Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения




Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как успешное лишь в том случаи, если занимающиеся могут результативно использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения игровой деятельности. Задача педагога:

· научить своих учеников в игре максимально реализовывать свои физические способности при выполнении технических приемов;

· эффективно выполнять игровые действия, состоящие из нескольких приемов техники;

· избирательно использовать свой технический арсенал в ответ на изменения игровых ситуаций;

· адекватно воспроизводить сочетания тактических действий.

Соответственно после достижения положительных результатов в обучении основам техники, тактики игры и развитии базовых физических качеств педагогическая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на взаимосвязанное совершенствование значимых компонентов игровой деятельности .

Поэтому в данном параграфе мы остановимся на формировании двухкомпонентных взаимосвязей между навыками техники игры и значимыми для их эффективного использования в игровых условиях физическими способностями.

Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способности; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоростно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества.

К формированию взаимосвязей между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приемов.

Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.

1. Ловля мяча – кординационные способности:

· выполнение разновидностей приема на месте после собственного подбрасывания мяча вверх над собой в сочетании с разнообразными двигательными действиями после выпуска мяча:

· хлопок или несколько хлопков в ладони над или за головой, за спиной, спереди или сзади на уровне колен, у пола, под ногой и т.п.;

· смена положений тела: присед, сед на полу, упор лежа, выпад вперед или в сторону, сед на одной ноге и т.п.;

· повороты на 180-720° переступанием, прыжками на одной или двух ногах;

· элементы акробатики: кувырок вперед или назад, переворот в сторону, равновесие на одной ноге («ласточка») и т.п.;

· ловля мяча после отскока от пола с элементами жонглирования:

· и. п. – стойка ноги врозь – игрок направляет мяч двумя руками в пол между ногами спереди-назад или в обратном направлении с последующим захватом мяча двумя руками за спиной или перед собой;

· то же, но в широкой стойке правая или левая нога впереди с ударом мяча в сторону и ловлей сбоку от себя;

· индивидуальные упражнения в ловле мяча после отскока от стены с элементами жонглирования:

· ловля мяча на различной высоте, чередуя и.п.: сидя, стоя на коленях, лежа и т.п.;

· изменение и. п. после выпуска мяча в стену (например, выпустить мяч стоя – поймать сидя на полу и т.п.);

· то же, но со сменой и. п. прыжком на одной или двух ногах (например, из широкой стойки прыжок в положение «ноги скрестно» и т.д.);

· ловля катящегося от стены мяча после прыжка через мяч толчком двумя ногами и поворота кругом;

· ловля мяча, отскочившего от пола, после прыжка через мяч в положении «ноги врозь» и поворота кругом;

· разновидности ловли мяча после его подбрасывания над годовой в сочетании с челночными перемещениями на коротких отрезках (до 1,5 м) рывком, приставными шагами, прыжками на одной или двух ногах с касанием рукой ориентиров на полу;

· ловля на месте мяча, посланного партнером:

· с чередованием траектории полета мяча;

· с чередованием направления полета мяча;

· с разных дистанций и с различным усилием;

· то же, но в различных и. п.: сидя, лежа на спине, лежа на животе и т.п.;

· ловля-передача мяча сидя на полу в сочетании с различными движениями ногами: поочередно сгибая-разгибая их навису, скрестные движения прямыми ногами и т.п.;

· ловля мяча, посланного партнером в стену из-за спины игрока;

· ловля нескольких мячей, поочередно посланных игроком в стену (2, 3 мяча): после отскока мяча от пола, после отскока мяча от стены;

· жонглирование несколькими мячами (2-4), подбрасывая их в воздух одной или двумя руками;

- поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;

· ловля преднамеренно неточных передач партнера с перемещением к мячу;

· то же, но с передачами мяча, поочередно двумя или тремя партнерами;

· выполнение ловли-передачи в движении двумя мячами в парах, двумя или тремя мячами в тройках с перемещением вдоль площадки.

2. Передача мяча – скоростно-силовые качества:

· разновидности передач на месте в различных положениях (стоя, сидя, лежа), варьируя дистанцию, траекторию и направление полета мяча;

· то же, но набивными мячами;

· серийное выполнение избранного способа передач поочередно баскетбольным и набивным мячами;

· передачи баскетбольным и набивным мячами на дальность из различных и.п.;

· ловля-передача баскетбольного и набивного мячей в одном прыжке в парах; то же, но используя 2-3 мяча в тройках, четверках и т.д.;

· выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке, в сочетании с прыжками толчком двумя ногами через гимнастическую скамейку, стоя боком к ней: мяч направляется по навесной траектории над скамейкой; то же, но с прыжками через вращающуюся большую скакалку: два партнера вращают скакалку, третий набрасывает мяч прыгающему игроку;

· ловля-передача мяча в одном прыжке с продвижением вдоль площадки: в парах – одним и двумя мячами; в тройках – двумя и тремя мячами (один из партнеров передвигается спиной вперед).

3. Передача мяча – быстрота:

· передачи мяча в стену в течение определенного отрезка времени (24-30 с) с установкой на выполнение максимального числа повторений;

· то же, но с заданием выполнить как можно быстрее заданное количество передач;

· то же, но передачи в парах и в различных и.п.: стоя, сидя, лежа и т.п.;

· передачи двумя мячами в стену с элементами жонглирования:

· ловля осуществляется после отскока мяча от пола;

· то же, но после ловли успеть выполнить удар мячом в пол, а затем послать мяч в стену;

· то же, но перед передачей выполнить мячом «петлю» вокруг туловища (на уровне пояса) или вокруг ног (на уровне колен);

· ловлю и передачу осуществлять непосредственно после отскока мяча от стены, не дав ему коснуться пола;

· передачи двумя мячами в две стены, стоя в углу зала;

· подбросить один мяч на предельную высоту, а вторым выполнить максимальное количество передач в стену до момента касания площадки подброшенным мячом;

· то же, но с выполнением передач мяча партнеру;

· «все мячи – одному»:

· два игрока поочередно «загружают» своими мячами третьего партнера, получая от него обратные передачи;

· то же, но во взаимодействии одного игрока с тремя партнерами;

· то же, но в ситуации «между двух огней»:

· игрок без мяча в и. п. располагается между двумя партнерами, владеющими мячами, повернувшись лицом к одному из них; и для получения каждой очередной передачи совершает поворот на 180°;

· то же, но с большим количеством партнеров с мячами: на противоположных сторонах находятся 2 и 1 или 2 и 2 игрока;

· передачи игроку, стоящему в круге, – «колесо»: партнеры поочередно и максимально быстро передают свои мячи в центр круга (по часовой или против часовой стрелки), получая обратные передачи;

· передачи на месте несколькими мячами:

· в парах – двумя мячами;

· в тройках (в треугольнике) – двумя и тремя мячами (по часовой или против часовой стрелки); в четверках (в квадрате) – тремя и четырьмя мячами и т.п.;

· «звездочка» – пять игроков, встав по кругу, двумя, тремя или четырьмя мячами с помощью одновременных передач в заданном направлении «чертят» звезду (использовать различные траектории полета мяча, чтобы избежать их столкновения);

· передачи двумя мячами в парах на месте – по сигналу подбросить свои мячи вверх и рывком поменяться местами, не дав мячу партнера упасть на пол и т.д.;

· то же, но успеть до падения своего мяча вернуться в и.п.;

· передачи двумя мячами в четверках со сменой мест: два игрока с мячами располагаются напротив своих партнеров, одновременно выполняют передачи и рывком меняются местами; партнеры, получив мяч на месте, совершают те же действия;

· выполнение передач на месте одним или двумя мячами в паре с максимальной частотой в сочетании с беговыми заданиями на месте (с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени и т.п.);

· то же, но при параллельном движении партнеров вдоль площадки;

· передачи с продвижением вдоль площадки двумя мячами в парах, двумя мячами в тройках (все передачи идут через среднего игрока), тремя мячами в тройках (с различной траекторией полета мяча).

4. Ведение мяча – координационные способности:

· ведение мяча на месте с элементами жонглирования:

· «маятник» – ведение с переводом мяча с руки на руку перед собой или за спиной; ведение одной рукой с поочередным отскоком мяча вперед-назад (наложение кисти на мяч поочередно спереди-сверху и сзади-сверху);

· ведение мяча ударами в стену с изменением и. п.: из положения стоя, постепенно приседая, прийти в сед на полу с последующим возвращением в и.п.;

· то же, но с переводом мяча с руки на руку;

· «ванька-встанька» – из и. п. сидя на полу осуществлять ведение мяча поочередно в положениях лежа и сидя;

· то же, но в положении сидя поочередно перевести мяч с руки на руку впереди под поднятыми ногами, отклонившись назад, а затем сзади за спиной, наклонившись вперед;

· смена и. п. (стоя, в полуприседе, в полном приседе, сидя, лежа и т.п.), не прекращая ведения мяча: последовательность смены положений задается заранее или указывается педагогом по ходу ведения мяча;

· поочередный перевод мяча с руки на руку, посылая мяч между ногами, в широкой параллельной стойке или в широкой стойке с выставленной вперед ногой;

· «четырехточечное» ведение мяча: стоя в широкой стойке одно отбивание мяча правой рукой перед собой, одно – левой ру кой, затем перевод мяча назад между ногами и поочередное отбивание левой и правой рукой за спиной, перевод вперед между ногами и т.д.;

- ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или двух ног по кругу или по «восьмерке» из различных и. п.: стоя в широкой параллельной стойке, стоя в выпаде, стоя на одном или двух коленях;

· ведение мяча с нестандартными способами передвижения:

· спиной вперед;

· в полуприседе или в полном приседе;

· при ходьбе в выпадах вперед или в сторону;

· бегом с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, семенящим бегом;

· бегом с прямыми ногами вперед, назад или в стороны;

· прыжками на одной, двух ногах, на двух ногах с высоким подниманием бедер;

· то же, но передвигаясь боком: по направлению движения, спиной вперед, с поворотами кругом поочередно через правое и левое плечо и т.п.;

· приставными шагами;

· ведение мяча с изменением направления движения переводами мяча с руки на руку перед собой, под ногой, за спиной, с поворотом:

· по разметке площадки;

· перед условными защитниками (стулья или переносные тренировочные стойки);

· по звуковым или зрительным сигналам;

· ведение мяча в движении с преодолением гимнастической скамейки:

- ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном направлении или вокруг нее;

· ведение мяча с пробеганием по скамейке;

· ведение с переводом мяча через скамейку и переступанием через нее, зигзагообразно продвигаясь вперед вдоль преграды;

· то же, но с поочередным переступанием через две или несколько скамеек;

· ведение мяча с преодолением легкоатлетических барьеров:

· ведение мяча с подлезанием под барьерами разной высоты;

· ведение мяча с перешагиванием через барьеры;

· ведение мяча с поочередным подлезанием под и перешагиванием через барьеры;

· ведение мяча с пролезанием через гимнастические обручи, расположенные по одной линии или хаотично по всей площадке: обручи могут удерживаться партнерами или лежать на площадке (в последнем случае дриблер сам продевает обруч через себя, не прекращая ведения мяча);

· ведение мяча в сочетании с выполнением акробатических элементов по ходу движения: кувырки вперед или назад, переползание по гимнастической скамейке и т.п.;

· ведение мяча в сочетании с преодолением вращающейся большой скакалки: пробегание под ней; прыжки на двух ногах в сочетании с пробеганием под ней;

· ведение мяча с преодолением полосы препятствий – «слаломный дриблинг»: ведение мяча с изменением направления движения и преодолением по ходу перемещений различных преград (из числа вышеперечисленных) в различных сочетаниях и последовательности;

· ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между ногами впереди стоящего партнера: после совершения маневра дриблер сам принимает широкую стойку как преграду для партнера и т. д. (все действия выполняются, не прекращая ведения мяча);

· ведение двумя мячами (с одновременным и поочередным их отбиванием) в сочетании с выполнением всех вышеперечисленных заданий.

5. Ведение мяча – быстрота:

· «степ» мячом: низкое ведение на месте с заданной частотой отскоков мяча;

· то же, но с максимальной частотой отскоков за определенный отрезок времени;

. ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или захлестывая голени назад с максимальной частотой движений ног;

· то же, но в сочетании с семенящим бегом на месте с максимальной частотой и ударным характером беговых шагов («степ» или «танец»);

· реагирование началом ведения мяча из различных и. п. (сидя, сидя спиной к направлению движения, лежа и т.п.) в ответ на звуковые сигналы;

· ведение мяча на месте с различными заданиями на координацию или технику движений с последующим стартовым ускорением по зрительному сигналу;

· то же, но в сочетании с предшествующими старту прыжками на месте, толчком одной или двумя ногами;

· скоростной дриблинг по прямой на заданных участках площадки;

· «длинное» ведение мяча: преодоление отрезков дистанции с наименьшим количеством касаний мяча;

· скоростной дриблинг с изменением направлений движения: - «змейкой» между расставленными на площадке переносными стойками или стульями;

- по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области штрафного броска и т.п.;

- по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного броска и центральным кругом баскетбольной разметки;

- с оббеганием переносных фишек, используя ударный семенящий бег с максимальной частотой беговых шагов;

· скоростное «челночное» ведение мяча (дистанция от 20 до 40 м);

· скоростное ведение мяча в парах с гандикапом:

· один из дриблеров изначально получает преимущество по дистанции (фору в 2-3 м), второй стремится догнать его;

· нападающий с мячом получает фору над защитником и стремится убежать от него, сохранив преимущество;

· скоростной «слалом» с преодолением полосы препятствий. 6. Броски мяча в корзину – скоростно-силовые качества:

· многократное выполнение имитации броска мяча в движении справа и слева от корзины с двухтактным ритмом разбега при передвижении от щита к щиту:

· с прыжками только под корзинами;

· с прыжками через каждые 2-3 беговых шага;

· серийное выполнение завершающей фазы броска мяча в движении после одного шага с места с акцентом на максимально мощное отталкивание;

· то же, но с отталкиванием от гимнастического мостика;

· многократные прыжки толчком одной ногой с имитацией броскового движения после двухшажного разбега на песке (в воде);

· индивидуальное выполнение разновидностей броска мяча в движении поочередно справа и слева от корзины с двухшажным ритмом работы ног после каждого подбора мяча;

· повторное выполнение броска мяча в движении в целом с постепенным удалением точки получения мяча от корзины: партнер в каждой последующей попытке передает мяч чуть раньше, чем в предыдущей;

· то же, но после прохода-броска: с одноударным и многоударным ведением мяча;

· и. п. – стоя одной ногой на гимнастической скамейке, мяч удерживается, как в стойке с тройной угрозой: отталкиваясь от скамейки, совершить смену положения ног прыжком с выносом мяча в положение для броска мяча в прыжке;

· то же, но с набивным мячом;

· то же, но с выпуском мяча над собой в высшей точке прыжка;

· серийное выполнение подводящих и основных упражнений для броска мяча в прыжке:

· запрыгивание на скамейку толчком двумя ногами в сочетании с выносом мяча в положение замаха;

· выполнение броска мяча в прыжке партнеру на ориентир или в корзину, отталкиваясь от гимнастической скамейки из положения замаха, с последующим приземлением на пол; спрыгивание со скамейки (прыжок в глубину) на гимнастический мат или мостик с последующим мгновенным отталкиванием и броском мяча в прыжке;

· то же, но после прыжка в глубину и отталкивания от пола;

· бросок в прыжке после ловли мяча в прыжке;

· то же, но с ловлей мяча в прыжке через гимнастическую скамейку;

· «прыжковый челнок» под щитом: передача мяча в дальнюю верхнюю часть щита с последующей ловлей мяча в прыжке – то же в обратном направлении;

· ловля мяча в прыжке после собственного набрасывания в щит – бросок мяча в прыжке в корзину;

· повторное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю дальнюю часть щита в тройках с последующим передвижением на другую сторону от щита;

· поточное выполнение ловли-передачи мяча в одном прыжке в верхнюю часть щита с последующим передвижением рывком в конец колонны игроков на своем щите или на другой щит;

· серийное добивание мяча в щит в одном прыжке, последним касанием направляя мяч в корзину;

· многократное добивание мяча в корзину из-под щита: все бросковые движения выполняются в прыжке;

· то же, но с установкой овладеть мячом и добить его в корзину в одном прыжке .

Организационно-методические указания.

1. Во всех заданиях контролировать технику выполнения разновидностей игровых приемов, не допускать ее искажения.

2. Сложность заданий увеличивать постепенно, учитывать уровень подготовленности занимающихся: задания должны быть посильными.

3. По мере усвоения упражнений проводить их в виде состязаний на качество и быстроту выполнения, включать освоенные задания в эстафеты и подвижные игры.

4. Для совершенствования передач использовать набивные мячи весом 1-2 кг; чередовать упражнения баскетбольным и набивным мячами.

5. Продолжительность и количество повторений заданий, включающих комплексное развитие координационных способностей, варьировать в зависимости от возраста занимающихся и уровня их подготовленности.

6. При формировании навыков скоростной техники уровень владения игровыми приемами должен позволять выполнять задания на близких к предельным скоростях.

7. В заданиях, ориентированных на комплексное совершенствование скоростной техники, предлагается: число повторений упражнений в каждый серии – 5-6, количество серий – 3-4, интервалы отдыха между повторениями – 1-2 мин, между сериями – 3-5 мин.

8. При направленном развитии быстроты двигательной реакции применять многообразие звуковых и зрительных сигналов и их сочетаний, постоянно варьировать и. п. стартующих.

9. Для повышения эффективности развития быстроты перемещений в структуре игровых приемов применять эффект предварительного растяжения мышц: скоростным перемещениям должны предшествовать прыжковые задания.

10. Применению ударного метода (прыжков в глубину) при развитии скоростно-силовых качеств в рамках совершенствования техники приемов должна предшествовать достаточная прыжковая работа и соответствовать определенный уровень подготовленности; начальная высота спрыгивания не может превышать 30 см, в дальнейшем она постепенно доводится до уровня высоты выпрыгивания; количество прыжков в глубину с последующим взрывным пружинящим отталкиванием не должно превышать 5-6 раз в серии, количество серий – не более 2-3.

11. Паузы активного отдыха между выполнением заданий полезно заполнять упражнениями на месте на технику с элементами жонглирования мячом.

Исходя из этого, можно сделать выводы, что результатом процесса обучения игровой деятельности в баскетболе является усвоение занимающимися игровых действий (сочетание приемов), технико-тактических действий и тактических взаимодействий .

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...