Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Греческая лирика и ее форма




 

В 7 веке до нашей эры — распадается родовая община, происходит формирование городов-государств. Происходят очень серьезные изменение, это очень болезненный, тяжелый политический процесс.

 

В 3 веке до нашей эры греческий историк и политолог Полибий попытался осмыслить те процессы, которые происходили 4 века назад. У него была очень хорошая «лаборатория», так как городов-государств было много, и Полибий смог сделать множество обобщений и хорошо исследовать становление государственности.

Полибий сформулировал основные принципы циклического движения истории:

  1. При общине были басилеи — племенные вожди. Цари пытались удержать свою власть. Царь должен был быть мудрым, сильным, дипломатом, милосердным. Поэтому на царскую власть выбирали человека лучшего. Но так как власть передавалась по наследству, то происходил процесс вырождения — наследники царя становились слабыми, не могли справиться с управлением. Совершается переворот, появляется олигархия — власть богатых. Например, традиционно олигархия была в Спарте, в Риме (сенаторы — представители аристократических, богатейших родов).
  2. Люди, которые совершают переворот, точно так же сильные, умные и так далее, но их наследники могут не унаследовать эти качества. Поэтому олигархия тоже вырождается, и на восстание поднимается уже народ.
  3. Третья форма власти — демократия, власть народа. Народ изначально тоже создает свои формы правления — это вече, «эклесия», правит очень мудро и хорошо, но вырождение свойственно и ему. Сначала при принятии законов люди думают о государственных нуждах, но затем начинают думать о себе — тоже вырождение, особенно если нет мудрого вождя. Фактически, происходит распадение государственной системы — появляется охлократия (власть толпы).
  4. Тогда среди граждан находится кто-нибудь, кто решает переделать все, захватывает власть — появляется тирания(так же монархия). И начинается новый круговорот.

 

Слово «тиран» наполняется отрицательным значением только в эллинистический период, когда появилось несколько жестоких тиранов-парвителей.

При такой острой плитической борьбе (смена власти могла случиться несколько раз за 100 лет, как, например, в Афинах) была нужда в особо сильных способах агитации. Эпос не могу выражать все эти перепады — он громоздок, сложен, величав, требует много времени на создание его, он, в конце концов, рассказывает о прошлом. А нужно что-то современное, актуальное, потребности эпохи таковы, что нужна какая-то индивидуальность в литературе (а эпос — выражение формы мышления в литературе).

Именно поэтому в Греции складывается новая форма литературы — лирическая поэзия — авторская литература. В основании формирования лирики также как и у эпоса лежала большая историческая основа. К тому времени у греков была развита обрядовая поэзия.

 

Формы обрядовой поэзии:

  1. Каждое событие в земледелии греки сопровождали не только пением, н о и плясками. По их меркам это было красиво (а что красиво — то приятно божеству), и отсюда возникает целый ряд словесных форм поклонения божеству. Греки не столько молились, сколько сочиняли гимны (Гимн = «хвала»). Хотя отдельные боги требовали отдельных форм. Например, Апполону сочиняли пеамы. Дионис тоже имел свои песнопения — дифирамбы. Причем названия многих гимнов были связаны с формами их исполнения. Если гимн исполнялся во время движения (когда хор шел) — это называлось просодия. Хоры тоже были разные: девичьи (парфении), юношеские. Девичьи хоры были только в общинах, где женщины были относительно свободны: в дорических и ионческих общинах. В эонических общинах девушки не принимали участия в праздниках.

 

  1. Разные этапы жизни человеков тоже сопровождались песнями. Гименеи пели, когда люди женились. Пели также эпиталамии — песни, когда жених только приехжает за невестой. На похоронах пели плачи — трен (или френ). Даже на обычных застольях по поводу каких-то личных события пели схолии. Пели энкомии — прославления. В честь героев спортивных состязаний пели эпиникии. С точки зрения общины такие застолья поощрялись, потому что все греки были в очень тесной связи с соседями (в бою они сражались рядом), и совместные застолья сплочали их, и воевали они более решительно.

 

Нужна была лирическая форма, которая отличалась бы:

  1. сравнительной гибкостью форм
  2. простотой этой формы
  3. краткостью
  4. возможностью применить ее в разных ситуациях
  5. мобильностью
  6. возможностью отразить современность
  7. возможностью отразить индивидуальность автора

 

Олимпийские игры начались в 874 (?) году до н.э. На них соревновались как спортсмены, так и поэты, ораторы. Кроме Олимпийских игр были Пифийские игры и разные другие, где поэты могли соревноваться — это способствовало развитию лирики.

