Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Демонстрационные пособия для работы в классе




 

6. Бородина А. В.История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

 

1. Бородина А. В.Великий Новгород: Особенности храмового зодчества.— М.: ОПК, 2007.

2. Бородина А. В.Византинизм и русский национальный стиль.— М.: ОПК, 2006.

3. Бородина А. В.История образования на основе традиций отечественной культуры.– Изд. 1-е, 2-е, — М.: ОПК, 2006, 2007.

4. Бородина А. В.Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля.(Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). — М.: Чистые пруды, 2006.

5. Бородина А. В.Иконостас. — М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.

6. Бородина А. В.Княжеская архитектура.//Искусство. — 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.

7. Бородина А. В.Материалы к уроку. //Искусство. — № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.

8. Бородина А. В.Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона.– Изд. 1-е, 2-е, испр. — М.: ОПК, 2006, 2007.

9. Бородина А. В.Славянско-языческие традиции и эстетика православия в русской культуре.// Искусство. – 2006. – № 5 (341). – С. 6–7.

10. Бородина А. В.Храмы Московского Кремля.— М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.

11. Бородина А. В. Церковь Покрова на Нерли.— М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.

12. Василиадис Н. Библия и археология.— Афины–М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

13. Гумилёв Л. Н. От Руси до России. — М.: Астрель, Транзиткнига, 2005.

14. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. – М.: АРТ-БМБ, 2002.

15. Иллюстрированная история религий: В 2 т. / Под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.

16. Карташёв А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994.

17. Карташёв А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. — М., 1993.

18. Колпакова Г.С. Искусство Византии.— СПБ.: Азбука-классика, 2005.

19. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: домонгольский период.— СПБ.: Азбука-классика, 2007.

20. Перевезенцев С. В. Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. — М., 1999.

21. Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. – М., 2004.

22. Православие для всех./ Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). — Кострома, 2000.

23. Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу.– М.: Изобразительное искусство, 1994.

24. Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский. Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство. — М., 1991.

25. Тальберг Н. История христианской церкви. — М.,1991.

26. Толковая Библия. — Стокгольм, 1988.

27. Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т. / Ред. кол.: С. С. Аверинцев и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.

28. Щапов Я. Н., Осипов А. И., Корнев В. И. и др. Религии мира. — М.: Просвещение, 1994.

29. Яковлев А. И. Лекции по истории Христианской Церкви. — М.: Восточный университет, 2004.

 

9 класс

РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» — 34 часа

 

Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В XV–XVI вв.» — 2 ч.

Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.

Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола.

Идеи гуманизма в западной культуре.

 

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.

«95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483–1543). Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера.

Официальная протестация глав и представителей свободных городов против сейма в 1529 году в г. Шпейере.

Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере».

Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

 

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня — по всему миру.

Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.

Высочайшая степень адаптации протестантских деноминаций к местным условиям за счет высокой степени рассеяния. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне по принципу общей цели.

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков.

Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения.

Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции:

1) единственный источник вероучения — Священное Писание, отрицание авторитета Священного Предания;

2) достижение спасения не делами, а только верой в Бога;

3) признание только двух таинств: Крещения и Причащения;

4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви; удаление икон, статуй, мощей, алтаря;

5) отрицание необходимости безбрачия; признание монашества бесполезным;

6) отрицание единой иерархической структуры церкви и верховной власти римского папы.

 

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ: ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 5 ч.

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеран­ские церкви.

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века.

Англиканская церковь.

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

Церковь учеников Христа. Церковь Святости.

Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с XVII века. Возникновение новых протестантских церквей, общин и сект. Мормоны и пятидесятники.

Религиозно-нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация.

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии.

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм.

Современное обновленчество — протестантизм восточного обряда. Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие современного обновленчества.

Тоталитарные секты.

 

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 3 ч.

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.

Искусство протестантского Запада.

 

Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —

5 ч.

Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско-католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви в результате Реформации.

Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

Возникновение ордена иезуитов.

Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация.

Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский мирный договор 1648 г., принцип «чье правление, того и религия».

Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви.

Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

 

Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» — 3 ч.

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период качественных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь церкви элементов местных культур и обычаев.

Напряжение между латинским центром и многоязычной неевропейской периферией, между универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения. Ватиканский собор 1962–1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско-католической церкви папой Павлом VI (1963–1978).

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.

Особенности латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства.

Униатские церкви различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского.

 

Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 3 ч.

Географическое положение и культурно-политические условия России Х века. Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента III о соединении церквей в 1091 г. Получение русским митрополитом мощей святых.

Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.

Католическая пропаганда на юго-западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214–1219).

Переговоры с римским папой во время монголо-татарского ига. Назначение католического епископа в Киеве в 1320 г.

Борьба северной Руси за верность православию.

Отношения Русской Церкви с Латинской после Флорентийской унии 1439 г. при Иване III, Василии III, Иване Грозном.

Попытки ввести католичество в России в Смутное время.

В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство храмов.

Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского государства за организацией латинских и униатских церквей.

Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России.

 

Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 5 ч.

Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.

Реформы патриарха Никона.

Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе 1971 г.

Синодальный период Русской Православной Церкви.

Восстановление патриаршества на Поместном соборе в августе 1917 — сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Волна «показательных процессов» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

Обновленческое движение. «Декларация митрополита Сергия» (Страгородского).

Православная Церковь в эмиграции.

Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.

Укорененность православия в культурной жизни России.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАЗДЕЛА 9 ПРОГРАММЫ

 

ОСНОВНЫЕ ПОСОБИЯ

 

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

1.Бородина А. В.История религиозной культуры и Основы православной культуры:Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

2. Бородина А. В.Основы православной культуры: Организация курса.– Изд. 1-е, 2-е, испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

 


Справочная литература

1. Азбука христианства: словарь-справочник. / Сост. Удовенко А. — М.: Наука, 1997.

2. Бородина А. В.Основы православной культуры: Словарь-справочник.– М.: ОПК, 2008.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...