Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А. Государственная поддержка ученых




Первые Халифы династии Аббасидов в какой-то степени уважали и поддерживали Исламский закон и ученых-правоведов. Причина этого состояла в том, что своего положения они достигли благодаря заявлениям о якобы имевшемся у них стремлении вернуться к Халифату, основанному на Шариате и его правильном толковании. Поэтому все Халифы этой династии с гордостью отправляли своих детей учиться у крупных ученых того времени и, более того, некоторые Халифы сами стали учеными-правоведами, например, Халиф Харун Ар-Рашид (правивший в 786—809гг. н.э.). Эти Халифы практиковали совещание с выдающимися Исламскими учеными по большинству вопросов Фикха. Ярким примером тому является Имам Малик, которому Халиф Аль-Мансур поручил составление авторитетной книги Сунны Пророка (c). По ее завершении Халиф испросил у Малика совета относительно того, может ли он, Халиф, сделать ее Основным Законом государства (придать ей статус Конституции), в результате чего Мазхаб Имама Малика станет обязательным для всех Мусульман. Но Имам отказался пойти на это, ибо он знал, что его собрание включало только те Хадисы Пророка (c), которые имели хождение в Хиджазе, где Имам Малик учился сам, вел преподавательскую работу и основал свой Мазхаб. Он был твердо уверен, что нельзя допустить, чтобы какой-либо один Мазхаб был обязателен для всех Мусульман. Он считал, что любой отдельно взятый Мазхаб окажется неполным, поскольку за его рамками останутся многие другие Хадисы, переданные теми сподвижниками, которые совершили путешествия также и в другие части государства.(Мухаммад Рахимуддин, "Перевод книги "Муатта Имама Малика" (на англ. яз.), Нью Дели: Китаб Бхаван, первое издание 1981г., предисловие) Это классический пример гибкого подхода, присущего основателям Мазхабов. Такой фактор, как государственная поддержка и забота об ученых Фикха сыграли огромную роль в развитии многих Мазхабов, возникших во второй половине периода правления Умайядов.

Однако следует отметить, что хотя ученым и судьям была предоставлена более широкая свобода мнений, они часто подвергались суровому наказанию, если их решения вступали в противоречие с государственной политикой. Так, Имам Малик был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам за то, что данная им Фатва противоречила официальной политике Халифа династии Аббасидов. Эта политика вынуждала людей клясться в том, что в случае нарушения своей клятвы на верность Халифу они автоматически разводятся со своими женами. Фатва же Имама Малика гласила, что развод по принуждению считается не имеющим силы.

Б. Рост количества учебных центров

Несмотря на то, что государства Северной Африки и Испания (Один из принцев Умайядов, АбдурРахман Ибн Муавийя, чудом избежавший смерти от рук Аббасидов, успешно добрался до Испании, где положил начало династии Умайядов в Кордове в 756г. н.э) уже отделились от империи Аббасидов, границы государства Аббасидов расширились и включили всю территорию Персии, Индии и Южной России, а его столица была перенесена в Багдад. Увеличилось и количество центров обучения, а также самих Мазхабов.

Ученые и учащиеся из различных центров обучения стали ездить туда и сюда в поисках дальнейших знаний о тех выводах, к которым приходили их современники в других частях Мусульманского государства. Ярким тому примером является путешествие Мухаммада Ибн Аль- Хасана, одного из выдающихся учеников Абу Ханифы (основателя Мазхаба Ханафитов), из Ирака в Медину для того, чтобы поучиться у Имама Малика, основателя Мазхаба Маликитов, а также выучить наизусть его книгу Хадисов "Аль-Муатта". Аналогичный пример — Имам Аш-Шафи'и (основатель Мазхаба Шафи'итов), который отправился сначала в Хиджаз учиться у Имама Малика, затем в Ирак, чтобы поучиться у Мухаммада Ибн Аль Хасана, и, наконец, в Египет — поучиться у Имама Аль-Лайта Ибн Сада, основателя Мазхаба Лайтитов. Эти странствия закончились, в первую очередь, примирением некоторых из основных различий, возникших среди ученых, и полному объединению некоторых школ Исламской правовой мысли. Так, Имам Аш-Шафи'и объединил Фикх Хиджаза с Фикхом Ирака и Египта и образовал новую школу права, Мазхаб Шафи'итов. Здесь снова уместно вспомнить примеры гибкой позиции первых Имамов в их подходе к Фикху.

В. Распространение практики обмена мнениями дискуссий

Когда бы ни встречались ученые или их ученики, они обменивались мнениями по различным вопросам Ислама, возникшим в регионах их проживания. Если имело место значительное различие взглядов по конкретным решениям, они возобновляли дискуссию и продолжали ее, пока не приходили к общему выводу или пока не находили одобрения различные мнения. Эти правовые дебаты велись также посредством переписки, как это было между Имамом Маликом и Имамом Аль Лайтом по вопросу об обычаях Медины. (Имам Аль Лайт не соглашался с Имамом Маликом в том, что последний считал мнение жителей Медины одним из источников Исламского права)
Рост количества споров между представителями различных Мазхабов (их основателями и учениками), как по переписке, так и при личных встречах, привел к прояснению некоторых важных вопросов, а также к устранению ошибочных взглядов или суждений, бытовавших среди ученых в области Исламского права.
Этот ранний этап развития Мазхабов был характерен заметным отсутствием косности и догматизма как у самих ученых, так и у их учеников. Это означает, что вопросы анализировались беспристрастно и выводы формулировались на основании объективности приводимых доказательств. Важно отметить, что Имам Абу Ханифа и Имам Шафи'и часто заявляли о том, что если какой-нибудь Хадис был известен как достоверный, то он должен считаться их Мазхабом (т.е. Мазхабом Имама Абу Ханифы и Имама Шафи'и). Один из замечательных тому примеров — запрет, касающийся употребления Хамр и других опьяняющих (одурманивающих) веществ. Имам Абу Ханифа, основатель Мазхаба Ханафитов, вывел Фатву о том, что запрет Исламом Хамра распространяется только на продукт, образующийся в результате брожения виноградного сока (буквальное значение слова Хамр) и не распространяется на опьяняющие вещества в целом. Согласно этой Фатве опьяняющие вещества, сделанные из другого сырья, разрешены, пока только потребитель не становится от них пьяным (Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Рушд, "Бидайя аль Муджтахид" (Египет: Аль Мактаба ат-Тиджарийя аль-Кубра), т. 1, стр. 405. См. также: Ас-Сайид Сабик, "Фикх ас-Сунна" (Бейрут: Дар аль Китаб аль Араби, 3е изд., 1977), т. 2, стр. 378). Однако три самых выдающихся ученика Абу Ханифы (Абу Юсуф, Мухаммад Ибн Аль Хасан и Зуфар) впоследствии отвергли эту Фатву своего учителя, ибо они полагались на надежные Хадисы Пророка (c), где четко указывалось, что к Хамру относятся все опьяняющие и одурманивающие вещества.

Такой свободный обмен мнениями и готовность пойти даже на изменение Фатв, выведенных самими основателями Мазхабов, являет собой яркий наглядный пример отсутствия той жесткости (косности) и фракционности, которые отличали методологию ученых и Мазхабов последующих периодов.



Период младших ученых

На развитии Фикха во времена младших ученых, т.е. второго поколения учеников, представлявших разные Мазхабы (период 850—950гг. н.э.), сказались следующие факторы:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...