Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обзор литературы и материала по теме




Живописная сюжетная композиция

 

Выполнила:

Студентка 4 курса

Специальности 071001

«Живопись (по видам)»     (дата, подпись)Ненянг Я.Я.

 

Руководитель: преподаватель

первой квалификационной

категории                                     (дата, подпись)                Дубровская Е.Н.                           

 

 

Защита состоялась

на кафедре

художественных

дисциплин                                 (оценка, дата, подпись) Дубровская Е.Н.

 

 

Салехард 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Обзор литературы и теоретическая составляющая

исследования

1.1. Обзор литературы и материала по теме…………………………………5

1.2.Свадебный обряд у ненцев…………………………………………8

ГЛАВАII. Композиционно-художественное решение

2.1. Общее и частное композиционное решение……………………………..10

2.2.Техника масляной живописи………………………………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..15

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………19

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и новизнапредставленной дипломной живописной работы в том, что исследуется вариант изучения не только жизни и быта народов Севера, но и их обычаи и традиции. Того каким образом подрастающее поколение узнает о своих предках, об истории своей культуры.

Тема раскрывает состояние этой жизни, показано единство природы и человека, жизни людей и их досуг. Это не просто живописное полотно, а есть результат духовного отношения к сегодняшнему состоянию быта и культуры, традиции и обычаи  народа.и

Объект исследования: станковая живопись

Предметисследования: сюжетная композиция с фрагментом свадебного обряданенцев в технике живопись.

Цель:создать сюжетную композициюпо теме свадебный обряд, и на ее основе раскрыть состояние жизни быта ненецких народов Севера с целью привлечения внимания к условиям их быта, сохранения этнического своеобразия этого народа, воспитания

подрастающего поколения, любви к своей Родине, северной природе, традиционному образу жизни в условиях Крайнего Севера.

Гипотеза: живописная работа раскроет сущность содержания жизни и быта коренных народов Севра, одну из ее традиционных и значимых в истории сторон, через элементы народных обрядов.

Задача:

- изучить литературные и прикладные источники о жизнедеятельности

 оленеводов и их обучение подрастающего поколения;

-создать проектную часть сюжетную композиции о жизни и

 деятельности народов Севера.

- воплотить представленный проект исследования в конкретном материале.

Методы исследования

а) теоретические

- изучение источников по теме;

- анализ живописных образцов по теме в музеях, журналах, иллюстрациях и

др.источниках;

- информация в интернете.

б) практическая

- создание рабочих эскизов;

- подготовка холста на подрамнике;

- рисунок на холсте;

- работа в материале: холст, масло;

-написание пояснительной записки.

Практическая значимость работы в том, что она найдет практическое применение в учебно-воспитательном процессе, работа может экспонироваться в музее, различных выставках в качестве материала и живописного варианта решения  о жизнедеятельности ненецкого народа, его бытования.

Глава I. Обзор литературы и теоретическая составляющая исследования

Обзор литературы и материала по теме

Ненцы - самая крупная из малочисленных народностей, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. Ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности в жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.

 

Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь- то это мальчик- отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.

Основа этнопедагогической системы воспитания – древние родовые обычаи и традиции.

Известно, что у ненцев не было письменности, поэтому все обряды, ритуалы, правила этикета, религиозные поверья передавались подрастающему поколению изуст в уста. Ненцы воспитывают своих детей на основе правил повседневного поведения в чуме, на природе, в процессе труда и игр.

    Тундровые кочевые ненцы полуострова Ямал, так же как и ненцы других мест расселения, воспитывают своих детей, опираясь на правила, передаваемые в наставлениях. Вот некоторые из них:

1. Почитание родителей: «Взрослым станешь –отца и мать не забывай».

2. Бережное отношение к старым и слабым: «Не дразни хворого – сам таким станешь».

3. Почитание животных и птиц: «О гуляющем на воле волке зря не говори – на наших оленей нападет».

4. Запреты, заповеди: «Не плюй в огонь – язык опухнет», «Не кидай в воду камни: хранителю воды в глаз попадешь – нас без рыбы оставит», «Не стой, когда ешь, - в плохую привычку войдет».

     Ненцы часто упоминают народные поверья, связанные с правилами труда, сборки чума, традиций и обычаев. Большую роль играют религиозные культы.

В народной педагогике кочевых ненцев можно выделить целый ряд правил повседневного поведения. Эти правила как бы «определяют» стандарты знаний молодежи о жизни, о традициях и обычаях. В первую очередь детям

необходимо ориентироваться на правила-наставления, связанные с жизнью в чуме, на природе, традиции и обычаев.

    Каждый ребенок в ненецкой семье знает обычаи, обряды, ритуалы, запреты – все то, из чего складываются традиции семьи, стойбища, что позволяет постигать истинный смысл жизни кочевых людей, где все взаимосвязано: материальноес духовным, символическое с практическим.

 

Картины художников на тему « Обряды и праздники»

Маковский Константин - «Поцелуйный обряд»  этот красивый и удивительный обряд и изобразил на своей картине великий русский художник Константин Егорович Маковский. Масштабное полотно было написано на сюжет из повести А. К. Толстого « Князь Серебряный» размеры картины 360 х 500 см ( холст, масло). Написана в 1895 году . Приложение 1

    Святослав Рерих - «Священные обряды» Святослав Рерих иллюстрирует так называемый «Разбивания камня». Этот тибетский ритуал был подробно изучен и описан братом художника, который наблюдал религиозную церемонию странствующих лам в Гималаях. Злой дул, обитающий в камне, изгоняется ламами, что символизируют торжество Будды.Приложение[2]

1939 (холст, темпера). 138 х 122,5. Музей Николая Рериха, Нью - Йорк, США

    Борис Кустодиев - «Масленица». В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим «поездом» с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели.

1919 год (холст, масло) Приложение [3]

    Андрей Андреевич Попов - «Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге» простой эпизод праздника - небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. А. А. Попов русскийхудожник работавший в области бытовой живописи.

1853 год (холст, масло) Приложение [4]

Д. О. Осипов – « Две девушки в день Семика» на холсте две девицы застывшие в томной близости. Семик – это древний русский праздник весенне - летнего календарного периода с языческими конями. Приложение[5]


Свадебный обряд ненцев

    Браки у ненцев в прошлом, как правило, заключались в возрасте 16-20 лет.Однако широко практиковались ранние браки: родители сговаривались о браке детей, когда им было еще от 3 до 6 лет, при этом дети часто жили вместе, и отношения их были предоставлены времени и их доброй воле. Замуж девушек отдают, как только они достигают половой зрелости.                          Согласия у девушки не спрашивали, если отец доволен калымом (числом оленей, которых давали за невесту), значит свадьбе быть. Каждая семья старалась найти хозяйственную женщину, если она ходила с отцом на рыбалку, пасла оленей, охотилась, за нее могли дать хорошее стадо. Когда приезжают сваты, договариваться о дне свадьбы , невесту одевают в красивую ягушку, и вплетали (впервые в жизни) накосники. Свататься приезжает жених, отец и братья жениха, останавливаются возле чума, но их туда не пускают. Отец и братья невесты крепко держат полог чума, пока сваты не откупятся подарками. Когда подарки подарены, гостей приглашают в чум, кормят, и вручают им подарки в знак дружбы. Мужчины за столом обсуждают дату свадьбы, для гостей забивают молодого оленя, кровью и лучшими кусками кормят гостей, кости и внутренности приносятся в жертву духам, просить благословения для дочери. Жених и невеста друг друга не видят, невесту прячут в женской половине чума. Невесту в чум к жениху собирают три дня, ее снаряжают сумками и рукодельными принадлежностями, это считается главным атрибутом в хозяйстве женщины. Одевают в нарядную ягушку, шапку и пояс украшают медными кольцами, цепочками, старинными монетами из серебра. При каждом шаге невесты все звенело, и переливалось мелодичным звоном, который отпугивал злых духов. В нарты запрягали трех оленей. На рогах у них были повязаны яркие красные ленточки, на шее висели колокольчики. По приезду в стойбище жениха совершался свадебный ритуал на расторопность невесты. К невесте подходит мать или бабушка жениха, которая берет за руку, и тянет ее на себя, и резко толкает к толпе. Если она не удержится, и упадет, то на нее родственники жениха будут смотреть как на беспомощную и слабую женщину. Это считается большим позором для будущей хозяйки.

    Мать жениха берет невесту за руку, ведет в чум, и усаживает на постель жениха, там теперь ее место. Невесты плакать не должны, так как в тундре не любили хмурых и плаксивых, видя в них ленивых и лживых женщин. С этого момента невеста становилась хозяйкой чума, начинала готовить для всех еду и т.д. У ненцев запрещается называть имена с этого момента, как молодые сыграли свадьбу позднее их называют именем старшего из детей- мать Нядмы. Старых людей называют по имени их внуков- дедушка Хевко.

Молодые люди, приглашенные на свадьбу, состязались в ловкости и смелости. Старики вспоминали молодость. Празднование шло три дня. На третий день приглашался шаман, и делалось жертвоприношение духам для благословения новой семьи.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 148.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...