Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.1.3.




 

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

 

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

 

И низко кланялись гостям.

 

Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей весёлый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть, и Руслана,

И Лелем свитый им венец.

 

Но, страстью пылкой утомлённый,

Не ест, не пьёт Руслан влюблённый;

На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья.

В унынье, с пасмурным челом,

За шумным, свадебным столом

Сидят три витязя младые;

Безмолвны, за ковшом пустым,

Забыты кубки круговые,

И брашна1 неприятны им;

Не слышат вещего Баяна;

Потупили смущённый взгляд:

То три соперника Руслана;

В душе несчастные таят

Любви и ненависти яд.

Один – Рогдай, воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей;

Другой – Фарлаф, крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей;

Последний, полный страстной думы,

Младой хазарский хан Ратмир:

Все трое бледны и угрюмы,

И пир весёлый им не в пир

 

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

 

****

 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

 

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

 

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

 

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

 

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучу прячется,

Та стремглав на землю падает...

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»

 

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

 

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал тебя – воля царская;

Прикажи казнить, рубить голову,

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

 

И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчовый кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

 

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

 

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Мы не хуже другого нарядимся.

 

Как я сяду поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается...

 

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки ее румяные,

Как заря на небе Божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою целуются.

Во семье родилась она купеческой,

Прозывается Алёной Дмитревной.

 

Как увижу её, я сам не свой,

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи буйные;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Опостыли мне кони лёгкие,

Опостыли наряды парчовые,

И не надо мне золотой казны:

С кем казною своей поделюсь теперь?

Перед кем покажу удальство своё?

Перед кем я нарядом похвастаюсь?»

 

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 1.2.3.

 

 

  * * * Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно... В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно...   На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движение, грохот и гром... Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в безлюдье ночном!   Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты.   В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою...

Ф. И. Тютчев, 1865

 

****

 

 

  * * *   Mobile соmmе 1'onde2 Ты, волна моя морская, Своенравная волна, Как, покоясь иль играя, Чудной жизни ты полна!   Ты на солнце ли смеёшься, Отражая неба свод, Иль мятёшься ты и бьёшься В одичалой бездне вод, –   Сладок мне твой тихий шёпот, Полный ласки и любви; Внятен мне и буйный ропот, Стоны вещие твои.   Будь же ты в стихии бурной То угрюма, то светла, Но в ночи твоей лазурной Сбереги, что ты взяла.   Не кольцо, как дар заветный, В зыбь твою я опустил, И не камень самоцветный Я в тебе похоронил.   Нет – в минуту роковую, Тайной прелестью влеком, Душу, душу я живую Схоронил на дне твоём.

Ф. И. Тютчев, 1852

Пояснение.

1.1.3. В обоих отрывках видим описание пира. В обоих отрывках передано состояние героев. Как Кирибеевич печалится об Алёне Дмитриевне, так три витязя грустны от того, что Людмила предпочла Руслана.

 

1.2.3. Оба стихотворения мы можем отнести к пейзажно-медитативной лирике, с элементами философского размышления. Основная тема – человек и природная стихия. Тютчев обращается к морю как к живому существу.Однако затем герой как будто отделяет себя от водной стихии, передавая впечатление со стороны. При этом он наделяет море «живой душой»:

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

Игра красок, света и тени дана здесь в движении, в динамике, она сливается с звуковой симфонией. Лирический герой Тютчева является здесь частью природного мира. Море очаровывает и гипнотизирует его, погружает душу в какой-то таинственный сон. Словно бы погружаясь в море своих чувств, он жаждет полного слияния с великой стихией.

Этот же мотив слитой с морем души возникает в стихотворении «Ты, волна моя морская»:

Душу, душу я живую

Схоронил на дне твоем.

Задание 4 № 279

Выберите толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 баллов).

Опирайтесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский замысел), фор­му­ли­руй­те свою точку зрения. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои тезисы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух стихотворений). Ис­поль­зуй­те теоретико-литературные по­ня­тия для ана­ли­за произведения. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию сочинения. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и разборчиво, со­блю­дая нормы речи.

 

2.1. Как в поэме М.Ю. Лер­мон­то­ва «Песня про царя Ивана Васильевича, мо­ло­до­го опричника и уда­ло­го купца Калашникова» рас­кры­ва­ет­ся тема семьи?

2.2. Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ весны? (По двум сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

2.3. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Недоросль» имеет образ Правдина?

2.4. По­че­му пребывание на войне об­на­жа­ет суть ха­рак­те­ра человека? (По од­но­му из про­из­ве­де­ний русской прозы вто­рой половины XX века.)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

 

2.1. Как в поэме М.Ю. Лер­мон­то­ва «Песня про царя Ивана Васильевича, мо­ло­до­го опричника и уда­ло­го купца Калашникова» рас­кры­ва­ет­ся тема семьи?

В образе купца Калашникова воплощен русский героический характер. Это человек смелый и честный, сильный духом, цельный и бескомпромиссный, обладающий чувством собственного достоинства. Степан Парамонович патриархален, он искренне привязан к своей семье, заботится о детях и жене, свято чтит православные обычаи. Решаясь на честный, кулачный бой, Калашников защищает еще и незыблемость христианских понятий о семье и браке. Восхищавшийся этой сценой Белинский писал, что «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной — и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, — для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран... Есть души, которые довольствуются кое-чем — даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых — все или ничего... такова была и душа... Степана Парамоновича Калашникова».

 

2.2. Каким предстаёт в ли­ри­ке Ф.И. Тют­че­ва образ весны? (По двум сти­хо­тво­ре­ни­ям поэта.)

Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она многолика. Природа для Тютчева всегда юная. Вот почему одним из самых ярких тютчевских образов является образ весны. Весна у Тютчева всегда чистая и прекрасная. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды».

 

2.3. Какое зна­че­ние в ко­ме­дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Недоросль» имеет образ Правдина?

Главной темой комедии «Недоросль» является обличение крепостников, которых Фонвизин считал социальным злом. В пьесе отразился основной конфликт современности — произвол помещиков, поддерживаемых верховной властью, и бесправие крепостных крестьян. Но центральным конфликтом произведения становится столкновение дворян просвещенных и непросвещенных.

В комедии Фонвизина есть положительные персонажи. Это Правдин, Стародум, Милон. Особая роль отведена Правдину. Находясь с самого начала в доме Простаковой, наблюдая все ее беззаконие, Правдин выступает в финале вершителем справедливого возмездия. У героя говорящая фамилия. Она означает идеальность тех нравственных норм, которые он воплощает. В финале комедии Простаковых ждет заслуженное наказание — приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зрители убеждены в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают, просто будут осторожнее в дальнейшем. Для того, чтобы истребить Простаковых и Скотининых, Россия должна встать на путь просвещения. Это, по мнению автора, единственная возможность изменить страну к лучшему.

 

2.4. По­че­му пребывание на войне об­на­жа­ет суть ха­рак­те­ра человека? (По од­но­му из про­из­ве­де­ний русской прозы вто­рой половины XX века.)

Тема может быть раскрыта на примере ряда произведений о Великой Отечественной войны: Рассказа М. Шолохова «Судьба человека», повести В. Быкова «Обелиск», повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной Войны. Он был свидетелем всех её ужасов и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них — повесть «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек — героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война — не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков — фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образы настоящих героев, людей с сильным характером и могучей волей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...