Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственная политика в области охраны труда. Государственное управление охраной труда




Цель государственной политики в области охраны труда – создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. N 904 утверждена Концепция государственного управления охраной труда в Республике Беларусь.

В Концепции даны определения терминов: государственное управление охраной труда, субъекты государственного управления охраной труда.

Государственное управление охраной труда - деятельность субъектов государственного управления охраной труда, направленная на реализацию конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда;

Субъекты государственного управления охраной труда - Правительство Республики Беларусь; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь; местные исполнительные и распорядительные органы.

Согласно данной Концепции направлениями государственного управления охраной труда являются: разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере; разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работников по отраслям и сферам деятельности; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников; упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда; организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда; обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда; повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда; обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; финансовое обеспечение охраны труда; создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда; распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда.

Концепцией определено, что следует предусмотреть осуществление государственного управления охраной труда:

· на республиканском уровне - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в сфере труда;

· на отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

· на территориальном уровне - местными исполнительными и распорядительными органами.

Правительство Республики Беларусь должно обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны труда, определять полномочия в области охраны труда республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, обеспечивать принятие и реализацию республиканских целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

Правовое регулирование охраны труда

Правовой основой организации работы по охране труда является Конституция РБ:

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда (ч.1 ст. 41); право на охрану здоровья (ст.45).

Нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере труда являются:

· Трудовой кодекс РБ. Наряду с правом граждан на здоровые и безопасные условия труда кодекс предусматривает и механизм реализации этого права через обязанность нанимателя обеспечивать такие условия труда, особенности применения труда женщин и молодежи…

Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. N 2403-XII, «О пожарной безопасности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 03.05.1996 N 440-XIII, от 13.11.1997 N 87-З, от 11.01.2002 N 89-З, от 18.11.2004 N 338-З, от 29.06.2006 N 137-З, от 20.07.2006 N 162-З, с изм., внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.1995 N 349, Заключением Конституционного Суда от 26.12.1995 N З-29/95) определяет обязанности и ответственность органов государственного управления, руководителей и должностных лиц организаций, работников и граждан по вопросам пожарной безопасности, а также права и функции органов государственного управления по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.

· Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2000 N 355-З, от 12.11.2001 N 57-З, от 14.06.2003 N 203-З, от 05.07.2004 N 297-З, от 16.05.2006 N 110-З, от 19.07.2006 N 155-З) в рамках общих вопросов страхования граждан, предусматривает вопросы страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

· Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. N 2583-XII «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Законов Республики Беларусь от 23.05.2000 N 397-З, от 29.06.2003 N 217-З, от 16.05.2006 N 109-З) устанавливает правовые и организационные основы предотвращения неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания в целях обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения.

· Иные нормативные правовые акты: Правила по охране труда; Стандарты системы безопасности труда (ССБТ); Строительные нормы и правила (СНиП); акты по гигиене труда и производственной санитарии (санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы); правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (ядерной, радиационной, лазерной, пожарной, электробезопасности.

· Локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения их у конкретного нанимателя (положения, коллективные договоры, соглашения, инструкции по охране труда).

Организация охраны труда на предприятии

Организация планирования и финансирования охраны труда

Организация охраны труда на предприятии начинается с ее планирования и финансирования. Планируется она комплексными планами улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, которые обсуждают и одобряют трудовые коллективы. Затем эти планы корректируются в коллективных договорах и соглашениях.

Для проведения мероприятий по охране труда выделяются в установленном порядке средства и необходимые материалы. Расходование этих средств и материалов на другие цели запрещено. Порядок использования этих средств и материалов определяется в коллективных договорах или соглашениях.

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется организациями за счет:

· цеховых и общепроизводственных (эксплуатационных) расходов (накладных расходов в строительных организациях и на стройках, осуществляемых хозрасчетным способом), если мероприятия носят некапитальный характер;

· сметы расходов бюджетных организаций, если мероприятия носят некапитальный характер. Расходы, необходимые для создания безопасных условий труда при выполнении хоздоговорных научно-исследовательских работ предусматриваются в плановых сметах затрат на эти работы;

· амортизационного фонда, предназначенного на капитальный ремонт, если мероприятия проводятся одновременно с капитальным ремонтом основных средств;

· банковского кредита, если мероприятия входят в комплекс кредитуемых банком затрат по внедрению новой техники или расширению производства;

· государственных капитальных вложений, включая развития производства, если мероприятия являются капитальными.

Служба охраны труда

В целях организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службы из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.

Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. При отсутствии службы охраны труда (специалиста по охране труда) соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), или одним из руководителей.

Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 160.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...