Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура XX столетия и современность




 

Исторический тип культуры имеет одну парадоксальную особенность: он начинает существовать после своей гибели, - именно тогда эпоха обретает законченность целого. Процесс превращения обыденности настоящего в значимость и ценность прошлого и является рождением культуры, ведь ее природа - не что иное, как осмысливание, наделение нейтрального феномена ценностным значением.

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла). (Блок А. "Возмездие")

Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического цикла (Fin de siecle) и начало совершенно иной эпохи. По словам А. Блока, "уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, ... самое начало столетия было исполнено существенно новых знамений и предчувствий".

Начало эпохи нередко сопровождается действительной гибелью, уходом, смертью, своеобразным освобождением места. Так начиналось ХХ столетие – в 1900 году умер Верди, умер Ницше, в 1910 году умер Лев Толстой. Уходили носители последней одушевленной культуры (в значении О. Шпенглера), Fin de siecle – пройден последний круг.

Календарно ХХ столетие началось в 1901 году, однако первые двадцать лет были «утянуты» романтической инерцией ХIХ века. Еще долго оставалось ощущение межвременья, рубежа, безвременья. На дворе 1920 год, а О. Э. Мандельштам пишет: Век мой, зверь мой // Кто сумеет заглянуть в твои зрачки // И своею кровью склеит // Двух столетий позвонки? Безусловно, Мандельштам пишет о ХХ столетии, отсюда трагичность и надрыв. Однако поэт никак не может освободиться от впечатления, что предыдущее столетие либо еще длится, либо оборвалось невпопад, так, что нужно «склеить позвонки».

Человек всегда пребывал во власти временных циклов. По словам Ю. М. Лотмана, «константы вращения земли (движения солнца по небосклону), движение небесных светил, временных природных циклов оказывает непосредственное влияние на то, как человек моделирует мир в своем сознании». Не менее значительное детерминирующее воздействие оказывают на человека и искусственные, «культурные», как их можно было бы назвать, циклы – в том числе столетние и тысячелетние, созданные под влиянием, а отчасти и в подражание циклам естественным (отсюда культурные метафоры зимы-смерти, весны-возрождения). При этом границы, отделяющие один цикл от другого, воспринимаются как незримая сакральная черта, за которой таится Иное Бытие. Возможно, именно по этой причине люди с таким трепетом ожидают наступления Нового года, связывая с ним возможное начало «новой жизни». Что уж тогда говорить о Новом веке и Новом тысячелетии, встретить которые выпадает на долю избранных Временем («Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…») и приближение которых вызывает не только надежду, но и смутное чувство тревоги, а то и безотчетный повальный страх, как это случилось в Европе накануне 1000 года. Например, Папа Римский Сильвестр II считал себя последним папой – ибо ожидал в 1000 году завершения мировой истории.

Вероятно, по-настоящему культура ХХ века началась между 1910 годом и первой мировой войной. Значит магия чисел не всесильна, а происходящие события в начале ХХ века еще имели статус реальности, еще не превратились в симуляцию. Цивилизация еще не надевала маски «религиозных войн», «культурных революций», «эстетических актов» на утилитаризм и финансовые интересы, - еще была жива душа культуры, однако идеи гибели мира, конца света оказались самыми актуальными. В 1913 году было опубликовано стихотворение А. Кручёных "Мир гибнет…":

мир гибнет

и нам ли останавливать

мы ли остановим оползень

Таким «оползнем» XX столетия стало глобальным движение массовизации. Процесс культурной массовизации также возможно изображать с помощью метафоры, родственной самому термину: разрушение структуры, четких границ в социуме и в искусстве оказывается кашеобразной (аморфной) массой. Поэтому термин «масса» обычно обозначает непрочные и случайные типы человеческой общности, члены которых объединены лишь общностью присутствия в одном месте в одно время, а взаимодействие между которыми сводится к взаимному усилению эмоций.

Феномен массовой культуры до сегодняшнего дня является предметом культурологических и социологических споров, а также неприязни и осуждения. Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения массовой культуры. С одной стороны, массовая культура извечна и поэтому ее можно обнаружить уже в древности. Оправдана также попытка связать возникновение массовой культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры (и в первую очередь информации). В связи с этим массовой культурой зачастую называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

На рубеже ХIХ – ХХ веков массовизация затронула все сферы: экономику и политику, искусство и литературу, религию и философию, управление и общение людей. Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры необходимо выделить индустрию «субкультуры детства». Детская литература и искусство, промышленное производство игрушек и игр, детские клубы и лагеря, технологии коллективного воспитания преследуют цели явной или закамуфлированной универсализации процесса социализации, внедрения в сознание детей стандартизированных норм, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих базовые ценностные установки, официально пропагандируемых в том или ином обществе. Стандартизация детства становится, с одной стороны, предметом пародии (таковым является, например, изображение пионерского лагеря в фильме «Добро пожаловать! или Посторонним вход воспрещен», а также детского лагеря в американском фильме «Семейка Адамс», являющегося отчасти самоиронией американской культуры), а с другой – агрессивного протеста (например, художественный проект «Стена» Pink Floyd).

