Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований




Вопросы к итоговой государственной аттестации по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, направленности (профиля) Специальная психология и педагогика

Основы самоорганизации и самообразования

1.Особенности системы обучения в вузе. Характеристика форм обучения. Характеристика форм контроля в вузе. Новые технологии обучения в вузе.

2.Технологии подготовки к занятиям. Технология подготовки студентов к лекции. Технология подготовки студентов к семинарам. Виды представления знаний: сообщение (устный ответ), доклад, сочинение, эссе, реферат, проект, тест, экзамен, резюме, портфолио, итоговая (выпускная) работа.

3. Методология и принципы научного исследования. Понятия «методология», «метод», «методика». Их соотношение. Принципы научного исследования. Уровни и функции методологии. Классификации методов научного исследования

4.Психолого-педагогическое исследование. Виды психолого-педагогического исследования. Основные этапы психолого-педагогического исследования. Методика поиска и отбора литературы в каталогах. Поиск информации в электронном каталоге. Составление списка литературы.

5.Психолого-педагогический эксперимент.Содержание и функции констатирующего и формирующего этапов психолого-педагогического эксперимента. Социально-психологические, педагогические, организационные условия реализации идеи педагогического эксперимента. Проблема обобщения и распространения итогов экспериментальной работы.

6. Методы научного психолого-педагогического исследования: эмпирические методы; организационные методы; методы обработки данных; методы психологического воздействия.

Общая психология

1. Основные характеристики темперамента. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

2. Стресс и фазы стресса. Управление эмоциями.

3. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность. Апперцепция, активность.

4. Виды и типы мышления. Операции мышления.

5. Воображение и творчество. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

6. Определение и общая характеристика памяти. Мнемические свойства личности. Характеристика процесса запоминания.

7. Многозначность понятия «внимание». Основные виды. Характеристика свойств внимания.

 

 

Психология развития и возрастная психология

1. Понятие «развитие». Основные теории психического развития.

2. Области, пути, свойства, детерминанты и  закономерности развития.

3. Возраст как психологическая категория; структура возраста, виды.

4. Проблема периодизации психического развития.

5. Младенчество как этап развития. Особенности психического развития младенца.

6. Раннее детство как этап развития. Особенности психического развития ребенка в раннем детском возрасте.

7. Дошкольный возраст как этап развития. Особенности психического развития дошкольника.

8. Младший школьный возраст как этап развития. Особенности психического развития младшего школьника.

9. Подростковый возраст как этап развития. Особенности психического развития подростка.

10. Молодость (юность) как этап развития. Особенности психического развития в молодости.

11. Зрелость как этап развития. Особенности психического развития в зрелости.

12. Старость как этап развития. Особенности психического развития в старости.

Социальная психология

1. Социальная психология как наука. Методы социально-психологического исследования. Развитие социально-психологического знания в трудах зарубежных и отечественных психологов.

2. Социально-психологические характеристики малых и больших групп.  

3. Основные проблемы и задачи социальной психологии личности. Понятие «социальная установка». Диспозиционная концепция В.А. Ядова.

 

История педагогики и образования

1. Педагогика свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, Р. Штайнер).

Теория свободного и естественного воспитания личности Ж.Ж. Руссо. Идеи Л.Н. Толстого о свободном воспитании и образовании детей. Концепция свободного воспитания К.Н. Вентцеля. Вальдорфская педагогика, ее принципы (Р. Штайнер).

2. Система раннего развития ребенка М. Монтессори.

Гуманистические педагогические идеи М. Монтессори (сенсорное развитие и обучение дошкольника). Метод Монтессори. Монтессори-материалы.

3. Педагогические идеи и опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями В.Н. Сорока-Росинского, А.С. Макаренко.

Идеи социально-трудового воспитания В.Н. Сорока-Росинского, ведущие принципы педагогики перевоспитания – учеба, труд, суворовская дисциплина. Школа социально-индивидуального воспитания им. Достоевского. Опыт работы             А.С. Макаренко в трудовой колонии им. Горького и коммуне им. Дзержинского с несовершеннолетними правонарушителями. Идеи А.С. Макаренко о развитии коллектива и личности в коллективе.

4. Теория социального воспитания личности и педагогизации среды           С.Т. Шацкого.

Школа-коммуна «Бодрая жизнь» как экспериментальная площадка по развитию детской активности и самодеятельности. Принципы организации детской жизни. Содержание и методы организации воспитания. Педагогизация среды развития личности.

5. Педагогические идеи всестороннего развития личности и гуманного воспитания В.А. Сухомлинского.

Взгляды В. А. Сухомлинского на цели и содержание воспитания школьников. Понимание В. А. Сухомлинским «воспитания гражданина Отечества». В. А. Сухомлинский о проблеме личности и коллектива.

 

Теории обучения и воспитания

1. Современные дидактические концепции и методики обучения.

2. Инновационные методики работы авторских школ.

3. Зарубежные методики обучения.

4. Воспитательные концепции и школьные воспитательные системы.

5. Роль школы, семьи и детско-юношеских организаций в становлении личности ребенка.

 

Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1. Нормативные документы системы дошкольного образования. Образовательная программа дошкольного образования.

2. Специфика и виды образовательных программ для детей дошкольного возраста.

3. Нормативные документы системы начального образования.

4. Образовательная программа начальной школы. Назначение и структура ФГОС начального общего образования.

5. Специфика и виды образовательных программ для начальной школы.

 

Поликультурное образование

1. Основы поликультурной педагогики.

2. Принципы поликультурного образования.

3. Концепция поликультурного воспитания.

 

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

1. Качественные и количественные методы в психологии. Традиция разделения качественных и количественных методов в психологии. История развития научного знания и методологические идеалы. Общие принципы идиографического и номотетического подходов. Качественные и количественные методы исследований: критерии, предпосылки и особенности их применения.

2. Количественные методы: понятия выборки, дисперсии, нормальности, уровня значимости, эксцесса и асимметрии. Проблема критериев нормы и адекватности выборки.

3. Специфика качественных методов: анализ содержания, не требуется выборка испытуемых, используются как самостоятельные методы и как предварительное исследование с целью выработки направленной гипотезы.

4. Специфика наблюдения как метода исследования в психологии и педагогике. Определение, основные черты и задачи наблюдения, классификации видов наблюдения, ошибки наблюдения, единицы и категории наблюдения, примеры психологических исследований.

5. Эксперимент и квазиэксперимент. Варианты квазиэксперимента: социальный эксперимент, генетический метод, кросскультурный эксперимент, патопсихологический эксперимент, лонгитюдный метод, формирующий эксперимент

6. Качественные методы исследований: контент-анализ (описание, общие принципы, возможные области применения).

7. Качественные методы исследований: слабоструктурированное и неструктурированное интервью; исследование жизненных рассказов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...