Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юридическая ответственность за экологические правонарушения




 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача — обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах РФ, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры. Наличие специализированного прокурорского надзора в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических нарушений, чем в районах, где таких прокуратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему составу. Но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее количество экологических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических правонарушений — причинение вреда ОПС. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарном правонарушении.

Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками. Если же они представляю общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред ОПС и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Подлежит возмещению в полном объеме и вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц.

Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.

Всякая деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, подлежит прекращению после рассмотрения судом или арбитражным судом.

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной ОПС.

При этом учитывают два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологического правила, исполнение которого входило в круг обязанностей нарушителя. Например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологическое право во внерабочее время.

К административной ответственности могут привлекаться организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Эта ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нарушающее законодательство об охране ОПС. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т.д.

Наиболее распространенная мера административного взыскания — денежный штраф, кроме этого, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т.д.

Мера административной ответственности определяется специально уполномоченными на то органами государственной власти.

Уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т.п.) за экологические правонарушения предусмотрена для случаев, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относятся, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов, путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

 

Экологический мониторинг

 

Экологический мониторинг(мониторинг окружающей среды)комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Сам термин “мониторинг” впервые появился в рекомендациях специальной комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды при ЮНЕСКО (СКОПЕ) в 1971 г., а на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. появились первые предложения по созданию Глобальной системы мониторинга окружающей среды. Однако такая система не создана и по сей день. Причиной этого являются слишком большие разногласия в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая заинтересованная отрасль создает свою локальную систему мониторинга.

Структура и состав экологического мониторинга целиком определяются целями его проведения и возможностями материального обеспечения. В зависимости от этих факторов определяется соотношение дистанционных и прямых методов наблюдения состояния компонентов природной среды или геотехнической системы.

В развитии мониторинга различают его формы — глобальный, региональный, локальный, точечный.

Все виды экологического контроля можно рассматривать с двух точек зрения. В одном случае объектом контроля являются вредные техногенные или естественные воздействия на природную среду. При этом необходимо определять количественные характеристики механических, тепловых, химических и других воздействий, что можно сделать различной контрольно-измерительной аппаратурой. Полученные результаты сравнивают с нормативными — предельно допустимыми для данных природно-климатических условий.

В другом случае объектом экологического контроля является собственно природная среда, подверженная или не подверженная (фоновый контроль) вредным воздействиям. При этом, как правило, определяют качество отдельных компонентов или комплексов природной среды, используя аналитические методы и измерения массы (объема) с целью выявления состава и концентрации тех или иных веществ.

Экологический мониторинг ставит своей целью дать ответы на следующие вопросы:

- каково состояние природной среды в данный момент и в рассматриваемый отрезок времени в сравнении с предшествующим состоянием (в абсолютной или относительной форме) и какие изменения (положительные, отрицательные) ожидаются в природной среде в прогнозируемый отрезок времени;

- в чем причины происшедших изменений и возможных изменений в будущем (в том числе нежелательных, губительных, критических) и что явилось, является или будет являться источником этих изменений (как правило, вредных техногенных воздействий);

- какие воздействия на данную локальную природную среду являются вредными (нежелательными или недопустимыми);

- какой уровень техногенных воздействий, в том числе в совокупности с естественными или стихийными процессами и воздействиями, происходящими в рассматриваемой природной среде, является допустимым для природной среды и отдельных ее компонентов или комплексов и какие резервы имеются у природной среды для саморегенерации состояния, адекватному исходному, принятому за состояние экологического баланса;

- какой уровень техногенных воздействий на природную среду, отдельные ее компоненты и комплексы является недопустимым или критическим, после которого восстановление природной среды до уровня экологического баланса является неосуществимым.

В нашей стране государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально - экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет регулярно ведутся наблюдения за изменением погоды, климатом. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Постепенно круг наблюдений становится все шире, растет число измеряемых параметров, все гуще становится сеть наблюдательных станций, — все это обуславливает разнообразие применяемых технических средств и методов контроля, требований к квалификации и специализации самих контролеров, нормативно-технической документации.

Наравне с инструментальными методами контроля в последнее время для индикации особо вредных веществ широко применяют методы биоиндикации. При этом уровень и состав вредных воздействий (выбросов, стоков) оценивают по состоянию, например некоторых мхов и лишайников, способных накапливать вредные примеси с изменением массы, цвета и др.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...