Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава XVIII. СИСТЕМА И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ




 

§ 1. Система наказаний

 

Система наказаний представляет собой предусмотренный уголовным законом, обязательный для судов, исчерпывающий перечень видов наказаний (элементов системы), расположенных в определенной последовательности с учетом их тяжести.

Первой особенностью системы наказаний является разнообразие их видов, что позволяет суду индивидуализировать наказание, выбрать такое из числа предусмотренных в санкции, которое в наибольшей степени соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности подсудимого и другим обстоятельствам, учитываемым при назначении наказания.

В Руководящих началах по уголовному праву 1919 г. видов наказания в целом было больше, но только пять из них имели уголовно-правовое содержание, остальные отличались иной правовой природой: общественное порицание, предписание пройти школу грамотности, объявление бойкота. Сроки некоторых наказаний были по существу неопределенными: "до победы мировой революции".

В УК 1922 г. система наказаний стала более четкой и разнообразной, однако включала "политические" наказания и меры общественного воздействия. К наказаниям относились: изгнание из пределов РСФСР (на определенный срок или бессрочно), лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества (полная или частичная), штраф, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание и возложение обязанности загладить вред. Предусматривалась также смертная казнь, считавшаяся временной мерой. По УК 1926 г. система наказаний, именуемых мерами социальной защиты судебно-исправительного характера, была еще более обширной и включала 15 видов, часть из которых по-прежнему имела политический характер, в частности объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и обязательным изгнанием из его пределов, поражение политических и отдельных гражданских прав, удаление из пределов СССР на срок и др. Из УК 1960 г. исчезли "политические" наказания, хотя и сохранилась в качестве наказания мера общественного воздействия - общественное порицание.

В ст. 44 действующего УК предусмотрено 18 видов наказаний в 13 пунктах. Некоторые из пунктов предусматривают не одно, а несколько наказаний. Так, в п. "б" упоминаются два фактически разных наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Несовершеннолетним назначается лишь второе (ст. 88 УК), что подтверждает самостоятельность данных наказаний. В п. "в" пять видов наказания, объединенных законодателем в силу некоторого сходства правоограничений, сопровождающих эти наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина и лишение государственных наград. В то же время конфискация имущества была исключена из системы наказаний (п. "ж") и в настоящее время представляет собой "иную меру уголовно-правового характера" (гл. 15.1 УК).

Некоторые наказания, перечисленные в ст. 44 УК, не применяются. Не введен в действие арест (ст. 54 УК), постановления Конституционного Суда РФ 1999 и 2009 гг. препятствуют назначению смертной казни, хотя оба этих вида сохраняются в системе наказаний. Новые положения УК о принудительных работах вводятся в действие лишь с 1 января 2013 г. Исходя из принципа гуманизма и по другим причинам целый ряд наказаний неприменимы к несовершеннолетним (см. ст. 88 УК), а также к женщинам и нетрудоспособным лицам (см. ст. ст. 49, 50, 57 и др.). Часть наказаний применима лишь к военнослужащим: лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части.

Нередко санкции статей предусматривают безальтернативно только лишение свободы, в связи с чем суд может индивидуализировать наказание только путем назначения его большего или меньшего срока.

Второй особенностью системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в наличии большого числа видов наказаний, не связанных с лишением свободы, в отсутствии телесных и членовредительских видов наказаний (за исключением смертной казни), в отсутствии наказаний с неопределенным сроком, в общих умеренных сроках лишения свободы, в отсутствии мер безопасности.

Из 18 предусмотренных в ст. 44 УК видов наказаний 13 не связаны с лишением осужденного свободы, а ограничивают имущественные, трудовые и прочие права. К числу данных наказаний относятся штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы и др. В некоторых случаях законодатель устанавливает прямой запрет назначения наказания в виде лишения свободы. Так, наказание в виде лишения свободы не назначается несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые (ч. 6 ст. 88 УК). Наказание в виде лишения свободы может быть назначено взрослому осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 УК, помимо преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК, или только если соответствующей статьей Особенной части УК лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания (ч. 1 ст. 56 УК).

В то же время в других случаях наиболее распространенным наказанием по практике его применения является именно реальное лишение свободы, назначаемое в 40 - 45% приговоров, вынесенных районными судами, и в 80 - 85% приговоров судов "второго звена". Условное осуждение, сопровождающее назначение лишения свободы до 8 лет, составляет: в практике районных судов - около 45%, в практике судов "второго звена" - 8%. Таким образом, суды в основном назначают лишение свободы (реальное или условное), которое достигает 90% от числа всех вынесенных приговоров. На остальные виды наказаний, не связанных с лишением свободы, приходится около 10% приговоров. При этом штраф назначается примерно в 4 - 7% случаев.

