Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой.
В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Не скоро ели предки наши, Не скоро двигались кругом Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином. Они веселье в сердце лили, Шипела пена по краям, Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Слилися речи в шум невнятный; Жужжит гостей весёлый круг; Но вдруг раздался глас приятный И звонких гуслей беглый звук; Все смолкли, слушают Баяна: И славит сладостный певец Людмилу-прелесть, и Руслана, И Лелем свитый им венец.
Но, страстью пылкой утомлённый, Не ест, не пьёт Руслан влюблённый; На друга милого глядит, Вздыхает, сердится, горит И, щипля ус от нетерпенья, Считает каждые мгновенья. В унынье, с пасмурным челом, За шумным, свадебным столом Сидят три витязя младые; Безмолвны, за ковшом пустым, Забыты кубки круговые, И брашна1 неприятны им; Не слышат вещего Баяна; Потупили смущённый взгляд: То три соперника Руслана; В душе несчастные таят Любви и ненависти яд. Один – Рогдай, воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей; Другой – Фарлаф, крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей; Последний, полный страстной думы, Младой хазарский хан Ратмир: Все трое бледны и угрюмы, И пир весёлый им не в пир
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»
****
Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие – То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре да князья, И пирует царь во славу Божию, В удовольствие своё и веселие.
Улыбаясь, царь повелел тогда Вина сладкого заморского Нацедить в свой золочёный ковш И поднесть его опричникам. И все пили, царя славили.
Лишь один из них, из опричников, Удалой боец, буйный молодец, В золотом ковше не мочил усов; Опустил он в землю очи тёмные, Опустил головушку на широку грудь – А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные И навёл на него очи зоркие, Словно ястреб взглянул с высоты небес На младого голубя сизокрылого, – Да не поднял глаз молодой боец. Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником – Да не вздрогнул и тут молодой боец. Вот промолвил царь слово грозное – И очнулся тогда добрый молодец.
«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич, Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила? Когда входит месяц – звёзды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью; А которая в тучу прячется, Та стремглав на землю падает... Неприлично же тебе, Кирибеевич, Царской радостью гнушатися; А из роду ты ведь Скуратовых, И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»
Отвечает так Кирибеевич, Царю грозному в пояс кланяясь:
«Государь ты наш, Иван Васильевич! Не кори ты раба недостойного: Сердца жаркого не залить вином, Думу чёрную – не запотчевать! А прогневал тебя – воля царская; Прикажи казнить, рубить голову, Тяготит она плечи богатырские, И сама к сырой земле она клонится».
И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе, молодцу, кручиниться? Не истёрся ли твой парчовый кафтан? Не измялась ли шапка соболиная? Не казна ли у тебя поистратилась? Иль зазубрилась сабля закалённая? Или конь захромал, худо кованный? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?»
Отвечает так Кирибеевич, Покачав головою кудрявою:
«Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом; Аргамак мой степной ходит весело; Как стекло горит сабля вострая; А на праздничный день твоею милостью Мы не хуже другого нарядимся.
Как я сяду поеду на лихом коне За Моску-реку покатитися, Кушачком подтянуся шёлковым, Заломлю на бочок шапку бархатную, Чёрным соболем отороченную, – У ворот стоят у тесовыих Красны девушки да молодушки И любуются, глядя, перешёптываясь; Лишь одна не глядит, не любуется, Полосатой фатой закрывается...
На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поёт; Горят щёки ее румяные, Как заря на небе Божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетённые, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою целуются. Во семье родилась она купеческой, Прозывается Алёной Дмитревной.
Как увижу её, я сам не свой, Опускаются руки сильные, Помрачаются очи буйные; Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться. Опостыли мне кони лёгкие, Опостыли наряды парчовые, И не надо мне золотой казны: С кем казною своей поделюсь теперь? Перед кем покажу удальство своё? Перед кем я нарядом похвастаюсь?»
М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.
Ф. И. Тютчев, 1865
****
Ф. И. Тютчев, 1852 Пояснение. 1.1.3. В обоих отрывках видим описание пира. В обоих отрывках передано состояние героев. Как Кирибеевич печалится об Алёне Дмитриевне, так три витязя грустны от того, что Людмила предпочла Руслана.
1.2.3. Оба стихотворения мы можем отнести к пейзажно-медитативной лирике, с элементами философского размышления. Основная тема – человек и природная стихия. Тютчев обращается к морю как к живому существу.Однако затем герой как будто отделяет себя от водной стихии, передавая впечатление со стороны. При этом он наделяет море «живой душой»: В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… Игра красок, света и тени дана здесь в движении, в динамике, она сливается с звуковой симфонией. Лирический герой Тютчева является здесь частью природного мира. Море очаровывает и гипнотизирует его, погружает душу в какой-то таинственный сон. Словно бы погружаясь в море своих чувств, он жаждет полного слияния с великой стихией. Этот же мотив слитой с морем души возникает в стихотворении «Ты, волна моя морская»: Душу, душу я живую Схоронил на дне твоем. Задание 4 № 279 Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (2.1–2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
2.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» раскрывается тема семьи? 2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ весны? (По двум стихотворениям поэта.) 2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Правдина? 2.4. Почему пребывание на войне обнажает суть характера человека? (По одному из произведений русской прозы второй половины XX века.) Пояснение. Комментарии к сочинениям
2.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» раскрывается тема семьи? В образе купца Калашникова воплощен русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он искренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи. Решаясь на честный, кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость христианских понятий о семье и браке. Восхищавшийся этой сценой Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Калашникова».
2.2. Каким предстаёт в лирике Ф.И. Тютчева образ весны? (По двум стихотворениям поэта.) Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она многолика. Природа для Тютчева всегда юная. Вот почему одним из самых ярких тютчевских образов является образ весны. Весна у Тютчева всегда чистая и прекрасная. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды».
2.3. Какое значение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» имеет образ Правдина? Главной темой комедии «Недоросль» является обличение крепостников, которых Фонвизин считал социальным злом. В пьесе отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных. В комедии Фонвизина есть положительные персонажи. Это Правдин, Стародум, Милон. Особая роль отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая все ее беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. У героя говорящая фамилия. Она означает идеальность тех нравственных норм, которые он воплощает. В финале комедии Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зрители убеждены в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают, просто будут осторожнее в дальнейшем. Для того, чтобы истребить Простаковых и Скотининых, Россия должна встать на путь просвещения. Это, по мнению автора, единственная возможность изменить страну к лучшему.
2.4. Почему пребывание на войне обнажает суть характера человека? (По одному из произведений русской прозы второй половины XX века.) Тема может быть раскрыта на примере ряда произведений о Великой Отечественной войны: Рассказа М. Шолохова «Судьба человека», повести В. Быкова «Обелиск», повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них — повесть «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек — героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков — фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образы настоящих героев, людей с сильным характером и могучей волей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |