Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»




1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

5. «Церковнославянский язык» для 5 класса.

6. «Основы православной культуры» для 6 класса.

7. «Раннее христианство» для 7 класса.

8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.

9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

10. «Древние религии» для 10 класса.

11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).

 

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

 

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•   приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•   единства образовательного и воспитательного процессов;

•   рефлексивного обучения;

•   принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

 

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

 

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

 

Оценка результатов изучения курса

 

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Основная литература для учащихся и учителей

Основная учебная и методическая литература по разделам программы

Для учащихся и учителей

 

1. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мы и наша культура.Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мы и наша культура.1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. М.: ОПК, 2005, 2007.

 

3. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.Учебное пособие для 2 класса . – Изд. 2-е, 3-е, испр., М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

4. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. М., 2004; 2-е, 3-е. М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

5. Бородина А. В.Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас.2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

 

6. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Учебное пособие для 3 класса . – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

7. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2007.

8. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия.Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. М.: ОПК, 2008.

9. Бородина А. В.Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.

 

10. Бородина А. В.Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

11. Бородина А. В.Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России.Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

 

12. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.Учебное пособие для 5 класса. Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.

13. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.

14. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык.5 класс.Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.

 

15. Бородина А. В.История религиозной культуры:Основы православной культуры. 6 раздел.Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

16. Бородина А. В.История религиозной культуры: Основы православной культуры.Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

 

17. Бородина А. В.Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел.Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.

 

Справочная литература

 

18. Бородина А. В.Основы православной культуры: Словарь-справочник.– М.: ОПК, 2008.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...