Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014-2015 уч. году.




Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014-2015 учебном году.

7 класс. 23.09.2014 год.Максимальное количество баллов –80.

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Биология – это наука, изучающая:
а) строение объектов живой и неживой природы;б) взаимодействие объектов живой и неживой природы;
в) жизнь во всех ее проявлениях;+
г) рациональные пути использования природных ресурсов.

2.Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку Земли, которую называют:
а) атмосферой; б) гидросферой; в) литосферой; г) биосферой. +

3. Важнейшим условием жизни грибов является:
а) достаточная освещенность;
б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
в) совместное обитание с растениями;
г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения

4. Грибы, как и животные,
а) ведут прикрепленный образ жизни; б) гетеротрофные организмы;
в) размножаются спорами; г) растут в течение жизни.

5.У цветковых растений мужские половые клетки образуются в:
а) пестиках; б) тычинках; +в) семязачатках; г) пыльцевой трубке.

6. В отличии от растений животные:

а) дышат и питаются; б) размножаются; в) состоят из клеток; г) питаются готовыми органическими веществами.

7.Половой процесс (конъюгация) характерен для:
а) хламидомонады; б) эвглены; в) инфузории – туфельки г) амебы

8. Соплодие характерно для:
а) груши; б) вишни; в) банана; г) ананаса

9.Запасные вещества находятся в эндосперме у:

а) дуба; б) пшеницы; в) фасоли; г) гороха.














Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в

Современном государстве?

а) клеточная мембрана; б) цитоплазма; в) вакуоль; г) ядро

11. Голосеменные растения в отличие от папоротников:

а) живут на суше; б) имеют корень и стебель; в) образуют плод с семенами,                                г) размножаются семенами.

12. Сфагнум размножается:
а) семенами; б) пыльцой; в) спорами; г) семязачатками.

13. Основным запасающим веществом (углеводом) растений является:

а) глюкоза; б) крахмал; в) гликоген; г) вода.

14.Симбиотические организмы это:

а) водоросли; б) грибы; в) лишайники; г)папоротники.


Кто изготовил первый микроскоп?

а) Аристотель; б)Ломоносов; в)Линней; г)Левенгук

 

Часть II Задание включает 5 вопроса на соответствие между вариантами. Проставьте выбранные варианты соответствий в таблицу (мах. 27 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ).

1. Установите соответствие между плодом и растением

А. Ягода                                               1) Картофель

А Б В Г
       

Б. Орех                                                 2) Фасоль

В. Стручок                                           3) Томат (помидор)

Г. Боб                                                   4) Лещина (лесной орех)

                                                              5) Акация

                                                              6) Сурепка

 

2. Установите соответствие между формой листьев и растением

А Б
   

А. Простые листья.                               1) Земляника

Б. Сложные листья.                              2) Береза

                                                                3) Клевер

                                                                4) Одуванчик

                                                                5) Смородина черная

 

3. Установите соответствие между особенностью строения соцветия и растением

А. Зонтик.                                               1) Сирень

А Б В
     

Б. Кисть.                                                  2) Подсолнечник

В. Корзинка                                            3)Вишня

4) Укроп

                                                                  5) Ромашка

4. Определите какие анатомические структуры участвуют в процессе дыхания растений, а какие в процессе дыхания животных

А. Животные                                            1) Трахеи

А Б
   

Б. Растения                                               2) Жабры

                                                                   3) Чечевички

                                                                   4) Легкие

                                                                   5) Устьица

 

5.Установите соответствие между организмами и способами их питания

А Б
   

А.Автотрофный1) инфузории

Б. Гетеротрофный                                      2) цианобактерии

3) мухомор

4) тополь

5) дождевой червь

6) хламидомонада

 

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждыйправильный ответ).

1.Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.II. все растение погибнет.III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V.




Выберите несколько признаков, которые можно использовать для доказательства того факта, что клубень картофеля – это видоизмененный побег.

