Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция системы маркетинговой информации




В процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке.

Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых мероприятий.

Система маркетинговой информации состоит из четырех вспомогательных систем:

· Система внутренней отчетности.

· Система сбора внешней текущей маркетинговой информации.

· Система маркетинговых исследований.

Система анализа маркетинговой информации.

Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.

Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.

Схема маркетинговых исследований:

1. Выявление проблем и формулировка целей;

2. Отбор источников информации: выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией;

3. Сбор информации: опрос, наблюдение, панель, эксперимент;

4. Анализ собранной информации: составление таблиц, графиков; определение средних уровней распределения частотности, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения;

5. Представление собранной информации.

Основные объекты комплексных маркетинговых исследований:

Потребители

Конкуренты

Поставщики

Рынок

Макрофакторы.

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос (интервью), наблюдение, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).

1. Первичные исследования: сбор данных при их возникновении.

 Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может последовать в устной или письменной форме. При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Виды интервью: письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное. Преимущества и проблемы: Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки. Пример: сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации.

Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение - планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Формы наблюдения: полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без него.

 Преимущества и недостатки: часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы.

Например, для наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты поведения прохожих: человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу; человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; взглянул на витрину, не вошел в магазин; прошел, не взглянув на витрину.

Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную. Формы: полевые, лабораторные. Преимущества и проблемы: Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег. Пример: тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы.

Панель - повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени. Панель имеет следующие основные признаки:
- предмет и тема исследования постоянны;
- сбор данных повторяется через равные промежутки времени;
- постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители.

Формы: торговая, потребительская, специальная. Преимущества и проблемы: Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели. Пример: постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов.

2. Вторичные исследования: обработка уже имеющихся данных.

Преимущества и проблемы: низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных.

Пример: анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики.

Орудия исследования: анкета, механические устройства.

В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – очень гибкий инструмент, т.к. вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно найти всегда целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.

Механические устройства. Например, электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт.

Телефон – лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе опроса по телефону интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Недостатки: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседе должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.

Почта –может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые не соглашаются на опрос. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулироанных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки.

Личный контакт – самый универсальный метод, но и самый дорогой и требует тщательного административного планирования и контроля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...