Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы организации деятельности.




Тема 12. Методы воспитания.

План.

1. Методы формирования сознания.

2. Методы организации деятельности.

3. Педагогическое требование как метод воспитания.

4. Методы стимулирования.

5. Методы самовоспитания.

 

Метод воспитания – это способ взаимодействия педагога и детей (личности или коллектива) для достижения целей воспитания.

Методический прием – сторона, часть, деталь метода.

Средство воспитания – то, что используется для достижения целей воспитания.

Условно все методы воспитания делятся на 4 группы:

1. методы формирования сознания: рассказ, пример, беседа, диспут, разъяснение и др.;

2. методы организации деятельности: упражнение, приучение, поручение, игра и другие виды деятельности, а также требование;

3. методы стимулирования: поощрения, наказание и др.;

4. методы самовоспитания: самоанализ, самооценка, личное обязательство, самоконтроль и др.

Методы формирования сознания и организации деятельности считаются основными, так как они воспитывают определенные качества личности; методы стимулирования и самовоспитания лишь усиливают действие основных методов, поэтому считаются дополнительными.

 

Методы формирования сознания.

Методы формирования сознания (убеждения) дают знания, формируют их понимание.

Средства формирования сознания: слово, предметы духовной и материальной культуры (книги, предметы искусства и т.д.).

Методы формирования сознания используются в целях:

- сообщения новых знаний,

- обобщения детьми собственного поведения, поступков, для их оценки и оценки поведения других детей.

Рассказ  -

это описательное изложение конкретных фактов и событий из области общественно-политической жизни, науки и техники, нравственных понятий, эстетических взглядов и т.д.

Эффективность использования рассказа зависит:

- от выбора темы;

- от включения в содержание интересных фактов, занимательного материала;

- от оптимального сочетания слова с другими средствами воспитания, в том числе с наглядностью;

- от использования методических приемов: опора на личный опыт детей, связь с жизнью и интересами учащихся, постановка вопросов проблемного характера и др.;

- от правильности, эмоциональности, образности речи.

Пример

разновидность рассказа, описание жизнедеятельности, поступков яркой личности.

Его использование основано на врожденном стремлении одного человека подражать другому. Психологическая основа примера – подражательность.

В младшем школьном возрасте дети подражают окружающим, в том числе учителю, в подростковом – выбранным идеалам, кумирам. Выбор примера для подражания играет большую роль в самовоспитании.

Древнеримский философ Луций Анней Сенека (начало н. эры) отмечал: долог путь наставлений, короток путь примера.

Задача педагога – помочь найти каждому свой идеал, пример для подражания, тактично убеждать изменить его, если пример отрицательный.

Беседа

вопросно-ответная форма формирования сознания.

                     Виды бесед по тематике:

- познавательные - расширяют кругозор детей, формируют познавательные интересы, побуждают к самообразованию;

- этические – о нравственности, о нормах поведения;

- на темы культуры и искусства,

- на темы здоровьесбережения,

- на темы физкультуры и спорта и др.

Беседы по степени охвата учащихся могут быть фронтальные (коллективные), групповые и индивидуальные.

Беседы по времени проведения могут быть запланированные, оперативные (проводятся сразу после какого-либо события) и отсроченные (проводятся через некоторое время после события).

Диспут (дискуссия)-

это обсуждение острых проблемных вопросов при наличии противоположных точек зрения.

Как метод убеждения, формирования суждений, оценок используется, как правило, в работе со старшеклассниками.

Борьба мнений дает возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать в их правоте других.

Диспут очень труден для проведения, так как педагогу необходимо

- выбрать проблемную и интересующую учащихся тему,

- правильно сформулировать вопросы для обсуждения,

- в ходе диспута создать обстановку откровенности,

- учить культуре диалога.

К методам формирования сознания относятся также разъяснение и увещевание.                             

Разъяснение

метод словесного воздействия, опирающийся на внушение, которое, проникая в психику, создает установки и мотивы деятельности - поступать нужно так.

Это наиболее простой метод формирования сознания, используется для раскрытия содержания нравственных норм, для оценки поступков и т.д.

Увещевание

сочетает просьбу с разъяснением и внушением, проектирует

в личности положительное, вселяет веру в возможность достигнуть высоких результатов.

Увещевание иногда возбуждает чувство стыда, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог должен не только вызывать эти чувства, но и указывать пути исправления.

Разъяснение и увещевание при неквалифицированном применении могут принять форму нотации, которая никогда не достигает цели, а наоборот, вызывает противодействие, желание поступить вопреки словам педагога.

Нотации не могут сформировать сознание.

Условия эффективности методов формирования сознания:

1. сочетание убеждения с практической деятельностью;

2. опора на интересы учащихся, их жизненный опыт;

3. конкретность и доступность изложения;

4. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Общие требования к педагогу, использующему методы формирования сознания: владение культурной речью, педагогической техникой (голосом, мимикой, пантомимикой и т.д.), коммуникативными умениями.

 

Методы организации деятельности.

Личность формируется в деятельности, поэтому главная задача педагога – правильно организовать ее различные виды.

Традиционно методы организации деятельности используют в умственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Необходимо чаще применять эти методы в нравственном воспитании. Например, для воспитания культуры поведения обычно используют методы формирования сознания (рассказ, беседу и т.д.), хотя оптимальным является сочетание этих методов с упражнением в правильном поведении в классе, на перемене, на улице, в общественных местах, в транспорте и т.д.

Методы организации деятельности (формирования общественного поведения) формируют умения, навыки и привычки правильного поведения.

Средства зависят от вида деятельности.

К.Д.Ушинский подчеркивал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей.

Упражнение.

А.С.Макаренко считал, что воспитание – это упражнение в правильном поступке.

Упражнение – повторение определенных действий.

Воспитательное упражнение – многократное повторение действий с целью формирования качеств личности.

В результате использования упражнений должны сформироваться устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки освобождают разум и волю для новой работы.

А.С. Макаренко считал: «Надо стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке…Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении… Целеустремленность, волю, мужество нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе».

Приучение

интенсивно выполняемое упражнение с долей принуждения, когда надо быстро сформировать нужное качество.

Приучение дает большой педагогический эффект, если начинается в раннем детстве и проходит в игровой форме.

Приучение требует постоянного контроля, который должен быть благожелательным, заинтересованным, сочетаться с самоконтролем, в то же время строгим и неослабным.

Поручение

практические задания, которые расширяют опыт детей в определенном виде деятельности.

Поручения могут быть постоянными или разовыми. Длительность выполнения постоянного поручения (от недели в начале 1 класса до четверти или полугодия в 4 классе) зависит от возраста детей, от характера выполняемого задания.

Поручения должны учитывать интересы и способности детей, в то же время развивать недостающие качества.

Желательно, чтобы поручение давалось коллективом класса и за его выполнение отчитываться перед ним.

Надо учить детей выполнять поручения. Надо идти от дела к поручению.

                                 Условия повышения

воспитательной эффективности деятельности школьников.

1. Уяснение цели предстоящей деятельности, постановка увлекательных перспектив.

2. Общественно полезная направленность и результативность деятельности.

3. Коллективный характер деятельности.

4. Посильность и доступность практической деятельности.

5. Планирование деятельности учащихся.

6. Педагогическое руководство и контроль.

 

12.3.  Педагогическое требование

 

это метод воспитания, который вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность, проявление определенных качеств.

А.С. Макаренко теоретически обобщил практику использования этого метода в принципе воспитания: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.

Требование – форма проявления личного отношения педагога к коллективу и личности. Кроме педагога требования может предъявлять актив, отдельные личности.

Требования предъявляются к коллективу, к группе учащихся,

к отдельным детям.

Формы предъявления требований могут быть прямыми и косвенными.

                                 Прямыетребования.

Педагог сам обращается к воспитанникам, добивается определенных действий. Это четкое конкретное указание, приказание, инструкция, выраженное решительно, настойчиво: делай так.

Оно используется на первых уроках, при организации нового вида деятельности, на первом этапе работы с коллективом.

А.С. Макаренко считал, что без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, «кто думает начинать с колеблющихся, подлизывающихся уговариваний, тот делает ошибку».

Правила предъявления прямых требований.

1. Требование должно быть позитивным, т.е. вызывать определенный поступок, а не запрещать.

2. Требование должно быть инструктивным, т.е. конкретным, четким, однозначным.

3. Разумное требование должно быть доведено до конца.

4. Требование должно предъявляться спокойным, решительным, уверенным тоном, в зависимости от ситуации подчеркнуто строгим, нельзя кричать и оскорблять детей.

Косвенныетребования.

    Цель обращения педагога скрыта, завуалирована. Требования педагога вызывают у воспитанников их последующие требования к себе, к своим товарищам. Они основаны на интересах учащихся, их эмоциях.

Косвенные требования могут быть положительные, нейтральные, отрицательные.

Косвенные положительные требования.

Просьба – часто используемая форма, проявление сотрудничества.

Оказание доверия реализуется в содержании поручения.

Косвенные нейтральные требования.

Совет – рекомендация для принятия самостоятельного решения.

Требование-игра используется для оживления неинтересной, скучной работы для младших школьников.

Косвенные отрицательные требования.

Осуждение – отрицательная оценка действий: «Ты сегодня медленно работаешь», нельзя применять часто в адрес одного и того же ребенка. Оно может выражаться большим диапазоном: от мягкого упрека до гневного возмущения.

Выражениенедоверия используется редко. Воспитанникам надо давать возможность реабилитировать себя.

Угроза-предупреждение: «Если еще раз это повторится…- крайний случай требования, за которым должно следовать наказание. При его использовании надо соблюдать правило – довести угрозу-предупреждение до конца.

Сила и действенность отрицательных требований обратно пропорциональна частоте их употребления.

Чем разнообразнее формы предъявления требований, тем эффективнее их влияние на воспитанников.

Главное условие эффективности метода педагогического требования – чувство меры.

К.Д. Ушинский подчеркивал: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться».

 

Методы стимулирования.

Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных) – побуждение к действию.

Цель использования методов стимулирования – усилить положительные качества, действия и тормозить отрицательные.

Средства стимулирования: слово, предметы, действия.

 

Поощрение –










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...