Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировоззренческиепостулатыйоги ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Вдревнейшихиндийскихтекстах—ВедахиУпанишадахнашлиотражениевзглядыоснователейученияйоги. ЗавершенныйвидониприобреливтрудеиндийскогомыслителяПатанджали«Йога-сутра» (2 в. дон. э.). ОсновыучениябылиперенесеныизИндиивсоседниерегионы, гдевозниклииразвилисьмногиееенаправления: тантризм—вТибете, чановКитае, дзен—вЯпонии. Проводятпараллелимеждуйогой, отдельнымиположениямихристианстваисуфизмом (мистическаяветвьислама). Всюду, гдепрактикуютсяприемысозерцания, гделучвниманиястановитсяключомотдверейизмененныхсостоянийсознания, можноговоритьойоге. Но, используяидентичныеметоды, частопридерживаютсяотличающихсяфилософскихвзглядов. ИзвестныеучителяИндииВивекананда, Иогананда, Шивананда, представителитибетскихшколПадмасамбхава, Тилопа, Наропа, Миларепа—всеониимелисвоифилософскиеподходыиточкизрения. Существуютнаправления, гдепытаютсяотыскатьнекийкомпромиссмеждуразнымишколамиведанты (отсловаВеды), тантризмаибуддизма, соднойстороны, исовременнойфилософскоймыслью, сдругой (АуробиндоГхош, Раджнеш, Муктанда). Темнеменеевсежеестьнекиеобщиемировоззренческиечерты, лежащиевосновефилософскихпозицийразличныхшколинаправлениййоги. ЭтопредставленияочеловекекаклогическойинеобходимойчастиВселенной; тезисобеспрерывномкругеперевоплощений (Самсара); законКармы, илипричинно-следственныхсвязей, воздающихчеловекузапрегрешениявпрошлыхжизняхидающихемувозможностьисправитьсявнастоящей; понятиеоконечнойцеличеловеческогосуществования—Мокше (освобождениеоткруговоротаперевоплощенийидостижениеабсолютнойсвободы) идр. Ихрассмотрениеполезнодлялучшегопониманиятрадициийоги. Единствовсегосущего. ВфилософскихсистемахИндиипреобладаютвзглядыосуществованииЕдиногоМира, ЕдинойВселенной. Все, чтовнейесть, —этопроявленияЕдиногоБога, ВсеобщегоПринципа, КосмическогоСознания. БрахманаОнпредстаетвдвухначалах: материальном—проявленном (Пракрити), духовном—непроявленном (Пуруша). Материальныймирпредставляетсобойплотныефизическиетеламинералов, растений, животныхичеловека, формируемыегрубымивибрациямиБрахмана. ВсевоплощенияПракрити (объекты, явления, существа) могутнаходитьсявтрехосновныхсостояниях, трехГунах. ЭтоТамас—инерция, темнота, незнание; Раджас—движение, борьба, усилие, страсть, действиеиСаттва—свет, гармония, радость.Ниодноизэтихсостоянийнесуществуетвчистомвиде, всепредставляетсобойсмесьинерции, страстиисвета. ПроявленнуюВселеннуюизучаютпосредствомпятиИндрий (органовчувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Рациональныйум (Манас) являетсяшестымнеобходимыморудиемпознания, анализирующимвоспринятуюинформацию. Однакосозданнаянаосновесенсорноговосприятиякартинамира, помнениюйогов, неявляетсяистинной, ибоотражает, даитоискаженно, лишьмиргрубыхвибраций. НепроявленнаяВселеннаятонкихвибрацийостаетсявневозможностейпознанияобыденнымсознаниемчеловека. Поэтомуреальновоспринимаемаякартинамираопределяетсяйогамикаквсеобщаяиллюзия. —Майя НепроявленнаядуховнаяВселенная—Пуруша, содержиттонкиевибрациисоставляющиеэмоции, чувства, мысли, идеи, Ониформируютпсихическуюидуховнуюсферымира. НосителемтонкихвибрацийявляетсяПрана. Этооживляющееначало, котороенаполняетэнергиейвсе. Вминералахеенемного, большеврастенияхиживотных, иособенновчеловеке. «КогдаПранауходитизтела, оностановитсяпростокомом»,—пишутвиндийскихфилософскихтекстах. ВибрациивсехвидовпронизываюткаждуюточкупространстваивремениВселенной. Живое, являясь, помнениюйогов, принимающимустройствомКосмическихЭнергий, воспринимаетихвсоответствиисосвоейприродой. Благодаряпрактикейогиможнорасширитьспектрпостигаемыхвибраций. Погружаясьвглубинысознания, йогспособенвойтивсостояниегармонии, резонансногослиянияиндивидуальнойдуши, познающего«Я» (Атмана) соВсеобщимиКосмическимивибрациями (Брахманом). Это—Самадхи. Находясьвнем, человекобретаетспособностьквнесенсорному, интуитивномупостижениюмира. Толькоподобноевосприятиейогиобъявляютнеиллюзорным (Майя), аистинным. Перевоплощение. Впредставлениийоговчеловекимеетсложнуюприродуисостоитиз 7 начал, илител: · Физическоетело (кости, органы, мышцы) самоникакимисвойстваминеобладаетитолькосовместнос · Эфирным, представляющимсобойструктурнуюматрицуФизического, ноизболеетонкойматерии, и · Оживляющим, дающимсилуиэнергию, вырабатываемыеизПраны, формируетживоефизическоетело. · Астральноетело, какивсеостальные, пронизываетфизическоеиокружаетеговвидеокрашенногооблака (ауры). Оносостоитизтонкойматерииэмоций, чувств, желанийчеловека. · Ментальноетело (Манас) имеетяйцевиднуюформуиявляетсясубстратоммыслительнойдеятельности. АстральноеиМентальное теласоставляютпсихическоеисоциальноелицоличности, его «Эго»,формируемоеродителями, учителями, обществоми, конечноже, самимчеловеком. ПослесмертисисчезновениемОживляющеготеларазрушаетсяФизическое, авследзанимЭфирное, АстральноеиМентальное. · ТелоИнтуиции (Будхи) вышепростогоинтеллекта, онопроявляетсявсостоянияхвдохновения, озаренияиинтуиции. Образуетсветящийсяореолвокругголовы (Нимбсвятых). Дух (Атман) —этоистинное «Я»личности, еесущность, Божественнаяискравчеловеке. ТелоИнтуициииДухобразуют · Казуальноетело, котороевдругихрелигияхназываетсяДушой. Казуальноеначалосуществуетвечно, переходитизжизнивжизнь, накапливаетдуховныйинравственныйопытсамовозвышения. СрождениемчеловекаКазуальноетеловоплощаетсявматерию, приобретаявзависимостиотзадач«Я»истепениихрешенностиостальныеболеегрубыетела. Цельюмногочисленныхрожденийисмертейявляется, какутверждаетБхагават-Гита, преодолениеневежества (Авидьи), развитиевысшегосознания (Будхи) иосознаниесвоего«Я» (Атмана). Карма. СогласнозаконуКармыкаждыйпоступок, человекавлияетнадальнейшуюсудьбу. Плохиемысли, слова, деласоздаюттяжелую, требующуюискупленияКарму. Учителяйогисчитали, чтоболезни—этодействиеКармы, котораябудитсознание, заставляетчеловеказадуматьсяиизменитьсебя. ВцеломКармуможноопределитькаксовокупностьрасхождениймеждузаложеннойвиндивидуальнойДушепрограммойКосмосаиреальнымипоступкамиличности. Такназываемыепоступкипротивсовестиопределятусловияочередногорожденияиследующейжизни. ЗаконыКармыиПеревоплощенияобуславливаютэволюциючеловека, нацеливаютегокдвижениювверх, ксовершенству. КоличествоперевоплощенийопределяетсяКармой. ЧемтяжелееКармаимедленнееизменяетсяличность, тембольшетребуетсяповторныхрожденийдодостиженияМокши (освобождения). Мокша—завершающийэтапэволюциинеуничтожимого«Я», одухотворениясознания,—рассматриваетсякаквыполнениежеланий, какполнотабытиячеловека, освобожденногоотфизическоготелаипредставляющегособойсамоосознающийдух. Кундалини. Тантрическоетечениевнеслосвойвкладвразвитиетеориийоги. Быласформулированаконцепцияключевойуниверсальнойэнергии, которуюможноактивизироватьикоторойможноуправлятьприпомощимедитации. Возникновениюэтойтеориипредшествуетдлиннаяистория: элементыееприсутствуютврелигиозныхимистическихконцепцияхКитая, Японии, Кореиидругихстран. Нонаиболееподробноонаразработанавдревнихлитературныхпамятниках (Тантрах) Тибета. УниверсальнуюсилуКундалинипонимаюткаксконцентрированнуюКосмическуюэнергию, дремлющуювкрестцовойобластиуоснованияпозвоночника. ЕепробуждениеиподъемпотонкоэнергетическомуканалуСушумна, проходящемувцентреспинногомозга, являетсяцельютакихразновидностеййоги, какКундалини-иЛайя-йога. ОсобенностьтантристскойтеориизаключаетсявприданииКундалиниженскойсущности (Шакти), стремящейсяподнятьсявверхдляслияниясожидающимеготаммужскимаспектом (Шива). Ихединениемиобъясняютэффекттранса (Самадхи), когдаотключаетсярациональноесознаниеимирвоспринимаетсяповнесенсорнымканалам. Входеподъемаэтапроснувшаясяпотенциальнаясилапроходитчерезрасположенныевдольпозвоночникажизненныецентры—Чакры—иактивизируетих. ГлавнаяфункцияЧакрсостоитвпринятии, накапливании, преобразованииираспределенииКосмическойПраны. ЧувствительныелюдиинтуитивновоспринимаютЧакрыкакэнергетическиевихри, имеющиеформуконусов. Этиконусысвоимивершинамиопираютсянапозвонкии, расширяясь, выходятвпространство. Известныследующиеосновныецентры: Муладхара—расположенмеждукопчикомилобковойкостью; Свадхистана—вобластикрестцаидальшевнижнейполовинеживота; Манипура—начинаетсяот 4-гопоясничногопозвонкаирасширяетсявверхнейполовинеживота; Анахата—идетот 4-гогрудногопозвонкаизахватываетбольшуючастьгруднойклетки; Вишудха—беретначалоот 7-гошейногопозвонкаидоходитдощитовиднойжелезы;Аджна—вобластисреднегоипромежуточногомозга; Сахасра—вобластикорыголовногомозга. Согласнофилософиийогиэтицентрыответственнызафизиологическиефункцииорганизма, органычувствипсихологическиеособенностиконкретногочеловека. ПодъемКундалиникакбыреализуеттворческийпотенциалличности. Заполнениеэнергиейкаждогоцентрапредставляетсобойэтапегоразвития. Меняютсяпсихологическиехарактеристики, другимстановитсясознание. КогдатокКундалинидостигает 7-гоцентра, человеческийорганизм, помнениюйогов, становитсяспособнымчувствоватьтонкиеэнергиивысшихсферкосмоса, чтонедоступнодляобычноговосприятиямира. ЧакрыпревращаютсяворганыпостиженияиобщениясДуховнымМиром. Человекприобретаетразличныефеноменальныеспособности, необъяснимыеспозицийзаконовматериальногомира. Этикачества, илиСидхи,—неявляютсяцельюйоги. ПатанджалиидругиеавторитетырассматривалипоявлениеСидхкаксамособойразумеющеесяипредостерегалиотихнамеренногоразвитияииспользованиявкорыстныхземныхцелях. Этоотвлекаетйогаотпрямогопути, тормозитегосаморазвитиеисамореализацию. Рассмотренныемировоззренческиепостулатыйогираскрываютмотивытрадиционноййоготренировки, позволяютпонять, чтостремлениейоговбытьчищеилучшевызваноубеждениемвсвоейпринадлежности (какивсехдругихлюдей) кВсеобщемуКосмическомубратству, объединяющемучеловечествоисуществавсейВселенной. НравственноевозвышениедажеодногочеловекавлияетнавесьокеанКосмическойПраны, питающейживительнойэнергиейвсех. Видыйоги Священнойкнигоййогиявляется«Бхагават-Гита»—жемчужинадревнеиндийскойлитературы. Внейописанымногиевидыйоги: Карма-йога—йогадействия, Джнана-йога—йогапознания, Саньяса-йога—йогасамоотречения, Дхиана-йога—йогамедитации, Абхияса-йога—йогапостоянныхусилий, Бхакти-йога—йогапоклонениябожеству, Буддхи-йога—йогамудрости, Атман-йога—йогасобственнойсущности—истинногоеЯ». Всеонивзначительнойстепенивзаимопереплетаются. Невозможнозаниматьсякакой-либоодной, неиспользуяэлементыдругой. Карма-, Джнана- иБхакти-йогисчитаютсяведущими, онивключаютособенностиостальных. Карма-йога — этопутьбескорыстноготруда. Дляйогинаглавное—пользадлядругих, аневыгодадлясебя. Всевниманиесосредоточиваетсянавыполняемомделе. Задача—максимальнаяответственность, эффективныйикачественныйтруд. Это—йогамедитациивдействии. Именнотакойподходчащевсегоиприводитквысокимрезультатам. Уравновешенноеиспокойноеотношениекработе, глубокаяпогруженностьвнее, медитациянаполезностисвоеготруда—нетолькогарантияегоэффективности, ноинадежныйспособгармонизациипсихики. Джнана-йога — этопутьпознания, путьразвитиявсебевысшегоразума. Онанеисключаетиспользованияметодовдругихйог, однакоявляетсясамостоятельной, посколькувсецелоустремленанаразвитиеспособностимышления. ПервыйэтапДжнана-йоги—очищениеиразвитиелогическогоразума. Ставятцель—добитьсяфилиграннойчеткостилогическихрассуждений, хорошейпамяти. Постоянныйсамоконтрольчистотыумапредставляетсобойкаждомоментнуюмедитацию. Следующийэтап—развитиеспособностикинтуитивномупостижениюприродыявлений. Егозадача—овладетьмеханизмамивдохновения, превратитьегоизпривилегииГениявпривычныйинструментпознаниямира. Подъемнаэтуступеньразвитиясознанияпозволитвкакой-томоментпроникнутьвглубьпроблемы, непостижимуюдляобычногоразума. Вэтихглубинах, доступныхтольковысшемусознанию, ибудетнайденаистина. Овладениеинтуициейиозарениемявляетсямощныминструментомактивизациииповышенияэффективностинаучногопознания. Это—йоганаучныхработников, изобретателей, политическихдеятелей, всех, комунуженбыстрый, гибкийиясныйум. Бхакти-йога — путьрелигиозногопоклонения. Онтребуетсердечнойпростотыипостоянноговыражениялюбвиквыбранномубожеству. ВИндиимногобогов, представляющихединыйсвященныйПринципиотражающихразличныестороныКосмическогоРазума. СрединихвыделяетсятакназываемаяиндусскаяТроица: Шива, ВишнуиБрахма. · Шива — этонеистовыйхарактер. Онразрушитель, чтонеобходимодляборьбысдемонами. Егосимвол—фаллос, аолицетворяющееживотное—бык. · Вишну — спаситель, охранитель, богсчастьяиблагополучия. Приноситпроцветание, покровительствуетвсемсуществамимирам. УВишнумногоАватару (земныхвоплощений), включаяпопулярныхгероевКришну, РамуиБудду. · Брахма, которогочастопутаютсБрахманом, илиВысшейреальностью, представляетбожественнуюмощьсозидания. СуществуюттакжеВеликиеМатери-богини, напримерДурга, КалииШакти. ДляиндусаистинноепоклонениесвязаносприобретениемхорошейКармы, поэтомупутьБхактиестественносливаетсяспутемКарма-йоги. Обожание, созерцание, медитациянабожестведолжныосуществлятьсябезэгоизмаилиожиданиявознаграждений. Здесьнетобыкновения, какухристиан, обращатьсявмолитвахкбогусразличнымипросьбами. Очищаетсясознаниеинравственность, посколькуустойчивоепламялюбвиБхактивыжигаеттакиедуховныенечистоты, какненависть, злобу, жадность, гордостьидругиеразрушительныеэмоции. Бхактивоплощаетосновнуюцельвсехэзотерическихвосточныхучений, котораязаключаетсяврастворенииэгоизмаивыявлениисвоегобожественного«Я». Поклонениевразличныхкультурахпринимаетразличныеформы. Уиндусов—этопениегимновславы, танцыимногократноеповторениемантр (стандартныхзвукосочетаний, фраз, молитв). ВБхакти-йогевсяжизньпревращаетсявритуалпоклонениябожеству: «Чтобытыниделал, чтобытыниел, чембытынижертвовал, делайэтодляМеня, иягарантируютвоеблагополучие» (Бхагават-Гита). Ритуальныеправила, требующиепредложениясвоейпищибожеству, сосредоточениянанемприпениимантр, обращениякнемуслюбовьювовсемоментыжизнивызываютнепроизвольнуюконцентрациювниманиянаодном. Этопрививаетнавыкиуправлениямышлением. Медитациястановитсяестественнымсостояниемсознания. Способствуетэтомуисоблюдениенравственно-этическихнорм, усваиваемыхблагодарярелигиозномувоспитанию. ЯнтраиМантра-йога. Нарядусрассмотреннымивидамийогисуществуютидругие, ориентированныеисключительнонасенсорныевозможностичеловека. ЭтоЯнтра-йога, использующаяграфическиесимволы, иМантра-йога, базирующаясянапримененииритмическихсловосочетаний, звуковислогов. Активнымначаломздесьявляютсянетолькососредоточение, котороеужесамопосебевоздействуетнасознаниевнужномнаправлении, ацвет, формаизвук. Обычночистыесочныецвета, контрастныепереходыихврисункедлясозерцания (Янтре) привлекаютвнимание. Сложныйгеометрическийузорудерживаетизатягиваетего, заставляядвигатьсяпоступенямилиспиралямвглубьрисунка. Этоестественновводитвсостояниемедитации. Янтрымогутиметьидругойхарактервзависимостиотпоставленныхцелей: вызываниенеобходимыхобразовиассоциаций, вхождениевзаданноеэмоциональноесостояние, освобождениесознанияотмыслительнойактивности. ВМантра-йогедействующимначаломявляетсямантра—наборопределенныхвибраций, заключенныхвслове, фразе. Мантрычащеобращеныкбожествуипредставляютсобойегоимя, повторенноемногократно, иногданенесутникакогосмысла. Считается, чтодлительноемногочасовоепение, подбортонаивысотызвука, регулированиеносовойвибрациивсоответствиисвибрациямиЧакрмогутнастолькоприблизитьиндивидуальноесознаниекобщекосмическомуполю, чтопроизойдетслияниеих. Исознаниеполучитвозможностькакое-товремясуществоватьневзамкнутойоболочкечеловеческого«Я», арасширитьсявсмежноепространство—достигаетсясостояниеСамадхи. ВЯнтра-иМантра-йогеизученоиописановоздействиеначеловеказвукаицвета, лежащеевосноверазличныхискусств. Игармоничнаямелодияскрипки, ипротяжнаяпеснястепногокочевника, ивибрацииклассическихмантрОМиСО-ХАМ—всеониопределеннымобразомориентируютсознание, углубляютобразноевосприятиемира, развиваютспособностькаутогенномупогружению. Лайя-йога