Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).




Церковь Сан-Миньято во Флоренции.

Главный памятник этого стиля во Флоренции - очаровательная церковь Сан- Миньято аль Монте, за городом, на горе, и баптистерий, в самом центре города. Первая - образец базилики тоскано-романского стиля, второй - центрального сооружения. Отличие от древних базилик и крестилен состоит здесь и там в облицовке внешних и внутренних стенных поверхностей двухцветными каменными плитами.

Церковь Сан-Миньято, построенная в XI столетии, представляет собой трехнефную колонную базилику без трансепта, с обширной криптой под хором, на который надо подниматься по нескольким ступеням. Крипта перекрыта крестовыми сводами, над самой же церковью - открытые стропила крыши. Коринфские колонны между нефами в продольном направлении соединены одна с другой полуциркульными арками. Место каждой третьей колонны занимает толстый столб, к которому со всех четырех сторон приставлено по полуколонне; полуколонны, обращенные к среднему нефу, более высокие, чем остальные, и связаны поперечными арками, перекинутыми через средний неф. Внутри верх стен украшен простыми геометрическими узорами из темно-зеленого мрамора по белому фону, а абсида - изящными аркадами на полуколоннах. Снаружи передний фасад церкви воспроизводит в благородных пропорциях ее поперечный разрез. Нижний этаж, более широкий, расчленен пятью фальшивыми арками, покоящимися на коринфских колоннах. Фронтон более узкого верхнего этажа поддерживается четырьмя каннелированными пилястрами; между средними пилястрами, под мозаикой на золотом фоне, исполненной в византийском духе, проделано окно с фронтоном, боковые колонки которого стоят на романских львах. Характерен также для романской архитектуры орел, венчающий вершину фронтона, но фигурки "атлантов" по сторонам фальшиво-арочной галереи под фронтоном чересчур миниатюрны. Не все детали этого фасада органически связаны между собой, но в целом он эффектен и оригинален.

Флорентийский баптистерий.

Флорентийский баптистерий, дошедший до нас почти таким же, каким он был в XII столетии, представляет внутри восьмиугольное пространство, покрытое одним куполом. Античные коринфские гранитные колонны, поставленные в нишеобразных углублениях стен и связанные между собой прямым антаблементом, образуют нижний ярус, а пилястры, чередующиеся с полуциркульными аркадами, расчленяют верхний ярус этого помещения. Отделка внешних стен баптистерия дополнена в последующих столетиях. Так, широкий венчающий карниз принадлежит уже XV столетию, то есть эпохе Возрождения; но стройные пилястры, расположенные в несколько ярусов (пилястры среднего яруса соединены полуциркульными арками), и облицовка всех главных плоскостей рядами разноцветных плит относятся к числу прелестнейших изобретений тоскано-романского стиля.

 

Пизанский собор.

