Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие скоростно-силовых способностей




Следует иметь в виду, что внешне проявляемые в двигательных действиях сила и скорость за некоторым исключением связаны обратно пропорционально. Одна из причин такого соотношения заложена во внутренних механизмах мышечного сокращения, то есть максимальные параметры напряжения мышц достигаются лишь при относительно медленном их сокращении, а максимальная скорость движений лишь в условиях их минимального отягощения. Некоторые из проявлений скоростно-силовых способностей получили название «взрывной силы», то есть способность по ходу движения достигать больших показателей внешне проявляемой силы в возможно меньшее время (оценивается по градиенту силы или скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявленной в данном движении, ко времени достижения этого максимума.Взрывная сила» – способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. «Взрывная сила» имеет весьма существенное значение в ряде скоростно-силовых действий (ударных действиях в боксе и так далее. В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характеризующиеся высокой мощностью сокращений. Для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движения, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время.Из обширного комплекса упражнений для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регламентировать по скорости и степени отягощений. Большую часть таких упражнений применяют с нормированными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отягощения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отягощением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно передача в сравнительно короткие сроки) приводит к стабилизации уровня мышечных сокращений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей.Чтобы избежать такой стабилизации, применяют и варьируют дополнительные отягощения и в тех скоростных действиях, которые в обычных условиях выполняются без внешнего отягощения или со стандартным отягощением. Например, отягощающие манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских ударов и другие. Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движения.В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, которая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику движений так называемая контролируемая скорость; внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуально максимального .Установлено, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощениями весом 30-50% от максимального способствуют значительному повышению скоростных способностей (до 18%).Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает наибольший прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощений весом 50-70% от максимума приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей. Причем использование этой программы обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности.Вместе с тем показана эффективность комплексного применения средств скоростной и силовой подготовки в одном занятии или в системе смежных занятий. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением 30% и 90% от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.В некоторых видах спортивных упражнений быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную скоростную особенность – резкость движений. Поэтому в видах спорта скоростно-силового характера развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц. Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышения силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используют метод динамических усилий максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения .В методике развития скоростно-силовых качеств баскетболистов необходимо использовать непредельные усилия (30-50% от максимальных) проявляемые при предельной скорости выполнения упражнения.При этом нельзя доводить до утомления. Используется также сопряженный метод, который характеризуется развитием скоростно-силовых качеств в рамках структуры технического приема или его звеньев. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках. Рекомендуется использовать и методы круговой тренировки скоростно-силовой направленности и сочетание скоростно-силовой и технической подготовки.Таким образом, особое место в обучении баскетболистов занимает развитие скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые способности являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и другой систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная скорость движения.

 



Заключение

Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.

Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения, ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. Процесс обучения опирается на некоторые общие положения, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач.

Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогам или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий рисунков, в наше время возможно также использование современных технических средств, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол. Главная роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях.

В качестве самостоятельных методов на уроках по баскетболу использует игровой и соревновательный. Их применение создаёт благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям. Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях баскетбола наиболее эмоциональны, а соответственно наиболее популярны у занимающихся.

В процессе совершенствования навыков игры баскетбол особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным и поочередным выполнением нескольких игровых приемов. Большие возможности заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим при необходимости нормировать нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности.

Характерными особенностями проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста являются:

- многократные беговые ускорения (в количестве 120-150 при суммарном пробегаемом расстоянии за игру 5000-7000 метров);

- значительное количество движений прыжкового характера с места и разбега вверх (до 130-140 за игру).

Возрастной период 12-13 лет характеризуется следующими изменениями показателей развития у школьников скоростно-силовых качеств и их компонентов: развитие быстроты, увеличение силы, постоянный прирост показателей скоростно-силовых качеств.

По результатам нашего исследования: выявлены различия в показателях у школьников, не занимающихся спортом и занимающихся баскетболом: в прыжке в длину с места у занимающихся баскетболом выше на 14%, в высоте подскока на 13%, в беге на 20 м выше на 11%, в беге на 40м выше на 14% чем у школьников не занимающихся спортом.

Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся, к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога – разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

 


 


Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании Б. А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 85 с.

2. Бабушкин, В.З. Подготовка юных баскетболистов /В. З. Бабушкин. –1985.

3. Баскетбол: поурочная учебная программа для школ, М.: Физкультура и спорт, 1982. – 34 с.

4. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу С. Г. Башкин. – М.: Физкультура и спорт, 1996. – 83 с.

5. Бондарь, А.Н. Учись играть в баскетбол А. Н. Бондарь. 1986. – 56 с.

6. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений А. Я. Гомельский. – М.: 1997. – 145 с.

7. Грасис, А.М. Методика подготовки баскетболистов разрядников А. М. Грасис. – М.: Физкультура и спорт, 1962. – 110 с.

8. Грасис, А.М. Специальные упражнения баскетболистов А. М. Грасис. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 56 с.

9. Джон Р. Вуден, Современный баскетбол Джон Р. Вуден. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 77 с.

10. Донченко, П.И. Баскетбол юным П. И. Донченко. – Ташкент: 1989. – 104 с.

11. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры Ю. Д. Железняк. – М .: 2003. – 55 с.

12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Ю. Д. Железняк. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.

13. Жбанков, О. В. Физкультура и спорт О. В. Жбанков. \\ Развитие прыгучести у юных баскетболистов, 1995, № 3.

14. Дворник, Л. С. Физкультура и спорт Л. С. Дворник., А.А. Хабаров., С. Ф. Евтушенко. \\ Использование отягощений на тренировках, 1999, № 3.

15. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена В. М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 66 с.

16. Зельдович, Т.А. Подготовка юных баскетболистов Т. А. Зельдович. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 81 с.

17. Котляровский-Зубченко, А.А. Все начинается с урока  А. А. Котляровский-Зубченко. // Физическая культура в школе. – 2005. № 8. – 15 с.

18. Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств В. Н. Шаулин., Е. Н. Литвинов. – М.: Физкультура и спорт, 1993. – 34 c.

19. Костикова, Л. В. Баскетбол. Азбука спорта Л. В. Костикова. – М .: 2002. – 81 с.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...