Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ




Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение

Высшего образования «Академия гражданской защиты

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

Ликвидации последствий стихийных бедствий»

Кафедра физики

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

изучения дисциплины: Электротехника и электроника
по направлению: 20.03.01 «Техносферная безопасность» (Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций)
квалификация (степень): бакалавр
форма обучения: заочная
срок обучения: 5 лет
курс: 2

 

Химки – 2017

    Утверждаю
Обсужден на заседании кафедры   Начальникзаочного  факультета
протокол №1   подполковник                           Нестеров В.А..
от «____» ___________ 2017 г.   «____» ____________ 2017 г.

 

 

 
Кафедра физики
ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН
изучения дисциплины Электротехника и электроника

по специальности: 20.03.01 Техносферная безопасность (Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций)

 

I. Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий

Курс

Всего часов

учебных занятий

по расписанию*

Из них по основным видам учебных занятий

Время, отводимое

на самостоятельную

работу

Отчетность за семестр

лекции семинары лабораторные  работы практические занятия групповые упражнения групповые занятия тактические (тактико-специальные) занятия и учения КШУ, военные (военно-специальные) игры курсовые работы (проекты, задачи) контрольные работы самостоятельные- занятия под  руководством преподавателя другие виды учебных занятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
2 14 6 4 4 - - 121 9
Итого: 14 6 4 4 - - 121 9

 



II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

 

п/п

 

 

Виды       учебных             занятий

 

Количество      часов

 

Тема и учебные вопросы занятия

 

Материальное обеспечение занятий (в том числе технические средства обучения)

 

Задание на самостоятельную работу

  литература   время        (в часах)
1 2 3 4 5 6 7
    14

2 курс

  121
    14

Раздел № 1. Основы теории электрических и магнитных цепей

  70
     

Тема № 1. Электромагнитные явления: основные понятия и законы

  5
1. Лекция (самостоятельно)    Занятие 1/1 Электромагнитное поле и его характеристики 1. Электромагнитное поле как вид материи. 2. Электрический ток и его характеристики. 3. Закон электромагнитной индукции.   Методические материалы, рекомендуемая литература   [1, 2, 4] 5
    10

Тема №2. Электрические цепи постоянного тока

  25
2.     Лекция     2 Занятие 2/1 Электрическая цепь 1. Электрическая цепь и ее элементы. 2. Топологические характеристики электрических цепей. 3. Законы электрических цепей постоянного тока.     Слайды, ТСО, электронные системы отображения информации (ЭСОИ)     [1, 2, 4] 5
3.   Лекция   2   Занятие 2/2Расчет электрических цепей постоянного тока 1. Эквивалентные преобразования схем электрических цепей. 2. Метод расчета электрической цепи с помощью законов Кирхгофа.   Слайды, ТСО, ЭСОИ   [1, 2, 4, 5] 5
4. Практическое занятие 2 Занятие 2/3 Решение задач 1. Расчет простых цепей постоянного тока методом эквивалентных сопротивлений. 2. Преобразование треугольника сопротивлений в звезду и наоборот. 3. Расчет линейных электрических цепей методом законов Кирхгофа. Методические материалы [1, 2, 4, 5] 5

 

1 2 3 4 5 6 7
5. Лекция 2 Занятие 2/4 Основные методы расчета сложных электрических цепей 1. Метод узловых потенциалов. 2. Метод контурных токов. 3. Метод эквивалентного генератора. Слайды, ТСО, ЭСОИ [1, 2, 4, 5] 5
6. Практическое занятие 2 Занятие 2/5 Решение задач 1. Расчет линейных электрических цепей методом узловых потенциалов. 2. Расчет линейных электрических цепей методом контурных токов. 3. Расчет линейных электрических цепей методом эквивалентного генератора.. Методические материалы [1, 2, 4, 5] 5
     

Тема №3. Линейные цепи однофазного синусоидального тока

  10
7. Лекция (самостоятельно)   Занятие 3/1 Синусоидальный ток 1. Основные характеристики синусоидального тока. 2. Представление синусоидальных функций времени векторами на комплексной плоскости. Векторные диаграммы. 3. Законы электрических цепей синусоидального тока.     Методические материалы, рекомендуемая литература     [1, 2, 4, 5] 5
1.   8 Лекция (самостоятельно)   Занятие 3/2 Пассивные элементы в цепях синусоидального тока 1. Цепь синусоидального тока с последовательным и параллельным соединением R, L и C. 2. Мощность в цепях синусоидального тока: полная и реактивная мощности. 3. Явления резонанса в цепях переменного тока. Методические материалы, рекомендуемая литература   [1, 2, 4, 5] 5

 

1 2 3 4 5 6 7
    2

Тема №4. Трехфазные цепи синусоидального тока

  10
9. Лекция (самостоятельно)   Занятие 4/1 Трехфазная система 1. Устройство трехфазной системы и ее преимущества. 2. Анализ трехфазных цепей при соединении фаз приемника «звездой» при наличии нейтрального провода 3. Анализ трехфазных цепей при соединении фаз приемника «треугольником» 4. Активная, реактивная и полная мощности трехфазной симметричной системы      Методические материалы, рекомендуемая литература   [1, 2, 4] 5
10. Лабораторная работа 2 Занятие 4/2 Лабораторная работа по теме: «Трехфазные цепи синусоидального тока» Лабораторный комплекс учебного оборудования по Э и Э [1, 2, 4]   5
    2

Тема №5. Переходные процессы в линейных электрических цепях

  15
11. Лекция (самостоятельно)   Занятие 5/1 Переходные процессы 1. Понятие переходного процесса. 2. Законы коммутации и начальные условия. 3. Переходные процессы в цепи постоянного тока с одним индуктивным элементом. 4. Переходные процессы в цепи постоянного тока с одним емкостным элементом.     Методические материалы, рекомендуемая литература     [1, 2, 4] 5
12. Лекция (самостоятельно)   Занятие 5/2 Расчет переходных процессов в электрических цепях 1. Разрядка емкостного элемента в цепи с резистивным и индуктивным элементами. 2. Подключение неразветвленной цепи с индуктивным, емкостным и резистивным элементами к источнику постоянной ЭДС. Методические материалы, рекомендуемая литература [1, 2, 4] 5
13. Лабораторная работа 2 Занятие 5/3 Лабораторная работа по теме  «Переходные процессы в линейных цепях с емкостью». Лабораторный комплекс учебного оборудования по Э и Э [1, 2, 4]   5

 

1 2 3 4 5 6 7
     

Тема №6. Анализ и расчет магнитных цепей

  5
14. Лекция (самостоятельно)   Занятие 6/1 Магнитные цепи 1. Основные характеристики магнитного поля тока. 2. Основные законы для магнитной цепи. 3. Расчет магнитной цепи. Прямая задача. 4. Расчет магнитной цепи. Обратная задача   Методические материалы, рекомендуемая литература   [1, 2, 4] 5
     

Раздел № 2. Прикладные аспекты электротехники

  21
     

Тема №7. Электроизмерительные приборы и методы измерения электрических величин

  5
15. Лекция (самостоятельно)   Занятие 7/1 Электроизмерительные приборы 1. Электрические измерения 2. Классификация измерительных приборов 3. Системы электроизмерительных приборов 4. Методы измерения электрических величин Методические материалы, рекомендуемая литература [1, 2, 4] 5
     

Тема №8. Электрические машины

  16
16. Лекция (самостоятельно)   Занятие 8/1 Машины постоянного тока 1. Устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока. 2. Выпрямление переменной ЭДС посредством коллектора и щеток. 3. Реакция якоря. 4. Коммутация в машинах постоянного тока. Методические материалы, рекомендуемая литература [1, 2, 4] 8
17. Лекция (самостоятельно)   Занятие 8/2 Асинхронные и синхронные электрические машины 1. Асинхронный двигатель. Принципы работы, характеристики, параметры, области применения. 2. Синхронный двигатель. Принципы работы, характеристики, параметры, области применения. Методические материалы, рекомендуемая литература [1, 2, 4] 8
     

Раздел № 3 Основы электроники

  30
     

Тема №9. Полупроводниковые приборы

  15

 

1 2 3 4 5 6 7
18. Лекция (самостоятельно)   Занятие 9/1 Полупроводниковые диоды 1. Электрические свойства полупроводников. Виды электропроводимости в полупроводниках. Донорное и акцепторное легирование полупроводников. 2. Электропроводность p-n перехода двух полупроводников. 3.  Полупроводниковые диоды: классификация, назначение, схемы включения, характеристики и параметры.  Методические материалы, рекомендуемая литература [1-4] 7
19. Лекция (самостоятельно)   Занятие 9/2 Биполярные транзисторы 1. Устройство и принцип действия БТ. 2. Режимы работы БТ. 3. Схемы включения БТ. 4. Полевые транзисторы. 5. Тиристоры Методические материалы, рекомендуемая литература [1-4] 8
     

Тема №10. Основы цифровой электроники

  5
20. Лекция (самостоятельно)   Занятие 10/1 Основы цифровой электроники 1. Логические элементы. 2. Основные элементы алгебры логики. 3. Элементная база цифровых устройств.   Методические материалы, рекомендуемая литература [1-4] 5
      Тема №11. Оптоэлектронные приборы     5
21. Лекция (самостоятельно)   Занятие 11/1 Оптоэлектронные приборы 1. Классификация оптоэлектронных приборов. 2. Электровакуумные фотоэлементы и фотоумножители. 3. Полупроводниковые фотоприемники. 4. Жидкокристаллические индикаторы.     Методические материалы, рекомендуемая литература [1-4] 5

 


 

1 2 3 4 5 6 7
      Тема 12. Электровакуумные приборы     5
22. Лекция (самостоятельно)   Занятие 12/1 Электровакуумные приборы 1. Устройство и принцип действия электровакуумных приборов. 2. Электронно-лучевая трубка. 3. Газоразрядные приборы. 4. Специальные электровакуумные приборы.   Методические материалы, рекомендуемая литература [1, 2] 5
23. Устный  экзамен 9   Билеты с контрольными вопросами и задачами    





III. ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Немцов, М.В.  Электротехника и электроника: учебник/ М.В. Немцов. – Москва: Высшая школа, 2007. – 560 с.

2. Электротехника и электроника: учеб. пособие для вузов/ В.В. Кононенко [и др.]; под ред. В.В. Кононенко. – 3-е изд., испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 784 с.

3. Марченко,А.Л Основы электроники: учебное пособие/А.Л. Марченко. –М.: ДМК Пресс, 2013. -292 с.: ил., табл.

 

б) дополнительная литература:

 

4. Касаткин, А.С. Электротехника: учебник/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов. – 11-е изд. стер. – Москва.: Академия, 2008. – 544 с.

5. Андреев, А.И. Расчёт электрических цепей по дисциплине электротехника и электроника: учебное пособие/  А.И. Андреев, Н.Д. Григорьев, А.И. Самсонов. –  Новогорск: АГЗ МЧС РФ, 2003. – 72 с.

6. Булгаков, В.И.  Лабораторный практикум по курсу: «Электротехника и электроника» с использованием многофункционального модульного комплекта/В.И. Булгаков, Р.Г. Никитин; АГЗ МЧС РФ. –  Химки.: АГЗ МЧС РФ, 2010. – 39 с.



IV. ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

         Содержание дисциплины базируется на знаниях разделов электростатики, постоянного электрического тока и электромагнетизма курса общей физики и разделов курса высшей математики: векторная алгебра; математический анализ включающий дифференциальное и интегральное исчисление; теорию дифференциальных уравнений; теорию функций комплексных переменных.

     Дисциплина служит для общеинженерной подготовки обучаемых и создания теоретической базы для изучения последующих специальных дисциплин, связанных с автоматизацией технологических процессов, электроснабжением и электрооборудованием объектов.

 Преподавателям, ведущим занятия, рекомендуется:

- при выполнении самостоятельной работы по расчетам линейных электрических цепей особое внимание обучаемых необходимо уделить вопросам решения систем линейных алгебраических уравнений и алгебраическим операциям с комплексными числами.

После прохождения темы №2 (Линейные цепи постоянного тока) выдается первое домашнее задание.

Дисциплина «Электротехника и электроника» изучается на лекциях, практических занятиях и лабораторных работах, а также во время самостоятельной работы обучающихся.

На лекциях в систематизированном виде излагаются наиболее общие понятия электротехники и электроники, выводятся основные расчетные зависимости, необходимые для решения типовых задач. При чтении лекций используются плакаты, слайды и другие дидактические материалы, обеспечивающие наглядность и доступность обучения. Активизация познавательной деятельности обучаемых достигается использованием элементов проблемного обучения, а также показом важности изучаемых вопросов и явлений для дальнейшей практической деятельности.

На практических занятиях, проводимых в составе учебной группы, обучаемые приобретают навыки и умения по использованию теоретического материала для решения задач после совместного обсуждения плана их решения, решается обучающимися самостоятельно. Активизация познавательной деятельности обучающихся достигается подбором, по возможности, прикладных задач, созданием проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов, более полным (по сравнению с лекциями) раскрытием физической сущности рассматриваемых явлений и процессов. Для повышения наглядности обучения на занятиях используются различные модели, макеты и плакаты.

При проведении лабораторных работ группа делится на две подгруппы, с каждой из которых работает отдельный преподаватель. В процессе этих занятий обучающиеся знакомятся с лабораторным оборудованием и измерительными приборами, получают навыки проведения измерений, обработки и обобщения результатов экспериментов. В процессе занятия каждый обучающийся оформляет отчет, который должен быть подписан преподавателем. Защита отчетов происходит в индивидуальном порядке, как правило, во время занятия. При недостаточной подготовленности обучающегося повторная защита производится за счет времени, отведенного на самостоятельную работу.

Для обеспечения должной подготовки обучающихся к лабораторной работе (частичной подготовки отчета, изучения руководства, конспектов лекций и др. накануне работы в течение одного академического часа проводится целевая самоподготовка под руководством преподавателя).

Время, отведенное на самостоятельную работу над дисциплиной, используется для изучения теоретических вопросов по конспекту лекций, учебникам и учебным пособиям, а также для выполнения 3-х домашних контрольных (расчетно-графических) заданий.

Контрольное домашнее задание включает решение одной типовой задачи различными методами по основным темам дисциплины. Сроки их выполнения определяются в начале семестра на заседании предметно-методической комиссии.

 При всех формах контроля текущей успеваемости каждому обучающемуся выставляется оценка по четырехбальной системе. Результаты текущего контроля являются основой для внесения оперативных изменений в ход изучения дисциплины. Они также учитываются во время приема экзаменов.

В качестве итогового контроля знаний и умений обучаемых по дисциплине служит экзамен, проводимый в конце курса обучения. Экзамен проводится в устной форме по экзаменационным билетам, каждый из которых включает два теоретических вопроса и одну задачу.

Для допуска к экзамену обучающийся должен:

– выполнить все лабораторные работы, подготовить отчеты по ним и защитить их;

– выполнить и защитить все задачи контрольного домашнего задания.

Для обеспечения объективности оценки знаний разработаны критерии для выставляемых на экзамене оценок, а экзамен у каждого обучаемого принимается двумя преподавателями. Разработан и утвержден также перечень программных вопросов (задач), знание (умение решать) которых обязательно для получения на экзамене удовлетворительной оценки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...