Самый великолепный памятник тоскано-романской архитектуры находится в Пизе, в XI столетии превосходившей величиной и могуществом Флоренцию. Смелой новизной в архитектуре была сама идея пизанцев построить собор, с крестильней и колокольней, за городом, на открытом поле, так, чтобы эти здания были видны отовсюду, что требовало одинаково тщательной их отделки со всех сторон. Эта группа зданий, несомненно, была бы причислена в древности к чудесам света. Наклонное положение, которое приняла знаменитая Пизанская колокольня вследствие осаждения почвы во время постройки, еще увеличивает, по крайней мере в глазах дилетантов, удивительность всей группы сооружений. Собор, возведением которого управляли мастера Бускет и Райнальд, заложен в 1063 г. и окончен в 1118 г. Уже по плану это единственное в своем роде здание на Западе. Две базилики, в продольном корпусе пятинефная (первоначально только трехнефная), в поперечном - трехнефная, пересекаются между собой, образуя в плане крест. Восточная ветвь креста, а также северная и южная ветви снабжены полукруглыми абсидами. Над продолговатым средокрестием возвышается большой яйцеобразный купол, поддерживаемый уже стрельчатыми арками. Некоторое сходство по плану с церковью в Калат-Симане в Сирии и церковью св. Апостолов в Константинополе объясняется торговыми сношениями приморского города, каким была в то время Пиза, с Востоком. Но по своему общему виду Пизанский собор сооружение отнюдь не византийское, а так как и материал для его драгоценной облицовки доставили богатые мраморные местные залежи, то можно считать его образцом тосканской архитектуры, возникшим на античной основе. В отдельных ветвях креста преобладает древнехристианский базиличный стиль. Средний неф - с плоским потолком, боковые же нефы перекрыты уже романскими крестовыми сводами. Роскошные колонны, соединенные между собой арками, стоят на античных базах и увенчаны по большей части римско-коринфскими и композитными капителями; но в боковых нефах и верхних галереях встречаются уже новокоринфские капители, украшенные фигурами животных. Изящные эмпоры над боковыми нефами открываются в средний неф двойными арками, охваченными большими ложными арками. На стенах, столбах и арках белые и темно-зеленые мраморные плиты чередуются горизонтальными рядами. Интерьер собора производит впечатление торжественной роскоши и гармоничной живописности. Но едва ли еще не роскошнее отделка наружных стен: над высоким нижним ярусом западного фасада, расчлененного семью фальшивыми арками на колоннах, вся верхняя поверхность стены украшена четырьмя ярусами открытых галерей, полуциркульные арки которых покоятся на свободно стоящих колоннах. Такие же галереи над фальшивыми аркадами служат украшением и стен хора. Прочие стенные пространства расчленены более просто, только одними фальшивыми аркадами или пилястрами. Все здание представляет собой монументальное целое, отдельные части которого органически связаны между собой.

В круглом по плану баптистерии, постройка которого начата в 1153 г. Диотисальви, тот же стиль выказывается в еще большей чистоте. Покрытый высоким коническим куполом, баптистерий имеет внутри двухъярусную круговую галерею из коринфских колонн и столбов. Купель и ограду вокруг нее Гвидо Бигарелли из Комо украсил в 1246 г. цветной инкрустацией из мрамора и других горных пород, напоминающей работы Космати, но отличающейся от них стилем. Снаружи, над ложными аркадами нижнего этажа, высится аркадная галерея на свободно стоящих колоннах, позднее снабженная готическими украшениями.

Пизанская башня

Наконец, знаменитая Пизанская падающая колокольня, воздвигнутая немецким мастером Вильгельмом Инсбрукским и пизанцем Бонанном (постройка начата в 1174 г.), окружена на каждом из шести верхних этажей открытой, словно ажурной, колоннадой. "Принцип греков, - говорил Якоб Буркгардт, - обводить здание колоннадой, как живым выражением стенной округлости, с величайшей смелостью перенесен здесь на многоэтажное сооружение; это не просто галереи, а идеальная обделка башни, представляющая в своем роде не меньшую победу над тяжестью материала, чем немецкие готические башни". Что касается архитектурных подробностей, то коринфские капители античного стиля здесь часто уступают место более простым средневековым формам. Общее впечатление, производимое всей этой группой зданий, которые были исследованы П. Шуманом и некоторыми другими, что это античность, переработанная свободно и оригинально.

 

Флорентийский стиль в архитектуре (XI-XII века).

Флорентийский стиль, образцом которого в самой Флоренции служит кроме Сан- Миньято старая церковь св. Апостолов, заметен также в нижних частях фасада собора Эмполи (1093) и, смешанный с пизанскими мотивами, в некоторых церквах Пистои, а именно в соборах Сант-Андреа и Сан-Бартоломео. Стилю Пизанского собора, в самой Пизе выраженному в более простой форме, например, в церквах Сан-Фредиано, Сан- Систо, Сан-Пьерино и уже осложненному стрельчатыми арками в красивых небольших церквах Сан-Паоло а Рипа дАрно и Санта-Мария делла Спина, более или менее удачно подражали главным образом церкви Лукки. Часто упоминаемая церковь Сан-Фредиано в Лукке, сохранившаяся часть которой, как указал Дегио, действительно принадлежит только первой половине XII столетия, имеет пять нефов, но лишена трансепта. Трехнефные и Т-образные, имеющие трансепт церкви в Лукке - собор св. Мартина, Сан- Микеле, Санта-Мария форис Портам и Сан-Джованни. Особенность этих церквей состоит в том, что в середине аркадных галерей их передних фасадов помещена не арка, а колонна, как в двух самых верхних галереях Пизанского собора. Основные античные черты, заметные повсюду в церквах Флоренции и Пизы, в небольших городах начинают исчезать. Большой известностью пользуется церковь Санта-Мария делла Пьеве в Ареццо, весь четырехъярусный фасад которой превращен в галереи на колоннах, становящиеся кверху, вследствие удвоенности числа колонн, все более и более тесными. По той же причине колонны верхнего ряда не могли быть соединены арками и несут на себе плоский антаблемент.

  1. Скульптура собора в Бамберге.

Жители небольшого немецкого городка Бамберг, расположенного в сердце Верхней Франконии, любят говорить, что их город стоит на семи холмах, подобно Риму, имеет сеть каналов и водных путей, подобно Венеции, и столь же красив, как Прага. Тот, кто побывал в Бамберге, согласится, что эти утверждения не несправедливы. Археологи утверждают, что первое человеческое поселение на месте Бамберга возникло около 1000 года до н. э. Впервые город упоминается под 902 годом в известной хронике Регинона Прюмского. В 973 году император Отто II пожаловал Бамберг баварскому герцогу Генриху Занкеру. Его сын – будущий император Священной Римской империи Генрих II (1002–1024) – построил в городе первое здание собора. Этот собор стал центром епископства, созданного в 1007 году. Бамбергские епископы были весьма влиятельны в средневековой Германии. Они чеканили собственную монету, к их мнению прислушивались при дворе императора, из их числа неизменно назначались канцлеры или вице-канцлеры Священной Римской империи.

Сегодня Бамберг – исторический и вместе с тем динамично развивающийся современный город с населением 70 тысяч человек. Исторический центр Бамберга площадью около 250 гектаров представляет собой один из самых больших и хорошо сохранившихся средневековых ансамблей Европы. Более двух тысяч зданий в центре Старого города являются ценными памятниками архитектуры и взяты под охрану государства. В 1993 году Бамберг включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре города на горе Домберг возвышается монументальный собор Санкт-Петер-унд-Георг, чаще именуемый просто Бамбергским собором – выдающееся произведение немецкой архитектуры. Возведенный на высоком холме, увенчанный четырьмя стройными островерхими башнями, он господствует над Бамбергом и окрестностями, во многом определяя силуэт города.

Существующее здание собора построено на месте сгоревшей в 1185 году церкви, которая, в свою очередь, сменила более древний храм, сооруженный в 1004 году императором Генрихом II. Нынешнее здание Бамбергского собора строилось в 1185–1237 годах, а отдельные его части достраивались в течение всего XIII века. В стенах храма погребены его основатель – император Генрих II, ненадолго сделавший Бамберг столицей Германии, его супруга Кунигунда и папа Климент II. Это единственное погребение римского папы, находящееся к северу от Альп.

План собора, возведенного на старом фундаменте, – романский, он повторяет форму первоначальной постройки XI столетия, но сам собор – раннеготический. По углам здания возвышаются четыре высокие башни одинаковой высоты. Их облик, вероятно, навеян башнями собора в Лане (Франция). Гладкая поверхность стен скромно украшена аркатурными поясками. Суровость крепостного облика несколько смягчается благодаря многочисленным окнам и нарядным порталам. Центральный, «Княжеский» портал, обрамляют весьма редкие для Германии той поры скульптурные работы, относящиеся к XII веку и еще довольно архаичные – ведь расцвет скульптуры Бамбергского собора только-только начинался…

Широко известные скульптуры Бамбергского собора благодаря искусству средневековых мастеров приобрели самостоятельное значение, и само здание храма сегодня выглядит просто футляром для них. Иногда Бамбергский собор называют музеем камнерезного искусства. В скульптурах Бамберга чувствуется французское влияние, но тем не менее местные мастера создали совершенно оригинальные произведения.

Создание скульптурного убранства Бамбергского собора относится к первой трети XIII столетия. В ту пору, около 1230 года, в Бамберге появился приехавший из Реймса безымянный строитель и скульптор, возглавивший местную скульптурную мастерскую, в которой к тому времени уже работало несколько ярких художников. Под руководством мастера из Реймса ими было выполнено основное скульптурное убранство Бамбергского собора, в частности, статуи «Адамовых врат» на западном фасаде. Здесь изображены император Генрих II – основатель храма, его жена Кунигунда, а также апостол Петр и… нагие Адам и Ева – ничего подобного западноевропейское средневековое искусство до сих пор не знало. Это первое изображение обнаженного человеческого тела в скульптуре Западной Европы. На фасадах храма можно видеть также монументальные статуи быков – символ труда. Установленный в центральной капелле резной деревянный Рождественский алтарь, превосходный по мастерству исполнения, композиции и рисунку, выполнен в 1520–1523 годах знаменитым мастером Витом Ствошем, работавшим во многих городах Европы, в том числе в Бамберге и Кракове. Георгиевский хор Бамбергского собора украшают скульптуры спорящих апостолов и пророков – исключительный по силе и выразительности памятник средневекового европейского искусства. «Древний мотив диспута мастера из Бамберга превратили в духовное единоборство, доведенное до предельного накала страстей», – пишет В.Н. Тяжелов (В.Н. Тяжелов. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981). Энергичные фигуры спорящих полны духовного горения, жажды истины, убежденности в своей правоте. Это подчеркивается во всем – в движении, мимике лиц, жестах. И это, напомним, не живопись – это камень, в буквальном смысле слова оживший под резцом искусных мастеров.

Среди других скульптур внутреннего убранства собора выделяются композиция «Мария и Елизавета», а также знаменитый «Бамбергский всадник» – большая фигура конного рыцаря, воплощение мужества, рыцарской доблести и энергии. Статую Елизаветы впоследствии назвали «сивиллой» (пророчицей) – настолько облик этой скульптуры пронизан сумрачной внутренней энергией, такой характерной для древних пророков.

«Бамбергский всадник» – наиболее загадочное произведение немецкого Средневековья. До сих пор неясно, кого, собственно, изображает эта монументальная скульптура, явно несущая черты портретного сходства. С кем? На эту тему уже высказаны десятки гипотез. Корона на голове всадника позволяет говорить о том, что это человек царского достоинства. Прообраз «Бамбергского всадника» искали среди тогдашних королей и императоров, его считали одним из трех евангельских королей-волхвов, поклонившихся младенцу Иисусу в Вифлееме. Но образ Бамбергского всадника гораздо глубже и шире, чем изображение просто императора или короля, или даже евангельского царя-волхва. Он, скорее, напоминает героя средневекового рыцарского романа. Его смелый взгляд, устремленный вдаль, заставляет вспомнить странствующих рыцарей-правдоискателей, готовых отправиться на край света во имя добра и справедливости.

Скульптуры Бамбергского собора являются классикой немецкого средневекового искусства. И эти замечательные скульптуры вот уже почти восемь столетий хранит суровый, как рыцарский замок с четырьмя башнями, собор, высоко вознесшийся над древним городом.

  1. Романская живопись в Италии.

Романская живопись Италии сформировалась под влиянием раннехристианского искусства и византийской культуры. Наиболее значительными ее центрами были Рим и монастыри Южной Италии. Центральный памятник романской живописи на юге Италии — фрески церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072 и 1087), возникновение которых связано с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (1058—87), поклонника византийской культуры. В церкви сохранилась большая часть живописного ансамбля. Его программа включает ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христа во славе с символами евангелистов в апсиде и Страшный суд на западной стене. Живописцы переработали византийские образцы в романском духе: росписи стали экспрессивнее и тяжелее по формам, иконография дополнилась западными элементами эсхатологического плана. Фигуры в композициях грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями, при этом художники не всегда понимали суть византийского живописного приема.

Рим в фресковых росписях сохранил свое особое лицо и свои традиционные привязанности. Центральный памятник Рима эпохи высокого средневековья — житийные сцены нижней церкви Сан-Клементе (около 1100). По сравнению с экспрессивной и монументальной живописью церкви Сант-Анджело-ин-Формис работа римского художника поражает своей изысканностью и тонким колоритом. Полны деликатности и благородства орнаментальные мотивы, особенно бордюр под сценами из жизни св. Алексия с изображениями цветов и птиц, навеянный, несомненно, искусством античной поры.

Большое воздействие на развитие романской живописи Европы оказали сицилийские мозаики (Христос Пантократор. Мозаика конхи апсиды собора в Монреале), особенно мозаичное убранство Палатинской капеллы, созданное византийскими и местными мастерами. Базиликальный тип сицилийских храмов заставлял видоизменять классическую византийскую декоративную схему, расширять ее за счет повествовательных сюжетов — этого требовала протяженность нефов. Усилилось поэтому действенное начало, появилось желание связать сюжеты между собой, пронизать их непрерывностью повествования. Композиции стали уподобляться фризам, активную роль стал играть пейзаж. Декорация лишилась изысканных оптических эффектов и приобрела характер коврового заполнения стен.

Важную сторону развития итальянской живописи XII—XIII вв. составили станковые произведения — живописные триптихи и распятия. Мы их встречаем в Лацио, Пизе, Лукке.

Мастерство итальянских живописцев проявилось также в искусстве иллюстрирования книги. Ведущее место среди книгописных мастерских занимала школа монастыря Монтекассино. Миниатюры украшали также и светские книги.

  1. Архитектура ранней готики во Франции.

Готический стиль архитектуры возникает во Франции во второй половине 12 века и держится более трехсот лет. Его развитие, идущее в сторону все большей легкости и декоративности, позволяет различать несколько периодов эволюции. Вторая половина 12 столетия и первая треть следующего характеризуются особой строгостью форм (период ранней готики); 13 век в целом представляет период наибольшего расцвета французской готической архитектуры; 14 век является временем усиления декоративной стороны за счет ясности конструктивного начала и в старой литературе обычно именуется периодом «лучистого» готического стиля; 15 век продолжает ту же линию развития и приносит множество новых декоративных форм. Стиль этого периода обозначается часто термином «пламенеющей» готики, название которой происходит от сходства некоторых ее декоративных мотивов с языками пламени. Из Франции готический стиль распространяется на соседние страны, становясь общеевропейским явлением. Время возникновения и конца развития готической архитектуры в отдельных странах варьируется в зависимости от местных условий.
К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (вторая половина 12 — первая половина 13 в.). Собор этот представляет собой пятинефную базилику с эмпорами, отличающуюся необычайной соразмерностью конструктивных форм. Типичными особенностями этого раннего по времени собора являются применение колонн в аркадах, разделяющих нефы, сравнительно большие поверхности стен и сдержанность декоративного убранства.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоихтрансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.


Дальнейший шаг в слиянии конструктивных и декоративных форм, равно как в усилении богатства последних, был достигнут в соборах городов Амьена и Реймса (13 в.). Оба представляют развитие того же типа, что и Нотр-Дам в Париже, причем особой легкостью и чувством меры при пышности убранства выделяется Реймский собор. К показательнейшим новшествам этого типа готики принадлежат появляющиеся пинакли над порталами, окнами и галереей фасада в особенности же замена колонн во внутренних аркадах высокими столбами, подхватывающими и продолжающими в своей структуре нервюры сводов. Указанной сменой опор в полной мере завершается композиционно оформление внутреннего пространства готических соборов.
В этом отношении особым совершенством выделяется верхняя церковь Сен Шапель в Париже (1245—1248), бывшая дворцовой церковью французских королей. Как это бывает в зданиях небольшого размера, она не имеет системы аркбутанов и контрфорсов. Как выдающийся памятник архитектуры того же столетия можно привести также клуатр аббатства Мон-Сен-Мишель.
В 14 веке, в связи со Столетней войной (1337—1445) строительная деятельность во Франции заметно затихает. Заново возводится сравнительно небольшое количество зданий, и главные усилия направлены к окончанию и дополнительному убранству церквей, начатых постройкой в предшествующее столетие. Декоративные формы умножаются, становятся все легче. К самым замечательным примерам новых приемов декора следует причислить порталы трансепта собора в Руане (14 в.) и фасад собора в Страсбурге (нач. 14 в.). Страсбургский собор, возведенный в период, когда Эльзас принадлежал Германии, наряду с преобладанием стилистических французских черт содержит много элементов германской архитектуры, к которой всецело относится знаменитая северная башня на фасаде, имеющая высокую ажурную крышу (вторая южная башня не была возведена).

  1. Живопись римских катакомб.

Мостом между искусством собственно средневековья и античным явилось так называемое искусство раннехристианское, возникшее в период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи. Его начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI в. случайно обнаружили подземные христианские кладбища II—IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины (их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Кубикулы — фамильные склепы, а крипты — небольшие церкви, в которых христиане во времена гонений отправляли свое богослужение. Применительно к требованиям христианского богослужения, передняя сторона крипты предоставлена была в распоряжение духовенства, остальная занималась мирянами. Алтаря особого, в нашем современном смысле, здесь не было: его заменяла небольшая полукруглая апсида, или ниша, отделенная низкою решеткою, следы которой в некоторых катакомбах сохранились до настоящего времени; в этой нише устанавливалась гробница мученика; она-то и служила престолом, на котором совершалась евхаристия. Отсюда — от древнего обычая совершать евхаристию на гробнице мученика — ведет свое начало соблюдаемый доселе в церкви обычай полагать мощи на престол в антиминсе. По сторонам этого престола или гробницы устраивались места для епископа и пресвитеров. Средняя часть крипты, назначенная для мирян, не имела специальных приспособлений. Освещалась крипта иногда посредством ламп, иногда же посредством особых люминариев, устроенных в своде крипты: чрез них проникал в крипту дневной свет. Лучшее понятие о таких криптах дает так называемая папская крипта в катакомбах Каллиста.

Наконец, самые большие помещения катакомб принято называть капеллами или церквами. Отличие их от крипт заключается в величине и подробностях отделки. Между тем как крипты состоят по большей части из одного помещения и редко из двух, капеллы имеют их несколько. В криптах нет особых отдельных алтарей, в капеллах они есть; там женщины помещались в одном отделении с мужчинами, здесь отведено для них особое помещение; такие же особые помещения отводились здесь для несовершенных членов общины. Крипты назначались для таких собраний, в которых принимали участие не более 70 или 80 человек, капеллы же назначались для собраний более многолюдных.

 

Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей —со св. Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами,—с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тайнопись, понятная лишь посвященному. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики — пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече —добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты — женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования. Иной мир изображения, иное мышление требовали иного художественного языка. Фигуры еще объемны, как в поздней античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости. Так, от образов наивно-искренних, чистых, робких по исполнению, но полных, по выражению одного исследователя, «трепетности перед таинствами веры», раннехристианское искусство переходит к образам напряженно-экстатическим, в которых форма подвергается дематериализации во имя усиления духовного начала.

Катакомбы святого Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) — получили своё название от захоронения в них раннехристианского мученика святого Себастьяна. Особого интереса заслуживают языческие захоронения, украшенныефресками. Здесь хорошо виден переход от язычества к христианству: языческие изображения сочетаются с христианскими надписями. В более глубоких (и поздних) христианских катакомбах расположена крипта святого Себастьяна, где до переноса в построенную в IV веке над катаком би церковь Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура хранились мощи святого.

По преданию, в катакомбах святого Себастьяна некоторое время в начале III века хранились мощи апостолов Петра иПавла, казнённых в Риме в I веке. Об этом сохранилась надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые»[24].

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla) — эти катакомбы служили местом захоронения язычникам и христианам. Они расположены на территории, которая принадлежала семье Флавиев, однако не ясно о какой именно Домитилле идёт речь. Точно известно лишь то, что катакомбы Домитиллы возникли из нескольких семейных захоронений, и были расширены до 4 этажей около IV века. Каждый этаж достигает 5 м в высоту. Здесь встречаются раннехристианские символы: рыба, ягненок, якорь, голубь.

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) — самые старые катакомбы Рима. Они являлись частным владением семьи Акилия Глабрия, римского консула. Помещения украшены раннехристианскими фресками из которых выделяются сцена пира (аллегория евхаристии) в греческой капелле и древнейшее изображение Богородицы с младенцем и пророком (фигура слева изображает пророка Исаию или Валаама), датируемое II веком.

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant'Agnese) — получили своё название от имени ранехристианской мученицы Агнессы Римской и датируются III—IV веками. В этих катакомбах нет настенных росписей, но в двух хорошо сохранившихся галереях можно найти множество надписей.

Над катакомбами расположена базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, построенная в 342 году дочерью императораКонстантина Великого Констанцией. В этой базилике в настоящее время хранятся мощи святой Агнессы, перенесённые из катакомб.

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) — являются самым крупным местом христианского захоронения древнего Рима. Протяжённость катакомб составляет около 20 км, они имеют 4 уровня и образуют лабиринт. В катакомбах святого Каллиста находятся около 170 тысяч погребений. Своё название катакомбы получили от имени римского епископа Каллиста, участвовавшего в их обустройстве.

Катакомбы святого Каллиста исследованы только частично. Для доступа открыта крипта пап, в которой было погребено 9 римских епископов III века[25], а также крипта святой Цецилии (Кикилии), где в 820 году были обнаружены мощи этой святой. Стены крипты украшают фрески с изображением мучеников Севастиана, Кирина и Кикилии.

В пещере Святых Тайн (итал. Cubicolo dei Sacramenti) сохранились фрески с изображением таинств крещения иевхаристии. Также сохранилось много символических изображений: рыболов, вытаскивающий рыбу (символ спасения человека из волн греховного моря); семь человек, сидящих за столом (таинство евхаристии); Лазарь (символ воскресения).

 

  1. Архитектура зрелой и поздней готики во Франции.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебрянные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане). Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

  1. Романская скульптура Испании.

От эпохи романского искусства в Испании самостоятельных скульптурных памятников сохранилось сравнительно немного.

Это статуи Богоматери, распятия и гробницы, близкие по характеру к монументальной скульптуре, сэязанной с архитектурным ансамблем и служащей главным образом декоративным оформлением церковных порталов. К лучшим образцам ранней романской пластики Испании принадлежат рельефы клуатра в церкви Сан Доминго де Силос в Бургосе, в частности композиция .«Путь в Эммаус» (последняя треть 11 в.) (илл. 320). В 12 в. испанскими мастерами были созданы произведения высокой художественной ценности. Особенно значительны три памятника: скульптуры апостолов, украшающие капеллу св. Михаила в соборе. Овьедо (так называемый Священный зал), статуи западного портала церкви Сан Висенте в Авиле и портал собора Сант Яго де Компостела, исполненный мастером Матео в 1183 г.

Подчеркнутая условность форм и известная косность пластической массы в указанных памятниках 12 столетия были уже во многом преодолены. Здесь зарождались новые тенденции, заметные черты перехода к образной системе готической скульптуры, тем более заслуживающие внимания, что. они возникли в Испании раньше, чем в других государствах Европы. Особенно интересен в этом смысле знаменитый выходящий в нартекс собора Сант Яго портал, называемый Портиком славы (илл. 318). Он состоит из трех монументальных арок. В тимпане центральной, самой большой по размерам арки изображен Христос во славе, святые и ангелы. Великолепный, богато декорированный архивольт украшен двадцатью четырьмя фигурами апокалипсических старцев с музыкальными инструментами. На столбах в виде своеобразных кариатид расположены статуи пророков и апостолов. Скульптор изобразил и самого себя коленопреклоненным у ног покровителя собора — св. Иакова, фигура которого помещена на центральном столбе. Все элементы этого величественного портала приведены мастером Матео в гармоничное композиционное единство.

В фигурах портала, массивных и приземистых, еще много условного; их позы и жесты довольно однообразны и скованны. Однако скульптор стремился раскрыть в традиционных образах характеры. Преобладают в основном два типа: образ старца-мыслителя, в котором подчеркнуты его патриархальное величие, погруженность в себя, и образ юноши, олицетворяющий наивную восторженность, душевную чистоту и созерцательность.

Изображая момент «священной беседы», мастер пытался преодолеть статичную замкнутость образов, передать их единое эмоциональное состояние. Творчество Матео представляет собой значительный этап в развитии западноевропейской скульптуры 12 в.

В романский период в Испании была распространена деревянная раскрашенная скульптура — одна из отраслей народного ремесла. Примитивная и еще неумелая по выполнению, она не лишена своеобразной грубоватой экспрессии (группа «Снятие со креста» в церкви Сан Хуан де ла Абадесас в Хероне, начало 13 в.).

  1. Готические витражи. Техника, основные школы.

Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получившего название готического. Готический стиль был порожден культурой развивающихся городов, ранее всего реализовался в архитектуре и прочно в ней утвердился. Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Формируется новое бюргерское мировоззрение, обращенное к человеку-созидателю, творцу материальных благ, одной из специфических черт которого является гордость за свой родной город и стремление прославить его. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения обоснованы не только функциональными изменениями, но и значительными успехами в развитии строительной техники, основанной на точном расчете и выверенной конструкции. Перенос несущих конструкций наружу позволяет облегчить стены, колонны, увеличить высоту и создать принципиально новый храмовый интерьер, максимально соответствующий идее устремления духа ввысь, к Богу.

В целом, этот стиль можно охарактеризовать вытянутыми формами, любой готический собор создавался таким образом, чтобы все важные архитектурные детали были направлены верх, как бы «тянулись» к самому Господу Богу. Особую роль тут играли готические витражи.
Как известно, в католической церкви, в отличие от православной, не существует икон, а для того чтобы создать в храме религиозное настроение использовались картины на стекле (т.е витражи), они располагались на фасадах, иногда купольных частях здания, а свет, который проходил сквозь готический витраж, как бы символизировал святость изображенных религиозных сюжетов. Витражи и ранее (в романскую эпоху) использовались в храмах, но готические витражи наполняются особыми красками, им отводится особое место. Обогащается набор стекол, цветное стекло часто дополняют бесцветным, используется роспись. Восхитительны готические витражи 14-15 века в Вестминстерском аббатстве (Англия), в Соборе Парижской Богоматери (Франция), в Аугсбургском соборе (Германия).

Техника изготовления готического витража заключалась в скреплении свинцом вырезанных из окрашенного стекла деталей, эта техника существовала еще в романской эпохе, и пришла в готику практически без изменений. Для того чтобы краска была устойчивой ее обжигали в печи, где она намертво спекалась со стеклом, такой витраж мог простоять под открытым небом веками.

Многообразие витражей столь же велико, сколь богата фантазия художников, создающих эскизы. По декоративности с ним не может сравниться ни один отделочный материал. Именно поэтому витраж в архитектуре используется для того, чтобы правильно поставить акценты, подчеркнуть основной замысел сооружения, его стиль.

Основная тематика готических витражей - религиозная. Темно-красный, алый, золотой, зеленый, синий, фиолетовый - основные цвета готических витражей. Пурпурное стекло и свинцовые рамы создают в помещении полумрак и таинственную атмосферу. Распространена также и другая тематика изображения на готических витражах -- бытовые сцены: труд ремесленников и земледельцев, городская и сельская жизнь, а также рыцари, короли, мифологические чудовища - драконы, единороги и т.д. Многоцветное сияние готического витража производит сильное впечатление.

В целом готические соборы характеризуются специфическими стилевыми и конструктивными особенностями, главные из которых:

- усложнение типа базилики (пять нефов с востока, три - с запада, хоровые обходы, венец капелл);

- исчезновение изолированности нефов за счет утончения колонны;

- использование контрфорсов и аркбутанов для усиления опор;

- использование строительных арок и ферм;

- нервюрные перекрытия;

- большие стрельчатые окна с витражами и круглым окном «розой» над порталом;

- легкость конструкций;

- обилие скульптурного декора храма, подчеркивающего вертикализм, воздушность сооружения;

- взаимосвязь интерьера и экстерьера.

Национальные архитектурные школы имели определенные отличия, но они ни в коей мере не нарушали целостности стиля. Шедеврами готической архитектуры в мире признаны Собор Парижской Богоматери (виды его витражей представлены на рисунках 1 и 2 в приложениях 1 и 2), Шартрский и Реймский соборы (Франция), Кельнский собор (Германия) (можно увидеть на рисунке 3 в приложении 3), Миланский собор (Италия)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...