Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методы организации деятельности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 12. Методы воспитания. План. 1. Методы формирования сознания. 2. Методы организации деятельности. 3. Педагогическое требование как метод воспитания. 4. Методы стимулирования. 5. Методы самовоспитания.
Метод воспитания – это способ взаимодействия педагога и детей (личности или коллектива) для достижения целей воспитания. Методический прием – сторона, часть, деталь метода. Средство воспитания – то, что используется для достижения целей воспитания. Условно все методы воспитания делятся на 4 группы: 1. методы формирования сознания: рассказ, пример, беседа, диспут, разъяснение и др.; 2. методы организации деятельности: упражнение, приучение, поручение, игра и другие виды деятельности, а также требование; 3. методы стимулирования: поощрения, наказание и др.; 4. методы самовоспитания: самоанализ, самооценка, личное обязательство, самоконтроль и др. Методы формирования сознания и организации деятельности считаются основными, так как они воспитывают определенные качества личности; методы стимулирования и самовоспитания лишь усиливают действие основных методов, поэтому считаются дополнительными.
Методы формирования сознания. Методы формирования сознания (убеждения) дают знания, формируют их понимание. Средства формирования сознания: слово, предметы духовной и материальной культуры (книги, предметы искусства и т.д.). Методы формирования сознания используются в целях: - сообщения новых знаний, - обобщения детьми собственного поведения, поступков, для их оценки и оценки поведения других детей. Рассказ - это описательное изложение конкретных фактов и событий из области общественно-политической жизни, науки и техники, нравственных понятий, эстетических взглядов и т.д. Эффективность использования рассказа зависит: - от выбора темы; - от включения в содержание интересных фактов, занимательного материала; - от оптимального сочетания слова с другими средствами воспитания, в том числе с наглядностью; - от использования методических приемов: опора на личный опыт детей, связь с жизнью и интересами учащихся, постановка вопросов проблемного характера и др.; - от правильности, эмоциональности, образности речи. Пример – разновидность рассказа, описание жизнедеятельности, поступков яркой личности. Его использование основано на врожденном стремлении одного человека подражать другому. Психологическая основа примера – подражательность. В младшем школьном возрасте дети подражают окружающим, в том числе учителю, в подростковом – выбранным идеалам, кумирам. Выбор примера для подражания играет большую роль в самовоспитании. Древнеримский философ Луций Анней Сенека (начало н. эры) отмечал: долог путь наставлений, короток путь примера. Задача педагога – помочь найти каждому свой идеал, пример для подражания, тактично убеждать изменить его, если пример отрицательный. Беседа – вопросно-ответная форма формирования сознания. Виды бесед по тематике: - познавательные - расширяют кругозор детей, формируют познавательные интересы, побуждают к самообразованию; - этические – о нравственности, о нормах поведения; - на темы культуры и искусства, - на темы здоровьесбережения, - на темы физкультуры и спорта и др. Беседы по степени охвата учащихся могут быть фронтальные (коллективные), групповые и индивидуальные. Беседы по времени проведения могут быть запланированные, оперативные (проводятся сразу после какого-либо события) и отсроченные (проводятся через некоторое время после события). Диспут (дискуссия)- это обсуждение острых проблемных вопросов при наличии противоположных точек зрения. Как метод убеждения, формирования суждений, оценок используется, как правило, в работе со старшеклассниками. Борьба мнений дает возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать в их правоте других. Диспут очень труден для проведения, так как педагогу необходимо - выбрать проблемную и интересующую учащихся тему, - правильно сформулировать вопросы для обсуждения, - в ходе диспута создать обстановку откровенности, - учить культуре диалога. К методам формирования сознания относятся также разъяснение и увещевание. Разъяснение – метод словесного воздействия, опирающийся на внушение, которое, проникая в психику, создает установки и мотивы деятельности - поступать нужно так. Это наиболее простой метод формирования сознания, используется для раскрытия содержания нравственных норм, для оценки поступков и т.д. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением, проектирует в личности положительное, вселяет веру в возможность достигнуть высоких результатов. Увещевание иногда возбуждает чувство стыда, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог должен не только вызывать эти чувства, но и указывать пути исправления. Разъяснение и увещевание при неквалифицированном применении могут принять форму нотации, которая никогда не достигает цели, а наоборот, вызывает противодействие, желание поступить вопреки словам педагога. Нотации не могут сформировать сознание. Условия эффективности методов формирования сознания: 1. сочетание убеждения с практической деятельностью; 2. опора на интересы учащихся, их жизненный опыт; 3. конкретность и доступность изложения; 4. учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Общие требования к педагогу, использующему методы формирования сознания: владение культурной речью, педагогической техникой (голосом, мимикой, пантомимикой и т.д.), коммуникативными умениями.