Лирика в первую очередь исполнялось как музыкальное произведение, она была в первую очередь пением на публике. Греческая лирика — симбиоз музыки и словесного оформления. Сперва исполнялась под лиру, потом появились другие: флейта, например. Спектр музыкальных инструментов расширялся. Греки не признавали музыки без сопровождения слова; музыка без слов — овлетика — была долгое время под запретом, потому что воздействие музыки на эмоции греки чувствовали, но не могли рационально объяснить. Музыку без слов разрешили только в 5 веке, после Платона.

 

В 7-6 веках до н.э. рождаются 4 разновидности поэзии:

  1. Элегия — в греческом мире это была форма поэзии, при помощи которой личность обращается к коллективу, написанная дистихом (двустишьями). Первая строка писалась гекзаметром, вторая — пентаметром (это на 1 слог меньше). Эмбатерии (военно-патриотические элегии) — марши для войска. Еще есть социально-политическая элегия.
  2. Ябм (ямбическая поэзия) — изначально была связана с культовыми обрядами, посвященными богам плодородии. Греческая традиция связывает ямб с культом богини Деметры. По легенде, Деметра скиталась по свету, грустя по дочери Персефоне, устроилась няней, где ее смешила служанка Ямб. Изначально ямб — это очень грубая, разговорная речь. Ямбическая система первоначально развивалась в рамках государственной системе, пока не произошло разделение на комические и трагические стили.
  3. Мелос(мелическая лирика) — исполнялся в сопровождении не только музыки, но и танца. Имеет 2 разновидности, одна из которых - монодическая лирика. Обычно мелос соединяет хорей и дактиль.
  4. Хоровая лирика— чаще всего написана большими строфами.

 

 

I Эмбатерии:

 

Тертей — легендарный автор эмбатериев. Он создал образцовую форму маршевой поэзии. С его именем связана легенда: когда Спарта воевала с Мегарянами и не могла выйграть, спартанцы обратилась к Афинам. Афины обещали подмогу. Спартанцы увидели вдалеке на дороге облачко пыли, но это оказался всего лишь один человек — Тертей. Он взял лиру и так вдохновил спартанцев, что они наголову разбили врагов.

Для греков очень важен был духовный настрой войска.

 

Произведения Тертея призывают к доблести. Он пытается воспитать в воинах чувство патриотизма, полисного коллективизма. Это серьезное отличие от Гомера: у него Ахиллес пытается добыть себе славу. Формируется новый образ человека общественного — гражданина полиса.

Сохранились несколько его эмбатериев, иногда не полностью.

 

II Авторы социально-политических элегий:

 

Солон — по рождению принадлежал к аристократии, возводившей род к басилеям, но монархия была свергнула, Солон бедствовал и был вынужден заниматься ремеслами. Солон — человек, который вернул Афинам остров Соломин. С этим Соломином были очень большие проблемы. Пока афиняне разбирались между собой по каким-то проблемам, меганяне захватили этот остров и гавань Афин оказалась под угрозой. Власти запретили вообще упоминать Соломин всуе. Солон притворился умалишенным, вышел в центр города и спел свою элегию «О Соломине», содержащую 100 строк, из которых до нас дошло 8. Этот запрет был отменен, а Солон какими-то политическими действиями вернул остров Афинам. Так началась его политическая карьера. Он стал архонтом — третейским судьей во всех политических спорах, за что не получал денег. А споры были жестокие, потому что аристократия прижимала народ, народ бунтовал. Первое, что сделал Солон — использовал налоги, чтобы выкупить сограждан из долгового рабства. Долги у крестьян появлялись из-за того, что трудно было взращивать хлеб и приходилсь у богатых людей брать в долг зерно. Появлялись «долговые столбы» на участках у крестьян. Людей, не возвращавших долг, забирали в рабство — а раньше никогда нельзя было продавать в рабство сограждан, только пленных, а появление рабов-греков — это плохой знак. Поэтому Солон и делает такой шаг, о чем и пишет в своих элегиях (он вообще обо всем, что делал, писал в своих элегиях). Солон прижимает богатых, принимая решения в пользу бедняков. Об этом у него тоже есть элегия. Он действительно поддерживал народ. Понемногу он начинает изменять социальное устройство Афин: постепенно лишает прав Ареопаг, передает права Народному собранию, эклесии, а с помощью эклесии восстанавливает суд присяжныхгелею (суд всех граждан). Таким образом, Солон создает демократическую конституцию в Афинах.

Он вводит один закон за другим, которые оказываются очень удачными. Например, принял закон, по которому можно передавать землю не только по мужской линии, но и по женской. Принял закон, по которому можно было контролировать доходы граждан (откуда взяли деньги, честным ли путем). Законы Солона потом чтились очен высоко в Греции. Еще при его правлении его начали считать мудрейшим, входит в список семи мудрецов.

Но все его меры были половинчатыми: он стремился учесть интересы всех.

Каждый год происходил остракизм — суд черепков, по его результатом могли изгнать политического деятеля. Если имя деятеля было больше чем на половине черепков, то он удалялся из Афин. Каким-то образом афиняне изгнали Солона :( Солон отправился странствовать, посетил кучу стран, и в Азии с ним случилась интересная история.

В Азии жил легендарный богатейший человек — царь Крёз, у него было очень много богатств. Этот царь прослышал, что в его царство попал Солон и решил позвать его к себе. Он призвал его к себе, провел по своим закромам и спросил: «Солон, кто самый счастливый человек на земле?». Солон очень удивился и сказал: «Я знал одну женщину, которую назначиди жрицей Деметры, но у нее не было животных, чтобы по традиции приехать на повозке в храм. Тогда два ее сына запряглись в повозку, и их мать прославилась тем, что она родила таких сыновей. На следующий день они не проснулись, Деметра их забрала к себе таких хорших, а мать умерла в почете». Крёз сказал: «ну ладно, а еще кто самый счастливый человек?», Солон ответил: «Жил крестьянин, воевал, умер в любви», Крёз отвечал: «о чем ты мне рассказываешь, я тебя не о том спрашиваю». Солон сказал: «Жизнь того я назову счастливым, если ход ее свершен».

На Крёза пошел войной Дарий. Только один храм правильно ответил на вопрос, что Дарий делал в определенный момент — варил черепаховый суп. Они сказали ему: «Если выступишь в поход, погубишь великое царство». Крёз обрадовался и пошел войной на Дария, и проиграл. То есть это его царство было великим.

Дарий захватил его в плен, и Крёз вскричал: «О Солон, ты был прав!». Дарий начал распрашивать его о Солоне, и в итоге Дарий проникся.

(эти все истории у Плутарха рассказаны)

После ухода Солона захватил власть в Афинах Писистрат. Он недолго прожил, у него было 2 наследника — Гиппий и Гепарх, на которых он хотел переложить власть. На них было впервые в истории совершено покушение. Гармодий и Аристогитон — те, кто должны были совершить убийство. Гармодий, юноша, был убит на месте, но успел убить Гиппия, а Гармодия схватили живым и он умер в мучениях. Гармодию и Аристогитону воздвигли памятник как тираноубийцам.

 

Еще один автор элегий:

 

Феогнит — мегарянин, аристократ, принадлежал к олигархии. Но Мегары были вообще под влиянием Афин, поэтому и у них установилась демократия. Феогниту пришлось бежать из родного полиса. Он нашел приют у царяПолипая, который получил ему воспитывать наследника — Кирна. Кирну Феогнит посвятил множество стихов. Своего воспитаннику он внушал ненависть к народу («черному, гадкому»). Об этих политических взглядах можно судить из его книги в 1400 строк. Но сейчас ученые считают, что не только элегии Феогнита вошли в эту книгу, а еше и Солона, и других современников. Настрой книги — пессимистический, мрачный. Например, Феогнит советует «наступить крепкой пятой на народ». Феогнит разделяет людей на подлых и низких и говорит о том, что этот народ губит государство. А хорошие люди не губят государство .___.

Феогниту было трудно в жизни, потому что когда он бежал с родины, то бежал ни с чем и жил в бедности. Скепсис и пессимизм очень характерен для его книги. «Лучшая доля — на свет никогда не родитья», пишет он. При этом он ощущает, что его время уходит, смерть не загоняет, и он размышляет о памятнике себе, который сохранился бы в векам — и приходит к выводу, что лучший памятник — это поэзия (что потом повторит Горация, А потом Пушкин и Державин в «Памятнике»).

 

III Авторы ямбов:

 

Архилох. Ямбы - смеховая, бранная культура, площадная. Архилох очень подходил для этого. Он не очень любил свою родину, описывал ее не очень приглядно. Архилох был сыном знатного человека и рабыни, а это значило, что он был не гражданином, а так как у него не было прав на землю — он был никем, был странником, изгнанником. Отец его, видимо, очень трогательно относился к матери, и поэтому дал Архилоху очень хорошее образование. Архилох был своего рода образованным бродягой. Он вынужден был скитаться, и чтобы не умереть с голоду, он в конце концов стал наемником, воевал в наемном войске.

 

 

Ноября

 

Архелох — наемник, первый поэт, использовавший ямбический стих. Презрительное отношение к нормам приводит к тому, что он прославился как человек, оригинально мыслящий, но его не любили. Для его поэзии характерен эмоциональный накал.

Мимнерм из Кологорма — писал любовные стихи, соц-полит лирику. Эротическая поэзия.

Монодическая лирика: Алкей, Сафо, Анакрион.

Алкей — политические строки.

Сафо — тетка. Поэтесса любви, создатель глубокой психологической лирики.

Анакрион — вино, любовь, женщины.

 

 

16 ноября

 

Драматургия Эсхила

525-426

Эсхил происходил из аристократического рода, но во время классовой борьбы разделял демократ убеждения. Он жил в эпоху больших волнений. Считал, что демократия — прогрессивное учение.

506 — реформы Клисфена. Был впечатлен.

Появилась внешняя угроза Греции: Персия с Дарием решила завоевать Грецию. Персия — почти вся Азия. Ряд полисов перешел на сторону Персии.

Эсхил оказывается среди тех бойцов, которые принимают один из первых боев с персами. 490 год — Марафонская битва, Эсхил участвовал как гоплит (конный воин). Греки победили, тактически это была бессмысленная победа, но в нравственном плане это было очень важно. Марафонская дистанция — 42 км до Афин из Марафона, греки ее пробежали, чтобы спасти Афины от персов.

Эпитафия на могиле Эсхила: «... марафонская роща хранит его славу...».

Через 10 лет персы снова начали завоевывать во главе с Ксерксом. Решили переправиться через Дарданеллы, построили мост, началась буря, Посейдон все разрушил! Ксеркс приказал бить море, и это помогло!

Триста спартанцев в Фермопилах защищали их от персов.

Начали брать Афины, но там всех уже эвакуировали. Персы разрушили Акрополь и срубили священную оливу Афин! Это был ужас!

480 год до нэ. Саламинское сражение, греческое войско возглавляет Фемистокл. Греки предпринял какую-то фишечку и заманили персидский флот в какое-то узкое место. Греки победили.

Рассвет классической Греции.

 

Этапы творчества Эсхила.

1 — трагедия «Персы»

2 — трагедия «Молящие».

 

- Во времена Эсхила пишут трилогии, которые ставятся в течение целого дня.

- Трагедия 1 периода близка к хоровому пению, исполняет плач по усопшим, партия хора занимает 2/3 текста

- идет диалог между хором и солистом, отвечающим на вопросы хора

- вестник, отдельная фигура, рассказывает о событии

 

«Персы» - вторая часть трилогии. «Финей» - 1 часть, «Главк» - 3 часть.

«персы» поставлены в 472

 

Демократия более прогрессивна, чем восточный деспотизм.

Эсхил избирает форму плача персидских старейшин по погибшему войску, то есть действие происходит в столице Персии.он описывает войска персов почти как демонов. Персы беспокоятся о войске. Жду вестников из Греции. Появляется царица Атоса, мать Ксеркса. Попытка индивидуализации образа: с одной стороны волнение, с другой — показная уверенность как у государственного человека. Ей снился страшный сон. Появляется вестник и рассказывает, как там все было и как персов расхерачили. Взывают к тени Дария, она появляется. Что же делать персам после такого эпического поражения?! Дарий говорит сыну, что он слишком гордый и взвалил на себя слишком много. И Дарий предрекает, что персы и на суше будут не окей воевать. В последнем акте персы проиграли, несчастный Ксеркс рыдает, жалуется, какой он бедняжка. Конец — плач по утраченному персидскому могуществу.

 

«Семеро против Фив» - драма на сюжет войны сыновей Эдипа, и еще драма «Прометей прикованный»

- актеры общаются друг с другом без хора

- хор сократили наполовину

- пролог (новелла с предысторией)

- индивидуализированный хар-тер героя по гомеровским традициям

Прометей носитель огня, прометей прикованный, прометей освобожденный.

Историческая основа - трагедии замечательная, Эсхил — эпохальный, исторический поэт. В «Прометее» мы видим развитие цивилизации от родоплеменного строя до рабовладельческой демократии.

