Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические основы организации учебного сотрудничества




Структура учебной деятельности

 

Задание 1. Определение компонента учебной деятельности

Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

1) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте.

2) Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия.

Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

 

Задание 2. Подбор методик для диагностики учебного контроля

Подберите методики, направленные на диагностику развития у детей младшего школьного возраста такого учебного действия, как контроль.

 

Задание 3. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию у детей умения принимать и удерживать учебную задачу.

Изучите методику «Узор»[1], направленную на диагностику у детей умения принимать и удерживать учебную задачу. Составьте психолого-педагогические рекомендации по развитию у детей данного умения.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3 (2 часа)

Изучение мотивации учебной деятельности

 

Задание 1. Классификация мотивов учения

Познакомьтесь с определениями «мотив», «учебная мотивация», с основными подходами к классификации учебных мотивов.

Мотив — это личностный смысл той или иной деятельности для человека; то, во имя чего он учится, работает, играет. Мотивы оказывают существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятельности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими.

Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности.

Существуют разные подходы к классификации учебных мотивов. Рассмотрим некоторые из них:

1-й подход (табл. 3) (автор А. К. Маркова)[2].

Таблица 3

Классификация мотивов (1-й подход)

Непосредственно-побуждающие мотивы учебной деятельности Перспективно-побуждающие мотивы учебной деятельности Интеллектуально-побуждающие мотивы
Основаны на эмоциональных проявлениях личности (яркость, новизна, занимательность, привлекательность личности педагога, желание получить награду, похвалу, боязнь получить отрицательную отметку, нежелание быть объектом обсуждения в классе) Основаны на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности (прикладной характер знаний, связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, развитое чувство долга, ответственности, ожидание в перспективе получения награды) Основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач)  

 

В) 2-й подход (табл. 4) (автор П. М. Якобсон).

Таблица 4

Классификация мотивов (2-й подход)

Мотивация отрицательного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация положительного характера, связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности и непосредственно связанная с целью учения  
Осознание определенных неудобств и неприятностей, если не будет учиться (упреки родителей иучителей, страх наказания) Одобрение окружающих, чувство долга, путь к личному благополучию, карьера, желание запять лидирующую позицию вклассе   Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любознательности, реализация своих способностей, проявление интеллектуальной активности

 

Опираясь на описания разновидностей учебных мотивов, представленных в таблицах и рассмотренных в лекциях, определите характер мотивации учения, исходя из следующих характеристик поведения учащихся:

школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу;

часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию;

проявляет интерес к анализу собственных ошибок;

решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других;

учится, потому что заставляют взрослые;

учится ради одобрения родителей;

справившись с задачей, ищет другие способы ее решения;

испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания.

Задание 2. Диагностика учебной мотивации младших школьников

Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Изучите анкету, специально предназначенную для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы. Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника. В чем проявляется выявленный вами уровень мотивации у обследуемого? Приведите примеры. Как это влияет на успешность учебной деятельности?

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)

Психологические основы организации учебного сотрудничества

 

Задание 1. Составление подборки игр на развитие навыков учебного сотрудничества

Составьте подборку игр-коммуникаций, направленных на развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, опираясь на рекомендуемую литературу.

 

Задание 2. Определение развивающей цели психогимнастической игры «Сиамские близнецы»

Познакомьтесь с психогимнастической игрой «Сиамские близнецы». Определите, на что она направлена.

Игра «Сиамские близнецы»[3]

Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки.

Порядок выполнения и инструкция.

Инструкция 1.

«Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть».

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Инструкция 2.

«Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги, на котором вам надо нарисовать картину, в то время, как ваши руки будут привязаны друг к другу».

Комментарий.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками.

Инструкция 3.

«Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм. Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать».

Комментарий.

Дайте парам примерно по 5-6 минут на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.

 

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 268.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...