Методы организации деятельности. Личность формируется в деятельности, поэтому главная задача педагога – правильно организовать ее различные виды. Традиционно методы организации деятельности используют в умственном, трудовом, эстетическом и физическом воспитании. Необходимо чаще применять эти методы в нравственном воспитании. Например, для воспитания культуры поведения обычно используют методы формирования сознания (рассказ, беседу и т.д.), хотя оптимальным является сочетание этих методов с упражнением в правильном поведении в классе, на перемене, на улице, в общественных местах, в транспорте и т.д. Методы организации деятельности (формирования общественного поведения) формируют умения, навыки и привычки правильного поведения. Средства зависят от вида деятельности. К.Д.Ушинский подчеркивал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью». Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей. Упражнение. А.С.Макаренко считал, что воспитание – это упражнение в правильном поступке. Упражнение – повторение определенных действий. Воспитательное упражнение – многократное повторение действий с целью формирования качеств личности. В результате использования упражнений должны сформироваться устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки освобождают разум и волю для новой работы. А.С. Макаренко считал: «Надо стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке…Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем – в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении… Целеустремленность, волю, мужество нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Приучение – интенсивно выполняемое упражнение с долей принуждения, когда надо быстро сформировать нужное качество. Приучение дает большой педагогический эффект, если начинается в раннем детстве и проходит в игровой форме. Приучение требует постоянного контроля, который должен быть благожелательным, заинтересованным, сочетаться с самоконтролем, в то же время строгим и неослабным. Поручение – практические задания, которые расширяют опыт детей в определенном виде деятельности. Поручения могут быть постоянными или разовыми. Длительность выполнения постоянного поручения (от недели в начале 1 класса до четверти или полугодия в 4 классе) зависит от возраста детей, от характера выполняемого задания. Поручения должны учитывать интересы и способности детей, в то же время развивать недостающие качества. Желательно, чтобы поручение давалось коллективом класса и за его выполнение отчитываться перед ним. Надо учить детей выполнять поручения. Надо идти от дела к поручению. Условия повышения воспитательной эффективности деятельности школьников. 1. Уяснение цели предстоящей деятельности, постановка увлекательных перспектив. 2. Общественно полезная направленность и результативность деятельности. 3. Коллективный характер деятельности. 4. Посильность и доступность практической деятельности. 5. Планирование деятельности учащихся. 6. Педагогическое руководство и контроль.
12.3. Педагогическое требование –
это метод воспитания, который вызывает, стимулирует или тормозит определенную деятельность, проявление определенных качеств. А.С. Макаренко теоретически обобщил практику использования этого метода в принципе воспитания: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Требование – форма проявления личного отношения педагога к коллективу и личности. Кроме педагога требования может предъявлять актив, отдельные личности. Требования предъявляются к коллективу, к группе учащихся, к отдельным детям. Формы предъявления требований могут быть прямыми и косвенными. Прямыетребования. Педагог сам обращается к воспитанникам, добивается определенных действий. Это четкое конкретное указание, приказание, инструкция, выраженное решительно, настойчиво: делай так. Оно используется на первых уроках, при организации нового вида деятельности, на первом этапе работы с коллективом. А.С. Макаренко считал, что без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, «кто думает начинать с колеблющихся, подлизывающихся уговариваний, тот делает ошибку». Правила предъявления прямых требований. 1. Требование должно быть позитивным, т.е. вызывать определенный поступок, а не запрещать. 2. Требование должно быть инструктивным, т.е. конкретным, четким, однозначным. 3. Разумное требование должно быть доведено до конца. 4. Требование должно предъявляться спокойным, решительным, уверенным тоном, в зависимости от ситуации подчеркнуто строгим, нельзя кричать и оскорблять детей. Косвенныетребования. Цель обращения педагога скрыта, завуалирована. Требования педагога вызывают у воспитанников их последующие требования к себе, к своим товарищам. Они основаны на интересах учащихся, их эмоциях. Косвенные требования могут быть положительные, нейтральные, отрицательные. Косвенные положительные требования. Просьба – часто используемая форма, проявление сотрудничества. Оказание доверия реализуется в содержании поручения. Косвенные нейтральные требования. Совет – рекомендация для принятия самостоятельного решения. Требование-игра используется для оживления неинтересной, скучной работы для младших школьников. Косвенные отрицательные требования. Осуждение – отрицательная оценка действий: «Ты сегодня медленно работаешь», нельзя применять часто в адрес одного и того же ребенка. Оно может выражаться большим диапазоном: от мягкого упрека до гневного возмущения. Выражениенедоверия используется редко. Воспитанникам надо давать возможность реабилитировать себя. Угроза-предупреждение: «Если еще раз это повторится…- крайний случай требования, за которым должно следовать наказание. При его использовании надо соблюдать правило – довести угрозу-предупреждение до конца. Сила и действенность отрицательных требований обратно пропорциональна частоте их употребления. Чем разнообразнее формы предъявления требований, тем эффективнее их влияние на воспитанников. Главное условие эффективности метода педагогического требования – чувство меры. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться».
Методы стимулирования. Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, которой погоняли животных) – побуждение к действию. Цель использования методов стимулирования – усилить положительные качества, действия и тормозить отрицательные. Средства стимулирования: слово, предметы, действия.
Поощрение – |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 146. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |