Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика правового статуса нанимателя.




Трудовая правосубъектность нанимателей возникает с момента их создания (государственной регистрации). Она определяется 2 критериями:

- оперативным;

- имущественным.

Оперативный критерий характеризует самостоятельность нанимателей в решении кадровых вопросов. Он состоит в признании за ними способности осуществлять подбор и расстановку кадров, организовывать труд работников, создавать условия для роста производительности труда.

Имущественный критерий характеризует способность нанимателя за счет собственных средств осуществлять оплату труда работников.

Права нанимателей (ст. 12 ТК):

- заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК и законодательными актами;

- вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;

- создавать и вступать в объединения нанимателей;

- поощрять работников;

- требовать от работников выполнения условий трудового договора и ПВТР;

- привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;

- обращаться в суд для защиты своих прав.

Обязанности нанимателей (ст. 54 и 55 ТК):

- потребовать от работника документы, необходимые для заключения трудового договора в соответствии с законодательством;

- ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда и разъяснить его права и обязанности;

- ознакомит работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими ВТР;

- провести вводный инструктаж по охране труда;

- оформить заключение трудового договора приказом (распоряжением) и объявить его работнику под роспись;

- в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку;

- рационально использовать труд работников;

- обеспечивать трудовую и производственную дисциплину;

- вести учет фактически отработанного времени работником;

- выдавать заработную плату в сроки и в размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;

- обеспечивать здоровые и безопасные условия труда, соблюдать требования по охране труда;

- принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников;

- обеспечивать работников в соответствии с установленными нормами специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты;

- обеспечивать повышение квалификации или переподготовку работников;

- обеспечивать участие работников в управлении организацией, своевременно рассматривать критические замечания работников и сообщать им о принятых мерах и др.

Ответственность нанимателей за ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусмотрена ТК и иными нормативными правовыми актами.

Полномочия нанимателей – юридических лиц осуществляются специальными органами управления и должностными лицами.

Уполномоченное должностное лицо нанимателя – это руководитель (его заместитель) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместитель), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений.

 

Дайте понятие занятости. Перечислите формы занятости населения Республики Беларусь. Охарактеризуйте полномочия государственной службы занятости по законодательству Республики Беларусь.

Занятость – это не запрещенная законом деятельность граждан, как правило, приносящая им доход.

Формы:

- оплачиваемая деятельность;

- деятельность гражданина, не связанная с выполнением оплачиваемой работы.

К гражданам, выполняющим оплачиваемую работу, относятся:

1) работающие по найму (на основании трудового договора или контракта), в том числе на условиях неполного рабочего времени, занятые на сезонных работах, а также работающие по трудовому договору, но временно не выполняющие работу в связи с болезнью, отпуском, временной приостановкой производства и т.п.;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, работающие собственники, члены крестьянских фермерских хозяйств и т.п.;

3) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

4) избранные на оплачиваемую должность;

5) проходящие профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации с отрывом от производства.

Отличительной особенностью всех этих видов занятости является, как правило, включение времени выполнения трудовой функции в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие и льготы, предусмотренные законодательством для работающих.

К занятому населению относятся также лица, деятельность которых не связана с выполнением оплачиваемой работы. К ним относятся:

1) проходящие срочную службу в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности и внутренних дел;

2) учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты очных высших, средних специальных и других учебных заведений;

3) занятые в общественных и религиозных организациях, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.

К незанятому населению относятся неработающие пенсионеры, граждане, не достигшие трудоспособного возраста, а также безработные и др.

Система органов Государственной   службы занятости:

- Департамент по занятости Министерства труда и социальной защиты населения РБ;

- управления областных служб занятости (Минский городской центр занятости) населения;

- городские, районные (региональные) центры занятости;

- центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных, их филиалы и отделения.

Правоотношения по трудоустройству устанавливаются:

- между ГСЗ и безработными;

- между ГСЗ и работодателями;

- между работодателями и безработным, который имеет направление ГСЗ.

       Основанием возникновения правоотношений между ГСЗ и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным.

       В обязанности ГСЗ по отношению к безработному входит регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований, оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы, помощь в выборе такой работы, предоставление возможности профессионального обучения или переобучения, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи. К правам ГСЗ в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом «О занятости населения Республики Беларусь».

       Правоотношения между ГСЗ и нанимателем характеризуются установлением определенных обязанностей нанимателей в отношении службы занятости, а также мер ответственности, применяемых к нанимателям в случае нарушения ими законодательства о занятости.

       Так, ст. 15 Закона о занятости обязывает нанимателей независимо от форм собственности, в том числе и ИП:

- не позднее чем за 2 месяца до высвобождения работников по п. 1 ст. 42 ТК письменно уведомить об этом ГСЗ;

- письменно уведомлять ГСЗ о наличии вакантных рабочих мест в течение 2 недель со дня их образования;

- создавать рабочие места для работников, получивших инвалидность на данном производстве;

- производить отчисления в Государственный фонд содействия занятости;

- организовывать оплачиваемые общественные работы в соответствии с указаниями ГСЗ.

       Кроме того, наниматели обязаны:

- принимать на работу лиц, направленных ГСЗ в счет брони;

- создавать рабочие места для льготных категорий граждан;

- принимать на работу выпускников государственных высших, средних специальных учебных заведений, ПТУ в соответствии с заключенными договорами (заявками) между нанимателями и учебными заведениями.

       За нарушение законодательства о занятости наниматель несет ответственность в виде штрафных санкций. Обжалование решений ГСЗ производится в вышестоящий орган или в суд.

       Финансирование органов ГСЗ осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет:

- обязательных отчислений нанимателей независимо от форм собственности и хозяйствования;

- ассигнований из республиканского и местного бюджетов;

- добровольных пожертвований и иных поступлений.

Наряду с государственными службами занятости в РБ получают развитие и частные коммерческие органы (образования) по трудоустройству, которые имеют существенные отличия от государственных по своей структуре и полномочиям (функциям).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...