Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Надзор за местными органами
Определенные надзорные функции выполняют и другие центральные ведомства, прежде всего – министерство финансов, которое следит за расходованием денег и выполнением бюджета. В федеративных государствах надзором подобного рода занимаются административные органы субъектов федерации. Такие органы есть в структуре исполнительной власти отдельных штатов США. В ФРГ такими делами занимается правительство земель. Центральная власть всегда имеет рычаги и формы влияния на муниципальные органы. Во-первых, есть прямое регулирование деятельности этих органов путем принятия законов и подзаконных актов. Во-вторых, существует контроль за работой этих муниципальных органов. В-третьих, использование финансовой зависимости муниципалитетов от центральной власти, поскольку все они получают определенные субсидии. В ряде случаев акты органов местного самоуправления могут вступать в силу после утверждения, одобрения или предварительного решения правительственных органов. В Англии, например, министры утверждают акты муниципалитетов, которые содержат общеобязательные нормы или акты о местных налогах, о получении займов, сделки с муниципальным имуществом и т.д. То есть, самые важные моменты, требующие денежных расходов, утверждаются центральной властью. Во Франции утверждению подлежат решения муниципалитетов по вопросам бюджета, получении займов и о распоряжении муниципальным имуществом. В Японии утверждению подлежат решения в области налогов и т.д. Утверждают такие решения министры или руководители ведомств, которые надзирают за деятельностью местных органов. Правительство также имеет право давать рекомендательные советы, которые на практике являются фактически обязательными. Зависимость местных органов от правительства обеспечивается системой денежных субсидий и дотаций, поскольку в ряде стран субсидии и дотации составляют от 1/3 до половины от всех муниципальных доходов. В США, например, дотация составляет примерно 1/4 от муниципальных доходов, а в Англии обычно сумма дотации больше, чем сумма поступлений от всех налогов. В случае конфликта или неподчинения местных органов центральной власти, центральная власть может применять санкции. В ряде случаев имеется право роспуска местного органа самоуправления – муниципалитета. Иногда – принудительная отставка служащих или муниципальных советников. Иногда применяется такая мера, как передача полномочий непослушного муниципалитета правительственному представителю (чиновнику), может быть отстранение мэра или других служащих от должности, может быть наложение взыскания, отмена актов муниципальных органов. Самая страшная и реальная мера – отмена субсидий. То есть существует денежная узда, которой местные органы придерживают в подчинении. Возможность роспуска местных органов предусмотрена в законодательстве Франции, Италии и Японии. Судебный надзор Кроме административного надзора может быть и судебный. Например, в Англии центральная власть может обращаться в суд, если недовольна действиями местных органов. Судьи разных уровней могут рассматривать претензии власти или в некоторых случаях частных лиц к местным органам. Такие дела принимают к рассмотрению суды графств и более вышестоящие суды. Самый жесткий надзор за органами местного самоуправления в тех странах, где в составе муниципальных органов есть (или при них, или параллельно с ними) правительственные агенты или чиновники – префекты или губернаторы. Во Франции, например, префекты могут отстранять избранных мэров от должности сроком на 1 месяц. Префект ведает департаментом полиции. Он контролирует эту местную муниципальную полицию и т.д., т.е. это очень важное властное лицо, которое контролирует местные власти. В Италии акты, принимаемые областными советами, публикуются только после визы правительственного комиссара. Должность правительственного комиссара предусмотрена конституцией. Местные исполнительные органы
До настоящего параграфа мы, в основном, акцентировали наше внимание на органах коллегиальных, представительных, поскольку под самоуправлением понимается именно эта группа органов – совет, ассамблея. Но основную повседневную работу выполняют исполнительные органы, которые ежедневно и ежечасно управляют местными делами. Как образуются исполнительные органы Называют три основные разновидности образования местных исполнительных органов. 1. Система, при которой избранное гражданами представительное собрание (муниципальное собрание) само избирает должностных лиц, которые образуют исполнительный орган. Это, например, система выборов мэра во Франции. Мэр – единоличный исполнительный орган в виде одного избранного служащего. Может быть избран коллегиальный орган как магистрат в ряде земель ФРГ. Деятельность таких исполнительных органов в разных странах различна. Например, в Великобритании советы городов избирают мэров (в крупных городах они называются Лорд-мэры). Советы графств выбирают председателей на 1 год. Эти мэры большого значения не имеют. Большую роль в руководстве играют специальные комитеты, в работе которых главную роль играют назначаемые постоянные клерки. 2. Суть этой системы – раздельное избрание муниципального собрания и исполнительного органа. Наиболее характерно это для Японии, где губернаторы префектур, мэры городов и старосты деревень избираются населением. В той или иной степени, этот вариант применяется в некоторых штатах США и в некоторых землях ФРГ. В данном случае, можно привести аналогию с президентской республикой, где президент получает власть от народа (он – сильный президент). Так и здесь. При избираемом мэре или бургомистре падает роль представительного коллегиального органа. В Японии, к примеру, по инициативе губернатора, мэра или старости может быть проведен досрочный роспуск соответствующего представительного органа. 3. Это неизбираемые органы. Они бывают двух видов: а) функцию исполнительного органа выполняет представитель центральной власти. Таким примером является положение префектов и субпрефектов во Франции. Префект во французском департаменте – очень важная фигура, фактически возглавляющая исполнительную власть в административной единице. Такой префект практически независим от избираемого органа. Он возглавляет все административные службы. Такая система, кроме Франции, встречается также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. б) Функции исполнительного органа могут быть возложены на специального приглашаемого управленца – менеджера. Такая система распространена в США, мы уже о ней упоминали, она называется совет-управляющий. Очень важные вопросы там ставятся на местный референдум, особенно в таких случаях, когда местные власти опасаются принимать решение без опоры на населением.
РАЗДЕЛ III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Глава 11. Политический процесс Сущность и основные характеристики политического процесса |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 257. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |