Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Периодизация древнегреческой литературы.




История зарубежной литературы, 5 сентября

Корнилова Елена Николаевна

История античной литературы.

  1. Списки текстов к обязательному прочтению, в полном объеме.
  2. Учебники
  3. Дополнительная литература

 

Й коллоквиум — гомеровский вопрос.

Вопроса в билете, анализ текста.

 

Илиада — Гнедич, Одиссея — Жуковский.

 

Античная литература — античный (антикус) — древний. Пришло из французского. Относится только к римскому и греческому обществу, европоцентристский характер. Греческая и римская базовые для европейской цивилизации. В Др.Греции впервые зародились понятия, лежащие в основе европейской культуры (грамматические формы и т.д.). Грамматика появилась в Греции в 5 веке до нашей эры. Орфоэпия, орфография, морфология — греческие понятия. Возникает потребность в оформлении правильной грамотной речи. Греки создатели ораторского искусства, введены первые грамматические категории. Только софисты все это обработали и привели в научное соответствие. Греки создали почти все литературные жанры (эпос, лирика, драма). Лирическая поэзия как форма человеческого сознания была присуща разным народам (песни). Лирика обслуживала потребности человечества. Драма появляется в 5 веке до нэ в Греции, в жанровой специфике это трагедия и комедия. Также греки создали стихотворные размеры.

Аристотель писал и поэтику, и риторику, и метафизику, физику, политологию. Универсальный ум античности, в основании любого европейского научного знания лежат греческие труды.

Греки создатели форм политики и государственной жизни, формирование различных видов власти. Афинская демократия и сейчас остается образцом.

Греки заложили основы всех философских учений. И первые учения, существующие как наука о мире и о Земле, заложились в Греции. Идеалист Платон доныне не опровергнут в своем учении. Ученик Платона Аристотель заложил материалистическую философию.

Античность — база культуры, без нее невозможно в дальнейшим рассуждать о культуре.

Античная литература — художественные произведения, написанные в Древней Греции и Древнем Риме на греческом и латинском языках в период с 8 века до нэ по 5 век нэ.

Первые памятники греческой письменности — 8 век до нэ. 5 век нэ — падение Рима, распад старой цивилизации, формирование средневековья.

Развитие античной литры совпадает с рабовладельческой формацией. Рабство — первая форма разделения труда, литра не могла не отметить этого. Рабство имело положительный характер, когда при наличии разделения труда выявилась группа людей, могущих заниматься интеллектуальным трудом. В то же время появляется общественное неравенство, возникает государство. Античность прошла три формы рабской культуры:

  1. патриархальное рабство, когда рабами становятся военнопленные, рабов поставляют пираты, но рабы изначально иноплеменники, не свои люди, достаточно домашние отношения между рабами и хозяевами.
  2. Системное рабство, в конце 6 века Солон пишет элегию о рабстве, он говорит о долговом рабстве. Греки очень близки к родо-племенным отношениям.
  3. Глобальная подавляющая система, когда кол-во рабов превышает кол-во свободных граждан. Становится модным кормить мясом образованных рабов рыб в аквариуме, чудовищная система, разрушившая Рим по сути.

 

Греческое государство.

Состояло из городов-государств (полисов). Складывается к 9 веку до нэ. Скотоводы-ахейцы ищут места для пастбищ, поселения возникают по берегам рек. Поселения строятся как оборонительные сооружения, на вершинах больших гор. Культовые сооружения, храмы, административные здания, крепостная стена. Город-государство, родо-племенной строй. Единый язык, одна религия, у каждого полиса свои предки, сначала поклонение им, потом мифы о предках. У греков не было единого свода мифов. Колонизация земель за пределами Греции. Херсонес — колония Афин. Т.о. полис — закрытая система. Именно география и условия жизни становятся основой демократии, потому что изначально все полисы были равны. Внутри полиса каждый мужчина получает земельный надел. Каждый мужчина-гражданин воин, может быть избран на любую должность.

Основная жизнь происходит на улице, дома — простые глинобитные постройки, окна под самой крышей, в центре — двор. Женская часть дома (гинекей) — отдельно, женщины бесправны, мужчины дома почти не бывали. Мужчина работал в поле, он был владелец земли и составлял своим трудом основу для экономического процветания. Каждый полис — военный лагерь, в Спарте это очень заметно, они все время должны были держать почти полицейскую систему. Такой строй может держаться только на общественном равновесии, отсюда высочайший гражданский пафос по отношению к своему городу. Театральные представления проводились за счет личных пожертвований. Афинская демократия была прекрасна тем, что каждый гражданин чувствовал свое место и свою ответственность за свое государство.

Греки начали свою цивилизацию не с нуля, они пришли на место уже давно процветавшего государства. Фесский диск — памятник эгейской культуры на Крите. Изначально эта цивилизация называлась минойской или крито-микенская. Письменность на фесском диске не удалось расшифровать.

На Крите был создан город Кносс, где был обнаружен Кносский дворец, открытый архитектором Эносом. Находится на холме, четырехэтажный. Критский бык — воплощение божественного тотема. Европа — возлюбленная Зевса, став быком, он привез ее на остров Крит. Большую роль в этой культуре играли женщины.

Афина-Паллада — мудрая дочь Зевса, тоже с Крита.

Фиокийцы — величайшие мореплаватели. Гомер говорил, что у критян есть корабли, не нуждающиеся в ветрилах.

В этой цивилизации не было войн, матриархальная цивилизация, женщины занимали ведущее положение.

Причиной гибели крито-микенской цивилизации стала глобальная катастрофа, поразившая средиземноморье в 15 в до н.э. Произошло извержение вулкана, землетрясение и цунами. Кносский дворец был снесен.

Греки пришли позднее, но они знали о существовании крито-микенской цивилизации. Мы знаем об этом от Платона.

Греки приходят на эти территории к началу 14 века до нэ. Первыми пришли ахейцы, наиболее бедное племя. Приходят со стороны Балкан, захватывают Териф, основывают город Илион (Троя). Земли вплоть до Палестины были на тот момент греческими и оставались ими вплоть до арабской экспансии.

Они попадают на Крит, появляется легенда о лабиринте и критском быке. Ахейцы — партиархальное воинственное племя, скотоводы. Человек в скотоводческой цивилизации ценится низко. Ахейцы быстро ассимилировали в эгейскую цивилизацию. Ахейцы ведут войны с Египтом, основывают Палестину и грабят Среднюю Азию.

Наверно Троянская война приносит большие разрешения.

Приходят дарийцы, ионийцы, эонийцы. Они связаны с египтом, на основе большой смеси культур пояляется греческая мифология, как результат в 8 веке до нэ происходит великий рассвет Древней Греции.

 

Периодизация древнегреческой литературы.

Хронологические рамки: конец 2-го тысячелетия до нэ — 4 век нэ.

  1. архаический период, с конца 2 тыс.до нэ по 6 век до нэ.

1. период долитературный (догомеровский): конец 2 тыс. - 9 век до нэ. Различные виды фольклора и греческая мифология.

2. гомеровский период, 8 век до нэ. Эпическая поэзия в двух разновидностях: создатель героического эпоса Гомер; дидактический эпос Гесиода.

3. период становления классового рабовладельческого общва и госва 7-6 века до нэ. Различные жанры лирической поэзии: элегия, ямб, мелос, хоровая лирика.

  1. Аттический (классический) период 5-4 века до нэ. Возникает драма как род искусства: трагедия (Эсхил, Софокл, Эврипид), комедия (Аристофан). Возникает театр. Появляются прозаические жанры: философская (диалоги Платона, Аристотель), историческое (Геродот, Ксенофонт), ораторские речи (судебное, политическое и эпидеиктическое (торжественное)).
  2. Эллинистический период. Начинается с Македонского. 3 век до нэ — 5 век нэ. Греко-македонские войны, потеря независимости Греции:

1. македонское величество. Центры за пределами Греции. Новая поэзия: александрийская поэзия, новые жанры — эпилий, идиллия. Эллинистический эпос. Новая форма драмы пояляется в Афинах — новоаттическая комедия (семейно-бытовая драма).

2. рим захватывает Грецию. 1-5 век нэ. Возникает литературная биография как основы для романа (Плутарх), сатирическая диатриба (Лукиан), любовно-авантюрный роман (Лонг).

 

 

Сентября

Греческая мифология.

Еще до возникновения литры греки создали важную традицию: греческую мифологию. С конца 3 тысячелетия до нэ. Она не является изобретением греков, она является явлением, объединяющим очень многие процессы, например, становление человека как социального и биологического существа. Контакты с разными народами привели к заимствованию идей и созданию форм общественного сознания. Мифология возникает как социальное явление и составляет некую основу общества. Культура и цивилизация возможна только при общении.

Первая форма религии, появляющаяся на планете, называется тотемизм. Это идеология раннего родового общества с его присваивающей экономикой, потому что в это время ведущими формами хоз-ва было собирательство и охота. Полная зависимость от природы. Тотемистическая идеология поклоняется в основном животным. Ученые-этнологи определяют тотемизм как представление о таинственных родственнх отношениях между группой людей (родом) и группой животных, растений, неодушевленнных предметов.

У большинства средиземноморских народов считали тотемом крупный рогатый скот, потому что он был основой питания в ранне-родовом обществе. Они давали много еды, на них просто охотиться. В средиземноморской мифологии многие божества в антропоморфном облике могут превращаться в быка. В крито-микенской тоже много быков, Зевс был быком в зооморфном облике. Люди, поклоняясь этим животным, одновременно охотятся. Не делают своего бога жителем небес, он живет на земле, древний человек не выделяет себя из природы и живет с ней в гармонии. Тотем как божество не может быть просто убит и съеден. Благодаря формам тотемизма складываются первые формы религиозного сознания. Каждые формы еды превращаются в ритуал. Появляется алтарь. Система поедания мяса — пожрания или вкушения мяса бога. В христианстве — причастие: хлеб (тело Христа), вино (кровь Христова). Элементы тотемизма в основе современных религий. У славян тотемом был медведь. Именно благодаря тотемным обрядам появляются первые табу в человеческом сообществе. Появляется первобытное искусство.

Табу на вкушение мяса тотемного животного. Самое лучшее мясо должно принадлежать вождю.

Искусство связано с тотемизмом напрямую, это первобытная магия, потому что человеку хочется быть сильнее природы. Для того чтобы убедить себя, что человек может как-то обеспечить свое будущее, он создает некие структуры, действующие в первую очередь на сознание человека, например, обряды перед успешной охотой. Появляются изображения животных, ранний палеолит, пещера Альтаира. Так возникает искусство, прежде всего связано с религиозными представлениями.

Запрет на экзагамию, запрет связи с кровными родственниками. Табу на убийство отца и на женитьбу на матери. Слабых и раненых убивали и съедали.

Одновременно с тотемизмом возникает другая форма сознания - первобытная магия. Важнейший элемент человеческой культуры, связана с вкушением пищи, с сексуальной жизнью, потому что у многих древних народов существовала религиозная проституция, когда дочерей отправляли в храм служить наложницами. Самой страшной в жизни людей была смерть из-за своей необратимости. Чтобы преодолеть смерть, человек осмысляет ее мистически. Благодаря идеям о возможности воскрешения, появляются мифы о многочисленных воскрешениях божеств. У греков: Дионис — бог винограда, Персифона — богиня растительности. Магические обряды возникают, когда во главе рода стоят женщины.