Система наказаний по российскому УК не включает телесные и членовредительские виды, за исключением смертной казни, которая, как уже отмечалось, в настоящее время не назначается и не исполняется. К тому же это наказание предусмотрено лишь за 5 наиболее опасных преступлений против жизни, в то время как, например, по федеральному законодательству США смертная казнь предусмотрена в 63 случаях <1>.

--------------------------------

<1> Уголовное право зарубежных стран: Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. И.Д. Козочкина. 3-е изд. М., 2010. С. 260.

 

В ряде зарубежных государств, где действует мусульманское уголовное право, практикуются бичевание, отсечение конечностей, забивание камнями. В США в качестве альтернативы тюремному заключению применяется добровольная хирургическая или медикаментозная стерилизация лиц, совершивших половые преступления.

Российскому уголовному праву незнакомы наказания с неопределенным сроком. Постановление "неопределенных приговоров" широко распространено в США. Так, американский врач Д. Кеворкян, прозванный "Доктор Смерть" из-за оказания им помощи в самоубийствах 130 безнадежно больных людей и лично совершивший акт эвтаназии в отношении одного пациента, был приговорен к тюремному заключению на срок от 10 до 25 лет. Отбытие нижнего предела срока дает осужденному право добиваться условно-досрочного освобождения. При определенном приговоре это право возникает раньше, поэтому в целом неопределенный приговор является более строгим, чем определенный.

По УК РФ максимальный срок лишения свободы за одно преступление не может превышать 20 лет, по совокупности преступлений - 25 лет, а по совокупности приговоров - 30 лет. В то же время, например, во Франции максимум срочного лишения свободы за одно преступление составляет 30 лет, в США не являются редкостью приговоры к 40, 50, 100 и более годам лишения свободы, поскольку ни федеральное законодательство, ни законодательство отдельных штатов, как правило, не устанавливают общих предельных сроков наказания. В РФ пожизненное лишение свободы может быть назначено только в 14 случаях за особо тяжкие преступления против жизни, общественной безопасности, диверсию и др., при этом не допускается сложение пожизненных сроков, в отличие, например, от США, где в 1992 г. в штате Висконсин серийный убийца и каннибал Дж. Дамер был приговорен к 16 пожизненным срокам тюремного заключения.

УК РФ незнакомо понятие "меры безопасности", существующее в зарубежном праве, в частности в Англии, США, Германии и др. Меры безопасности нередко по силе своего воздействия на осужденного мало чем отличаются от наказания, но основанием для их применения служит вывод суда о наличии "опасного состояния" лица. К числу таких мер можно отнести продленное (превентивное) заключение, назначаемое сверх основного наказания, существующее в Германии.

Третьей особенностью системы наказаний является следование принципу законности (ст. 3 УК). Система наказаний имеет исчерпывающий характер, их перечень в ст. 44 является закрытым, и суд не вправе назначить наказание, отсутствующее в перечне. В судебной практике встречались случаи применения аналогии и ошибочного назначения близких по смыслу "наказаний": в частности, вместо лишения права заниматься определенной (медицинской) деятельностью суд назначил "лишение диплома врача". Суд не вправе назначить в качестве наказаний, например, общую конфискацию имущества, лишение водительских прав или лишение права владения охотничьим оружием и т.п.

Четвертая особенность заключается в том, что система наказаний в УК строится от менее строгих к более строгим видам, что позволяет соотносить тяжесть различных видов наказаний, например при необходимости применения ст. 64 УК (назначение наказания ниже низшего предела или иного более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части), при замене наказания более мягким видом (ст. 80 УК) и в других случаях. Аналогична последовательность наказаний в санкциях статей, предусматривающих ответственность за конкретное преступление.

В УК закреплено деление системы наказаний на три подсистемы: а) основные, б) дополнительные, в) смешанные наказания, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45).

Основными называются те виды наказаний, которые могут быть назначены только в качестве самостоятельной меры и с которыми законодатель связывает достижение основных целей наказания. Основные наказания не могут присоединяться к другим наказаниям в отличие от дополнительных видов. Российское законодательство, в отличие от зарубежного, не предусматривает возможности назначения двух основных наказаний. Хотя в судебной практике такого рода ошибки встречаются. По одному из уголовных дел суд назначил лишение свободы условно, а помимо этого в приговоре указал, что в течение испытательного срока осужденный должен будет выполнять обязательные работы. В действительности лишение свободы (пусть и не исполняемое реально) и обязательные работы являются основными видами наказания. Их совместное назначение неправомерно.

В ч. 1 ст. 45 УК предусмотрено 9 видов наказаний, которые могут быть назначены лишь в качестве основных, а именно: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, принудительные работы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Дополнительные наказания имеют вспомогательный характер и не могут назначаться самостоятельно. Их задача - способствовать достижению основных целей наказания путем дополнительного воздействия на лицо, совершившее преступление. Только в качестве дополнительных могут быть назначены 5 видов наказаний: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина и лишение государственных наград (ч. 3 ст. 45 УК).

В качестве как основных, так и дополнительных наказаний могут назначаться 4 их вида: штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы (ч. 2 ст. 45 УК).

Основные наказания всегда указаны в санкциях статей Особенной части УК, дополнительные - не всегда. Штраф, ограничение свободы, лишение права занимать определенные должности до 20 лет и лишение права заниматься определенной деятельностью до 20 лет могут быть назначены в качестве дополнительных наказаний только тогда, когда они предусмотрены в санкции, остальные дополнительные наказания назначаются по усмотрению суда. Так, лишение права заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет может быть назначено судом и при отсутствии данного дополнительного вида наказания в санкции, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает это необходимым. Например, суд вправе лишить лицо права заниматься медицинской деятельностью в случае осуждения такого лица за неоказание помощи больному, повлекшее причинение здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, несмотря на то, что санкция ч. 1 ст. 124 УК такого дополнительного наказания не предусматривает.

Классификация наказаний с учетом их самостоятельности на основные, дополнительные и смешанные является законодательной. Помимо этого наказания можно классифицировать и по другим основаниям.

Все наказания, кроме смертной казни, имеют комплексный характер и ограничивают не одно какое-либо право, а несколько прав осужденного лица. К примеру, исправительные работы сопряжены с ограничениями трудовых и имущественных прав, а также личной свободы. Однако преобладает ограничение трудовых прав: осужденный не может свободно избирать род занятий, не вправе отказаться от предоставленной ему работы, его увольнение допускается только с согласия уголовно-исполнительной инспекции. С учетом преобладающего правоограничения наказания можно разделить на 5 групп: 1) ограничивающее имущественные права осужденного; 2) ограничивающие трудовые права; 3) ограничивающие свободу передвижения и личную свободу; 4) лишающие свободы передвижения и личной свободы и 5) лишающее жизни.

К группе наказаний, ограничивающих только имущественные права осужденного, относится штраф. К группе наказаний, ограничивающих трудовые права, относятся: лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе. К группе наказаний, ограничивающих свободу передвижения и личную свободу, следует отнести ограничение свободы и принудительные работы. К группе лишающих свободы наказаний - арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок или пожизненно. Лишающим жизни наказанием является смертная казнь.

Все наказания можно также разделить на 2 группы: связанные и не связанные с изоляцией от общества. К группе наказаний, связанных с изоляцией осужденного лица от общества, относятся: все виды лишения свободы - арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы. Все остальные виды наказаний с изоляцией от общества не связаны.

В зависимости от продолжительности можно выделить наказания срочные и бессрочные. Для срочных видов наказаний в уголовном законе установлена определенная продолжительность. К этой группе относятся обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы на определенный срок и др. Бессрочные наказания не могут быть назначены на определенный срок. К ним относятся: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Бессрочные виды наказаний назначаются только за совершение наиболее опасных преступлений (тяжких и (или) особо тяжких). Для штрафа понятие срока не имеет значения, поскольку этот вид наказания назначается не на определенный срок, а в определенном размере.

Таким образом, система наказаний по российскому УК представляет собой упорядоченное множество видов наказаний, характеризуется разнообразием и гуманизмом, соответствует принципу законности и включает несколько подсистем, выделение которых возможно по различным критериям.

 

§ 2. Штраф

 

Штраф - это денежное взыскание, назначаемое судом в пределах, предусмотренных УК (ст. 46 УК).

По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного.

По самостоятельности назначения его можно отнести к подсистеме наказаний, которые могут быть назначены как в качестве основных, так и в качестве дополнительных видов.

В качестве основного наказания штраф может быть назначен: а) в случаях, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК; б) в случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК); в) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Если за совершенное преступление штраф назначен в качестве основного наказания, то его нельзя назначить в качестве дополнительного наказания за это же преступление. При назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно. Поскольку в ст. 32 УИК предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказания в виде штрафа, то при назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного наказания за одно из совершенных лицом преступлений, и штрафа в качестве дополнительного вида наказания за другое преступление. При назначении штрафа за каждое из входящих в совокупность преступлений небольшой или средней тяжести суд может применить принцип поглощения менее строгого наказания более строгим. При применении принципа сложения наказаний окончательный размер штрафа назначается исходя из правил, установленных ч. 2 ст. 69 УК.

Штраф устанавливается в размере от 5 тыс. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 недель до 5 лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше 3 лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. (ч. 2 ст. 46 УК). Минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений ст. 64 УК, не может быть ниже 5000 тыс. руб., а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее 2 недель. К "иному доходу" в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" <1> следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2007. 24 янв.

 

Минимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может быть ниже 1 тыс. руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период менее 2 недель (ч. 2 ст. 88 УК). Максимальный размер штрафа, назначаемый несовершеннолетним, не может превышать 50 тыс. руб. или размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за 6 месяцев.

Штраф широко применяется в уголовном праве многих стран мира: это первое по распространенности уголовное наказание в Англии и США, во Франции он находится на первом месте среди имущественных наказаний, а законодательство ФРГ признает его вторым основным видом наказания <1>.

--------------------------------

<1> Архипенко Т.В. Уголовное наказание в виде штрафа в законодательстве зарубежных стран // Российский следователь. 2008. N 21. С. 35.

 

В уголовно-правовой литературе отмечается, что возрастание роли материальной заинтересованности в условиях современного общества, повышения значения имущественных ценностей в жизни человека и необходимость использования экономических стимулов в борьбе с преступностью создают социальные предпосылки для расширения применения штрафа как вида наказания <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Курц А.В. Штраф как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2001; Уткин С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. Томск, 2004.

 

Штраф как вид уголовного наказания существовал и в дореволюционной России. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. предусматривало 2 вида штрафов: поступающие в казну и поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения пени. В Уголовном уложении 1903 г. также упоминались 2 разновидности штрафа: денежная пеня и денежное взыскание. Пеня (от лат. poena - наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 268 - 270.

 

В первые годы советской власти штраф назначался часто. Так, в первой половине 1918 г. московские народные суды назначили штраф 54% осужденных, а во второй половине того же года - 56,9% <1>. УК 1922, 1926 и 1960 гг. предусматривали санкции в виде штрафа за совершение значительного числа преступлений. Например, в УК 1960 г. штраф содержался в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в редких случаях.

--------------------------------

<1> См.: История советского уголовного права (1917 - 1947 гг.) / Научн. ред. А.А. Герцензон. М., 1948. С. 132.

 

В действующем УК штраф предусмотрен в санкциях более чем 40% норм Особенной части УК <1>. Штраф чаще всего предусматривается законодателем в главах преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (93,9%), экологических преступлений (72,2%), преступлений против интересов службы в коммерческих или иных организациях (70%), реже всего - в главе преступлений против военной службы (6,7%) <2>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право России: Часть Общая / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

<2> См.: Лопашенко Н.А. Уголовное наказание в России: состояние и проблемы закона, практики и уголовной политики: Сборник статей второго международного форума "Преступность и уголовное право в эпоху глобализации". Пекин, 2010. С. 408.

 

В настоящее время наметилась тенденция к увеличению применения штрафа как основного вида наказания. Так, удельный вес осужденных к штрафу составил: в 2005 г. - 10,3%, в 2006 г. - 10,8 <1>, в 2007 г. - 12,8, в 2008 г. - 14,4 <2>, в 2009 г. - 14,7% <3>. Для сравнения: в 1999 г. штраф был назначен всего лишь 4,8% осужденных <4>. Назначение же штрафа в качестве дополнительного вида наказания в 2009 г. увеличилось на 25%: с 8 тыс. осужденных (около 1% от общего числа осужденных) в 2008 г. до 10 тыс. осужденных в 2009 г. (1%) <5>.

--------------------------------

<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

<2> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

<3> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.

<4> Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 2000. С. 160.

<5> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до 5 лет. Назначение штрафа с рассрочкой выплаты определенными частями должно быть мотивировано в приговоре суда с указанием конкретных сроков выплат частями и суммы (размер) выплат в пределах установленного судом срока рассрочки (ч. 3 ст. 46 УК, ст. 31 УИК). В отличие от указанного положения применение рассрочки и отсрочки выплаты штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 31 УИК и на основании ч. 2 ст. 398 УПК возможно на стадии исполнения приговора.

Осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. В случае если осужденный не уплачивает штраф в этот срок (а в случае рассрочки - пропускает срок очередного платежа), он признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством РФ (например, имущество осужденного может быть описано и реализовано, а суммы, полученные от его реализации, зачтены в счет уплаты штрафа). Штраф, назначенный в качестве основного наказания, в случае злостного уклонения от его уплаты может быть заменен иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные ст. ст. 204, 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса (ч. 5 ст. 46 УК).

 

§ 3. Лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью

 

В ст. 47 УК предусмотрены два вида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Регламентация этих видов наказания в одной статье определяется наличием значительного числа общих признаков. В отношении несовершеннолетних может быть применено только лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК).

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, т.е. конкретные должности государственных или муниципальных служащих <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью лицу, совершившему преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Например, запрещение заниматься педагогической, врачебной деятельностью, управлять транспортом и т.д. Применение этого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива со стороны лиц, преступления которых были связаны с их профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания они могут быть назначены в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК, а также если не предусмотрены, но назначаются в порядке ст. 64 или ст. 80 УК.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в дореволюционной России являлось одним из элементов поражения в правах. В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. поражение в правах носило сословный характер. Так, можно было лишиться права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а равно поступать на таковую; состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые; участвовать в выборах сословных собраний и быть избранным в земские, городские или общественные собрания; быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении; быть третейским судьей, присяжным поверенным (адвокатом) и др. <1>. Эти поражения в правах, служившие, как правило, дополнительными наказаниями, исполнялись в течение определенного срока после отбытия основного вида наказания. Для приговоренных к каторге или ссылке на поселение, отбыванию наказания в исправительном доме этот срок составлял 10 лет, а для приговоренных к тюрьме - 5 лет после освобождения из заключения. В Уголовном уложении 1903 г. предусматривалось только лишение прав состояния, однако применение одной лишь этой меры ставило приговоренного к ней по существу в тяжелое экономическое положение.

--------------------------------

<1> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть Общая. Т. 2. С. 150 - 152.

 

В УК 1922 г. лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью включались в перечень видов наказаний и считались разновидностями поражения отдельных прав осужденного (ст. 40 УК). Эти наказания были известны и Основным началам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. (ст. 13), а также Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст. 26). Основы уголовного законодательства, воспроизводя эти виды наказания, вместе с тем устанавливали, в каких случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом. Такого указания не содержалось в Основных началах уголовного законодательства 1924 г., которые определяли лишь максимальный срок этих наказаний. Отдельные указания об условиях их применения имелись в ст. 38 УК 1926 г.

В настоящее время, к сожалению, на протяжении ряда лет отмечается снижение назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основных видов наказания. В 2005 г. к данным наказаниям были осуждены 2,7 тыс. человек, в 2007 г. - 410 человек, в 2008 г. - 246 человек, а в 2009 г. - всего 250 человек. При этом увеличилось на 39% назначение судами лишения права как дополнительной меры в 2009 г.: с 5 тыс. осужденных в 2008 г. до 7 тыс. осужденных в 2009 г. <1>.

--------------------------------

<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

В качестве одной из причин низкой эффективности рассматриваемого наказания в литературе указывается отсутствие четкой регламентации их исполнения и действенной системы контроля за их отбыванием <1>.

--------------------------------

<1> Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А.И. Коробеева. Т. 1. СПб., 2008. С. 777.

 

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, данные виды наказаний устанавливаются на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК).

Повышение срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью было связано с установлением дополнительных мер по защите несовершеннолетних. По мысли законодателя, этот вид наказания предназначается для представителей тех профессий, чья работа связана с детьми, - воспитателей, врачей, педагогов, в случае совершения ими преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, повышенный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до 20 лет) также предусмотрен за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок данного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). В случае же назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

Кроме того, в литературе высказывалось мнение о необходимости увеличения срока лишения соответствующих прав со ссылкой на Модельный УК для стран СНГ, УК Испании, УК Польши и т.д. <1>. А некоторые исследователи предлагали предусмотреть в законодательстве возможность бессрочного назначения права занимать должности на государственной службе и службе в органах местного самоуправления за совершение тяжких или особо тяжких преступлений с использованием должности <2>.

--------------------------------

<1> См.: Милюков С.Ф. Российская система наказаний. СПб., 1998. С. 34 - 35.

<2> См.: Крылова Е.С. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания по законодательству России и зарубежных стран: Автореф. дис. ... к.ю.н. Саратов, 2002. С. 8.

 

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда они не предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида наказания в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий) в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя санкцией данной статьи оно предусмотрено в качестве основного вида наказания.

В отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует общее правило, в соответствии с которым осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве наказания и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица, либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления <1>. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данные наказания.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" // Российская газета. 2009. 11 нояб.

 

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен указывать не какую-либо конкретную должность (напр., главы органа местного самоуправления или начальника штаба воинской части), а категорию должностей, определенную конкретными признаками (напр., должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций). При этом суд должен четко указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 38 УИК представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность по ст. 315 "Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта" УК.

 

§ 4. Лишение специального, воинского или почетного звания,

классного чина и государственных наград

 

В ст. 48 УК фактически предусмотрено 5 видов наказания, связанных с психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц, имеющих специальное, воинское или почетное звание, классный чин или государственную награду.

Эти наказания могут применяться лишь в качестве дополнительного вида при осуждении за совершение тяжкого (ч. 4 ст. 15 УК) или особо тяжкого (ч. 5 ст. 15 УК) преступления с обязательным учетом данных о личности виновного. При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.

По своему содержанию эти наказания заключаются в аннулировании юридически закрепленных заслуг, поскольку факт осуждения лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом при этом личности осужденного дискредитирует указанные выше звания, классный чин, государственные награды.

Обращает на себя внимание незначительный удельный вес данного вида наказания в общем числе наказаний, назначаемых судом. Так, в 2008 г. к данной мере были приговорены лишь 246 человек, что составило 0,03% от общего числа осужденных <1>.

--------------------------------

<1> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

Заметим, что государство регулярно устанавливало право на лишение своих граждан учрежденных им наград <1>. Например, порядок лишения российских императорских медалей устанавливался в Своде учреждений государственных 1892 г. (кн. 8, гл. 5, отд. 7), по которому "в случае преступления медаль с изображением Его Императорского Величества снимается с пожалованного ею не иначе, как по суду уголовному, с Высочайшего соизволения, сообразно порядку, установленному в правилах о судопроизводстве уголовном" <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" // Российская газета. 2007. 24 янв.

<2> Цит. по: Кузнецов А.А. Энциклопедия русских наград. М., 2002. С. 513.

 

Возможность лишения государственных наград предусматривалась и советским законодательством. Так, Общим положением об орденах Союза ССР, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 апреля 1930 г., определялось, что "награжденные орденами Союза ССР лишаются этих орденов лишь специальным постановлением ЦИК Союза ССР или его Президиума на основании судебных приговоров за порочащие данного гражданина или данный коллектив поступки и за систематическое невыполнение обязанностей, возлагаемых на них статутом соответствующего ордена" <1>. Общее положение об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г., содержало отдельную гл. IX "Лишение государственных наград", в которой определялись основания для лишения государственных наград СССР: а) осуждение за тяжкое преступление; б) совершение лицом проступка, порочащего его как награжденного; в) лишение гражданства СССР. При этом лишение государственной награды при осуждении награжденного за тяжкое преступление осуществлялось по представлению суда на основании и в порядке, установленных законодательством, а за совершение лицом проступка, порочащего его как награжденного, - по представлению органа, обладающего правом внесения представлений о награждении <2>. Аналогичные нормы были включены в Положение о государственных наградах РСФСР <3>.

--------------------------------

<1> СЗ СССР. 1930. N 26. Ст. 287.

<2> Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. N 28. Ст. 479.

<3> Глава VII Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 января 1983 г. (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1983. N 5. Ст. 164).

 

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как виды уголовных наказаний не предусмотрены ни в одной статье Особенной части УК. Суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление самостоятельно решает вопрос о назначении этих дополнительных наказаний независимо от того, каким будет основное наказание.

Специальные звания присваиваются работникам государственной службы различных ведомств, например органов внутренних дел, дипломатической, таможенной, налоговой службы и др.

Воинские звания определяют служебно-правовое положение (статус) военнослужащего по отношению к другим военнослужащим. Воинские звания присваиваются в соответствии со служебным положением военнослужащего, военной или специальной подготовкой, выслугой лет, принадлежностью к виду вооруженных сил, роду войск (службы) и заслугам. Воинские звания устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

 

Почетные звания <1> устанавливаются в целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство, многолетний добросовестный труд в различных сферах деятельности, например в науке, литературе, искусстве.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 64.

 

Классный чин - это особое звание, присваиваемое гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, установленное Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ <1> "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Государственные награды - это ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, предусмотренные Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 1994. 10 марта.

 

В литературе высказывалось мнение о том, что невозможно лишить гражданина, удостоенного, например, медали "За спасение погибавших", поскольку, как бы ни сложилось в дальнейшем, та заслуга перед государством, за которую его наградили медалью (спасение людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и других обстоятельствах <1>), не исчезла. Эту заслугу невозможно аннулировать, изъять из биографии награжденного лица, из жизни лица спасенного, даже судебным решением <2>.

--------------------------------

<1> Положение о медали "За спасение погибавших", утв. Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 (в ред. Указа Президента РФ от 6 января 1999 г. N 19) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 10. Ст. 775; СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 269.

<2> См.: Винокуров В.А. Указ. соч. С. 142.

 

Учитывая личность подсудимого, суд вправе принять решение о применении как одного, так и нескольких указанных в ст. 48 УК правоограничений, например, при наличии у виновного и воинского звания, и государственных наград. При наличии нескольких званий, орденов и пр. суд вправе лишить их всех или части. В каждом таком случае решение суда должно быть тщательно мотивировано.

В соответствии со ст. 61 УИК суд, назначивший лишение осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой. Должностное лицо в установленном порядке вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград, а также принимает меры по лишению его прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих соответствующие звание, чин или награды. Копия приговора суда в отношении военнослужащего запаса направляется в военный комиссариат по месту воинского учета.

В течение одного месяца со дня получения копии приговора соответствующее должностное лицо обязано сообщить в суд, вынесший приговор, о его исполнении.

 

§ 5. Обязательные работы

 

Обязательные работы являются новым видом наказания, ранее неизвестным российскому уголовному законодательству. Несмотря на их наличие в системе наказаний (ст. 44 УК), обязательные работы в течение 8 лет после введения в действие УК 1996 г. не применялись. Они были введены в действие лишь на основании Федерального закона от 28 декабря 2004 г. N 177-ФЗ <1> с 10 января 2005 г.

--------------------------------

<1> Российская газета. 2004. 30 дек.

 

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 49 УК). Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями <1>. В 2005 г. во всех субъектах РФ органами местного самоуправления был определен и согласован с уголовно-исполнительными инспекциями перечень предприятий для отбывания обязательных работ. В основном это муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Виды работ определяются исходя из общественных потребностей конкретного населенного пункта, возраста и состояния здоровья осужденного.

--------------------------------

<1> Об исполнении наказания в виде обязательных работ см. Приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. N 142 "Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества".

 

Обязательные работы превалируют в главах об экологических преступлениях (63,9%), о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (54,5%), против семьи и несовершеннолетних (46,2%); не применяются в главах о транспортных преступлениях, преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества <1>.

--------------------------------

<1> См.: Лопашенко Н.А. Уголовное наказание в России: состояние и проблемы закона, практики и уголовной политики: Сборник статей второго международного форума "Преступность и уголовное право в эпоху глобализации". Пекин, 2010. С. 408.

 

Обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 480 часов и отбываются не свыше 4 часов в день. В основном работа заключается в уборке скверов и улиц, покраске и ремонте объектов ЖКХ, мойке окон, выносе мусора и выполнении других неквалифицированных операций.

Заметим, что в УИК установлен несколько иной порядок выполнения обязательных работ: осужденный должен работать не более 2 часов в будние дни и только с его согласия - 4 часа, в выходные дни - не более 4 часов (ст. 27).

Обязательные работы применяются только в качестве основного вида наказания за преступления небольшой (напр., ст. ст. 115, 116, 118, ч. 1 ст. 119 УК) или средней (напр., ст. 136) тяжести.

В связи с тем что данное наказание связано с занятием трудовой деятельностью, оно не назначается лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 УК в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за 8 часов обязательных работ.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК). При этом злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который в случае необходимости продлевается судом до 30 суток. В отношении злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ уголовно-исполнительные инспекции направляют в суды представления о замене данного вида наказания лишением свободы или принудительными работами.

В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества осужденных к обязательным работам. На 1 января 2006 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 10 тыс. осужденных к обязательным работам, из них каждый десятый - несовершеннолетний, а на 1 января 2009 г. - уже 15739 человек <1>. В 2009 г. к обязательным работам было приговорено уже 66480 человек - 7,4% от общего числа осужденных <2>. В 2010 г. рассматриваемая тенденция сохранилась, и число лиц, осужденных к обязательным работам, составило 79874 человека, что позволяет сделать вывод о высокой востребованности и отчасти признании судьями эффективности данного вида уголовного наказания.

--------------------------------

<1> Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Текст документа размещен на официальном сайте Федеральной службы исполнения наказаний http://www.fsin.su.

<2> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.

 

§ 6. Исправительные работы

 

По своему содержанию исправительные работы представляют собой принудительное привлечение к труду на определенный срок осужденного, имеющего основное место работы, а равно не имеющего его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы с удержанием определенной приговором суда части заработка в доход государства. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ст. 50 УК) <1>.

--------------------------------

<1> В дореволюционной России широко практиковалось применение принудительных (каторжных) работ без изоляции осужденного от общества. Такие работы обычно осуществлялись приговоренными к ссылке. В литературе того периода обсуждался вопрос о дополнении системы имущественных наказаний отдачей в заработки в качестве замены денежной пени (штрафа) в случае несостоятельности лица. Однако сколько-нибудь широкого развития эта мера не получила, так как ее практическое осуществление представляло значительные трудности.

Исправительные работы как самостоятельный вид наказания появились в уголовном законодательстве с первых дней существования Советской власти. Первоначально в законе предусматривалось два вида наказания - ссылка, соединенная с принудительными работами, и исправительно-трудовые работы, отбываемые по месту жительства осужденного.

В процессе совершенствования этого вида наказания он стал подразделяться на исправительные работы, отбываемые по месту работы осужденного, и исправительные работы, отбываемые в местах, определяемых органами, ведающими исполнением приговора, но обязательно в районе места жительства осужденного (ст. 27 УК 1960 г.).

 

Наметился рост назначения данного вида наказания судами: в 2009 г. исправительные работы были назначены 5,2% <1> осужденных, в 2008 г. - 5,4% осужденных, в то время как в 2007 г. - 4,7% <2>, в 2006 г. - 2,9%, в 2005 г. - 1,5% <3>.

--------------------------------

<1> Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru.

<2> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

<3> Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 г. Текст документа размещен на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ www.cdep.ru/statistics.asp.

 

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. Из заработной платы осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

При назначении наказания по совокупности преступлений, за каждое из которых назначены исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний сложению подлежат только сроки исправительных работ, но не проценты удержаний из заработной платы. При назначении наказания в виде исправительных работ по нескольким приговорам суд, назначив за последнее преступление данное наказание с удержанием из заработной платы определенного процента в доход государства, полностью или частично присоединяет к назначенному по последнему приговору наказанию неотбытый срок исправительных работ по предыдущему приговору, оставляя для присоединяемого срока прежний размер удержаний <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 "О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания" (Российская газета. 2009. 11 нояб.).

 

Исправительные работы относятся к подсистеме наказаний, ограничивающих трудовые и связанные с ними иные экономические права. По самостоятельности назначения они относятся к основным, по срочности - к срочным видам наказания.

Исправительные работы могут применяться лишь в случаях, предусмотренных санкцией статьи Особенной части УК. Кроме того, исправительные работы могут быть определены осужденному в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК), и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК).

Поскольку исправительные работы предполагают привлечение осужденного, как правило, к физическому труду, суд должен выяснять трудоспособность такого лица, место его постоянного жительства и другие обстоятельства, свидетельствующие о возможности исполнения данного наказания.

Исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ч. 5 ст. 50 УК).

В случае заболевания осужденного тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, он может быть освобожден от отбывания наказания на основании ч. 2 ст. 81 УК. В случае признания его инвалидом I группы он подлежит освобождению от указанного наказания в силу ч. 5 ст. 50 УК. Женщина, осужденная к исправительным работам, в случае наступления беременности вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания со дня предоставления ей отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 82 УК, ч. 5 ст. 42 УИК, п. 17 ст. 397 УПК).

Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в нее соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления). УИК накладывает определенные ограничения на трудовую деятельность осужденного. В период отбывания исправительных работ осужденный не может уволиться по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции, не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ являются: а) неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции; б) неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин; в) прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (ч. 1 ст. 46 УИК).

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из вышеперечисленных нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно (ч. 3 ст. 46 УИК).

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ или 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ.

Необходимо рассмотреть различия таких видов наказания, как штраф и исправительные работы. Штраф является в основном единовременным взысканием (за исключением случаев рассрочки платежа), а исправительные работы являются протяженными во времени. В этом заключается первое отличие штрафа от исправительных работ. Во-вторых, исправительные работы накладывают на осужденного определенные ограничения в трудовых отношениях, а штраф - нет. В-третьих, в случае уклонения от исправительных работ они могут быть заменены лишением свободы, а штраф - нет. В-четвертых, исправительные работы назначаются только как основной вид наказания, а штраф может быть как основным, так и дополнительным видом наказания. Кроме того, исправительные работы не могут назначаться нетрудоспособным лицам в отличие от штрафа.

 

§ 7. Ограничение по военной службе

 

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет за совершение преступлений против военной службы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Кроме того, данное наказание может быть назначено тем же лицам вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Из денежного довольствия осужденного к данному наказанию производятся удержания в доход государства в размере, предусмотренном приговором суда, но не более 20%. При этом минимальный размер удержаний УК не определен. Кроме материальных правоограничений осужденный во время отбывания этого наказания не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе назначается только в качестве основного наказания.

В соответствии со ст. 144 УИК установленный приговором суда размер удержаний исчисляется от должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то он по решению командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и путем перевода в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145 УИК).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...