Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»
1. «Мы и наша культура» для 1 класса. 2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса. 3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса. 4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса. Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства» 5. «Церковнославянский язык» для 5 класса. 6. «Основы православной культуры» для 6 класса. 7. «Раннее христианство» для 7 класса. 8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса. 9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса. Часть III (средняя школа). «Религии мира» 10. «Древние религии» для 10 класса. 11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса. Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).
Условия реализации программы и основные методические рекомендации
Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; — используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть школьник по окончании курса
По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.
Оценка результатов изучения курса
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года. Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как: — не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы); — усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов); — овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»; — овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5». В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература для учащихся и учителей Основная учебная и методическая литература по разделам программы Для учащихся и учителей
1. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мы и наша культура.Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. 2. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мы и наша культура.1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.
3. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России. 4. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России. 5. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
6. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007. 7. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007. 8. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2008. 9. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.
10. Бородина А. В.Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России. 11. Бородина А. В.Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.
12. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.Учебное пособие для 5 класса. – Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007. 13. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008. 14. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.5 класс.Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.
15. Бородина А. В.История религиозной культуры:Основы православной культуры. 6 раздел.Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ. 16. Бородина А. В.История религиозной культуры: Основы православной культуры.Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.
17. Бородина А. В.Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел.Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.
Справочная литература
18. Бородина А. В.Основы православной культуры: Словарь-справочник.– М.: ОПК, 2008.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |