Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основа драматургии – контраст. В соотношении сцен и в их внутренней организации.




Задание №1. Ознакомьтесь, пожалуйста, с сокращенным текстом статьи о Верди. Постарайтесь прокомментировать: что лично Вы услышали и чего не услышали у Верди? С чем согласны и с чем – нет?

Конспект статьиИ. Коженовой К ПРОБЛЕМЕ ДРАМАТУРГ — ЛИБРЕТТИСТ — КОМПОЗИТОР В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕРДИ[1]

Джузеппе Верди – один из крупнейших оперных композиторов в мировой истории музыки. Композитором созданы 26 опер – огромное наследие, до сих являющиеся непременной частью репертуара всех оперных театров.

Верди является одним из крупнейших реформаторов в истории оперы. Ему удалось преодолеть вечные противоречия музыкального театра: «музыка и драма», «музыка и поэзия». При этом у Верди не стираются грани между драмой и поэзией (то есть действием и словом) в опере и не происходит подмены этих понятий, как мы это можем порой наблюдать в теории у Вагнера.

В личности Верди жил универсальный человек театра. Он совмещал с талантом композитора талант драматурга и сценариста, режиссера-постановщика, художника-декоратора и артиста.

Верди обладает удивительным объемным видением сценического пространства. Он сам разрабатывают сценографию отдельных сцен: например, по поводу сцены смерти Дожа из оперы "Симон Бокканегра" он пишет своему либреттисту следующее: "Прошу обратить особое внимание на последнюю сцену, когда Дож приказывает Пьеро открыть балконы: должна быть видна иллюминация, богатая, широко раскинувшаяся, чтобы можно было хорошо видеть огни, которые должны потухать один за другим — так, чтобы к моменту смерти Дожа все было погружено в глубокую тьму. Это, мне кажется, момент сильно впечатляющий, и горе нам, если сцена эта будет поставлена плохо".

Порой Верди сам разрабатывает костюмы и грим актеров, стремится к их исторической точности. Он ищет соответствующий эпохе иллюстративный материал (например, той одежды, которую могли носить Атилла или Макбет) и требует детальных эскизов от художника, с которым работает над «Отелло».

Работа Верди с исполнителями, его выдающееся режиссерское и актерское дарование тоже требуют специального рассмотрения. Известны воспоминания очевидцев о репетициях Отелло, когда всех потрясла страстность Верди, в свои 73 года гениально показавшего, как нужно играть сцену смерти.

Особенно ярко раскрывается новаторство метода Верди в его работе с либреттистами.Начиная с 50х годов ("Риголетто", "Травиата", "Трубадур") Верди перестает пользоваться готовыми либретто. Он сам создает их вместе с либреттистами. В нескольких случаях Верди сам целиком создает сценарий оперы. Из письма к либреттисту оперы "Бал-маскарад": «Вот вам либретто для представления в цензуру; оно еще не в стихах, но и не является обыкновенным наброском: драма развита полностью, со всеми сценами, диалогами, речитативами, со всем, решительно всем, кроме рифмы».

Верди всегда учитывает особенности психологии слушательского восприятия, стараясь выстроить оперу таким образом, чтобы она имела наибольшую силу драматического воздействия.

Какие сюжеты привлекают композитора? "Я ищу сюжеты новые, значительные, разнообразные, прекрасные, смелые… смелые до крайности", – пишет Верди.  Поющий горбун на сцене в опере "Риголетто"; главная героиня — куртизанка, умирающая от неизлечимой болезни в "Травиате"; опера "Макбет", где полностью отсутствует любовная интрига и во всех четырех действиях происходят убийства.

Любовь к острым сюжетным коллизиям определяет основу либретто опер Верди: это произведения мировой драматургии.

Три главных драматурга в творчестве Верди:

· Виктор Гюго ("Эрнани", "Риголетто")

· Шиллер ("Жанна д’Арк",  «Разбойники, «Луиза Миллер», «Дон Карлос»)

· Шекспир ("Макбет", "Отелло", "Фальстаф")

Специфика драмы диктует принципы сквозного развития. В композиции его опер "размываются" грани номерной структуры. Ария превращается в свободно построенную сцену, монолог. Возрастает роль ансамблей, зачастую представляющих собой диалоги-поединки героев (Дуэт Амнерис и Аиды во 2м действии, дуэт Аиды и Радамеса в 4м действии). Все то же самое пропагандировал и Вагнер, но его реформы оперы и реформы Верди шли параллельно; Верди самостоятельно проводил линию драматизации оперы начиная с "Риголетто", "Травиаты", "Трубадура", когда он еще не был знаком с творчеством Вагнера.

Квинтэссенция музыкальной речи Верди – мелодия. Но она не становится самоцелью! Верди точно чувствует те моменты, где, как он пишет, «ситуация требует, чтобы я сочинил красивые, правильные, страстные и простые мелодии». Он не стремится речитации и декламации вагнеровского типа, тем не менее не отрицая её полностью. «Не надо быть в музыке исключительно мелодистом. В музыке есть нечто, кроме мелодии, есть нечто, кроме гармонии. Это – сама музыка!»

Все его оперное творчество подчинено трем важнейшим граням:

· выразительность в раскрытии чувств,

· сценическая яркость,

· интенсивность действия

И, наконец, Верди – не сторонник создания опеределнной теории своего искусства (подобно тому, как это делает Вагнер в труде "Опера и драма").

 «Мне нравится в искусстве все, что прекрасно. У меня нет пристрастия; я не верю в школы, и мне одинаково нравится веселое, серьезное, ужасающее, величественное, скромное и т. д. Все, все – при условии, чтобы скромное было скромным, величественное – величественным, веселое веселым и т. д. В общем, чтобы все было таким, каким ему надлежит быть: Правдивым и Прекрасным».

 

 

Задание № 2. Таблица по Риголетто

I действие

II действие

III действие

1 картина 2 картина
Основные события        
Важнейшие номера        

РИГОЛЕТТО

Опера «Риголетто» принадлежит к числу самых драматичных, динамически насыщенных произведений Верди. «Мне кажется, что самым театрально-действенным сюжетом, положенным мной на музыку, является „Риголетто", Там имеются страшные события, резкие контрасты, темперамент, патетика!» — писал композитор.

 

 

 

 




Основа драматургии – контраст. В соотношении сцен и в их внутренней организации.

 Над всеми мрачными и трагическими ситуациями в опере нависает

Лейтмотив проклятья. Единственный лейтмотив, с него начинается вступление к опере.

 

Вступление имеет 2 темы.

Вторая тема вступления получила название «темы страдания». (Не лейтмотив! В целостном виде нигде больше не прозвучит). Она основана на горестных секундовых интонациях, прерываемых паузами.

 

Что важно: это не увертюра, не сонатное аллегро! Вступление гораздо более выигрышно с драматической точки зрения, оно непосредственно вводит в действие и аккумулирует важнейшие музыкальные образы. Показательно, что годом ранее к аналогичному решению пришёл Вагнер в «Лоэнгрине» (1851 год премьеры). Оперы создавались параллельно, Верди не мог ориентироваться на Вагнера. Ко многим новаторским решениям он пришёл сам, без помощи последнего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...