Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Йога—универсальныйметодсамосовершенствования




Глава 1. Чтотакоейога

Вдискуссияхойогечащевсегосталкиваютсядвепротивоположныеточкизрения. Однибезоговорочноотрицаютее, относяцеликомксферерелигиозноймистики. Другиесчитаютчутьлинесредствомспасениячеловечестваипророчатейзавоеваниеведущихпозицийнетольковфилософии, ноивсоциальнойпрактике, вобразежизниимышления.

Попробуемразобратьсявтом, чтожетакоейога? Можнолиназватьйогомтого, ктоумеетвыполнятьсложныефизическиеупражнения, такназываемыеасаны? Илиэточеловек, демонстрирующийнечувствительностькболи, холодуиголоду, способныйостанавливатьдыханиеидажесердце? Аможетбыть, йог—этотот, ктоможетлежатьнабитомбутылочномстеклеибезкаких-либопоследствийпереноситьуколыострогокинжала? Икакрасценитьтотфакт, чтойогамисебяназываютмошенникииподвижники, невеждыиученые, вегетарианцыилюбителимяса, изможденныенищиеиудачливыедельцы.

Дело, видимо, невличныхкачествахлюдей, практикующихйогу, иневдостигаемыхимиуспехах. Важны, скорее, жизненныеустановки, цели, ккоторымонистремятся, и, естественно, особенностииспользуемыхимиметодов.

Йога—универсальныйметодсамосовершенствования

Всякийчеловекстремитсябытьсильнее, здоровее, смелее, умнее. Новсегдаливозникаетжеланиепоработатьнадразвитиемэтихкачеств? Аеслиивозникает, тонаходитсялидостаточноотработаннаяметодика, покоторойможнопостроитьработунадсобой? Современноеобществостолкнулосьспарадоксальнойситуацией: привзрывеинформацииобокружающеммире, способахегопреобразованиянаукаочеловекевсеещенаходитсявзачаточномсостоянии. Неизучендажетотопыт, которыйдосталсявнаследствоотпрежнихцивилизаций.

Междутемнашединамичноеипротиворечивоевремяпредъявляетвсеболеевысокиетребованиякинтеллектуальныминервно-психическимвозможностямчеловека. Ужесегодняотнеготребуетсянебывалыйуровеньпсихическойпластичностииадаптивности. Близкатачерта, закоторойисчерпываютсяпривычноиспользуемыевозможности. Стоитвопросоподключениинеиспользованныхещерезервовпсихикиисознания.

Возможенидругойпуть—этоперегруппировказнанийивозможностейсцельюдобитьсяихконцентрациинарешающемучастке. Такдосихпориделалось. Внаукеэтопривелокглубокойспециализациизнанийинавыков. Узкийспециалист—сегоднянорма. Однаковсеболееостройстановитсяпотребностьввысокойэрудиции. Этотребованиепроизводства, науки, культурыитехнологии.

Издесьвозникаетпротиворечиемеждунеобходимостьюинтенсивнойработынадсобойиинтересамисохраненияздоровья, культурнымиидругимипотребностями. Нужентщательныйсамоанализсамоконтроль, уяснениесмысласвоейдеятельностичтобысгладитьостротуэтихпротиворечий, добитьсягармонииинтересовипотребностей.

Преждевсегонеобходиморазобраться, зачемвообщенужносовершенствование. Аэтоневозможносделатьбезопределенияглобальныхцелей, включаяицельжизни. Далееследуетзадачасамооценкианализасвоихвозможностей, характерныхчертдостоинствинедостатков. Важноосознать, чтоименнотребуетизмененияисовершенствования, Толькопослеэтогоможноприступитьквыборуметодовразвитиянедостающихкачеств. Нокакчасточеловек, прекрасновсепонимая, ненаходитволи, внутреннейэнергииисилывоплотитьжелаемоевжизнь. Емунеобходимыкакие-товнешниеимпульсы, встряски, постояннопобуждающиекдвижениювперед.

Поканиоднаизформобщественногосознания, будьтонаукаилиискусство, недалаудовлетворяющегосовременногочеловекаответанавопросоегоролииместевмире, путяхразвитияисамосовершенствования. Всеориентированонастатичного, неменяющегосячеловека—будтоинесуществуетогромныхрезервныхвозможностейпсихикиисознания, будтонетальтернативныхтеорий, основанныхнапониманиичеловекакакчастицыэволюционирующегомироздания, содержащейвсебевсебогатствоивсевозможностиКосмическогоРазума. Гётеговорилочеловеке, что, «... принимаяеготаким, какойонесть, мыделаемегохуже; принимаяжееготаким, какимондолженбыть, мызаставляемегобытьтаким, какимонможетстать»,

ВовторойполовиненашеговекамирбылошеломленрассказамиамериканскогоэтнографаК. КостанедыотайныхученияхаборигеновЦентральнойАмерики. Авторписаловышедшейизглубинывековмагиисознания, связяхчеловекасмирозданием, фантастическихвозможностяхлюдей, преодолевшихстереотипымышленияивышедшихзаграницыобыденныхпредставленийоприродечеловека. Этозаконченнаяконцепциястроениямираиместачеловекавнем.

Другаяальтернативнаямировоззренческаяконцепция—этоучениейогов, имеющее 50-вековуюисторию. Древниемудрецызналиозапредельныхвозможностяхчеловека, еговоли, сознанияипсихики. Ониразработалисистемусредствдлявыведениячеловекаизсостоянияограниченногосуществованиянаширокийпутьсамопознания, кзнакомствускоторымсовременнаянаукатолькоподступает.

Системуйоговможносмелоназватьуниверсальнымметодомсамосовершенствования. Этосинтезразнообразныхсредствиформвоздействия—отиспользованияцветаизвука, принятияопределенныхпозиконтролядыханиядовнедрениявсвятаясвятых—вподсознание. Вершиноййогиявляетсяметодсамопрограммирования, позволяющийнаиболееэффективноиспользоватьрезервныевозможностичеловеческойпсихики.

Онпредполагаетумениепогружатьсявгипнотическоесостояние, вызыватьобразное, яркоепредставлениесобственного«Я», наделенногожелаемымикачествами.

Вотнекоторыепрограммы, используемыейогами: сохранятьвтайнеличныепланыдоихосуществления; хранитьчужиесекреты; недуматьинеговоритьниокомплохо; развиватьчувстволюбвиклюдям; бытьскромным, специальноневыделяться, нехвалитьсебя; уметьнаходитьположительнуюсторонувлюбойнеприятности; постоянноработатьнадсобой; повышатьтребовательностьксебе, всегдадержатьсловоивыполнятьобещанияит. д.

Эти, казалосьбы, прозаическиеформулысамовнушенияоказываютпоразительныйэффект. Какнистранно, новсепожелания, высказанныевсостоянииаутогипноза, начинаютвоплощатьсявжизнь. Исекретвовсеневсамихформулах, автомсостояниипсихики, котороепередэтимдостигается.

Исследованияученыхпоказали, чтоприсамогипнозеактивностьмозгасовершенноменяется. Одниритмыпропадают, другиепоявляются. Врезультатенеусыпныйконтролькорыголовногомозга, особеннолевогополушария, оперирующегологическимипонятиямииосуществляющегосамонаблюдение, ослабеваетдопредела. Магическуюсилуприобретаютмысленныеобразы, которыеблагодаряизменившимсясвязяммеждуотделамиголовногомозганапрямую, безвсякогокритическогоосмыслениясостороныкоры, закладываютсявподсознаниеивоспринимаютсямозгомкакистина. Прирегулярнойтренировкеформируютсяустойчивыестереотипныереакции, адекватныезадаваемымкачествам. Такчеловекбыстроиэффективноформируетсебяпозаранееопределеннойижелаемойсхеме.

Казалосьбы, всетакпросто, однакополучаетсяотнюдьнеумногих. Йоги, чтобыприйтикуспеху, предварительноразвиваютвсебеспособностьмыслитьчеткими, яркимиобразами. Психологиинейрофизиологиобъясняют, чтопереходотобычногодлязападногочеловекалогического, словесногомышлениянапространственно-образноесвязансизменениемполушарнойасимметрии. Левоеполушариеуступаетведущуюрольправому.

Эмпирическийогиустановили, чторазвитиюправополушарногомышлениясодействуетособаясистемапитания (молочно-растительнаядиета), статическиеупражнения—асаны, дыхательныеупражнения—пранаямыимедитативнаятехника.

Совершенствуяэтиметоды, объединяявгруппыотдельныетипыупражнений, йогисформировалипрактическиеразделысвоегоучения, получившиеназваниеКрийяиХатха-йога, авместесупражнениямивмедитациииконцентрации—Раджа-йога. Успехводномвидейогиобуславливаетположительныерезультатывдругих. Ихвзаимосвязьпоказананасхеме.

РазделРаджа-йогисодержиттехнику, нетолькоразвивающуюобразноевосприятие, ноипозволяющуюконтролироватьмышлениеипожеланиюудерживатьзримыйобразскольугоднодолго. Длительностьудержания—немаловажныйфактор. ОтнегозависитэффектсамопрограммированияивозможностьдостиженияСамадхи.

ТрадиционнойцельюйогиявляетсяименноСамадхи. Кнейстремятсяистинныеприверженцыйоги, пытаясьдостичьслиянияиндивидуальногосознаниясКосмическимРазумом. Новсовременныхусловияхреалистичнееинаяцель—трансформацияличностивзаданномнаправлении, достижениефизическогоздоровья, повышениевозможностеймышленияипсихики. Немаловажноеусловиеуспеха—пониманиетерминологиипервоисточников, правильноетолкованиечастныхиглобальныхцелейучения, знакомствосфилософскимивзглядамийогов, видениемимимираиместачеловекавнем.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...