С тотемзмом напрямую связан фетишизм (идолопоклонение). Части тела тотемного животного. Природное явление. Все это приобретало божественное значение. Растения, камни, несущие медицинские свойства. Люди стали сами создавать фетиши. Греческий амфал — самый яркий элемент фетишизма. Кронос проглотил детей, Рея спрятала Зевса, вместо него дала камень в пеленках. Зевс свергнул Кроноса, заставил изрыгнуть братьев и сестер, вылетел тот самый камень. Этот самый камень был помещен в центре мира. Поместил амфал, в греции в музее Апполона в Дельфах. Копье Ахила. Рану Телефа залечил ржавчиной с копья.

Форма тотемизма — анимизм. Латинский корень «анима» - душа. Термин введен в обращение Карлом Юнгом. В греческой мифологии анемизм везде. Все в мире обладают не только физическим, но и духовным. Боги переходят в другой мир, куда доходит только дым.

 

Сентября

 

Анимизм — люди наделяют душами все окружающие предметы. Боги не враждебны человеку. Существует множество маленьких добрых помогающих людям существ. Наяды, нимфы, триады в деревьях, ариады. Титаны.

Анимизм — переломный этап развития религии, когда боги прерващаются в мистические существа, живущие на небесах. Тотемные воплощения уходят в прошлое. Боги-покровители становятся демонами, пугающие. Складывается стихийно-демоническая религия (хтоническая). Они все спускаются под землю. Наиболее яркие воплощения хтонизма — змееподобные и драконы (хтонические животные). Далеко не всегда они злодеи — Афина-Паллада (змея и сова), Кадм (основатель Фив). Змееволосые горгоны, эринии (божества, мстщие за убийство кровных родственников). Химеры, Скилла и Харибда, лернейская гидра, сфинкс, кентавр.

Антропоморфизм — финальная стадия развития мифологии, боги превращаются в людей. Мифологическое пространство. Складывается антропоморфная среда, важнейший этап развития. Многие другие мифологии остались на более ранних стадиях.

Сократ когда осмысливал всю эту мифологию: «если бы собаки или козы имели богов, то их боги тоже были бы в форме собак или коз».

Синкретизм — многосоставность. Классическая греческая мифология включает в себя черты всех предыдущих этапов. В классической греческой антропоморфной мифологии есть разделы, рассказывающие о появлении мира.

1. Космогония. Первоначально был хаос, первобытный и животворящий. Над ним царил Эрос. Стихийный материализм. Из слияния Хаоса и Эроса рождается богиня Гея-земля, все в себя вбирает, родоначальница всего. Гея — титанида, порождает себе своего мужа Урана-светлое небо. Рождаются титаны-дети. Один из них — Хронос, желает царствовать над миром, низвергает отца, становится круче всех. Из океана вышла Афродита. Хронос женится на своей сестре Рее, появляются дети. Хронос боится и глотает всех своих детей.

2. мифы о богах. Мифы о происхождении богов и их жизнеописания богов. Ритуалы, имеющие магический характер.

- мифы о старшем поколении, дети хроноса и реи, крониды. Они поселяются на горе олимпе. Возглавляет зевс-юпитер, отец богов и людей. Громовержец, божество неба. Прародитель всех. Молния, держава и скипетр.

Посейдон-нептун. Конеборец.

Аид-плутон. Подземное царство.

Гера-Юнона. Жена Зевса, богиня неба. Волоокая Гера.

Деметра-Церера. Плодородие. Мать Персифоны, которую утащил Аид.

Гестия-Веста. Огонь в очаге. Семья.

- младшее поколение богов. Большая партриархальная семья на олимпе живет. Дети Зевса, богинь и смертных женщин.

 * Нимфа Латона рождает близнецов от Зевса — Апполона и Артемиду.

Апполон, нет римского имени, или Феб. Бог света. Покровитель мышей, мыши могли уничтожить урожай. Покровитель искусства и наук. Сопровождают его девять муз: Клеопа (эпическая поэзия), Клио (муза истории), Эфтерпа (лирика), Эрапо (любовные песни), Мельпомена (трагедия), Талия (комедия), Терпсихора (танец), Урания (астрономия), Полигимния (гимны),

Асклепий-Эскулап, сын Апполона. Врач.

Артемида-Диана, охотница, дикая природа. Двойник Селены-Луны.

 * Богиня Метис. Титанида. Зевс съел Метис вместе с ребенком. Из головы Зевса вышла Афина-Минерва.

Кто-то родил Тифона.

* дети Зевса и Геры.

Арес-Марс. Бог войны.

Гефест-Вулкан.

* Афродита Киприда-Венера, жена Гефеста. Богиня любви и красоты.

Эрон-Амур-Купидон.

Гименей. Покровитель брака.

* Нимфа Майя родила Зевсу сына Гермеса.

Гермес-Меркурий, Аркадия. Идиллическое место. Проводник душ умерших. Покровитель юношей и спорта.

 

 

Сентября

Дионис, бог виноделия. Связан с театром. Он сын Зевса, но он печалька, он умирает и воскресает. Он родился у Персифоны. Его пожрали циклопы в подземном царстве, Афина спасла его сердце. Из глины, в которую превратились сожженые циклопы, сделали человека.

2 рождение Диониса. Фиванская царица Симела понравилась Зевсу. Гера во сне Симеле сказала, что это не Зевс, а шарлатан, пусть придет в царском обличии. Он пришел к ней, дворец загорелся, и она погибла в пожаре. Над рано родившимся не погибшим ребенком вырос плющ, Зевс его нашел, зашил в свое бедро и доносил. Варварский северный бог. Страсти по Дионису легли в основу театральных действий. Бог растительности становится одним из центарльных божеств, в афинах ему посвящены 4 главных праздника. Он самое младшее божество на Олимпе.

 

Мифы о героях.

Дети богов и смертных женщин. Защитники людей перед богами. Героический статус помогает формированию модели поведения людей.

 

Прометей.

Сын Геи-земли, дядя Зевса. Герой-трикстер. Несколько раз обманул Зевса. Несет людям небесный огонь. Орел печень клюет ему.

 

Геракл

Боги превратили хаос в космос. Алкмена рожала, Гера ускорила роды сестры Алкмены, родился Эврисфей, ставший царем. 12 подвигов (Немейский лев, Лернейская гидра, Стинфалийские птицы, Керинийский лань, Кабан и кентавры, Скотный двор царя Авгия, Критский бык, Кони Диомеда, Пояс Ипполиты, Коровы Гериона, Кербер, Яблоки Гесперид).

история бесконечных страданий. Много раз был в подземном царстве. С Гераклом связан основной героический архетип, восходящий к шумерской мифологии, герой-солнце. Геракл вопслощает три ипостаси: подневольный работник, блестящий победитель (освободитель Прометея),

 

Персей

У царя Акрисия была дочь Даная. Персей должен погибнуть. Сажает Данаю с сыном в сундук и скинул в море. Горгона Медуза. Крылатые сандали, сумка для головы Горгоны.

 

Тесей

Сын Посейдона. Нить Ариадны. Лабиринт. На фоне крито-микенской мифологии.

 

Мифы о Троянской войне.

Елена Спартанская.

Одиссея. Период колонизации греками всего вокруг. Одиссей осваивает море и земли.

 

Мифы об Аргонавтах.

 

Эдип. Основа для фрейда.

 

Вывод.

Вся греческая литература строится на мифах.

Жан-Батисто Мико: мифология позволяет узнать о тех процессах жизни людей, когда еще не было никаких источников.

Мифология это подпорки для превращения человека биологического в человека разумного.

Карл Юнг. Человеческое сознание использует формы архетипического мышления.

Напластование разных времен культур блабла — миф

 

Гомеровский эпос.

 

8 век до нэ — время возникновения письменной литературной традиции.

Героический эпос Гомера и дидактический эпос Гесиода.

Появление ритмики стиха. Шестистопный дактиль.

Конец родоплеменной организации.

 

Сентября

История Трои, Парис, все такое.

Елену украл Парис, Менелай собрал кучу людей и поехал в Трою отбирать свою жену обратно. Агамемнон приносит в жертву свою дочь от Климнестры, сестры Елены. 10 лет троянская война.

Начало повествования Гомера на 10 год войны. Шлиман, недалеко от Дарданеллы. Троя-Иллион существовал. 

Гибель всей минойской цивиллизации.

Гомер написал в 8 веке, через 4 века после конца войны. Историческая реальность переосмысливается. Гомеровский миф сохраняет бесконечны черты своей эпохи.

Бронзовое и медное оружие. Боевые колесницы. Миф сохраняет жизненные подробности.

Список кораблей.

Туники, хламиды, прически, детали вооружения, обычай сжигать мертвых — все новое от 8 века, чего не было в 12 веке до нэ. Сталкиваются два исторических пласта.

Троянцы так же величественны, как и греки.

Текст «Иллиады» описывает 52 последних дня войны.

Тема — в первых строках, гнев Ахилла.

Содержательная часть поэмы —причина и разрешение гнева. Разрешается поэма смерть Гектора, которому Ахиллес отомстил.

Войны-цари-предводители все индивидуальны.

Грекам удалось победить троянских союзников и захватить богатую добычу, разделали ее.

Что-то они там с рабынями не поделили, Ахиллес и Агамемнон. Ахиллес передумывает и рещает по-другому отомстить.

Самый острый эпизод. Гнев Ахилла имеет драматические последствия и тем, и тем. Без Ахилла войска равны.

Характер Ахилла построен на контрастах.

Ему противопоставлен Гектор. Для Гектора война — это бедствие, он многократно предлагает мир. Ему пришлось взять на себя эту войны, противостоит самый мощным греческим войнам -Аяксу, Патроклу, перепутав его с Ахиллесом.

Гектор показан как любящий муж и отец. Андромаха просит его остаться, потому что Ахиллес убил всю ее семью, у него никого нет. Мужчине стыдно прятаться в стенах города во время войны.

Гектор в отличие от Ахилла — просто человек. Гектор бросается в бегство, увидев Ахиллеса.

Единоборство Ахилла и Гектора. Боги не могут решить, кому отдать победу. Весы, Гектор должен умереть. Афина подставляет Гектора.

Гомер умеет создать страшное напряжение.

Старик Приам приходит к Ахиллу, тот видит в нем своего отца, соглашается отдать тело Гектора и заключают перемирие для похорон героя.

Антивоенная поэма.

 

 

Октября

Одиссея — поэма о колонизации, так как в Греции мало ископаемых (олово, бронза).

 

Мессенский пролив, где Сцилла и Харибда — Палермо, Италия.

Колхида (Черное море), аргонавты.

Херсонес.

Фактическая основа Одиссеи — бытоописание. Сам Одиссей труженик.

 

Воспоминания крито-микенской цивилизации, о столкновениях с дикими народами.

 

1. отражение реальности

2. фантастическая основа

3. сказочные мотивы

 

архетип наполняется реальным материалом жизни.

- Странствие мужа, мотив умирания и воскрешения.

- Верная жена ждет мужа, она устраивает ему испытание, когда он вернулся.

- Сюжет о сыне, никогда не видевшем отца.

 

Полная хар-ка Одиссея появляется во второй поэме, в Одиссеи.

Мы видим его как мастера, работника, шорник, корабельный мастер.

Любознательность Одиссея. Авантюрист.

 

У циклопа Одиссей видит хороший потенциал для колонии.

Белинский «Одиссей апофеоз мудрости, но мудрости плоской, надувательства, но в глазах младенческого народа он выглядит верхом мудрости»

Осторожность.

Врет всем подряд, и Афине тоже.

Многострадальный.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...