.
новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Государственные образовательные стандартыопределяют: фундамент оценки качества основные требования к содержанию и реализацииобразовательных программ.
С середины 90-х годов в России началась: разработка новых стандартов ихвнедрение адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.
Эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательнаяработы оказываются взаимосвязанными.
Обозначилось развитие: Новые формыорганизации образованиябазируются на: Это не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации. В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартовтакже органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ. Организационным основанием развития социального образования в стране является существованиепрофильныхучреждений: средних и высших учебных заведений учреждений начального профессионального образования.
В структуре целого ряда вузов увеличилось количество факультетов и отделений, ведущих подготовку кадров для учреждений социальной сферы, готовящих социальных работников, социологов, психологов, социальных педагогов, валеологов, менеджеров, госслужащих. К середине 90-х годов в вузах страны функционировало уже более 60 факультетов и отделений, где на госбюджетной основе готовились социальные работники, социальные педагоги, валеологи. Также масштабно увеличилось количество факультетов и отделений психологии, экономики и права.
Эти новые организационные структуры социального образования в содержательном плане на первых ступенях своего развития чаще всего испытывали и испытывают серьезные трудности. Особенно это касается тех из них, что были открыты в некоторых технических вузах, не располагающих квалифицированными преподавателями данного профиля. В случае сохранения такой ситуации на длительный период они могут не пройти аттестации и будут закрыты.
Даже в условиях слабой обеспеченности кадрами, научной и методической литературой новые подразделения вузов социогуманитарногопрофиля играют положительную роль: v закладывают традиции v основания для развития социального образования в регионах страны.
Опыт последних лет показывает, что наиболее удачно эта работа ведется в классических университетах, педагогических и медицинских вузах.
Организационную основу общего (непрофессионального) социального образования составляют: кафедры философии, культурологи, социологии, политологии, психологии, истории, основ права, социальной и экономической статистики, основ экономики и самоуправления. Они решают проблемы повышения: общей культуры будущих специалистов различного профиля культуры социального мышления и самоорганизации управленческой деятельности гуманизации образования В организационном планеотмечаетсяувеличение количества субъектов социального образованиявне традиционных формобразования:
различных фирм СМИ общественных организаций обществ объединений отдельных граждан других государств
Все этозначительно расширяет круг традиционных учреждений образования, чтосоздает принципиально новую ситуацию в стране.
В российском образовании сложилась такжеситуация, когда государство в значительной мере потеряло контроль над образовательными процессами в обществе, во многом разрушенным оказалось образовательное пространство России как суверенного государства. Национально-государственная политикав социальной сфере слаба и неэффективна. Она не управляет социальным образованием и воспитанием, что опасно разрушительными последствиями как для государства, так и для населения, в особенности того, которое составляет основу социокультурного развития страны.
В школахАнглииспециалисты по социальной работе:
занимаются с учениками, поведение которых является девиантным или испытывающими трудности в учебе;
проводят профилактическую работу, предлагают учащимся в свободное от учебы время заняться какой-либо деятельностью,
изучают условия их жизни,
работают с их семьями.
В Германии: социальных работников здесь принято включать в штатобразовательного учреждения, чаще в штат школ.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 156. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |