Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные нормативно-правовые акты (законы, указы, распоряжения, положения), касающиеся информационно-аналитической деятельности




Информационное законодательство – это совокупность правовых норм и актов, регулирующих отношения, связанные с производством, сбором, обработкой, хранением, распространением и использованием информационных ресурсов, с созданием и применением средств информатизации и коммуникации в процессе информатизации общества, а также отношения, по управлению и обеспечению обращения информационных ресурсов в информационных системах и сетях. В информационное законодательство также входят нормы и акты, содержащие установления о видах и порядке реализации ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.

Структуру информационного законодательства можно представить следующими видами информационно-правовых норм и актов:

1) Правовые нормы международных актов;

2) Правовые нормы Конституции РФ;

3) Федеральные законы РФ;

4) Указы Президента РФ;

5) Постановления и Распоряжения Правительства РФ;

6) Ведомственные нормативно-правовые акты;

7) Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

8) Локальные нормативные акты.

Ведущую роль в информационно-правовом нормотворчестве занимает Конституция РФ, а иные акты и законы, регулирующие отношения в информационной сфере, не должны ей противоречить.

Основной объем информационных прав и свобод содержится в ст. 29 ч. 4 Конституции РФ. Согласно этой статье, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, а также для получения у них запрашиваемой информации.

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией каждого с каждым.

Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на свободу широкого распространения произведенной информации всеми законными способами.

Федеральные законы РФ:

Базовым документом, задающим принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, является Федеральный закон (ФЗ) от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральным законом 2006 г. регулируются отношения, возникающие при:

4) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

5) применении информационных технологий;

6) обеспечении защиты информации.

В Законе нашли отражение вопросы, связанные, в частности, с правомочиями обладателя информации (ст. 6), правом на доступ к информации (ст. 8), ограничением доступа к информации (ст. 9), распространением информации или ее предоставлением (ст. 10), документированием информации (ст. 11), государственным регулированием отношений в сфере применения информационных технологий (ст. 12), структурой и построением информационных систем (ст. 13, 14), использованием информационно-телекоммуникационных систем (ст. 15), защитой информации (ст. 16), ответственностью за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

Важно отметить, что положения ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Основным нормативно-правовым актом, действующим в данной области в России, является Часть четвертая Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), вступившая в действие с 01.01.2008 г.

Часть 4 ГК РФ основана на концепции полной кодификации действующего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности и включает положения всех специальных законов в этой области. Каждая глава части четвертой ГК РФ устанавливает специфические особенности, касающиеся прав на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, права, смежные с авторским, патентное право, право на селекционные достижения, право на топологии интегральных микросхем, право на секрет производства (ноу-хау) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии).

О.Ф. Бойкова и В.К. Клюев отмечают, что нормы права, включенные в часть 4 ГК РФ, с одной стороны, направлены на инновационное развитие интеллектуальной собственности и не только отражают правовые положения, направленные на обеспечение экономического и интеллектуального развития российского общества, но и учитывают многие аспекты международного права. С другой же стороны, они содержат весьма жёсткие правила защиты интеллектуальной собственности, строго регулирующие деятельность информационных служб по использованию информации на электронных носителях и доступу к ней в электронной среде. Предусмотрены серьезные санкции за нарушение авторских прав, в частности, допускается возможность ликвидации юридического лица на основе решения суда.

Видное место среди законов, регулирующих отношения в информационной сфере, в частности в области формирования и хранения и предоставления информационных ресурсов, занимают ФЗ от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», ФЗ от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ФЗ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

ФЗ «О библиотечном деле» также как и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является базовым для информационной сферы, и объектом правоотношений здесь выступает информация, содержащаяся в библиотечных фондах и информационных ресурсах. Данный закон устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношения библиотек с государством и пользователями, определяет их обоюдные права, обязанности и ответственность (ст. 5, 8, 9, 18).

В современном обществе, характеризуемом как информационное, наибольшей популярностью пользуются электронные информационные ресурсы, электронные каталоги, базы и банки данных, электронные издания и архивы, активно создаваемые и используемые в библиотеках, информационные ресурсы корпоративных библиотечно-информационных систем и т.д. В связи с этим следует констатировать, что ФЗ «О библиотечном деле», принятый почти 18 лет назад, устарел и является во многом декларативным и не отражает новое видение библиотеки как мощного библиотечно-информационного центра, осуществляющего обслуживание пользователей с применением новых телекоммуникационных технологий.

ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования библиотечно-информационного фонда России и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра документов, его общественное использование. Этим законом установлены виды обязательного экземпляра документов (ст. 5), категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательного экземпляра документов (ст.7-15), ответственность за их нарушение (ст. 23).

ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» регулирует отношения в сфере организации хранения (ст. 18), учета (ст. 19), комплектования (ст. 20-23), доступа и использования (ст. 24-26) документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом (ст. 13-16), финансирования и материально-технического обеспечения архивного дела (ст. 15) в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» предусматривает комплекс методов и средств участия государства в управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Законом регулируются отношения, возникающие между государственными органами и субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности в процессе формирования и реализации государственной научно-технической политики.

Закон определяет, что государство обеспечивает создание федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами территории РФ. Согласно ст. 9 «Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности», Правительство РФ гарантирует субъектам научной и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды и системы в области науки и техники. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых функционируют банки и базы данных научной и (или) научно-технической информации, обеспечиваются их сохранность и передача правопреемникам в установленном порядке.

Особое место среди нормативных актов, регулирующих отношения по поводу защиты информации, принадлежит Закону РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и ФЗот 27.07.2006 № 152-ФЗ«О персональных данных».

Закон РФ «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ. В законе установлены принципиальные положения о порядке отнесения тех либо иных сведений к государственной тайне, о допуске к ней юридических и физических лиц, закреплены властные полномочия органов государственной власти и должностных лиц по вопросам отнесения сведений к государственной тайне. В Законе также отражены вопросы деятельности по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, вопросы контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны.

ФЗ «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ и услуг. В Справочнике информационного работника [15, с. 55-57] представлен примерный перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну организации, и перечень сведений, которые к ней не относятся.

ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными образованиями, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий, совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации. В законе определены принципы и условия обработки персональных данных (ст. 5-13), права субъектов персональных данных (ст. 14-17), обязанности оператора (ст. 18-22), ответственность за нарушение требований настоящего ФЗ (ст. 23-24) и др.

К блоку законодательства о создании и применение информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения относятся уже упомянутый закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,ФЗ от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

ФЗ «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в деятельности, осуществляемой в области связи.

Целью ФЗ «Об электронной подписи» является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государ­ственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муници­пальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. К важнейшим положениям Закона относятся нормы об условиях признания равнозначности электронной цифровой подписи и собственноручной под­писи (ст. 6), об использовании средств электронной цифровой подписи (ст. 12), о статусе и деятельности удостоверяющих центров (ст. 13, 15) и др.

Базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и функционирования средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядком распространения информации, является Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О средствах массовой информации». В основных разделах закона нашли отражение вопросы организации деятельности средств массовой информации, распро­странения массовой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналиста, межгосударствен­ного сотрудничества в области массовой информации, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Также в законе установлены права и обязанности редакций в области получения и распространения конфиденциальной информации, опровер­жения сведений, не соответствующих действительности, запроса информации у органов государственной власти и управления.

Указы Президента Российской Федерации обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением, в том числе и в области информационной деятельности.

Среди указов Президента РФ в области информационной деятельности выделяются следующие:

· Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» [38];

· Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

· Указ Президента РФ от 26.02.2009 № 228 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»;

· Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела»;

· Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»;

· Указ Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» и др.

Постановления и распоряжения Правительства РФявляются обязательными для исполнения в Российской Федерации. Как правило, они принимаются на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Призваны детально регулировать вопросы, касающиеся государственного управления информационной сферы.

В числе правительственных актов следует выделить:

· Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

· Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти»;

· Постановление Правительства РФ от 03.10.2009 № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг»;

· Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»;

· Постановление Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»;

· Постановление Правительства РФ от 07.05.2006 № 276 «Об упорядочении функций федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав»;

· Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 № 654-р «О базовых государственных информационных ресурсах»;

· Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»;

· Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» и др.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...