Появление в Европе, а затем и повсеместно, обязательной общеобразовательной школы – другой процесс массовой культуры, тесно связанный со стандартизацией детства. Прежде задачи общей социализации личности решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения от родителей к детям, от мастера к ученику, от священника к прихожанину и т.п., причем в содержании транслируемого социального опыта особое место занимали личностные жизненные установки воспитателя и его персональные социокультурные ориентации и предпочтения. На этапе разрастания масскульта подобные механизмы социального и культурного воспроизводства личности начинают терять свою эффективность. Возникает необходимость в большей универсализации содержания транслируемых информации, ценностных ориентаций, образцов сознания и поведения. Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания канала трансляции знаний, понятий, символов широким массам населения, охватывающим всю нацию, а не только ее отдельные образованные сословия.

Средства массовой информации постепенно, но очень скоро превратились из информационного канала в орудие навязывания «нужной» интерпретации фактов. Для массовой культуры это и стало центральной и единственной функцией СМИ, и только немногие зрители, сопротивляющиеся такому напору чужих интерпретаций, видят, так сказать, неизначальность получаемой информации.

Процесс культурной массовизации в XX столетии неотъемлем от складывания социальной неомифологии (национал-шовинизма, квазирелигии, паранаучных учений, кумиромании), упрощающей сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши – не наши», «мировой заговор», «поиски инопланетян»).

Реклама, мода, индустрия имиджа (журналы и телепереадчи о жизни знаменитостей), формируют в коллективном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни. Текст рекламы часто формулируется в виде этических и эстетических норм и эталонов: «Если вы любите изящные вещи, значит у вас есть «Маргарита-Кашемир», «До «Швепса» нужно дорасти». Вкусно, со смаком, поесть, вымыть посуду, чисто выстирать одежду, почистить зубы, выпить пива, зажевывая все ароматной жевательной резинкой – вот высшие блага персонажей рекламных роликов. Сведение культурных установок к базовым потребностям достигает апогея, когда появляются пародии или игра на противопоставлении «высокой» культуре. В рекламе начинает фигурировать категорически усредненный, «очень обычный» или немного ущербный персонаж, у зрителя появляется мысль: «Если даже он, то уж я…!»

Наиболее ярким предшественником критиков массового общества и массовой культуры был Ф. Ницше, благодаря своей обостренной артистической чувствительности предвосхитивший будущую роль массы, которая, по его словам, склоняется перед всем заурядным. Ницше горевал по поводу открывшейся возможности истины для всех: «если всех учить грамоте, книги быстро поизносятся».

Подробный анализ «массы», массовой психологии и соответственно массовой культуры был дан известным испанским философом Х. Ортегой-и-Гассетом в книге «Восстание масс». Философ констатирует, что на авансцену истории вышел неожиданно невидимый ранее тип человека и еще более удивительный тип социальных связей. Массы больше не хотят следовать за духовной элитой и стремятся прорваться к власти, хотя и не умеют управлять. Принадлежность к массе для Ортеги оказывается скорее психическим свойством, характеристикой ущербности личности.

Было бы ошибкой не отметить, что субъектами массовой культуры являются не просто масса, но индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как члены локальных групп, и как члены обширных социальных общностей, постольку субъект массовой культуры может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. Известный французский философ Жиль Липовецки считает процесс индивидуализации центральным в масскульте. Это может показаться парадоксальным, однако Липовецки утверждает, что поиск идентичности, а не универсальности и определяет массовую пустоту современной культуры, опирающейся «на эмоциональную реализацию самого себя, жадно стремящегося к молодости, спорту, ритму, больше жаждущего благополучия, даже больше успеха в интимной жизни». Кроме того, Ж. Липовецки угадал одну из актуальных подсознательных культурных стратегий – поворот к локализации. Культура будто бы устала от тотальности, глобальности и размытости. Но возврат к этническим границам уже невозможен, как невозможен он и в экономике. Парадокс индивидуализма, приводящего к массовизации, описан давно. Еще в начале века Вл. Соловьев писал: «Чрезмерное развитие индивидуализма в современном Западе ведет к своему противоположному – к всеобщему обезличению и опошлению. Крайняя напряженность личного сознания, не находя себе соответствующего предмета, переходит в пустой и мелкий эгоизм, который все уравнивает». Можно сказать, что у современного обывателя как бы пропускается этап «напряженного личного сознания» и он сразу, благодаря соответствующему воздействию современного информационного контекста, переходит в состояние уравновешивающего всех эгоизма – индивидуализма без индивидуальности. Качественная жизнь заменяется количественным присутствием, реальная свобода «быть» – фикцией ее, создаваемой видимостью «иметь».

Сделав выбор в пользу «иметь», человек массы все чаще и себя определяет через то, чем он сам обладает, что он потребляет, и т. д. При этом он как бы теряет некое единство целостной личности и предстает как набор определенных характеристик или свойств, который может производить впечатление личности. Подобная видимость личности образует, если воспользоваться одним из излюбленных терминов постмодернистов, своеобразный симулякр личности. И сама масса может рассматриваться как толпа таких людских симуляций.

Однако нельзя не обращать внимание на некоторую долю позитивности массовой культуры. Масскульт дает обычному человеку способ ориентироваться в наиболее типичных ситуациях, сообщает минимум необходимых культурных сведений, которые позволяют ему вписаться в общество. Современный масскульт чутко улавливает страх обывателя перед лицом вечных метафизических и психологических проблем и новых катастроф и дает ему избавление от них – пусть даже временное и иллюзорное. В качестве компенсации за безысходность своего усредненного существования человек массы, не способный не только перестроить мир, но и изменить собственную жизнь, получает навеянный масскультом «сон золотой», дающий ему забвение в грезах. Масскульт, таким образом, выполняет определенную охранительную функцию, позволяя держать массу обывателей в состоянии пассивных мечтаний.

Развитие науки и техники расширяет для человека масскульта мир и пределы его бытия, удовлетворяет его потребности и этим стимулирует их дальнейший рост. Простота получения благ, а также усилия рекламы и всей системы мифотворчества делает потребительство естественным состоянием нашего современника. При этом формируется и закрепляется позиция, противоположная творческой. Прежде всего, само индустриальное общество порождает массу нетворческих профессий и делает нетворческими многие другие, в том числе искусство, превращенное в сферу производства. Потребительство становится доминирующей чертой, определяющей организацию жизни и в материальном, и в духовном плане. В крупных городах обязательным и престижным местом времяпрепровождения становятся так называемые «молы» - торгово-развлекательные центры, включающие супермаркеты, бутики, кафе, кинотеатры, боулинги. Такой центр рассчитан на то, что человек может там провести круглые сутки, а также может приобрести всё: от гвоздя до автомобиля.

Человек массы существовал всегда, но в обществе, ориентированном на традиционную систему ценностей, он прежде всего был встроен в определенную социальную и культурную «иерархию статусов». Представитель постмодернизма, известный своей критикой массовой культуры, Ж. Ф. Лиотар говорит, что считает главной проблемой современности то, что произошла «Вселенская реабилитация посредственности» благодаря всяческому обыгрыванию ее в масскульте.

В ХХ веке массовое искусство заменило собою фольклор, который в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Тексты массовой литературы и кинематографа построены также. Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость – это свойство мифа – в этом глубинное родство массовой и элитарной культур, которые в ХХ веке ориентируются на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды в массовой культуре и есть боги. Так, например голливудский актер Брюс Уиллис в цикле картин «Крепкий орешек» играет героя, спасающего мир, город, район, здание от гибели. – Он спаситель. То, что восприятие такой смысловой нагрузки героя Уиллиса происходит на подсознательном уровне, подтверждается хотя бы тем, что символически орех обозначал для средневековой философии Христа – спасителя. Вполне возможно, что создатели фильма, да и сам актер не предполагали такого символического отзвука названия фильма, ведь сама фраза является поговоркой, клише обыденной речи. – В этом двойственность произведений масскульта: обыденность и простота, реализующая архетип.

Иллюстрацией того, как современное массовое искусство адаптирует элитарность смыслов и тем для массового потребителя, может стать весьма нашумевший фильм братьев Вачовски «Матрица». Картина представляет собой сочетание обильных стилистических и жанровых заимствований с многочисленными интеллектуальными отсылками. Персонажи цитируют Кэрролла, носят библейские имена и называются известными компьютерными терминами. Нео прячет диск в книгу Бодрийара «Симуляция и симулякры», количество мифологических, нумерологических и религиозных аллюзий сделало бы честь любому высоколобому постмодернисту. Но при этом «Матрица» остается фильмом действия и в то же время становится тем, что сами Вачовски назвали «грандиозный арт-хаус-хит». Просмотр картины вызывает много аллюзий и изящных версий для интерпретации сюжета. Вачовски ссылаются на Бодрийара, утверждавшего, что наш мир – симулякр, но в фильме это говорят открытым текстом без всякого Бодрийара. Иными словами, при некотором уровне образованности понятно, что «Матрица» не таит в себе третьих и пятых смыслов – они все видны при просмотре. Успех таких фильмов как раз и объясняется тем, что они позволяют широкой публике насладиться постмодернистской игрой, доступной ранее одним интеллектуалам, одной элите. Элитарные идеи Бодрийара вошли в массы, адаптировались для масс, превратившись в сюжетные ходы боевика. Но достоинство произведений массового искусства состоит не в том, что они демократичны, всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах (бессознательных формах восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья и т. д.).

Массовая культура является «проводником» информации от элитарной культуры к обыденному сознанию. Эта «адаптация» включает в себя определенную «инфантилизацию» образных воплощений элитарной культуры, а также «управление» сознанием массового потребителя в интересах производителя информации, предлагаемого товара, услуг и т. д. Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования «взрослые» смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров и пр., более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом только в какой-то одной области, и уровень его специализированности повышается. В остальных областях ему требуется постоянный «штат» комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода «гидов», ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.д.

Массовая культура, может быть, и является «культурным мусором», «стружками», но это стружки от очищенного и устремленного в своем постоянном движении вперед Духа. Безусловно, в основном по этим «стружкам» мы можем судить и о Духе, ведь сам он в чистом виде не познаваем.

Глубокий анализ роли СМИ в современности сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают новый тип культуры. В своих работах «Галактика Гутенберга», «Понимание средств связи» Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографического человека» явилось изобретение И. Гутенбергом в ХV веке печатного станка.

Процесс концентрации и централизации производства начался в области печатного дела раньше, чем во многих других отраслях. Могущественные издательские фирмы (например, газетно-журнальный концерн Скриппса (1878) или Херста (1895) в США) занимали на рубеже ХIХ – ХХ веков видное место в рядах образующейся финансовой олигархии. Их политическое влияние становится особенно велико потому, что они, по выражению одного журналиста, осуществляют «формовку общественного мнения», производя непрерывно-поточными массовыми методами печатную продукцию.

Затем последовали пишущие машинки, развитие фотографии, изобретение звукозаписывающих средств (фонографа и граммофона), возникновение кинематографа. Телефонную связь стали использовать не только для соединения двух абонентов. В 1882 г. в Петербурге с помощью телефонной линии транслировалась опера «Русалка» из Мариинского театра. Оперу по телефону могли слушать одновременно 15 человек. В 1883 г. венгерский инженер Т. Пушкаш организовал в Будапеште «Телефонную газету». Подписчики могли, не выходя из дома, узнать обо всем, что происходило в городе. Каждые полчаса редакция сообщала о положении на бирже, по вечерам по телефону транслировалась музыка.

М. Е. Салтыков-Щедрин в 1886 г. в цикле рассказов «Мелочи науки» иронически описывал возможности использования телефона: «Набрать бы в центре отборных и вполне подходящих к уровню современных требований педагогов, которые и распространяли бы по телефону свет знаний по лицу вселенной, а на местах держать только туторов, которые наблюдали бы, чтобы ученики не повесничали…» Сегодня мы с трудом понимаем, что писатель грустно шутил, ибо образование сейчас именно так и выглядит: виртуальный лектор транслирует потоком информацию на виртуальную аудиторию в пространстве виртуальности.

Говоря о современной массовой культуре, мы часто олицетворяем ее с медиакультурой, и ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что масс медиа оказывают формирующее влияние на облик современного человека, на культуру повседневности, на моды и жизненные стили. Ведущее место среди форм масс медиа совершенно очевидно принадлежит телевидению: Телевидение и есть форма популярной культуры конца ХХ века. Оно, несомненно, является самой популярной формой проведения свободного времени во всем мире. Телевидение явилось важнейшим фактором в формировании нового социокультурного пространства, характерного для постиндустриального (или информационного) общества. “Впервые в истории, - пишет известный теоретик постиндустриального общества Д. Белл, - телевидение создало то, что греки некогда называли ойкуменой, - единое сообщество, или то, что М. Маклюэн назвал “глобальной деревней”.

Распространение спутникового и кабельного телевидения и связанный с этим рост числа каналов, дающий неограниченный выбор зрителю, привели к ситуации, в которой на место более или менее целостного, единого просмотра той или иной передачи приходит «зэппинг», постоянное переключение каналов, что создает ситуацию одновременного просмотра большого количества передач. Это во многом напоминает характерное для постмодернистской культурной ситуации состояние зрителя – культурного потребителя, который уже не в состоянии воспринять какой-либо временной или смысловой континуум, но одновременно включает в свое поле восприятия ряд фрагментов и впечатлений, которые и создают специфику фрагментированного коллажа постсовременного культурного опыта. Интересно, что и использование видео, которое прочно входит в повседневную жизнь, также связано с этим процессом фрагментации - оно используется, чтобы прокрутить не занимающие зрителя фрагменты, останавливаясь на том, что важно для понимания сюжета или на деталях, представляющих специфический индивидуальный интерес. В результате записанные на видео телематериалы «прочитываются» как своеобразный дайджест.

Т.о. мы сталкиваемся с парадоксом: формы коммуникации «сами по себе являются важным способом, при помощи которого реальность постоянно формируется и изменяется» (Р. Вильямс). Художественно-литературный вариант данной идеи стал сквозным сюжетом нескольких романов современного русского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина. Персонажи его книг, проживая трагедии, преодолевая себя и мир, в один прекрасный момент (как правило, самый критический) обнаруживают, что этот самый мир, эта самая реальность - только декорации телевизионной студии. Политики нет - только телесериал, выдаваемый за последние новости; в космос никто никогда не летал - все только инсценировка, о которой часто не догадываются и сами участники-актёры. Человек пойман в ловушку "голубого экрана". Телевидение надело на человека колпак или оболочку, которая и принимается за действительность.

Человек информационной культуры живет в "свернутом" континууме, ведь телевидение, постепенно приобретая звук, цвет, входя в дом и круг семьи, а затем, становясь интерактивным, освобождает человека от необходимости тратить деньги, силы, время на путешествие ради встречи с другой культурой или другим человеком. Все это существует не где-то в далеких землях, а здесь и сейчас.

В глобальном измерении XX столетие возобновило массовый интерес к архаике и магии – это первая черта процесса, названного неомифологизмом. Мифы, неразрывно связанные с архаическим мировоззрением, служат для преодоления разрыва между человеком и миром, для смягчения разрывов в понимании бытия. Часто мифы приобретают значение социальных истин, они воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и во многом формируют общественное мнение. Такой известный исследователь мифологии как Р. Барт подчеркивал, что функция мифа – удалять реальность, что он ощущается как отсутствие реальности. Миф как бы отменяет сложность действий человека, дарует простоту. Порой говорят о мифах потрясенного сознания, которое вызвано жестокостью исторических фактов, социальной действительности. Действительно, массовый психоз является самой благодатной почвой для распространения иллюзий и мифов. Революционная атмосфера, переломные моменты способствуют коллективному мистицизму, фанатизму, превращению иллюзий в политические лозунги. По Фрейду, воздействие мифа на психику сродни воздействию химических веществ, вызывающих наркотическое опьянение на чисто биологическом уровне.

Миф упрощает проблемный мир, компенсирует человеку его потрясения в информационной культуре. Именно упрощенная (а значит, неполная, односторонняя или искаженная) истина лучше всего действует на воображение большого числа людей и становится их общим достоянием.

Миф можно понимать и как некую «модель-образец» (ср. термин Мирчи Элиаде – modele exmlaire), которая значительно облегчает ориентировку в сложном и противоречивом мире, а также регулирует человеческое поведение, сводя его к ограниченному числу возможных вариантов. Более того, человек испытывает психическую потребность в мифах как в упрощенных формулах или «парадигмах» действительности, потому как они позволяют его психике найти облегченный путь к согласию с окружающим миром и не блуждать в лабиринте противоречащих друг другу истин. Иными словами, мифы оберегают психику человека от шизофренического распада на множество «верных путей» мысли, чувства и поведения.

Специфической особенностью Нового и Новейшего времени является, однако, то, что старые «модели-образцы» были носителями священного, сакрального смысла, а сегодняшние мифы носят, как правило, светский, секулярный характер.

В различные периоды истории наблюдается возрождение мифологии. Античные мифы, например, сопровождали великую французскую революцию, возвышая исторически ограниченные цели буржуазии до высоты всемирной исторической трагедии. Не исчезает интерес к мифологии и в ХХ веке, несмотря на бурное развитие техники, научного сознания. Эти иррациональные лакуны общественного сознания широко использует реклама, кинематограф, которые возрождают, по сути дела, мифологические структуры сознания.

Когда из-за кинематографа, психоанализа, теории относительности и мировых войн разрушилось старое коллективное мировоззрение, когда обнаружилась мифологичность истины, нравственности и закона, а релятивизм стал единственной реальностью, началась новая культурная эпоха. - Эпоха, подобная кипящему котлу вечно неготового бытия. Эпоха, смешавшая в себе все возможные и невозможные противоречия, породившая прочные и даже грубые основания мировой цивилизации и динамичные, хрупкие формы современной культуры.

 

Литература:

Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002

Бодрийар Ж. Америка. СПб.: «Владимир Даль», 2000.

Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Феномен человека: Антология. М., 1993.

Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб.: «Владимир Даль», 2001.

Шайхитдинова С. К. Информационное общество и «ситуация человека»: Эволюция феномена отчуждения. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004.

Юнг К. Г. О современных мифах: Сб. трудов. М., 1994.



Терминологический словарь

 

АБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».

АВТОНОМИЯ – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.

АВТОСТЕРЕОТИПЫ – устойчивые представления этноса о своих качествах.

АВТОХТОННОЕ НАСЕЛЕНИЕ – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.

АДАПТАЦИЯ – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма.

АКМАТИЧЕСКАЯ ФАЗА – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.

АНИМИЗМ - вера в существование души и духов, универсальная для всех культур. Согласно Э. Тайлору, анимизм - первая стадия религии.

АНКЛАВ – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.

АНТРОПОГЕНЕЗ – раздел антропологии – учение о происхождении человека.

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ - теория культур Ф. Ратцеля, в которой ключевую роль играет анализ воздействия природной среды на развитие культуры. Значительное внимание уделяется изучению пространственного перемещения предметов материальной культуры (этнографические предметы), которые в антропогеографии являются основным объектом исследования. Первая историческая форма диффузионизма.

АНТРОПОЛОГИЯ – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.

АПАРТЕИД – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.

АРЕАЛ КУЛЬТУРНЫЙ - 1) пространственная характеристика функционирования и развития культур; 2) теория культурных ареалов - концепция, разработанная американскими этнологами (основатель О. Мейзон, США), для изучения пространственного распространения явлений культуры. Одна из разновидностей диффузионизма.

АРХЕТИПЫ КУЛЬТУРНЫЕ — базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов составляет типическое в культуре. Формирование архетипов происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. Архетипы выполняют, согласно К. Юнгу, функцию моделей познания и поведения. Архетип - это бессознательный пласт культуры, источник мифологии, аккумуляция родовой памяти человечества.

АССИМИЛЯЦИЯ – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий.

БИКУЛЬТУРАЛИЗМ – своеобразный сплав культур различных этносов, возникающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между разнородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер влияния.

БИЛИНГВИЗМ – функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях.

ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

ГЕРМЕНЕВТИКА – истолкование культурных текстов, среди которых могут быть не только письменные источники, но и любые предметы и явления культуры.

ГЕТЕРОГЕННОСТЬ – неоднородность по составу.

ГЕТТО – первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, в котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализацию культуры следует отличать от культурного империализма, который представляет гегемонию развитых стран в различных сферах общественной жизни и принудительное распространение западных ценностей.

ГОМЕОСТАЗ (этнический) – этнос, находящийся в равновесии с природой.

ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях.

ДЕПОРТАЦИЯ – насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания.

ДЕСЕГРЕГАЦИЯ - отмена, устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР - это познание иной культуры через свою, а своей через другую путём культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу, но в условиях принципиального смыслового несовпадения большей части обеих. Только в этой ситуации культуры взаимообогащают друг друга и средством этой коммуникации выступает язык, не просто как средство перебрасывания информации, а как средство культурного общения

ДИАСПОРА – пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения.

ДИАХРОНИЯ – эволюция, смена состояний во времени.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ - срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К культурной динамике относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Динамические процессы в культуре различают по месту и длительности. Так, крупномасштабными изменениями в культуре считают интервалы времени в 100—1000 лет (цивилизационные сдвиги), микромасштабными — периоды от 25—30 лет (время активной жизни в культуре одного поколения) до 100 лет, быстропроходящими — от одного месяца до нескольких лет (например, сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), они не способны закрепиться в глубоких пластах культурной жизни.

ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

ДИФФУЗИОНИЗМ - направление в изучении культур, основной предмет исследований которого - заимствование элементов культуры. Большую роль при этом играют пространственные характеристики распространения культур.

"ДРУГОЙ" – культурно значимый фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при распознавании культурной идентичности индивида на основании совокупности разнородных культурно значимых признаков: объект социальной перцепции признается как не принадлежащий к культуре/субкультуре субъекта познания, однако интерпретируется как равноправная альтернатива "своему".

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – идеологическая концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ – отождествление, перенесение личностных качеств другого человека на себя, стремление выработать в себе те качества, которыми обладает выбранный образец.

ИДОЛИЗАЦИЯ - неистовое поклонение идолам (спорта, рок-музыки, кинематографа, политики). Связано с созданием культа, аналогичного религиозному, причем в формах доисторических религий. Состоит в коллекционировании вещей, фотографий и других предметов, имеющих отношение к кумиру, и в придании им сверхъестественных свойств.

ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ - общее понятие для обозначения различных видов экстатических состояний, существующих во всех типах культур. Выражает эмоциональный аспект функционирования человеческого общества.

ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

ИНДЕАНИЗМ – течение, утверждающее, что индейская раса – самая лучшая и высшая, только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле.

ИНИЦИАЦИИ – посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре.

ИНТЕГРАЦИЯ – в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях.

ИНТИМИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ - процесс формирования одного из типов культурной среды — комфортной, индивидуальной. Потребление культур, ценностей происходит в узком, домашнем, «интимном» кругу. Наряду с достоинствами процесс имеет и негативные моменты. Одним из них является неизбежная утрата живого, непосредственного общения людей — необходимой базы соц. отношений. Процесс интимизации культуры опасен тем, что культура поселяется «за домашней дверью»; это влечет за собой угрозу возрастающей духовной изоляции индивида. Современный технический прогресс дает основание предположить, что такой тип культуры как тип новой историко-культурной ценности будет все более закрепляться в современной и будущей среде.

КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление в антропологии, рассматривающее особенности мышления и познания представителями различных этносов и рас в условиях различных культур.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - приемы действия, мышления и чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие принудительной силой. Коллективные представления образуют совокупность верований и чувств, общих (в среднем) членам одного и того же общества, и обладают относительной самостоятельностью. Термин введен в науку Э.Дюркгеймом.

КОЛОНИАЛИЗМ – политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении.

КОЛОНИЗАЦИЯ – активное навязывание своих норм, ценностей и образцов инонациональной культуре.

КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».

КОНВЕРГЕНЦИЯ – схождение, сближение.

КОНВИКСИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями, иногда переходящая в субэтнос.

КОНСОЛИДАЦИЯ – упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

КОНСОРЦИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию.

КОНСТРУКТИВИЗМ – подход к определению этноса и этничности, считающий этничность самой широкой категорией социальной идентичности, ситуативным феноменом, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями.

КОНФИГУРАЦИЯ КУЛЬТУРЫ - 1) особое соединение, сцепление элементов культуры, придающее специфическое своеобразие ее локально-историческим типам; 2) графический путь развития культуры в виде пиков и падений, линия, отражающая специфику развития определенной локальной культуры (термин А. Крёбера).

КОРЕННОЙ ЭТНОС – аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни.

КОСМОПОЛИТИЗМ – отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ.

КРЕАЦИОНИЗМ - теологическая версия возникновения культуры и человека, создания их Богом уже на определенном уровне развития.

КСЕНОФОБИЯ – враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т. п.

КУЛЬТУРА – специфически человеческий способ жизнедеятельности, заключающийся в реализации таких фундаментальных потребностей, как структурирование и осмысление мира. Это процесс и результат смысло- и целеполагающей деятельности человека.

КУЛЬТУРНАЯ АККУМУЛЯЦИЯ - накопление культурного потенциала, наследия. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении. Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия, указывающее на ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культуру, создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать его следующим поколениям. В числе каналов культурной аккумуляции называют музеи и библиотеки.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - система практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством (наряду с частными лицами), направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации.

КУЛЬТУРНЫЙ АРЕАЛ (cultural area) - географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, ареал индо-буддийской культуры или ареал политических культур, основанных на традициях римского права; ареал восточно-африканской культуры, отличительным признаком которой выступает скотоводство).

КУЛЬТУРНЫЙ ВЗРЫВ - понятие, используемое А. Крёбером для обозначения высших точек в развитии культур.

КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ (англ. culture hero) - 1) реальный человек, который благодаря своим моральным или профессиональным качествам превращен в культ, почитаемого человека, культурного лидера. Среди культурных героев называют мать Терезу, Грету Гарбо, Шерлока Холмса, Бертрана Рассела и др. Культурная роль реальных героев — вдохновлять простых людей на свершение нравственных поступков, заражать их творческой энергией и созиданием. Они показывают, что идеальное совершенство не есть некая недосягаемая цель, но представляет собой нечто такое, чего может достичь обычный человек, затративший на достижение цели огромные усилия. Культурные герои есть у каждого народа и называются местными. Кроме них, существуют общечеловеческие культурные герои, которые пользуются заслуженным уважением всего человечества. Однако феномен культурного героя имеет негативные аспекты. Фанатичные поклонники и рок-группы превращают в кумира или культурного героя талантливого музыканта или экстравагантную личность, часто не выделяющуюся нравственными достоинствами. Шоу-бизнес намеренно создает культурных героев невысокого качества для массовой культуры; 2) персонаж мифических повествований, действия которого направлены на создание или добывание для людей различных культурных ценностей. Ими могут быть огонь, орудия труда, культурные растения и т.п. Примером служит известный мифологический Прометей. У мифологического культурного героя несколько ролей: он может выступать в роли демиурга и бороться с хаосом, создавая мир и гармонию; он может быть первопредком, дающим начало роду и выступающим в качестве тотемного предка.

КУЛЬТУРНЫЙ КРУГ (культурная провинция, зона) - понятие диффузионистского направления в изучении культур. Выражает пространственный параметр распространения предметов материальной культуры (этнографические предметы) и некоторого комплекса верований и обрядов, специфических для данной культуры. Использовалось Ф. Ратцелем, Ф. Гребнером, Л. Фробениусом.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ - утверждение равноправности всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. Направлен против евроцентристской трактовки историко-культурного развития, подчеркивает уникальность, самобытность локальных культур. Составляет ядро концепции М. Херсковица, связан с утверждением относительности в понимании нормальности различных этнокультурных стереотипов поведения. Нацеливает исследователя на внутреннее понимание ценностей каждой культуры. Культурный релятивизм имеет методологическое, этическое и практическое значение.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - ощущение беспомощности и дезориентированности, которое испытывает человек в чужой культуре; конфликт "своих" и "чужих" культурных норм и ориентаций, конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционистской теории основной причиной К. является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существенную роль в процессе культурогенеза играет также индивидуальный творческий поиск в интеллектуальной, технической, художественной и иных сферах.

ЛИБИДО - одно из ключевых понятий психоанализа, обозначающее лежащую в основе всех проявлений сексуального влечения индивида психическую энергию.

МАГИЯ - 1) общее обозначение обрядов, связанных с верой в сверхъестественное воздействие человека на предметы природы, животных и человека; неразрывно связана с мифом и мифологией; 2) стадия умственного развития человечества, основанная на вере в собственные способности воздействовать на природу. Магию как стадию развития культуры выделял Дж. Фрезер.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ - состояние человека или группы людей, оторванных от привычной среды и образа жизни и не принявших нового, находящихся в промежуточном, пограничном состоянии.

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ – владение комплексом коммуникативно релевантных знаний как о родной, так и о других культурах, умение адекватно использовать эти знания при контактах и взаимодействии с представителями этих культур. Межкультурная компетенция предполагает также наличие у индивида толерантности и особой культурной чувствительности, позволяющих ему преодолеть воздействие стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям коммуникации при общении с представителями разных культур.

МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ – обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

МЕНТАЛИТЕТ – (от франц. «мыслительный») привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное.

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ – перемещение населения, связанное с изменением места жительства.

НАРОД – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций.

НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям.

НАЦИЯ – исторический тип этноса, представляющий собой социально- экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания.

НЕГРИТЮД - учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. Утверждает преимущества менталитета африканцев в их гармоничном слиянии с природой, подчинении ритмической космической основе, отсутствии личностного раздвоения по сравнению с менталитетом белых.

ОБСКУРАЦИЯ – фаза в этногенезе (по Л. Гумилеву) – старость этноса, наступающая после 1100 лет его существования.

ОБЫЧАЙ – стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью, имеющей практическое значение, с регулированием обыденной жизни, нежестко фиксированная программа поведения.

ПАССИОНАРИЙ – (термин Л. Н. Гумилева) человек с повышенной тягой к действию.

ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК – (термин Л. Н. Гумилева) мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пассионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза.

ПЛЕМЯ – одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов.

ПОЛИГЕНИЗМ - концепция, отрицающая единство человеческого рода, считающая расовые группы человечества неравноценными и создавшими различные типы культур.

ПРИМОРДИАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, стремящийся найти объективную основу существования этноса в природе (наиболее общеупотребительны термины КЛИМАТИЧЕСКИЙ или ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ).

ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности.

РАСА – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей.

РАСИЗМ – идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп.

РЕЦИПРОКНОСТЬ – взаимность, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей.

РИТУАЛ - 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер; 2) в этологии человека - действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ - социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких- либо признаков), а отдельным индивидом — своей принадлежности к определенной группе.

САМОСОЗНАНИЕ – индивидуально-психологический и социально-психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, положения в системе общественных отношений, интересов, идеалов, ценностей.

СЕГРЕГАЦИЯ – принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего – расовому и этническому. В обществах с узаконенной сегрегацией создается параллельная система социальных услуг (школы, учреждения культуры, транспортные средства и др.), а в отдельных случаях – и специальные территории (резервации) для проживания некоторых этнических групп. В результате возникает полная изоляция этнорасовых групп друг от друга.

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ - периоды в развитии ребенка в детстве, отличающиеся повышенной восприимчивостью к овладению культурой (навыками, языком, стереотипами поведения). Явление универсально для всех культур.

СЕПАРАТИЗМ – социально-политические и идеологические устремления к отделению одной части государства от другой.

СЕПАРАЦИЯ – отделение, разделение на составные части; в этнологии — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем в самостоятельный этнос.

СИНКРЕТИЗМ – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего-либо (например, первобытной культуры).

СТЕРЕОТИП – схематизированные модели, программы поведения; упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные черты.

СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями.

СУПЕРЭТНОС – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически.

ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию.

ТОПОНИМ – название местности, которое нередко переносится на ее население независимо от этнической принадлежности.

ТОТЕМ – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания.

ТОТЕМИЗМ - отождествление племени с определенным видом священного животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.

ТРАДИЦИЯ – способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения.

ТРАНСФЕР – новое истолкование фактов реальности, приписывание им новых значений — защитный механизм, действующий в этнической культуре.

ФЕНОТИП – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским. Главное содержание направления - выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды.

"ЧУЖОЙ" – культурно значимый, как правило, (в прототипическом случае) негативно заряженный фактор, существенный для первичной и вторичной социализации при распознавании культурной идентичности индивида на основании совокупности разнородных культурно значимых признаков: объект социальной перцепции опознается как не принадлежащий к культуре/субкультуре познающего субъекта.

ЦИВИЛИЗАЦИИ — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (определение А. Ничифоро) — это совокупность способов бытия и способов деятельности группы людей, выражающихся в:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (определение М. Крузе). Каждая цивилизация определяется совокупностью идей и политических институтов, условиями материальной и культурной жизни, производительными силами и общественными отношениями, всеми проявлениями религиозной, интеллектуальной и художественной деятельности.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (определение У. Адамса). Цивилизацию создает уровень развития общества, для которого характерны наличие развитой технологии, хозяйственной специализации, производство предметов роскоши, торговля на дальние расстояния, централизованное управление экономикой, социальная стратификация, города или крупные административные центры, развитые правовые институты, постоянные армии, военные ведомства, специализация вооружений, государственная форма правления, религия олимпийского или монотеистического типа, кодифицированная история, монументальная архитектура и искусство.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания - эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

ЭГОЦЕНТРИЗМ – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

ЭКЗОГАМИЯ - вид брачно-семейных отношений, исключающий кровнородственные связи, даже вообще половые отношения внутри первичной общности организации жизни людей.

ЭМИГРАЦИЯ – выезд в силу тех или иных причин граждан из своего государства.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – причисление себя к группе людей определенной национальности.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПАРЦИАЦИЯ – разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей.

ЭТНИЧЕСКАЯ ФУЗИЯ – слияние нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий.

ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса.

ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого, внешнее выражение которого наиболее ярко проявляется в особенностях коммуникативного поведения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т. п.).

ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО – часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении; не следует отождествлять с малочисленными народами.

ЭТНИЧНОСТЬ – совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий.

ЭТНОГЕНЕЗ – происхождение народа.

ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос.

ЭТНОГРАФИЯ – часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям.

ЭТНОЛОГИЯ – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

ЭТНОНИМ – название этноса – самоназвание и название, которое ему дают другие народы.

ЭТНОС – устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме).

ЭТНОФОР – индивид как носитель этнического сознания.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ - система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и евроцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).

ЭТОС - общее качество культуры, пронизывающее ее «подобно запаху» (А. Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ – средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям осуществлять коммуникативные связи и ориентироваться в пространстве культуры; универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие смысловые конструкции.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...