Фактически, Прометей — то существо, которое дало толчок развитию человеческого прогресса. Эсхил ставит еще одну очень важную тему мировой драмы: тему свободы выбора. Из мифов мы знаем, что Прометей или дядюшка Зевса, или его брат (двоюродный). Он сам титан, и он внук Геи-земли, и из-за того, что он связан с Геей, он прорицатель, знает будущее, закрытое от Зевса. Прометей — создатель человека после потопа. Итак, он узнает, что Зевс решил род людской уничтожить и новый создать. До того, как Прометей помог людям — они жили в полной дикости. Прометей похищает из кузницы Гефеста в тростниковой трубочке огонь и дает его людям. Поскольку он прорицатель, он знает о том, что за этот проступок он будет подвергаться страданиям, включающим в себя скалы и орла. Он сознательно совершает такой поступок, и именно об этом с трагедии Эсхила он заявляет. «И смертным помогая, готовил казнь для смаого себя».

По идеям эта трагедия совершенно новаторская, разрушающая древний мир, она возможно только после победы греков над персами.

Когда мы встречаемся с прикованным Прометеем (в самом начала трагедии), его ведут на казнь. Приковать его должен Гефест. Ну а дальше трагедия развивается в статичном плане — к прикованному Прометею приходят люди и боги. В Трагедии мы видим не драму действия, а драму характеров — Прометей ничего не делает, только отвечает на разные вопросы.

К распятому Прометею приходят океаниды — сочувствующие существа, мягкие, женственные, гуманные. Хор состоит как раз из океанид.

Первым, кто приходит к Прометею вслед за океанидами — титан Океан. Он воплощает в себе тип расчетливого придворного. Прометей, хоть и распятый — бог. Потом прибегает несчастная Ио.

Прометей вообще учитель человеческого рода — он дал, кроме огня, много благ, и в трагедии они перечислены: мышление, счет, память и письменность, домостроение и кораблестроение, добыча руд и металлов, изготовление орудий, способность различать по движению звезд время, врачевание и лекарство, и даже творческое воображение. Чувак.

Но люди не приходят к Прометею — они далеко. Зато к нему приходит еще одно божественное существо, выражающее основной замысел трагедий — посланник Зевса Гермес. Он приносит Прометею веления Зевса, который требует от распятого Прометея раскрыть ему тайну гибели самого Зевса. Но Прометей — существо, привыкшее торговаться (не зря он бог торговли), и он предлагает Зевсу сделку. Тут я запуталась — Прометей отказывается от всего и продолжает висеть на скале.

Прометей — духовно свободен.

Трагедия завершается конфликтом между Прометеем и Зевсом, Зевс разгневан, что Прометей не хочет раскрыть его будущее, и он низвергает его вместе со скалой в море. А там океаниды. Зевс, кстати, в этой трагедии не появляется, но Эсхил довольно полно воссоздает облик властителя — а Зевс здесь явно нелицеприятный, тиран, насильник, да еще и трус, опасающийся за свой трон.

 

3.Третий период творчества Эсхила знаменуется новыми особенностями драматургии. Эсхил уже не молод, и в это время приходит новый драматург, Софокл, который вводит третьего актера, и именно третьего актера использует в своих трагедиях Эсхил. Все больше действия передается актерам, все меньше — хору, индивидуализируются характеры и за счет этого появляется напряженное драматическое действие.

К этому периоду относится трагедия «Аристея». Эсхил продолжает использовать трилогический принцип, но делает это иначе. 3 сюжета связаны неразрывно, и тут уж сохранились все 3 части.

Аристея возвращает нас к трагедии конфликта старого и нового. Эсхил показывает разложение моральных и нарвственных законов старого рода, мораль и этика устаревает, и Эсхил рисует портрет новой морали и этики демократического государства. Названия трех частей: «Агамемнон», «Хоэфоры» или «Возлияние у гроба», «Эдминиды» (по имени новых божеств, поселившихся в Аттике благодаря Афинам.

Фактически, Эсхил в этой драме решает проблему возмездия за преступление. Древняя форма очень страшна: око за око, зуб за зуб, она способствовала только истреблению граждан (порождает только новые преступления), была еще форма вирры (искупления), но это тоже была безнравственная вещь. Такая мораль должна уйти в прошлое, и должна появиться новая нравственная основа. Эсхил использует древний миф для того, чтобы осветить афинскую демократию как величайшее божественное творение. Из этого творения даже проистекал союз Аргоса и Афин, пож него подводилась некая мифологическая основа.

Основа трагедии — история рода Пелопса. Пелопс сам не чист перед богами. Отец его возлюбленной боялся выдавать ее замуж, вызывал всех мужиков на состязание, и головы мужиков окружали дворец. Пелопс в итоге женится на этой жевушке. Кто-то сбрасывается со скалы. Начинаются разные гадости.

 

Каллимах (310-214)

Придворный поэт Птолемеев. Теоретик эстетики. Сторонник малой формы, противник банальностей. Нападет на киклическую поэзию (на большой эпос). Особенно его раздражает невозможность придать большой форме красивый вид. «Ассирийская река многоводна, но вода ее несет многоводна».

Идея создания малой формы — элегии. Не отказывается от мифологии. Блестяще владел стихом, но не гений.

Эпиллий, Гекалл. Предлагает местные малые мифы о жизни Тесея. Домашней сцене уделено много внимания. Уходит на охоту, возвращается. Узнает, что старушка умерла, устраивает игры в ее честь. Описывает один эпизод.

Причины — сборник повествовательных элегий в четырех книгах. Обращается к малазийским, римским преданиям. Важна оригинальность трактовки, вывод элегий бывает неожиданным. Ищет новую форму.

Жертвоприношение волос. Монолог о том, как прекрасна и близка к богам его госпожа Логана.

Каллимах учится и учит выражать свои собственные чувства. Любовь не содержит ничего отвлеченного сверхчеловеческого и сентиментального. Ирония и самоирония. Образованный поэт, обычные люди изображены с высока.

Каллимах сохраняет традицию, он является важным звеном в в латинской поэтической линии. Был по сути поэтом любовным, ему принадлежит форма чего-то там.

Способ литературного мышления — эпиграммы, короткий афористический способ, просто короткая надпись. На Симона-мизантропа.

Аргонавтика.

Тема маленького человека.

Пастораль. Сценки деревенского характера. Характерный для феогнида идиллический стих. Идиллическая — начало пасторальной поэзией, основы всего остального

 

 

Римская литература

12 век до нэ. Формируется рабовлад гос-во. Зачатки цивилизации италиков. Первые поселения италиков в районе между римом и неаполем. На вост побережье живут этруски с полисной системой. Царская власть у них!

 

 

Декабря

Софокл

 

ретардация — задержка действия, гомеровский прием.

Прием трагической иронии — основан на знании мифа.

прием перипетии.

Софокл написал семь трагедий, написаны они были в порядке: Аякс, Трахиянки, Антигона, Царь Эдип, Электра, Фелактит, Эдип в Колоне.

 

Антигона

фиванский цикл мифов, конечная судьба двух его дочерей. Столкновение традиций с государственным законом. Гибель протагониста — центрального персонажа, который и искупает грех.

Правда Антигоны, которая выступает против несправедливого закона, нарушающего нравственность и семейное право.

Правда Креонта.

Столкновение.

Открывается сценой беседы двух сестер, антитетичных по своей сути. Обсуждают приказ царя, из этого разговора является то, что Антигона готова сделать все, может отдать жизнь за убеждения. В одиночестве ночью антигона отправляется из города, хоронит Полиника как положено. На утро Креонту доносят, что кто-то похоронил Полиника. Креонта сразу понимает, что это Антигона сделала. Есть закон, изданный для всех граждан. Велит выбросить Полиника обратно. Приставляет к трупу Полиника солдат. Антигона понимает, что она должна умереть. На следующую ночь повторяет обряд, приходит, ее хватают, приводят к Креонту. Сын Креонта Гемон, жених Антигоны, их отношения в трагедии почти редуцированы. Гемон приходит спасать свою невесту. Креонт ощущает шаткость своей власти, все против него. Казнь. Крови не будет! Замуровали в пещеру. К Креонту является слепой прорицатель Тересий. Гемон убил себя, кровь оросила труп Антигоны. Вот такова страшная трагедия Антигона.

Катарсис — очищение человеческих душ через страдания.

Трагедия Софокла пробуждает гордость за человека.

 

Царь Эдип

Те же фиванские мифы. В основе трагедии тема рока.

Тема — эдип изучает свою собственную жизнь, открывает ее тайный смысл.

....

к эдипу-царю приходят граждане фив. Моровая язва. Приходят как к царю-защитнику. Спасти сограждан надо.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...