Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Это выражение положительной оценки поступков, действий, качеств личности или коллектива.




Цель использования поощрений – подтверждение правильности сделанного, закрепление положительного.

Их действие основано на положительных эмоциях; они вселяют уверенность, повышают ответственность.

Виды (формы) поощрений: одобрение, похвала, устная и письменная благодарность, награждение грамотами, призами, подарками, премирование, поручение почетных обязанностей и др.

Одобрение – простейший вид поощрения – может выражаться словом, жестом, мимикой.

Поощрения более высокого уровня – благодарность, награждение грамотами и т.д. – вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, говорят о достижении нового уровня в воспитании, поэтому надо награждать торжественно.

Франсуа де Ларошфуко (1613 – 1680), французский писатель-моралист, отметил: «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в добродетельных намерениях».

Поощрение может быть индивидуальным, групповым и коллективным.

Надо поощрять не только результат, но и мотив, способ действия, приучать детей ценить сам факт поощрения, а не его материальную сторону.

Поощрение всегда имеет побочные действия: обращая внимание на личность, вызывает ее завышенную самооценку, поэтому надо соблюдать требования по их применению.

Требования по использованию поощрений.

1. Поощрение должно соответствовать достижениям, заслугам, быть соразмерным (кому, за что и сколько).

2. Поощрение должно согласовываться с коллективом, поддерживаться им, быть гласным.

3. Надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (младшие школьники и не уверенные в себе должны поощряться чаще).

Наказание.

Многие выдающие педагоги-гуманисты (И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский) считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.

В. Даль в своем толковом словаре объясняет «наказывать» как «дать наказ».

В этом прослеживается педагогический механизм наказания: указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее и исправить.

    Наказание как метод стимулирования – это выражение отрицательной оценки поступков, действий личности, ее отдельных качеств, форма предупреждения неправильных действий.

    Цель использования наказаний – осознание ошибочности поведения, торможение и предупреждение неправильных действий, нежелательных качеств.

    Действие наказаний основано на отрицательных эмоциях, они должны вызывать чувство вины перед собой и другими, стыда, а также стремление осознать свои недостатки, преодолеть вредные привычки.

       Использование наказаний требует от педагога прежде всего анализа причин проступка и продуманности мер наказания.

Группы мер наказания.

1. Меры морального осуждения: замечание, порицание, выговор.

2. Меры, связанные с лишением или ограничением определенных прав.

3. Меры наказания по логике «естественных последствий»: насорил – убери.

4. Меры «ограждения»: встать и т.д.

Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку в наказании педагогу исправить труднее всего.

Существует множество рекомендаций по правильному использованию наказаний, выделяют разнообразные условия эффективности их применения.

1. Наказание должно быть строго индивидуальным, справедливым, соразмерным.

2. При использовании наказаний надо соблюдать педагогический такт, нельзя унижать и оскорблять детей.

3. Если наказание применено правильно, то провинившийся принимает его и исправляется, конфликт устраняется.

4. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывать.

5. Нельзя наказывать по подозрению.

Джон Локк (1632 – 1704), английский философ-материалист и педагог, считал, что чем дети моложе, тем тверже и строже нужно с ними обращаться; когда же они привыкнут к послушанию, строгость можно заменить любовью. Как вы относитесь к этому утверждению?

Соревнование –

это метод, при котором потребность школьников в соперничестве направляется на воспитание определенных качеств.

Чтобы соревнование было эффективным, надо:

1. определить цели и задачи;

2. разработать условия проведения и подведения итогов, критерии оценок;

3. использовать яркую атрибутику: эмблемы, звания и титулы, призы, знаки почета.

Соревнование в учебной деятельности требует особой методики. Здесь нужна система соревнований-конкурсов: на лучшего математика, знатока словесности, мастера по бумаге и т.п. Каждый ученик должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

 

Методы самовоспитания.

Цель – формирование собственных взглядов, убеждений, собственного опыта нравственного поведения.

Главное средство – практическая деятельность.

Систему методов самовоспитания целесообразно рассматривать в логике его протекания, начиная от возникновения потребности в нем и кончая достижением результатов.

Самопознание.

Самонаблюдение – начало самопознания – целенаправленное познание самого себя. Это могут быть воспоминания о прожитом дне (что в нем было правильного и хорошего, а что неверного и неприятного), осмысливание своего поведения.

Самоанализ – выявление собственных положительных и отрицательных качеств, черт характера «Что я за человек?» Методический прием – сравнение себя с самим собой в прошлом, а также сравнение с уважаемым человеком, идеалом.

Самооценка – констатация своего уровня развития, культуры поведения – может быть устойчивой или неустойчивой, адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной.

Организация деятельности.

Самопрограммирование – построение плана самовоспитания.

Самоинструкция – заранее планируемые, предусматриваемые действия в определенных ситуациях (как бы репетиция).

Самоубеждение – сознательная установка на определенную деятельность. Его разновидности – самооправдание, самоутешение.

Самопринуждение   и самоприказ – требование к самому себе

в категорической форме, преодоление нежелания, т.е. предпочтение «надо» перед «хочу».

Для результативного самовоспитания необходима целеустремленность и развитая воля. Важным стимулом самовоспитания является самоконтроль.

Самоконтроль – оценка происходящего (событий, действий, мыслей, слов) – может быть произвольным или непроизвольным.

Самонапоминание – частный случай самоконтроля.

Самоотчет – фиксация достижения результатов или их отсутствия.

Самопреодолевание, самопересиливание – применение усилий воли для совершения действия или отказа от него, это победа над собой.

Самообладание – способность сдерживать себя от нежелательных слов или действий, это признак самодисциплины.

Самовнушение – особый способ воздействия личности на саму себя – способ регуляции психических состояний посредством многократного повторения слов или словесных формулировок, утверждающих желаемое состояние. Они должны произноситься от своего имени в форме положительного категорического утверждения: «Я спокойна», «Я уверена в себе».

Самовоспитание – длительный и сложный процесс, который происходит во взаимодействии с другими людьми.

В.А. Сухомлинский считал, что первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек начинает думать о самом себе, оценивая свои достоинства и недостатки.

Задача педагога – пробудить у воспитанника стремление к самовоспитанию, который всегда хочет стать лучше.

Вывод. Между различными методами воспитания существует взаимосвязь и взаимопроникновение. С помощью каждого метода решаются определенные конкретные задачи, но косвенно решаются и другие педагогические задачи.

Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания, надо знать их сильные и слабые стороны. При выборе методов воспитания надо:

1. определить конкретные цели и задачи, которые надо достичь;

2. иметь в виду возраст воспитанников, их индивидуально-психологические особенности, уровень развития коллектива.

«Самая прекрасная, самая тонкая методика действенная лишь тогда, когда есть живая индивидуальность педагога, когда в общее он вносит что-то свое, глубоко продуманное…Наилучшим, наиболее эффективным будет тот метод, в который вы вдохнете свой ум, свою живую мысль».

В.А. Сухомлинский. Письмо завтрашнему учителю. 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...