Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы экологического права и профессиональной ответственности




Право — единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Экологическое право — эта отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

В связи с резким обострением экологических проблем на современном этапе роль экологического права и в целом административно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие правовые документы: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Конституционные основы охраны ОПС закреплены в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную ОС и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, определяет организационные и контрольные функции органов власти, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Законы и кодексы в области ОПС составляют природоресурсную правовую основу, в их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира и др. Однако главным из этих законов является Закон РФ об охране ОПС (2001).

В этом главном природоохранном законе отражены следующие вопросы:

· право граждан на здоровую и благоприятную ОС;

· экономический механизм охраны ОПС;

· нормирование качества ОПС;

· государственная экологическая экспертиза;

· экологические требования при выполнении производственной или иной деятельности;

· чрезвычайные экологические ситуации;

· особо охраняемые природные территории и объекты;

· ответственность за экологические правонарушения;

· международное сотрудничество.

Другие, в том числе и вышеперечисленные законы, устанавливают правила использования и охраны отдельных компонентов ОПС, устанавливают нормативы предельно допустимых вредных воздействий (ПДК, ПДВ) и платы за соответствующие загрязнения в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и ОС.

Указы и распоряжения Президента выполняют ту же функцию, что и законы, однако являются более оперативным инструментом регулирования взаимоотношений.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны ОПС, в виде постановлений, инструкций, приказов и т.п. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, исполкомов, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны ОПС.

 

Государственные органы охраны ОПС

Центральным органом федеральной исполнительной власти в области охраны ОПС является Министерство природных ресурсов РФ. В его состав входят Федеральные агентства (водных ресурсов, по недропользованию, лесного хозяйства), а также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Этот государственный орган имеет соответствующие подразделения в субъектах федерации (например, в Новосибирской области имеется новосибирский областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов), а также во многих городах и районах. Министерство и его комитеты направляет и координирует всю природоохранную деятельность в стране, осуществляет контрольно-инспекционную деятельность, руководит заповедным фондом, развивает международное экологическое сотрудничество.

Важнейшими функциями местных комитетов по охране окружающей среды являются:

· проведение государственной экологической экспертизы;

· выдача разрешений на выбросы и сбросы вредных веществ;

· выдача разрешений на захоронение токсичных отходов;

· определение нормативов, лимитов и условий природопользования;

· координация деятельности экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Экологический контроль за состоянием ОПС, прежде всего атмосферного воздуха и поверхностных вод, осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). С этой целью в стране организована широкая сеть наблюдательных пунктов, постов, станций.

Ликвидация последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и производственными авариями, находится в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Важные функции в составе государственных органов экологического управления выполняют также Госатомнадзор России (вопросы, связанные с производством и использованием атомной энергии), Госгортехнадзор (контроль за использованием недр), МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортом, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

 

Экологическая экспертиза

Статья 33 Закона РФ об охране ОПС предусмотрено проведение экологической экспертизы. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.

Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз

Под государственной экологической экспертизой (ГЭЭ) понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой Госкомэкологии России.

Объектами ГЭЭ являются любые проектные и предпроектные документы, новая техника и технологии, продукция, сырье и материалы, вещества, а также проекты стандартов и нормативов.

ГЭЭ, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения ГЭЭ.

Все остальные виды экспертиз проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Закон “Об экологической экспертизе” (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т.д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики, без которой невозможно представить правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...