Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мировоззренческиепостулатыйоги




Вдревнейшихиндийскихтекстах—ВедахиУпанишадахнашлиотражениевзглядыоснователейученияйоги. ЗавершенныйвидониприобреливтрудеиндийскогомыслителяПатанджали«Йога-сутра» (2 в. дон. э.). ОсновыучениябылиперенесеныизИндиивсоседниерегионы, гдевозниклииразвилисьмногиееенаправления: тантризм—вТибете, чановКитае, дзен—вЯпонии. Проводятпараллелимеждуйогой, отдельнымиположениямихристианстваисуфизмом (мистическаяветвьислама). Всюду, гдепрактикуютсяприемысозерцания, гделучвниманиястановитсяключомотдверейизмененныхсостоянийсознания, можноговоритьойоге. Но, используяидентичныеметоды, частопридерживаютсяотличающихсяфилософскихвзглядов.

ИзвестныеучителяИндииВивекананда, Иогананда, Шивананда, представителитибетскихшколПадмасамбхава, Тилопа, Наропа, Миларепа—всеониимелисвоифилософскиеподходыиточкизрения. Существуютнаправления, гдепытаютсяотыскатьнекийкомпромиссмеждуразнымишколамиведанты (отсловаВеды), тантризмаибуддизма, соднойстороны, исовременнойфилософскоймыслью, сдругой (АуробиндоГхош, Раджнеш, Муктанда).

Темнеменеевсежеестьнекиеобщиемировоззренческиечерты, лежащиевосновефилософскихпозицийразличныхшколинаправлениййоги. ЭтопредставленияочеловекекаклогическойинеобходимойчастиВселенной; тезисобеспрерывномкругеперевоплощений (Самсара); законКармы, илипричинно-следственныхсвязей, воздающихчеловекузапрегрешениявпрошлыхжизняхидающихемувозможностьисправитьсявнастоящей; понятиеоконечнойцеличеловеческогосуществования—Мокше (освобождениеоткруговоротаперевоплощенийидостижениеабсолютнойсвободы) идр. Ихрассмотрениеполезнодлялучшегопониманиятрадициийоги.

Единствовсегосущего. ВфилософскихсистемахИндиипреобладаютвзглядыосуществованииЕдиногоМира, ЕдинойВселенной. Все, чтовнейесть, —этопроявленияЕдиногоБога, ВсеобщегоПринципа, КосмическогоСознания. БрахманаОнпредстаетвдвухначалах: материальном—проявленном (Пракрити), духовном—непроявленном (Пуруша). Материальныймирпредставляетсобойплотныефизическиетеламинералов, растений, животныхичеловека, формируемыегрубымивибрациямиБрахмана. ВсевоплощенияПракрити (объекты, явления, существа) могутнаходитьсявтрехосновныхсостояниях, трехГунах. ЭтоТамас—инерция, темнота, незнание; Раджас—движение, борьба, усилие, страсть, действиеиСаттва—свет, гармония, радость.Ниодноизэтихсостоянийнесуществуетвчистомвиде, всепредставляетсобойсмесьинерции, страстиисвета.

ПроявленнуюВселеннуюизучаютпосредствомпятиИндрий (органовчувств): зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Рациональныйум (Манас) являетсяшестымнеобходимыморудиемпознания, анализирующимвоспринятуюинформацию. Однакосозданнаянаосновесенсорноговосприятиякартинамира, помнениюйогов, неявляетсяистинной, ибоотражает, даитоискаженно, лишьмиргрубыхвибраций. НепроявленнаяВселеннаятонкихвибрацийостаетсявневозможностейпознанияобыденнымсознаниемчеловека. Поэтомуреальновоспринимаемаякартинамираопределяетсяйогамикаквсеобщаяиллюзия. —Майя

НепроявленнаядуховнаяВселенная—Пуруша, содержиттонкиевибрациисоставляющиеэмоции, чувства, мысли, идеи, Ониформируютпсихическуюидуховнуюсферымира. НосителемтонкихвибрацийявляетсяПрана. Этооживляющееначало, котороенаполняетэнергиейвсе. Вминералахеенемного, большеврастенияхиживотных, иособенновчеловеке. «КогдаПранауходитизтела, оностановитсяпростокомом»,—пишутвиндийскихфилософскихтекстах.

ВибрациивсехвидовпронизываюткаждуюточкупространстваивремениВселенной. Живое, являясь, помнениюйогов, принимающимустройствомКосмическихЭнергий, воспринимаетихвсоответствиисосвоейприродой. Благодаряпрактикейогиможнорасширитьспектрпостигаемыхвибраций. Погружаясьвглубинысознания, йогспособенвойтивсостояниегармонии, резонансногослиянияиндивидуальнойдуши, познающего«Я» (Атмана) соВсеобщимиКосмическимивибрациями (Брахманом).

Это—Самадхи. Находясьвнем, человекобретаетспособностьквнесенсорному, интуитивномупостижениюмира. Толькоподобноевосприятиейогиобъявляютнеиллюзорным (Майя), аистинным.

Перевоплощение. Впредставлениийоговчеловекимеетсложнуюприродуисостоитиз 7 начал, илител:

· Физическоетело (кости, органы, мышцы) самоникакимисвойстваминеобладаетитолькосовместнос

· Эфирным, представляющимсобойструктурнуюматрицуФизического, ноизболеетонкойматерии, и

· Оживляющим, дающимсилуиэнергию, вырабатываемыеизПраны, формируетживоефизическоетело.

· Астральноетело, какивсеостальные, пронизываетфизическоеиокружаетеговвидеокрашенногооблака (ауры). Оносостоитизтонкойматерииэмоций, чувств, желанийчеловека.

· Ментальноетело (Манас) имеетяйцевиднуюформуиявляетсясубстратоммыслительнойдеятельности. АстральноеиМентальное теласоставляютпсихическоеисоциальноелицоличности, его «Эго»,формируемоеродителями, учителями, обществоми, конечноже, самимчеловеком. ПослесмертисисчезновениемОживляющеготеларазрушаетсяФизическое, авследзанимЭфирное, АстральноеиМентальное.

· ТелоИнтуиции (Будхи) вышепростогоинтеллекта, онопроявляетсявсостоянияхвдохновения, озаренияиинтуиции. Образуетсветящийсяореолвокругголовы (Нимбсвятых). Дух (Атман) —этоистинное «Я»личности, еесущность, Божественнаяискравчеловеке. ТелоИнтуициииДухобразуют

· Казуальноетело, котороевдругихрелигияхназываетсяДушой. Казуальноеначалосуществуетвечно, переходитизжизнивжизнь, накапливаетдуховныйинравственныйопытсамовозвышения.

СрождениемчеловекаКазуальноетеловоплощаетсявматерию, приобретаявзависимостиотзадач«Я»истепениихрешенностиостальныеболеегрубыетела. Цельюмногочисленныхрожденийисмертейявляется, какутверждаетБхагават-Гита, преодолениеневежества (Авидьи), развитиевысшегосознания (Будхи) иосознаниесвоего«Я» (Атмана).

Карма. СогласнозаконуКармыкаждыйпоступок, человекавлияетнадальнейшуюсудьбу. Плохиемысли, слова, деласоздаюттяжелую, требующуюискупленияКарму. Учителяйогисчитали, чтоболезни—этодействиеКармы, котораябудитсознание, заставляетчеловеказадуматьсяиизменитьсебя.

ВцеломКармуможноопределитькаксовокупностьрасхождениймеждузаложеннойвиндивидуальнойДушепрограммойКосмосаиреальнымипоступкамиличности. Такназываемыепоступкипротивсовестиопределятусловияочередногорожденияиследующейжизни.

ЗаконыКармыиПеревоплощенияобуславливаютэволюциючеловека, нацеливаютегокдвижениювверх, ксовершенству. КоличествоперевоплощенийопределяетсяКармой. ЧемтяжелееКармаимедленнееизменяетсяличность, тембольшетребуетсяповторныхрожденийдодостиженияМокши (освобождения). Мокша—завершающийэтапэволюциинеуничтожимого«Я», одухотворениясознания,—рассматриваетсякаквыполнениежеланий, какполнотабытиячеловека, освобожденногоотфизическоготелаипредставляющегособойсамоосознающийдух.

Кундалини. Тантрическоетечениевнеслосвойвкладвразвитиетеориийоги. Быласформулированаконцепцияключевойуниверсальнойэнергии, которуюможноактивизироватьикоторойможноуправлятьприпомощимедитации. Возникновениюэтойтеориипредшествуетдлиннаяистория: элементыееприсутствуютврелигиозныхимистическихконцепцияхКитая, Японии, Кореиидругихстран. Нонаиболееподробноонаразработанавдревнихлитературныхпамятниках (Тантрах) Тибета. УниверсальнуюсилуКундалинипонимаюткаксконцентрированнуюКосмическуюэнергию, дремлющуювкрестцовойобластиуоснованияпозвоночника. ЕепробуждениеиподъемпотонкоэнергетическомуканалуСушумна, проходящемувцентреспинногомозга, являетсяцельютакихразновидностеййоги, какКундалини-иЛайя-йога.

ОсобенностьтантристскойтеориизаключаетсявприданииКундалиниженскойсущности (Шакти), стремящейсяподнятьсявверхдляслияниясожидающимеготаммужскимаспектом (Шива). Ихединениемиобъясняютэффекттранса (Самадхи), когдаотключаетсярациональноесознаниеимирвоспринимаетсяповнесенсорнымканалам.

Входеподъемаэтапроснувшаясяпотенциальнаясилапроходитчерезрасположенныевдольпозвоночникажизненныецентры—Чакры—иактивизируетих. ГлавнаяфункцияЧакрсостоитвпринятии, накапливании, преобразованииираспределенииКосмическойПраны. ЧувствительныелюдиинтуитивновоспринимаютЧакрыкакэнергетическиевихри, имеющиеформуконусов. Этиконусысвоимивершинамиопираютсянапозвонкии, расширяясь, выходятвпространство.

Известныследующиеосновныецентры: Муладхара—расположенмеждукопчикомилобковойкостью; Свадхистана—вобластикрестцаидальшевнижнейполовинеживота; Манипура—начинаетсяот 4-гопоясничногопозвонкаирасширяетсявверхнейполовинеживота; Анахата—идетот 4-гогрудногопозвонкаизахватываетбольшуючастьгруднойклетки; Вишудха—беретначалоот 7-гошейногопозвонкаидоходитдощитовиднойжелезы;Аджна—вобластисреднегоипромежуточногомозга; Сахасра—вобластикорыголовногомозга.

Согласнофилософиийогиэтицентрыответственнызафизиологическиефункцииорганизма, органычувствипсихологическиеособенностиконкретногочеловека.

ПодъемКундалиникакбыреализуеттворческийпотенциалличности. Заполнениеэнергиейкаждогоцентрапредставляетсобойэтапегоразвития. Меняютсяпсихологическиехарактеристики, другимстановитсясознание. КогдатокКундалинидостигает 7-гоцентра, человеческийорганизм, помнениюйогов, становитсяспособнымчувствоватьтонкиеэнергиивысшихсферкосмоса, чтонедоступнодляобычноговосприятиямира. ЧакрыпревращаютсяворганыпостиженияиобщениясДуховнымМиром. Человекприобретаетразличныефеноменальныеспособности, необъяснимыеспозицийзаконовматериальногомира. Этикачества, илиСидхи,—неявляютсяцельюйоги. ПатанджалиидругиеавторитетырассматривалипоявлениеСидхкаксамособойразумеющеесяипредостерегалиотихнамеренногоразвитияииспользованиявкорыстныхземныхцелях. Этоотвлекаетйогаотпрямогопути, тормозитегосаморазвитиеисамореализацию.

Рассмотренныемировоззренческиепостулатыйогираскрываютмотивытрадиционноййоготренировки, позволяютпонять, чтостремлениейоговбытьчищеилучшевызваноубеждениемвсвоейпринадлежности (какивсехдругихлюдей) кВсеобщемуКосмическомубратству, объединяющемучеловечествоисуществавсейВселенной. НравственноевозвышениедажеодногочеловекавлияетнавесьокеанКосмическойПраны, питающейживительнойэнергиейвсех.

Видыйоги

Священнойкнигоййогиявляется«Бхагават-Гита»—жемчужинадревнеиндийскойлитературы. Внейописанымногиевидыйоги: Карма-йога—йогадействия, Джнана-йога—йогапознания, Саньяса-йога—йогасамоотречения, Дхиана-йога—йогамедитации, Абхияса-йога—йогапостоянныхусилий, Бхакти-йога—йогапоклонениябожеству, Буддхи-йога—йогамудрости, Атман-йога—йогасобственнойсущности—истинногоеЯ».

Всеонивзначительнойстепенивзаимопереплетаются. Невозможнозаниматьсякакой-либоодной, неиспользуяэлементыдругой. Карма-, Джнана- иБхакти-йогисчитаютсяведущими, онивключаютособенностиостальных.

Карма-йога — этопутьбескорыстноготруда. Дляйогинаглавное—пользадлядругих, аневыгодадлясебя. Всевниманиесосредоточиваетсянавыполняемомделе. Задача—максимальнаяответственность, эффективныйикачественныйтруд. Это—йогамедитациивдействии.

Именнотакойподходчащевсегоиприводитквысокимрезультатам. Уравновешенноеиспокойноеотношениекработе, глубокаяпогруженностьвнее, медитациянаполезностисвоеготруда—нетолькогарантияегоэффективности, ноинадежныйспособгармонизациипсихики.

Джнана-йога — этопутьпознания, путьразвитиявсебевысшегоразума. Онанеисключаетиспользованияметодовдругихйог, однакоявляетсясамостоятельной, посколькувсецелоустремленанаразвитиеспособностимышления.

ПервыйэтапДжнана-йоги—очищениеиразвитиелогическогоразума. Ставятцель—добитьсяфилиграннойчеткостилогическихрассуждений, хорошейпамяти. Постоянныйсамоконтрольчистотыумапредставляетсобойкаждомоментнуюмедитацию.

Следующийэтап—развитиеспособностикинтуитивномупостижениюприродыявлений. Егозадача—овладетьмеханизмамивдохновения, превратитьегоизпривилегииГениявпривычныйинструментпознаниямира. Подъемнаэтуступеньразвитиясознанияпозволитвкакой-томоментпроникнутьвглубьпроблемы, непостижимуюдляобычногоразума. Вэтихглубинах, доступныхтольковысшемусознанию, ибудетнайденаистина. Овладениеинтуициейиозарениемявляетсямощныминструментомактивизациииповышенияэффективностинаучногопознания. Это—йоганаучныхработников, изобретателей, политическихдеятелей, всех, комунуженбыстрый, гибкийиясныйум.

Бхакти-йога — путьрелигиозногопоклонения. Онтребуетсердечнойпростотыипостоянноговыражениялюбвиквыбранномубожеству.

ВИндиимногобогов, представляющихединыйсвященныйПринципиотражающихразличныестороныКосмическогоРазума. СрединихвыделяетсятакназываемаяиндусскаяТроица: Шива, ВишнуиБрахма.

· Шива — этонеистовыйхарактер. Онразрушитель, чтонеобходимодляборьбысдемонами. Егосимвол—фаллос, аолицетворяющееживотное—бык.

· Вишну — спаситель, охранитель, богсчастьяиблагополучия. Приноситпроцветание, покровительствуетвсемсуществамимирам. УВишнумногоАватару (земныхвоплощений), включаяпопулярныхгероевКришну, РамуиБудду.

· Брахма, которогочастопутаютсБрахманом, илиВысшейреальностью, представляетбожественнуюмощьсозидания. СуществуюттакжеВеликиеМатери-богини, напримерДурга, КалииШакти.

ДляиндусаистинноепоклонениесвязаносприобретениемхорошейКармы, поэтомупутьБхактиестественносливаетсяспутемКарма-йоги. Обожание, созерцание, медитациянабожестведолжныосуществлятьсябезэгоизмаилиожиданиявознаграждений. Здесьнетобыкновения, какухристиан, обращатьсявмолитвахкбогусразличнымипросьбами. Очищаетсясознаниеинравственность, посколькуустойчивоепламялюбвиБхактивыжигаеттакиедуховныенечистоты, какненависть, злобу, жадность, гордостьидругиеразрушительныеэмоции. Бхактивоплощаетосновнуюцельвсехэзотерическихвосточныхучений, котораязаключаетсяврастворенииэгоизмаивыявлениисвоегобожественного«Я».

Поклонениевразличныхкультурахпринимаетразличныеформы. Уиндусов—этопениегимновславы, танцыимногократноеповторениемантр (стандартныхзвукосочетаний, фраз, молитв). ВБхакти-йогевсяжизньпревращаетсявритуалпоклонениябожеству: «Чтобытыниделал, чтобытыниел, чембытынижертвовал, делайэтодляМеня, иягарантируютвоеблагополучие» (Бхагават-Гита). Ритуальныеправила, требующиепредложениясвоейпищибожеству, сосредоточениянанемприпениимантр, обращениякнемуслюбовьювовсемоментыжизнивызываютнепроизвольнуюконцентрациювниманиянаодном. Этопрививаетнавыкиуправлениямышлением. Медитациястановитсяестественнымсостояниемсознания. Способствуетэтомуисоблюдениенравственно-этическихнорм, усваиваемыхблагодарярелигиозномувоспитанию.

ЯнтраиМантра-йога. Нарядусрассмотреннымивидамийогисуществуютидругие, ориентированныеисключительнонасенсорныевозможностичеловека. ЭтоЯнтра-йога, использующаяграфическиесимволы, иМантра-йога, базирующаясянапримененииритмическихсловосочетаний, звуковислогов.

Активнымначаломздесьявляютсянетолькососредоточение, котороеужесамопосебевоздействуетнасознаниевнужномнаправлении, ацвет, формаизвук.

Обычночистыесочныецвета, контрастныепереходыихврисункедлясозерцания (Янтре) привлекаютвнимание. Сложныйгеометрическийузорудерживаетизатягиваетего, заставляядвигатьсяпоступенямилиспиралямвглубьрисунка. Этоестественновводитвсостояниемедитации. Янтрымогутиметьидругойхарактервзависимостиотпоставленныхцелей: вызываниенеобходимыхобразовиассоциаций, вхождениевзаданноеэмоциональноесостояние, освобождениесознанияотмыслительнойактивности.

ВМантра-йогедействующимначаломявляетсямантра—наборопределенныхвибраций, заключенныхвслове, фразе. Мантрычащеобращеныкбожествуипредставляютсобойегоимя, повторенноемногократно, иногданенесутникакогосмысла. Считается, чтодлительноемногочасовоепение, подбортонаивысотызвука, регулированиеносовойвибрациивсоответствиисвибрациямиЧакрмогутнастолькоприблизитьиндивидуальноесознаниекобщекосмическомуполю, чтопроизойдетслияниеих. Исознаниеполучитвозможностькакое-товремясуществоватьневзамкнутойоболочкечеловеческого«Я», арасширитьсявсмежноепространство—достигаетсясостояниеСамадхи.

ВЯнтра-иМантра-йогеизученоиописановоздействиеначеловеказвукаицвета, лежащеевосноверазличныхискусств. Игармоничнаямелодияскрипки, ипротяжнаяпеснястепногокочевника, ивибрацииклассическихмантрОМиСО-ХАМ—всеониопределеннымобразомориентируютсознание, углубляютобразноевосприятиемира, развиваютспособностькаутогенномупогружению.

Лайя-йога используеттантристскуютрадициюсосредоточениянаЧакрахиподъемеКундалини. Каждомуэнергоцентрусоответствуетграфическийсимволинаборзвуков. ХарактерихвоздействияаналогиченЯнтра-иМантра-йоге. Вданномслучаеотличительнойособенностьюслужит«оживление»янтримантр, наполнениеихопределеннымсмысловымиэмоциональнымсодержанием.

Например, втантристскомученииравностороннийтреугольник, повернутыйугломвниз, символизируетженское, творящееначаловУниверсуме, аравностороннийтреугольник, обращенныйугломвверх—мужскоеначало. Двасоединенныхтреугольника, образующиегексаграмму, символизируютпринциправновесияпротивоположностейвприроде. Квадратобычносвязываетсяспредставлениемзавершенности, акруг—скосмическойбесконечностьюиабсолютнойгармонией. Определеннымсодержаниемнаполняютизвукосочетаниямантр.

Врезультатедлительнойпрактикисосредоточениянасимволахиихсодержаниийогзакрепляетопределенныепсихоэмоциональныесостояния, которыевсвоюочередькоррелируютсосредойЧакр. Последующаяконцентрациявниманиянаэнергоцентрахсиспользованиемзвуковых, графическихицветовыхобразоввключаетпусковыемеханизмырезонанснойраскачкиЧакриактивизируетих.

Лайя—означаетрастворение. Глубокоесосредоточениенасимволах, отключениерациональноговосприятия, растворениевцвете, форме, звукераздвигаетпределычувственноговосприятиямира, расширяетсознаниеивводитвсостояниетранса.

Аштанга-йога являетсянестолькоотдельнымвидом, сколькопринципомпостроениявсякойоснованнойнайогесистемы. Аштангаозначает«восемь». ИменностолькоступенейвыделилПатанджалинапутиприручениясознанияидостиженияСамадхи.

Практическикаждыйвидйогипредполагаетначальные, подготовительныеэтапы.

· ЯмаиНияма первыедвеступени. Здесьнеобходимоосвоитьсистемунравственно-этическихнорм, предписанийповедениявобществе, сводгигиеническихправил, которыевсовокупностиобеспечиваютустойчивыйукладжизниигармоничноепсихофизическоесостояние. СоблюдениеЯмыиНиямыразвиваетволю, очищаеттелоисознание, приучаетксамоконтролю.

Вместесочистительнымиупражнениямиэтидвеступенисоставляютоснову Крия-йоги. Онасчитаетсядостигнутой, когдасознаниеученикаперестаютбеспокоитьпроблемытела (недомогания, болезни) иобщения (конфликты, непонимание).

Следующиедвеступениобъединяютсяврамках Хатха-йоги Это

· Асана — овладениефизическимиупражнениямии

· Пранаяма — контрольнаддыханием. Благодаряимученикполностьюосвобождаетсяотболезнейиприобретаетспособностьдлительнонаходитьсявмедитативныхпозахбезкаких-либопризнаковутомленияинеудобства. Приэтомразвиваютсяспособностиксосредоточениювниманияиобразномумышлению.

ПоследующиечетыреступенисоставляютосновуРаджа-йоги. Это

· Пратьяхара, Дхарана, ДхианаиСамадхи.

Всеонипредставляютсобойразличныеэтапыовладениятехникойуправлениямышлением. Показателемуспехаявляетсяспособностькдлительномуиглубокомусосредоточениювниманиянаодномобъекте, атакжедостижениеизмененногосостояниясознания, когдастановитсявозможнымвосприятиеинформациипомимооргановчувств.

ФактическиПатанджаливскрылпоследовательностьсамосовершенствования, присущуювсемвидамйоги. Онпредложилалгоритмпродвижениядлястремящегосяквершинамовладениясобой, своимтелом, психикой, мышлением, сознанием. Включилвсистемувсезначимыефакторы: отмотивацииинравственныхнормдовысочайшейтехникиконтролянадмышлением. КаждыйэтаппутивосьмиступенчатойАштанга-йогиможетбытьразвитвсамостоятельныйвид — всеопределяютзадачи, которыеставитпередсобойученик. ОднакопринципАштангавсегдавтойилииноймересохраняется.

Ниодинвидйогинеимееткаких-либопреимуществпереддругим. КаждыйвыбираетпутьпосоветуУчителя, согласносвоимнаклонностямиреальнымвозможностям. Чтохорошодляодного, совершеннонепригоднодлядругого. Всвязисэтимтрадиция, делитучеников (искателей) начетыреосновныхтипа:

· слабыйискатель — этотот, укоторогонедостаетэнтузиазма, онкритикуетучителей, жаден, расположенкплохимпоступкам, многоест, сластолюбив, непостоянен, труслив, завистлив, сгрубойречью, слабымхарактероминедостаткомзрелости.ГуруведеттакихискателейлишьпотропеМантра-йоги. Приогромномусилииученикможетдостичьпрозрения (Мокши) через 12 лет;

· среднийискатель обладаетуравновешеннымумом, кроткойречью, умеренвовсехобстоятельствах, способенвыдерживатьтрудности. Распознавэтикачества, ГуруучитегоЛайя-йоге, котораячерез 9 летприноситосвобождение;

· высшийклассискателя — эточеловексустойчивымумом, одаренныйЛайя-йогой, зрелый, независимый, великодушный, милосердный, снисходительный, правдивый, смелый, молодой, почтительный, преклоняющийсяпередсвоимГуру, полныйрешимостикпрактическимзанятиямйогой.Онможетдостичьпросветлениячерез 6 летпрактики. ГуруобучаетэтогосильногочеловекаХатха-йоге;

· наивысшийкласс искателяявляетсячеловекомбольшогомужестваиэнтузиазма, красивый, отважный, высоконравственный, усердный, здравомыслящий, неунывающий, умеренныйведе, управляющийсвоимичувствами, лишенныйстраха, чистый, ловкий, благородный, помогающийвсем, настойчивый, образованный, независимый, снисходительный, скроткойречью, преклоняющийсяпередсвоимГуру.ЕмуподсилуРаджаивседругиевидыйоги. Можетдостичьуспехаза 3 года.

Приведеннаяклассификацияучеников, наверное, полностьюсправедливалишьдляусловийИндии. ДлячеловекаЗападасегорациональныммышлениеместьсмыслвместоподготовительныхМантра-иЛайя- осваиватьКрийя-йогу, дающуювыраженныйоздоровительныйэффектинетребующуюмногочасовыхзанятий. УспехвКрийя-йогепозволяетсменьшимитрудностямиосвоитьследующиеэтапы. Приэтомсовсемнеобязательноориентироватьсянатрадиционнопровозглашаемуюконечнуюцель—достижениеСамадхи. Важно, чтоблагодаряйогерешаютсязадачи, зачастуюболеереальные, доступныеипривлекательные. ЭрнстВуд, авторрядаинтересныхработпойогеписал, чтобольшинствопрактикующихсклонныдовольствоватьсяпромежуточнымицелями, ккоторымотносятся:

· покойумаисердца;

· силаволииинтеллект;

· способностьпрямоговоздействияразуманатело;

· развитиеразныхпсихическихспособностей;

· контрольнадэмоциями—избавлениеоттревоги, гордости, гнева, вожделения, жадности;

· физическоездоровье, гибкость, красотателаидолголетие;

· предотвращениеиполноеустранениепсихосоматическихрасстройств.

Легкость, здоровье, невозмутимость, чистыйцветлица, благозвучныйголос, приятныйзапах...—это, пословамШивананды, первыепроявленияуспехавйоге.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...