I. в клубне много крахмала
II. клубень снаружи покрыт корой
III. С помощью клубней осуществляется вегетативное размножение растений
IV. Глазками клубня растение можно вегетативно размножать
V. В клубне можно различить древесину и сердцевину
а) III, IV, V;б) III, V; в) I, IV, V; г) II, IV, V.

3.Выберите несколько признаков, которые характерны для цветковых растений:

I. Все растения, существующие на Земле, имеют цветки
II. Цветок – это орган полового размножения растений
III. Все цветки устроены одинаково
IV. Лепестки венчика цветка – это видоизмененные листья
V. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одном растении, называются однодомными

VI. Пестик – часть цветка, вырабатывающая женские гаметы.
а) III, IV, V;б) II, V, VI,; в) I, IV, V; г) III, IV, V, VI

4.Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:

I. В результате процесса выделяется углекислый газ.
II. Происходит во всех клетках листа.III. Происходит круглосуточно
IV. Происходит в хлоропластах.V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.

VI. Для процесса необходимы вода и углекислый газ.
а) III, IV, V;б) II, V, VI,; в) I, IV, V; г) IV, V, VI

5.Выберите несколько признаков, которые характерны для животной клетки:

I. Гетеротрофный способ питания.
II. Отсутствие хлорофилла.II. Наличие вакуолей с клеточным соком.
IV. Отсутствие целлюлозной клеточной стенки.V. Способность к фотосинтезу.

VI. Отсутствие ядра.
а) I, IV, V;б) I, II, III, V; в) I, II, IV; г) IV, V, VI

6.Животными распространяются семена растений:

I. ЧередыII. КрапивыIII. ЛопухаIV.ОдуванчикаV. Ивы
а) I, IV, V;б) I, III, в) I, II, IV; г) IV, V, VI

7.Растения приспосабливаются к недостатку влаги за счёт:

I. Глубоких корней
II. Запасания капель масла в клетках
III. Мелких листьев
IV. Небольшого количества устьиц
V.  Мясистых стеблей
а) I, IV, V;
б) I, III, IV, V;
в) I, II, IV;
г) IV, V, VI


























Какие признаки характеризуют лишайники?

I.Строение тела слоевищное

II. Автотрофный способ питания
III.Одноклеточные эукариотические организмы
IV. Симбиотические комплексные организмы
V. Индикаторы чистоты воздуха
а) I, IV, V;
б) I, II, IV, V;
в) I, II, IV; V
г) IV, V, VI.

9.В семенах растений могут запасаться:

I. белки;

II. ДНК;

III. крахмал;

IV. глюкоза;

V. жиры.

а )I, II, V;

б) I, II, IV;

в) II, IV, V;

г) I, III, V.








Подберите цифры, которыми ниже обозначены организмы, относящиеся к следующим биологическим группам: А – паразиты; Б – хозяева; В – переносчики паразита.

Организмы:

  1. животное, которое обитает в организме другого животного или человека, принося ему вред;
  2. животное, которое переносит паразита от одного животного или человека к другому;
  3. организм, на котором обитает другое животное, приносящее вред первому;
  4. малярийный комар;
  5. человек;
  6. малярийный плазмодий;
  7. дизентерийная амеба;
  8. лямблия.

 

1 2 3 4 5 6 7 8

ЧастьIV (мах. 3 балла).

Объясните явление. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие.

 

 

 

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2014-2015 уч. году.

8 класс. 23.09.2014 год.Максимальное количество баллов –68.

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать- 20 (по1 баллу за каждое задание). Отметьте индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным.

А1.Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?

1) Митохондрии 3) Аппарат Гольджи2) Рибосомы 4) Ядро

А2. Чем является луковица тюльпана?

1) корневищем2) корнеплодом3) сочным плодом4) видоизмененным побегом

А3.Проявлением какого рефлекса является поворот го­ловы в сторону громкого звука?

1) болевого 2) условного3) защитного 4) ориентировочного

А4. Сходство строения клеток автотрофных и гетеротроф­ных организмов состоит в наличии у них

1) лейкопластов2) плазматической мембраны3) оболочки из клетчатки4) вакуолей с клеточным соком

А5. Часто у детей наблюдаются изменения формы костей
конечностей, которые связаны с нарушением обмена
кальция и фосфора. При недостатке какого витамина
наблюдается это явление?
1)С 2)В2   3)А 4)D

А6. Что общего между агроэкосистемой пшеничного поля и экосистемой луга?

1) короткие цепи питания2 преобладание растений разных видов3)незамкнутый круговорот химических элементов

4) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

А7. Различные породы лошадей – это:

1) естественные популяции разных видов2) искусственные популяции разных видов

3) разные виды4) один вид

А8. Двойное оплодотворение у цветковых растений – это:

1) слияние двух спермиев с двумя яйцеклетками

2) слияние двух пар диплоидных клеток

3) слияние двух пар клеток - спермия с яйцеклеткой и спермия с диплоидной клеткой

4) слияние двух пар клеток – спермия с яйцеклеткой и двух диплоидных клеток

А9.Укажите животное по следующим признакам: наземная среда обитания, два отдела тела, усики отсутствуют, глаза простые, сложный ротовой аппарат, дыхание легочное и трахейное:

1) мокрица 2) паук-крестовик   3) майский жук    4) саранча

А10. В легких внутри много перегородок, сердце четырехкамерное, хотя венозная и артериальная кровь, выходя из сердца, частично смешивается. О каком животном идет речь?                                            

 1) ланцетник    2) окунь  3) крокодил    4) голубь

А11. Прогрессивным признаком круглых червей по сравнению с плоскими червями является:

1) гладкая мускулатура и двусторонняя симметрия тела;

2) двусторонняя симметрия тела и поперечнополосатая мускулатура;

3) вторичная полость тела и окологлоточное нервное кольцо;

4) первичная полость тела, появление задней кишки и анального отверстия.

А12. Что из перечисленного НЕ относится к характеристикам условного рефлекса?

 1) передается по наследству            2) не передается по наследству

3) приобретенные в течение жизни 4) изменяются и исчезают в течение жизни

А13. Питательные вещества семени пшеницы находятся в:

1)корешке 2)семядоле  3)покровах семени 4)эндосперме

А14. Для всех гельминтов характерна:

1) отсутствие пищеварительной системы2) отсутствие органов чувств

3) гермафродитизм4) сильно развитая половая система

А15. Папоротники и мхи считаются примитивными растениями. Главная разница между этими группами состоит в том, что:

1) мхи размножаются спорами, а папоротники семенами

2 ) мхи обитают обычно во влажных местах, папоротники - в сухих

3) у мхов нет хорошо развитых сосудистых тканей, у папоротников имеются придаточные корни, листья и стебли

4) мхи - автотрофные организмы, папоротники- гетеротрофные

А16. К какой ткани относится следующее описание: «Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало»

 1) кровь 2) эпителий 3) нервная 4) костная

А17. В каком из ответов правильно указана последовательность систематических групп классификации животных?                                                                                                                             

1) вид, род, отряд ,семейство ,подцарство, класс ,тип, царство                                                                                                                                             

 2) вид, род, семейство, класс, отряд, тип, подцарство, царство                                                                                                               

 3) вид, род, семейство, отряд, класс, тип, подцарство, царство                                                             

 4) царство, подцарство, отряд, класс, тип, семейство, род, вид

А18. Плод капусты:

1) сухой односемянный 2) сочный многосеменный 3) сухой многосеменный

4) сочный односемянный

А19. Основная функция эритроцитов:

1) перенос кислорода и углекислого газа    2) перенос питательных веществ

3) перенос конечных продуктов обмена      4)перенос гормонов и витаминов

А20. К моховидным растениям относятся:

1) ламинария 2) олений мох 3) сфагнум      4)мукор

Часть 2. В1. Решите, правильно(«+») или неправильно («-»)  то или иное суждение (мах. 10 баллов, по 1 баллу за правильный ответ на каждое суждение).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...