используеттантристскуютрадициюсосредоточениянаЧакрахиподъемеКундалини. Каждомуэнергоцентрусоответствуетграфическийсимволинаборзвуков. ХарактерихвоздействияаналогиченЯнтра-иМантра-йоге. Вданномслучаеотличительнойособенностьюслужит«оживление»янтримантр, наполнениеихопределеннымсмысловымиэмоциональнымсодержанием. Например, втантристскомученииравностороннийтреугольник, повернутыйугломвниз, символизируетженское, творящееначаловУниверсуме, аравностороннийтреугольник, обращенныйугломвверх—мужскоеначало. Двасоединенныхтреугольника, образующиегексаграмму, символизируютпринциправновесияпротивоположностейвприроде. Квадратобычносвязываетсяспредставлениемзавершенности, акруг—скосмическойбесконечностьюиабсолютнойгармонией. Определеннымсодержаниемнаполняютизвукосочетаниямантр. Врезультатедлительнойпрактикисосредоточениянасимволахиихсодержаниийогзакрепляетопределенныепсихоэмоциональныесостояния, которыевсвоюочередькоррелируютсосредойЧакр. Последующаяконцентрациявниманиянаэнергоцентрахсиспользованиемзвуковых, графическихицветовыхобразоввключаетпусковыемеханизмырезонанснойраскачкиЧакриактивизируетих. Лайя—означаетрастворение. Глубокоесосредоточениенасимволах, отключениерациональноговосприятия, растворениевцвете, форме, звукераздвигаетпределычувственноговосприятиямира, расширяетсознаниеивводитвсостояниетранса. Аштанга-йога являетсянестолькоотдельнымвидом, сколькопринципомпостроениявсякойоснованнойнайогесистемы. Аштангаозначает«восемь». ИменностолькоступенейвыделилПатанджалинапутиприручениясознанияидостиженияСамадхи. Практическикаждыйвидйогипредполагаетначальные, подготовительныеэтапы. · ЯмаиНияма первыедвеступени. Здесьнеобходимоосвоитьсистемунравственно-этическихнорм, предписанийповедениявобществе, сводгигиеническихправил, которыевсовокупностиобеспечиваютустойчивыйукладжизниигармоничноепсихофизическоесостояние. СоблюдениеЯмыиНиямыразвиваетволю, очищаеттелоисознание, приучаетксамоконтролю. Вместесочистительнымиупражнениямиэтидвеступенисоставляютоснову Крия-йоги. Онасчитаетсядостигнутой, когдасознаниеученикаперестаютбеспокоитьпроблемытела (недомогания, болезни) иобщения (конфликты, непонимание). Следующиедвеступениобъединяютсяврамках Хатха-йоги Это · Асана — овладениефизическимиупражнениямии · Пранаяма — контрольнаддыханием. Благодаряимученикполностьюосвобождаетсяотболезнейиприобретаетспособностьдлительнонаходитьсявмедитативныхпозахбезкаких-либопризнаковутомленияинеудобства. Приэтомразвиваютсяспособностиксосредоточениювниманияиобразномумышлению. ПоследующиечетыреступенисоставляютосновуРаджа-йоги. Это · Пратьяхара, Дхарана, ДхианаиСамадхи. Всеонипредставляютсобойразличныеэтапыовладениятехникойуправлениямышлением. Показателемуспехаявляетсяспособностькдлительномуиглубокомусосредоточениювниманиянаодномобъекте, атакжедостижениеизмененногосостояниясознания, когдастановитсявозможнымвосприятиеинформациипомимооргановчувств. ФактическиПатанджаливскрылпоследовательностьсамосовершенствования, присущуювсемвидамйоги. Онпредложилалгоритмпродвижениядлястремящегосяквершинамовладениясобой, своимтелом, психикой, мышлением, сознанием. Включилвсистемувсезначимыефакторы: отмотивацииинравственныхнормдовысочайшейтехникиконтролянадмышлением. КаждыйэтаппутивосьмиступенчатойАштанга-йогиможетбытьразвитвсамостоятельныйвид — всеопределяютзадачи, которыеставитпередсобойученик. ОднакопринципАштангавсегдавтойилииноймересохраняется. Ниодинвидйогинеимееткаких-либопреимуществпереддругим. КаждыйвыбираетпутьпосоветуУчителя, согласносвоимнаклонностямиреальнымвозможностям. Чтохорошодляодного, совершеннонепригоднодлядругого. Всвязисэтимтрадиция, делитучеников (искателей) начетыреосновныхтипа: · слабыйискатель — этотот, укоторогонедостаетэнтузиазма, онкритикуетучителей, жаден, расположенкплохимпоступкам, многоест, сластолюбив, непостоянен, труслив, завистлив, сгрубойречью, слабымхарактероминедостаткомзрелости.ГуруведеттакихискателейлишьпотропеМантра-йоги. Приогромномусилииученикможетдостичьпрозрения (Мокши) через 12 лет; · среднийискатель обладаетуравновешеннымумом, кроткойречью, умеренвовсехобстоятельствах, способенвыдерживатьтрудности. Распознавэтикачества, ГуруучитегоЛайя-йоге, котораячерез 9 летприноситосвобождение; · высшийклассискателя — эточеловексустойчивымумом, одаренныйЛайя-йогой, зрелый, независимый, великодушный, милосердный, снисходительный, правдивый, смелый, молодой, почтительный, преклоняющийсяпередсвоимГуру, полныйрешимостикпрактическимзанятиямйогой.Онможетдостичьпросветлениячерез 6 летпрактики. ГуруобучаетэтогосильногочеловекаХатха-йоге; · наивысшийкласс искателяявляетсячеловекомбольшогомужестваиэнтузиазма, красивый, отважный, высоконравственный, усердный, здравомыслящий, неунывающий, умеренныйведе, управляющийсвоимичувствами, лишенныйстраха, чистый, ловкий, благородный, помогающийвсем, настойчивый, образованный, независимый, снисходительный, скроткойречью, преклоняющийсяпередсвоимГуру.ЕмуподсилуРаджаивседругиевидыйоги. Можетдостичьуспехаза 3 года. Приведеннаяклассификацияучеников, наверное, полностьюсправедливалишьдляусловийИндии. ДлячеловекаЗападасегорациональныммышлениеместьсмыслвместоподготовительныхМантра-иЛайя- осваиватьКрийя-йогу, дающуювыраженныйоздоровительныйэффектинетребующуюмногочасовыхзанятий. УспехвКрийя-йогепозволяетсменьшимитрудностямиосвоитьследующиеэтапы. Приэтомсовсемнеобязательноориентироватьсянатрадиционнопровозглашаемуюконечнуюцель—достижениеСамадхи. Важно, чтоблагодаряйогерешаютсязадачи, зачастуюболеереальные, доступныеипривлекательные. ЭрнстВуд, авторрядаинтересныхработпойогеписал, чтобольшинствопрактикующихсклонныдовольствоватьсяпромежуточнымицелями, ккоторымотносятся: · покойумаисердца; · силаволииинтеллект; · способностьпрямоговоздействияразуманатело; · развитиеразныхпсихическихспособностей; · контрольнадэмоциями—избавлениеоттревоги, гордости, гнева, вожделения, жадности; · физическоездоровье, гибкость, красотателаидолголетие; · предотвращениеиполноеустранениепсихосоматическихрасстройств. Легкость, здоровье, невозмутимость, чистыйцветлица, благозвучныйголос, приятныйзапах...—это, пословамШивананды, первыепроявленияуспехавйоге.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 151. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |