Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Субъекты трудовых правоотношений




Субъекты (стороны) трудового права - участники трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Виды субъектов трудового права:

  1. граждане (работники);
  2. работодатели (предприятия, организации, учреждения);
  3. представители работников и работодателей;
  4. профсоюзные комитеты;
  5. социальные партнеры;
  6. органы службы занятости и трудоустройства, органы по рассмотрению трудовых споров, надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Для обладания и реализации трудовых прав и обязанностей субъекты должны обладать правовым статусом, который состоит из:

  1. трудовой правосубъекности (способность иметь и осуществлять трудовые права, исполнять обязанности, а также нести ответственность (деликтоспособность);
  2. основных трудовых прав и обязанностей;
  3. основных юридических гарантий трудовых прав и обязанностей.

Правовой статус гражданина помимо общих конституционных прав и гарантий включает и специальные гарантии. Трудовая правосубъектность гражданина возникает, как правило, с 16 лет (на опасные и вредные работы более поздний: 21 и 18). Допускается заключение трудового договора с 15 лет, а при согласии родителей - с 14 лет на легкую работу. Основные права и обязанности работников закреплены ст. 21ТК РФ.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ работодатель - это физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателем может выступать предприятие, учреждение, организация, как государственные, так и муниципальные или частные.

Трудовая правосубъектность работодателя возникает с момента его регистрации в качестве работодателя. Он должен иметь фонд заработной платы, расчетный счет в банке.

Основные права и обязанности работодателя предусмотрены ст. 22 Трудового кодекса РФ.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзы выполняют функции представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников: участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройства, участвуют в коллективных переговорах, заключают колдоговоры и соглашения от имени работников, представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях, осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда и др.

       7. Субъекты правоотношений, тесно связанных с трудовыми.

Правоотношения, тесно связанные с трудовыми правоотношениями Социально-партнерские правоотношения: Отношения, связанные с взаимоотношениями работников или их представителей с нанимателем. Правоотношения, связанные с деятельностью профсоюзов и объединению нанимателей.

 Правоотношения по ведению коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора или соглашения. Объектом всех видов социально-партнерских правоотношений являются социально-экономические интересы, а также вопросы организации и оплаты труда и его охраны. Субъектами социально-партнерских правоотношений являются представители работника (профсоюзы) и наниматели или их представители и органы государственного управления. содержанием этих правоотношений являются права и обязанности социальных партнеров по процессу ведения коллективных переговоров и соглашение заключения коллективного договора, а также контроль за их исполнение. Эти правоотношения носят длящийся характер.

Правоотношения по профессиональной подготовке работников на производстве: Правоотношения по ученичеству на производстве для получения специальности. Это правоотношение возникает между гражданином ,принятым с целью обучения специальности, а затем работы по ней у нанимателя. Субъектами являются наниматель и ученик. Правоотношения по повышению квалификации, переучению или обучению смежных профессий. Эти правоотношения возникают на основании соглашения сторон, по которому работник направляется на повышение квалификации или обучение новой профессии. По руководству обучением на производстве.

Правоотношения по обеспечению занятости. Они возникают при обращении граждан за помощью в органы службы занятости с целью найти подходящую работу и трудоустроится, а также в случае необходимости получить новую специальность или повысить квалификацию. Они возникают между государственными органами службы занятости и гражданином на основании письменного его обращения. Правоотношения связанные с трудовыми – это отношение связано с надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства. Они возникают между нанимателями и должностными лицами, обязанными обеспечить охрану труда и соблюдать трудовое законодательство и органами, основными функциями которых является контроль и надзор за соблюдением законодательства (прокуратура, государственная инспекция труда при министерстве труда и специальной соцзащите РБ).

Правоотношения по разрешению трудовых споров. Субъектами этих правоотношений являются органы, разрешающие трудовые споры, и каждый участник спора. Основанием возникновения этих правоотношений является письменное обращение в соответствующий орган спорящей стороны по поводу разрешения спора. И прекращаются они по рассмотрению трудового спора в связи с принятием решения соответствующего юрисдикционного органа.

 

8. социальное партнерство в сфере труда.                                       

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице их уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений, контроль за их выполнением;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Уровни социального партнерства:

  1. федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
  2. межрегиональный уровень (в двух и более субъектах РФ);
  3. региональный уровень в субъекте РФ;
  4. отраслевой уровень;
  5. территориальный уровень (в муниципальном образовании);
  6. уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем (локальный).

Формы социального партнерства:

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

9. Коллективные договоры и соглашения: понятия, содержание, порядок заключения.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия договора: а) срок действия; б) порядок изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по мест о нахождени ю организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

  1. организация трудовых отношений;
  2. обеспечение стабильности трудовых отношений;
  3. обеспечение и защита интересов работников и работодателей;
  4. приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;
  5. достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;
  6. обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 156.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...