Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические основы организации учебного сотрудничестваСтр 1 из 2Следующая ⇒
Структура учебной деятельности
Задание 1. Определение компонента учебной деятельности Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог. 1) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной работы учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить работу своего соседа по парте. 2) Учитель предложил учащимся прочитать математическую задачу и изменить вопрос задачи таким образом, чтобы она решалась в три действия. Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.
Задание 2. Подбор методик для диагностики учебного контроля Подберите методики, направленные на диагностику развития у детей младшего школьного возраста такого учебного действия, как контроль.
Задание 3. Составление психолого-педагогических рекомендаций по развитию у детей умения принимать и удерживать учебную задачу. Изучите методику «Узор»[1], направленную на диагностику у детей умения принимать и удерживать учебную задачу. Составьте психолого-педагогические рекомендации по развитию у детей данного умения.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ №3 (2 часа) Изучение мотивации учебной деятельности
Задание 1. Классификация мотивов учения Познакомьтесь с определениями «мотив», «учебная мотивация», с основными подходами к классификации учебных мотивов. Мотив — это личностный смысл той или иной деятельности для человека; то, во имя чего он учится, работает, играет. Мотивы оказывают существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятельности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими. Учебная мотивация – это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности. Существуют разные подходы к классификации учебных мотивов. Рассмотрим некоторые из них: 1-й подход (табл. 3) (автор А. К. Маркова)[2]. Таблица 3 Классификация мотивов (1-й подход)
В) 2-й подход (табл. 4) (автор П. М. Якобсон). Таблица 4 Классификация мотивов (2-й подход)
Опираясь на описания разновидностей учебных мотивов, представленных в таблицах и рассмотренных в лекциях, определите характер мотивации учения, исходя из следующих характеристик поведения учащихся: школьник склонен задавать учителю вопросы, стремясь получить дополнительные сведения по изучаемому материалу; часто интересуется отношением товарищей к выполненному им заданию; проявляет интерес к анализу собственных ошибок; решает задачи, чтобы показать, что он не хуже других; учится, потому что заставляют взрослые; учится ради одобрения родителей; справившись с задачей, ищет другие способы ее решения; испытывает удовольствие от оказания помощи товарищам в выполнении задания. Задание 2. Диагностика учебной мотивации младших школьников Чтобы определить мотивы учения учащегося, необходимо вести систематические наблюдения за характером учебной деятельности и проводить специальные исследования. Изучите анкету, специально предназначенную для определения школьной мотивации у учащихся начальной школы. Определите с помощью данной анкеты уровень школьной мотивации знакомого вам младшего школьника. В чем проявляется выявленный вами уровень мотивации у обследуемого? Приведите примеры. Как это влияет на успешность учебной деятельности?
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа) Психологические основы организации учебного сотрудничества
Задание 1. Составление подборки игр на развитие навыков учебного сотрудничества Составьте подборку игр-коммуникаций, направленных на развитие навыков учебного сотрудничества у детей младшего школьного возраста, опираясь на рекомендуемую литературу.
Задание 2. Определение развивающей цели психогимнастической игры «Сиамские близнецы» Познакомьтесь с психогимнастической игрой «Сиамские близнецы». Определите, на что она направлена. Игра «Сиамские близнецы»[3] Материалы: Каждой паре понадобится одна упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (как минимум формата A3) и восковые мелки. Порядок выполнения и инструкция. Инструкция 1. «Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали? Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать четыре пары. Остальные пока будут смотреть». В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку» учатся и, пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет смысл организовать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных. Инструкция 2. «Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги, на котором вам надо нарисовать картину, в то время, как ваши руки будут привязаны друг к другу». Комментарий. Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая рука ребенка, сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка, сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали их связанными руками. Инструкция 3. «Когда вы будете рисовать, помните правило — рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, какую картину вы будете рисовать. Вы можете нарисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм. Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех ребят, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать». Комментарий. Дайте парам примерно по 5-6 минут на каждую картину и предложите рисовать следующей группе. У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в паре.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ |
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |