Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2: Предмет и методология учебной дисциплины.




Зачёт по «Введению в профессию».

 

Вопрос 1: Место и роль учебной дисциплины "Введение в профессию" в системе юридических дисциплин.

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» по сравнению с другими юридическими учебными дисциплинами носит, вводный, ознакомительный характер, является дополнительной к существующим учебным дисциплинам. Входит она в систему юридических дисциплин, объединенных общим названием – юриспруденция, и взаимосвязана с ними.

Рассматриваемая учебная дисциплина тесно связана, прежде всего, с теоретико-историческими дисциплинами (ТГП, история политических и правовых учений, ИОГиП и ИЗГиП). Так, ТГП исследует основные сферы юридической деятельности (правотворческую, правоприменительную, правоохранительную); её роль в механизме правового регулирования общественных отношений; содержательные аспекты правосознания, правового мышления, правовой культуры и т.д.

Изначальные, общие сведения о профессии юриста, юридической деятельности, содержащиеся в учебном курсе «Введение в юридическую профессию», свою конкретизацию находят в отраслевых юридических науках (например, в конституционном, уголовном, гражданском, международном и др. отраслях права), а также в дисциплинах специализации (например, в корпоративном, банковском, предпринимательском праве).

Учебная дисциплина «Введение в юридическую профессию» дополняет также те учебные дисциплины, которые имеют прямое отношение к исследованию особенностей профессии юриста, в целом и различных юридических профессий, в частности. Это, например, уголовно-процессуальное право, СиПО, криминалистика, юридическая психология и др. юридические учебные дисциплины.

Существенное место в структуре междисциплинарных связей рассматриваемой учебной дисциплины занимают проблемы взаимодействия ее с психологией и социологией права.

Юридическая деятельность протекает в определенной социальной и культурной среде. Психологические и социологические составляющие юридической профессии входят в предмет данной учебной дисциплины. Это касается и вопроса профессионального поведения юристов и правил их регулирования.

Особое место в общей системе междисциплинарных связей занимают отношения между учебной дисциплиной и той областью юридических исследований, которые определены понятием «юридическое науковедение» или наука об организации и управлении юридической деятельностью как в области публично-правовых, так и в области частноправовых отношений.

Публичная государственная служба и частная юридическая практика различаются и по содержанию и формам их осуществления. Это обстоятельство не может не получить своего отражения в тематике учебного курса и ее содержательном наполнении.

Другая структурная линия взаимодействия учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» связана с вопросами юридико-технического обеспечения нормотворческой и правоприменительной практики. Именно здесь лежит основная граница ее взаимодействия с другими отраслевыми и специальными юридическими дисциплинами.

Фактически и по существу главный предмет учебной дисциплины и есть не что иное, как введение в систему приемов и методов, средств и способов осуществления практической юридической деятельности.

Междисциплинарный обмен юридическими знаниями является способом воспроизводства самой учебной дисциплины и в предметном, и в методологическом отношении. В этом смысле «Введение в юридическую профессию» является постоянно обновляемой как по своей тематике, так и содержанию учебной дисциплиной.

 

Вопрос 2: Предмет и методология учебной дисциплины.

Определение предмета учебного курса «Введение в юридическую профессию» – необходимое условие последовательного изучения и понимания сущностных характеристик профессии юриста как социально-правовой категории во всех формах ее проявления – и публичной и частной.

Определить предмет рассматриваемой учебной дисциплины – это значит, во-первых, охарактеризовать ее содержание; во-вторых, выявить ее отличие от других учебных дисциплин, тоже в той или иной мере изучающих различные аспекты профессиональной юридической деятельности (например, СиПО, прокурорский надзор, юридическая этика и т.д.).

Необходимо отметить, что среди ученых-юристов до сих пор нет единого мнения о предмете учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию», поскольку, это новая дисциплина в первоначальной стадии становления себя в качестве научной и учебной дисциплины

С самого начала изучения данной дисциплины необходимо определить ее предмет.

Общим предметом учебного курса является профессиональная юридическая деятельность в различных сферах социальной практики как публичной, так и частной.

Понятие «юридическая деятельность» включает в себя три составляющие – административную, технологическую и социокультурную.

В административном отношении юридическая деятельность представлена в виде профессионального сообщества юристов и системы юридических специальностей, обеспечивающих решение практических задач правового регулирования организации и управления в отдельных сферах общественной жизни.

В технологическом аспектеюридическая деятельность выступает в качестве системы действий, процедур, форм и методов юридико-технической работы, связанной с подготовкой юридических документов, юридическим сопровождением выполнения тех или иных работ и услуг, решением конкретных юридических задач.

В социокультурном плане юридическая деятельность выражает определенный уровень развития правовой культуры и правосознания юристов, сложившиеся традиции и практики профессионального поведения, базовые правовые ориентации и ценности, разделяемые профессиональным сообществом юристов в целом и отдельными профессиональными группами.

Все три системные и функциональные проявления и существования юридической деятельности раскрывают формальные и неформальные (общие) аспекты собственно юридической профессии, в которой переплетаются социальные, организационные, психологические, этические характеристики и условия ее развития и воспроизводства в соответствии с требованиями профессиональной среды и запросами современной практики.

Юридическая деятельность в широком смысле представляет собой создание и реализацию права путем его исполнения, соблюдения и применения, совершения различных действий, влекущих правовые последствия. Она воплощается в законодательстве, образовательной и научной практике, консультационной деятельности.

тогда, по идее юр. деят. в узком смысле – деятельность юриста… и тд.

Предмет юридической деятельности включает одновременно определение ее границ и определение ее содержания. Определение границ связано с пониманием права как такового. Определение содержания вытекает логично из системы юридических функций – правообеспечивающих, праворегулирующих и правоохранительных, в совокупности составляющих структуру юридической деятельности.

Основные элементы и характеристики профессиональной юридической деятельности образуют объект учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Конкретный предмет данной учебной дисциплины, охватывает изучение юридических действий и процедур, наличие которых определяет границы и содержание профессиональной юридической деятельности; условий, обеспечивающих превращение повседневных социальных действий в сферу профессиональной деятельности; критериев оценки качества профессиональной юридической деятельности.

Результатом освоения учебной дисциплины должно стать первичное знание о профессии юриста в целом и ее разновидностях в частности; психологии труда юристов; истории становления профессии юриста в различных социально-экономических формациях; профессиональных навыках юриста; правовой культуры и правовой этики юриста, других сущностных ее характеристик.

В конечном итоге, изучение профессиональной юридической деятельности определяется задачей ее совершенствования как с точки зрения повышения собственно профессиональных качеств юриста, так и с точки зрения требований, предъявляемых обществом к представителям данной профессии.

Решение обеих задач связано с разработкой соответствующего категориального аппарата юриспруденции, а также применением определенной методологии исследования всех сторон юридической деятельности.

Как и каждая отрасль знаний, и учебная дисциплина, курс «Введение в юридическую профессию» имеет не только свой предмет, но и свой метод. Если предмет дает ответ на вопрос “что?” изучает данная наука и дисциплина, то метод указывает “как?”, каким образом она это делает.

Под методом в любой отрасли знаний и учебной дисциплине понимается совокупность аналитических приемов, способов получения объективного и достоверного знания о предмете исследования. Данное положение распространяется также и на предмет учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию».

Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологиюисследования.

Методология учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» представляет собой совокупность приемов, способов изучения становления, развития и функционирования юридической деятельности, профессии юриста.

К основным методам изучения, познания содержания и сущности юридической деятельности, применяемым в курсе «Введение в юридическую профессию», относятся:

1) всеобщий, философский методдиалектический метод. Этот метод дает возможность раскрыть генезис, эволюцию, признаки, содержание и виды юридической профессии, другие ее сущностные характеристики в динамике;

2) системный метод (метод системного анализа), предполагающий рассмотрение профессиональной юридической деятельности как единой системы (юридическая практика), которая в свою очередь является составным звеном (подсистемой) более широкой системы (правовой системы общества);

2) ) системный метод (метод системного анализа) - юридическая практика, являющаяся подсистемой правовой системы общества.

3) структурный метод, предусматривающийрассмотрение профессии юриста в структурном плане, подразделяя ее на основные сферы и направления юридической деятельности, а также виды профессии юриста;

4) функциональный методэто изучение функций профессии юриста (например, функция обеспечения надлежащей подготовки специалистов юридического профиля; функция поддержания высокого авторитета юридической профессии, воспитания граждан в духе уважительного отношения к праву и его социальным ценностям; функция гуманизации юридической практики и ее подчинения интересам общества и государства; функция прогнозирования перспективных направлений развития юридической практики, изучения востребованности юристов различных специальностей на рынке труда и т.д.);

5) сравнительно-правовой метод, сущность которого состоит в сопоставлении однородных по своей природе правовых институтов (например, судебной, прокурорской, адвокатской практики, определенных подходов и приемов в решении тех или иных категорий юридических дел), с целью заимствования положительного опыта, приобретенного в правовой сфере;

6) конкретно-социологический метод– позволяет путем применения соответствующих социологических методик (например, анкетирование, опрос, анализ документов и т.д.) выявить уровень эффективности тех или иных правовых институтов;

7) психологические методы, среди которых – тестирование, наблюдение, психологический эксперимент и некоторые др. приемы, способы, которые используются при проведении психологических исследований.

При изучении учебной дисциплины «Введение в юридическую профессию» применяются также исторический, логический методы, которые дают развернутое представление в целом о системе, формах и содержании профессиональной деятельности юристов. Важное место в изучении профессиональной юридической деятельности занимают и такие методы, как статистический и формально-юридический методы.

 

Статистика — отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных.

Формально-юридический метод — исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...