Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эксперименты на селективное смотрение. Перцептивный цикл. Роль когнитивных схем в процессах сенсорного отбора.




Найссер задался вопросом, работает ли внимание по принципу фильтрации?

Он проводит опыт «селективного чтения» (того, что напечатано черным). Затруднений не было, все черное сливается в одно.

Так же предъявлялись две программы, следить нужно было за одной и отмечать релевантные признаки (голы)

Результат ухудшался только при задаче наблюдать две игры вместе.

Поэтому, Найссер говорит о том, что релевантный канал обладает преимуществом, а с нерелевантным ничего не происходит.

Он рассматривает восприятие как циклически организованное действие, цикл.

Отбор в нем осуществляется благодаря тому, что человек воспринимает мир «предвосхищая информацию», а с остальной ничего не происходит.

 

! Активность!

 

Тут внимание выступает как способ действия.

Схема - как форма хранения знаний человека, активная структура прошлых реакций и прошлого опыта.

 - внимание и есть активный процесс восприятия;

- нет ресурсных ограничений, при координации схем – человек может выполнять одновременно несколько действий.

 

Роль когнитивных схем:

1) Предварительная спецификация.

2) План сбора информации.

3) Обработка информации.

4) Изменение направления поиска информации.

 

Нельзя следить за двумя командами, так как у нас одна и та же схема. Фильтр тут не работает, так как у зрения нет механизмов фильтрации.

Вторую игру отслеживать не нужно, значит, в отношении неё активных схем нет и она не воспринимается.

Пр. не замечаем гориллу.

 

 

Внимание как функция умственного контроля.

 П.Я. Гальперин. Внимание – функция контроля. Результат – эффективность работы других систем. Открыл возможность целенаправленного формирования психических процессов с заранее сформулированными качествами.

1. сформировать ООД, алгоритм. 2. типологизировать. 3. отработка действия – во внешнем плане громкой речи до исчезновения ошибок. 4. обтаивание – сокращение и исчезновение всех дополнительных, лишних действий (как исполнительных, так и действий контроля). Использование ориентировочных карт ограничено. 5. процедура интериоризации заканчивается. Действие контроля сокращено, свернуто, идеально и автоматизировано – это и есть внимание.

Эксперимент: Кобыльницкая. Учила писать армянские буквы. Буква разложена на набор реперных точек – точек перегиба. Учила их соединять и видеть.

 

Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Структурная интерференция. Эффект Струпа.

В эксперименте Андервуда, испытуемым предлагали повторяя буквы по релевантному каналу, отмечать цифры вне зависимости от канала.

Мюрей, по сравнению с другими, чуть лучше в релевантном 88%-??% и в нерелевантном 67%, другие 8%. То есть формирование когнитивных навыков повышает успешность в условиях отвлечения внимания.

Полное распределение – читать текст и писать по диктовку, спустя тренировки улучшилось и запись и чтение.

Структурная интерференция – проблема не в трудности задания, а в сходстве процессов выполнения. Это обращение двух действий к одним и тем же когнитивных ресурсам, что вызывает помехи.

Эффект Струппа – Методика заключается в назывании цвета букв, составляющих слова, которые обозначают другой цвет. Если цвет краски и название совпадают – время уменьшается.

То есть, результаты свидетельствуют против объяснения эффектов селективности с помощью структурных моделей фильтрации. Нельзя приравнивать сознание к вниманию.

Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Шифрина и Шнейдера.

Они провели обширное исследование процессов решения задач зрительного поиска. В рамках исследования было получено 2 картины результатов:

· Если цель отличается от других нецелевых (шумовых) элементов по какому-то одному физическому признаку (цвет), время поиска не зависит от числа дистракторов (шумов). Процесс происходит быстро и происходит выскакивание для элементов с единственным физическим признаком.

· Если же у цели признаки нескольких групп, которые могут принадлежать элементам шума – время поиска увеличивается.

Делается вывод о различении процессов поиска – главная причина различения – процесс внимания.

 

В условиях выскакивания – параллельный поиск, во второй части – последовательный и самозаканчивающийся.

Главное в их модели – разделение процессов автоматического обнаружения и управляемого поиска.

Теория:

Автоматическое обнаружение – восприятие стимулов посредствам рутинных программ обработки и хранения в ДП. Все это не требует сознательных усилий и траты ограниченных ресурсов КП. Сопротивление изменениям, трудно игнорировать или остановить.

Управляемый поиск – такие последовательности не хранятся в некотором готовом виде, они могут быть изменены и приспособлены к новым обстоятельствам, но требуют усилий.

Могут осознаваться и меняться вербальной инструкцией, начинаются и завершаются субъектом.

 

В модели – нет жесткого различения КП и ДП: первая описывает временно активированный второй объект, сохраняя актуально значимую информацию, КП выполняет ф-и рабочего регистра для принятия решения и «процессов управления».

Важным является роль обучения – для расширения решения элементарных познавательных задач.

Процесс автоматической селекции возможен только после длительной практики в условиях согласования определенных целей с ответами.

 

Теория Ш и Ш подчеркивает роль активности субъекта, практики в процессах отбора релевантной информации.

 

Автоматические (базовые) Управленческие (стратегические)
Межкатегориальный поиск. Время не зависит от объема матрицы и положительного множества Внутри категории, время увеличивается.
Параллельный и нечувствительны к интерференции. Высокая продуктивность и низкое осознание. Требуются усилия, осознаваемые, подчинены прямому контролю субъекта.

 

Выскакивание – обнаружение целевого стимула, который отличается от всех остальных по физическому признаку.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...