Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система и компетенция органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде
В Республике Беларусь систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь организует работу по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения. В этих целях оно выполняет следующие задачи и функции: (Положение о порядке организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения Республики Беларусь, утверждено постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 октября 2000 г. № 130 в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 4 июня 2002 г. № 87). · осуществляет контроль за правильностью применения законодательства о занятости населения со стороны органов государственной службы занятости населения и нанимателей; · координирует деятельность органов государственной службы занятости населения в организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения; · осуществляет контроль за надлежащим исполнением органами государственной службы занятости населения нормативных правовых актов Республики Беларусь, обеспечивающих права и гарантии социальной защищенности граждан в сфере занятости населения; · подготавливает разъяснения о порядке применения законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам занятости населения, обеспечивает единообразное применение законодательства о занятости населения на всей территории Республики Беларусь, разрабатывает предложения по его совершенствованию; · организует проверки деятельности органов государственной службы занятости населения по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения; · изучает практику и обобщает опыт работы органов государственной службы занятости населения в области организации работы по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения; · анализирует и обобщает предложения, заявления, жалобы граждан и нанимателей по вопросам, регулируемым законодательством о занятости населения. Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица входит в структуру Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и осуществляет специальные надзорные и контрольные функции за соблюдением законодательства о труде и охране труда (Положение о департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, утв. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 27 декабря 2001 г. N 22 (в ред. постановлений Минтруда и соцзащиты от 29.06.2005 N 76, от 25.08.2005 N 108)). Департамент в соответствии с возложенными на него задачами: – проверяет работу государственных органов, включая органы государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, выполнению уполномоченными должностными лицами возложенных на них обязанностей по данным вопросам; – заслушивает уполномоченных должностных лиц органов государственного управления, государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и нанимателей по вопросам соблюдения законодательства о труде, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений; – вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных актов; – вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников или должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде, вплоть до освобождения их от занимаемой должности; – контролирует проведение органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций, проверке их знаний законодательства о труде и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам; – информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, нанимателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений; – информирует для принятия мер соответствующие государственные органы, имеющие право приостанавливать действие (или аннулировать) специального разрешения (лицензии), свидетельства, аттестации, аккредитации и сертификата в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью работников и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности; – участвует в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и дает заключение о возможности их производства; – участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения, дает заключение о возможности их ввода в эксплуатацию; – осуществляет надзор за ходом строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов производственного назначения в части соблюдения правил по охране труда; – требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологические документации на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда; – проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет контроль за соблюдением нанимателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве; – согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов; – осуществляет контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты; – осуществляет анализ нарушений законодательства о труде, несчастных случаях на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению; – подготавливает ежегодно доклад Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде в Республике Беларусь; – ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц нанимателей по вопросам, отнесенным к компетенции департамента; – применяет в установленном законодательством порядке санкции к нанимателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц нанимателей, допустивших нарушения законодательства о труде; – рассматривает в пределах своей компетенции обращения, предложения, заявления, жалобы граждан и нанимателей в порядке, установленном законодательством; – выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде осуществляются на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения для принятия мер; – устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности; – налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим управление деятельностью по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны. Надзор и контроль за соблюдением законодательства в системе Министерства наряду с другими органами осуществляют: · Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица; · органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, являющиеся органами государственного пожарного надзора. Они осуществляют Государственный пожарный надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. N 2403-XII «О пожарной безопасности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 03.05.1996 N 440-XIII, от 13.11.1997 N 87-З, от 11.01.2002 N 89-З, от 18.11.2004 N 338-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 20.07.2006 N 162-З, с изм., внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.1995 N 349, Заключением Конституционного Суда от 26.12.1995 N З-29/95)). Важная роль по надзору и контролю за соблюдением законодательства отведена Комитету по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Государственный санитарный надзор осуществляют органы и учреждения входящие в систему Министерства здравоохранения. Перечень должностных лиц и специалистов органов и учреждений государственного санитарного надзора, на которых возлагаются организация и проведение государственного санитарного надзора в Республике Беларусь утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 17.05.2001 N 36. Государственный санитарный надзор - деятельность уполномоченных государственных органов и учреждений, направленная на профилактику заболеваний путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Важную роль в защите трудовых прав работников играют органы прокуратуры. Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры осуществляют общий надзор за исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Порядок организации и деятельности прокуратуры, ее полномочия по осуществлению надзора за соблюдением законодательства, в том числе и в сфере трудовых отношений, определены Законом Республики Беларусь от 29 января 1993 г. N 2139-XII «О Прокуратуре Республики Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.10.1994 N 3279-XII, от 03.03.1995 N 3636-XII, от 03.05.1996 N 440-XIII, от 20.06.1996 N 491-XIII) (с изм., внесенными Постановлением Верховного Совета от 29.01.1993 N 2140-XII (ред. 06.10.1994), Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.1995 N 349, Заключением Конституционного Суда от 26.12.1995 N З-29/95). Предметом общего надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами. При осуществлении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений, организаций. Проверки исполнения законов проводятся на основании сообщений и других имеющихся данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Прокуратура проводит также плановые надзорные проверки. Прокуратура может в установленном порядке приносить протесты на акты нанимателя, нарушающие трудовые права граждан, вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, выносить предписания об устранении нарушений закона. Вопрос о привлечении нарушителей закона к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности решается в установленном порядке. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |