Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Знание, ведущее к успешному действию




29. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции...

1. Объективного идеализма                        2. Материализма

3. Прагматизма                                            4. Субъективного идеализма

30. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об)...

1. Истине                                             2. Форме познания

3. Уровнях познания                      4. Средствах познания

31. Взгляд личности на что-либо есть...

1. Мнение                                        2. Понятие

3. Убеждение                               4. Интроспекция

32. По мнению сторонников __________, научно-технический прогресс способствует росту этического нигилизма.

1. Догматизма                                 2. Либерализма

3. Сциентизма                                 4. Антисциентизма

33. В иррационализме важнейшим способом познания признается…

         1. Интеллект                    2. Интуиция

         3. Интроспекция                4. Мышление

34. Общие, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями и процессами обозначаются понятием…

       1. «Закон»                            2. «Необходимость»

        3. «Отношение»               4. «Связь»

35. К формам чувственного познания не относится

1. Представление                               2. Ощущение

3. Восприятие                                      4. Умозаключение

36. К формам рационального познания не относится

         1. Ощущение                             2. Суждение

          3. Умозаключение                  4. Понятие

37. Закон, с точки зрения философии, - это

        1. Письменно зафиксированное доказательство      2. Априорная норма

       3. Принятое в науке правило        4. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь

38. В гносеологии понятие «истина» применимо к…

                1. Любому виду знании           2. Представлениям о ценностях и идеалах

                 3. Знанию, обусловленному свойствами объекта

                4. Любому суждению, высказанному субъектом

39. Начальным шагом научного исследования является…

          1. Организация наблюдения              2. Формулирование проблемы

           3. Проведение эксперимента            4. Выбор метода исследования

40. Проблема социокультурной детерминации развития научного знания становится центральной для…

           1. Неопозитивизма                              2. Постпозитивизма

            3. Классического позитивизма          4. Философии периода первой научной революции

41. Диалектикой называется…

        1. Методология познания, требующая изучать явления в их противоречивости, изменчивости и взаимосвязи

    2. Техника использования понятий, исключающая эмоциональную беспорядочность обыденного спора

       3. Логическая ошибка    4. Искусство ведения диалога

42. Способность сознания проявлять активную, избирательную устремленность к объектам называется…

              1. Интенциональность                       2. Субъектность

               3. Рефлективность                             4. Идеальность

43. С позиции диалектического материализма знанием является…

                  1. Любая информация

                   2. Информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию

                  3. Субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте

                   4. Только истинная информация

44. Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется…

             1. Верой                               2. Установкой

              3. Убеждением                     4. Знанием

45. Укажите понятие, противоположное по смыслу понятию «истина».

           1. «Гипотетическое знание»               2. «Предрассудок»

             3. «Заблуждение»                                  4. «Ложь»

46. Согласно принципу верифицируемости признаком научного знания является…

           1. Его практическое подтверждение

            2. Его приспособленность к принятым в научном сообществе стандартам рациональности

            3. Возможность его сведения к протокольным предложениям

            4. Его защита в научном сообществе

47. Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется…

                 1. Объяснением                                         2. Формализацией

                 3. Наблюдением                                      4. Пониманием

48. Согласно теории П. Фейерабенда, рост научного знания происходит в процессе…

             1. Кумулятивного накопления                 2. Секуляризации

              3. Мутации                                                4. Пролиферации идей

49. Тезис «Наука – чума ХХ века» характеризует смысл позиции…

             1. Сциентизма                                       2. Антисциентизма

              3. Технократического утопизма          4. Экологического оптимизма

50. С позиции _______ сознание есть независимое от материального бытия царство идей, чувств, воли, способное творить и конструировать действительность.

              1. Реализма                               2. Материализма

               3. Идеализма                          4. Дуализма

51. Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется…

                   1. Наивный реализм                      2. Прагматизм

                    3. Агностицизм                             4. Скептицизм

52. Форма мышления, выделяющая и фиксирующая общие, существенные свойства и отношения предметов, называется…

                1. Словом                                2. Суждением

                 3. Описанием                            4. Понятием

53. Догматизм объявляет некоторые положения или целые учения________истиной.

            1. Объективной                             2. Конкретной

             3. Абсолютной                              4. Относительной

54. Наука в ее современном понимании появляется вместе с формированием…

             1. Математического знания               2. Наблюдения и измерения

             3. Изобретательской деятельности    4. Теоретического уровня познания

55. Стремление любые проблемы разрешать по образцу алгоритмов технического знания называется…

            1. Технократия                     2. Техницизм

             3. Технофобия                     4. Технология

56. Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма, является(-ются)…

          1. Фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта

            2. «Вещь-в-себе»           3. «Комплекс ощущений» субъекта познания

             4. Феномены сознания

57. Опосредованно-чувственный образ предмета, созданный на основе восприятия, называется…

               1. Представлением                         2. Суждением

                3. Интуицией                                   4. Ощущением

58. С позиции прагматизма истиной является(-ются)…

         1. Непротиворечивые знания

           2. Соответствие знание объективной реальности

          3. Полезность, эффективность знания

          4. Соглашение по поводу того, что считать истиной

59. Ядром детерминизма признается положение о существовании …

                  1. Бытия                           2. Вероятности

                   3. Случайности              4. Причинности

60. Основными формами научного познания являются…

       1. Индукция и дедукция                  2. Гипотеза и теория

        3. Аналогия и моделирование       4. Наблюдение и эксперимент

61. Развитием, с точки зрения диалектики, является…

          1. Циклическое движение                       2. Любое изменение

          3. Количественное изменение в структуре объекта

          4. Необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира

62. Согласно диалектическому материализму ощущения человека по отношению к познаваемым предметам и явлениям объективной реальности выступают как…

              1. Иероглиф                                  2. Копия, «слепок» вещей

               3. Субъективный образ объективного мира                  4. Иллюзия

63. Представители ______считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту.

              1. Прагматизма                                2. Диалектического материализма

                3. Экзистенциализма                       4. Теории когерентности

64. Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют…

               1. Законом                                               2. Теорией

               3. Методом исследования                       4. Парадигмой

65. Научная теория оперирует ____________ объектами.

             1. Реальными                              2. Абстрактными

             3. Идеализированными                4. Аксиоматическими

66. Согласно диалектико-материалистической концепции развития, случайность есть…

           1. Ничем не детерминированное событие, явление, процесс

            2. Иллюзия, так как все в мире закономерно

            3. Продукт нашего незнания причин того или иного явления

             4. Реализация одной из многих возможностей

67. Согласно концепции научных революций Т. Куна, смена парадигм в науке является…

           1. Реакцией на появление противоречащих ей фактов

           2. Углублением и расширением знания

            3. Революцией, предлагающей новую, несоизмеримую с прежней парадигму

             4. Нормальным этапом развития науки

68. Существенной чертой понимания является…

      1. Тождественность объяснению            2. Иррациональность

       3. Осмысление, выявление и реконструкция смысла

        4. Психологизм, не имеющий отношения к процессу познания

69. К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести…

1. Невозможность достигнуть истины 2. Многогранность объектов изучения

3. Процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез

4. Ошибки отдельных ученых

70. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, называется...

    1. Структурализмом                                  2. Герменевтикой

     3. Персонализмом                                    4. Номинализмом

71. Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений, называется...

      1. Знаком                               2. Словом

       3. Переживанием                 4. Понятием

72. О непознаваемости мира говорит…

1. Агностицизм                                      2. Материализм

3. Скептицизм                                         4. Мистицизм

73. Философское направление, считающее опыт единственным или основным источником познания –

1. Эмпиризм                                        2. Интуитивизм

3. Скептицизм                                      4. Рационализм

74. Позиция скептицизма связана с сомнением в …

1. В существовании мира вообще      2. Возможности научного познания

3. Познаваемости мира                        4. Возможности достижения достоверного знания

75. Гносеология - это раздел философии, в котором изучаются вопросы:

1. Сущности и смысла истории                         2. Сущности человека

3. Природы познания и его возможностей       4. Первоосновы всех вещей

76. Псевдонаучным – называется в философии…

1. Знания, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

2. Знания, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

3. Знания, спекулирующее на совокупности популярных теорий

4. Протознание, которое в будущем станет научным

77. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему – это:

                1. Эмпиризмом                2.Сенсуализм

                3. Реализм                         4. Рационализм

78. Философское направле­ние, признающее разум основой познания и поведения людей – это:

             1. Идеализм                   2. Рационализм

             3. Материализм             4. Сенсуализм

79. Процесс духовного освоения человеком мира, цель которого – постижение истины, это: 

                1. Восприятие                2. Ощущение

                3. Познание                   4. Праксиология

80. То, как объективная реальность отражается в сознании человека, данная нам в ощущениях – это:

                1. Субъективная реальность               2. Объективная реальность

                3. Ощущение                                        4. Восприятие

81. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действий:

                  1. Диалектика                   2. Метафизика

                  3. Герменевтика                  4. Позитивизм

82. Системой принято называть:

1. Сумму отдельных частей            2. Единство противоположностей

3. Целостность взаимосвязанных элементов

4. Совокупность самостоятельных форм

83. Теория самоорганизации сложных систем называется:

1. Аналитикой                                     2. Майевтикой

3. Синергетикой                                    4. Диалектикой

84. Практическую полезность знания источником развития, и философию как способ решения человеческих проблем, считали представители:

         1. Прагматизма                                      2. Позитивизма

         3. Экзистенциализма                          4. Фрейдизма

85. Материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития:

         1. Материализм                                   2. Практика

         3. Понятие                                            4. Субъект

86. Перевод наиболее общих идей, универсалий, представлений в логическую, понятийную форму - это функция философии:

       1. Экспликации                                     2. Рационализации

3. Систематизации                                4. Согласования

87. Философский метод познания, рассматривающий явления и предметы материального мира вне их взаимосвязи в неподвижном, статическом состоянии:

 1. Метафизический                             2. Диалектический

 3. Научный                                          4. Практический

88. Учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества:

1. Позитивизм                                 2.Агностицизм

3. Бихевиоризм                               4. Скептицизм

89. Философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются продуктом соглашения между учеными:

1. Дуализм                                      2. Номинализм

3. Конвенционализм                        4. Реализм

90. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности, считал:

1. Э. Дюркгейм                                 2. Карл Поппер

3. У. Джеймс                                     4. К. Ясперс

91. Философское направление, занимающееся рефлексией сознания о своих актах и о данном в них содержании:

1. Феноменология                             2. Герменевтика

2. Прагматизм                                     4. Позитивизм

92. Форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность – мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде:

1. Социальная деятельность              2. Практика

3. Научная деятельность                    4. Труд

93. Направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, и т.д.):

1. Синергетика                                    2. Наука

        3. Реализм                                              4. Номинализм

94. Научная теория, выступающая в качестве образца научного исследования на определенном этапе развития науки, называется...

1. Учением                      2. Парадигмой

3. Доктриной                    4. Идеологией

95. Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также...

1. Проверяемость                    2. Устойчивость

3. Личностный характер       4. Правдоподобность

96. Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть...

1. Гипотеза                               2. Теория

3. Закон                                  4. Принцип

97. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это…

            1. Отделение умственного труда от физического

            2. Переход от одной парадигмы к другой

            3. Переход к обществу знания

            4. Превращение науки в непосредственную производительную силу

98. Мысленное объединение частей в единое целое есть...

1. Синтез                                2. Корреляция

3. Анализ                            4. Отождествление

99. Общественный прогресс связывает с достижениями науки...

1. Прагматизм                  2. Сциентизм

3. Антисциентизм            4. Либерализм

100. В научном познании выделяют два уровня:

       1. Эклектический и монистический       2. Диалектический и метафизический

       3. Новаторский и репродуктивный        4. Эмпирический и теоретический

101. Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали...

1. Г. Гадамер и М. Хайдеггер                    2. Ж. Лиотар и Ж. Деррида

3. Т. Кун и И. Лакатос                               4. К. Ясперс и А. Тойнби

102. По убеждению П.С. Лапласа, все известные явления объясняются действием закона

             1. Всемирного тяготения              2. Исключенного третьего

              3. Отрицания отрицания             4. Единства и борьбы противоположностей

103. Впервые термин «диалектика» применил...

                1. Аристотель                                    2. Пифагор

                 3. Фалес                                                   4. Сократ

104. Метод познания,основанный на построении общих знаний из частных посылок:

                1. Индукция                2. Дедукция

                3. Анализ                   4. Синтез

105.Процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности, форма практического и теоретического освоения (познания) действительности – это:

              1. Анализ              2. Мышление

              3. Синтез              4. Диалектика

106. Существенный, устойчивый, регулярный, необходимый, повторяющийся тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления - это:

                 1. Вывод                        2. Закон

                 3. Типология                 4. Классификация

107. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности:

        1. Рационализм                                       2. Сциентизм

        3. Патристика                                       4. Схоластика

108. Отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств, в философии именуют:

1. Воображением                                 2. Представлением

3. Ощущением                                        4. Восприятием

109. Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории:

1. Теория                                   2. Форма познания

3. Методология                          4. Методика

110. Направленность человеческого мышления на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок:

1. Рефлексия                                          2. Анализ

3. Синтез                                              4. Логика

111.Делил этапы развития науки на периоды «нормальной науки» и «научные революции»:

1. К. Поппер                                        2. Т. Кун 

3. Г. Спенсер                                       4. И. Кант

112. Методологическая позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке.

1. Индетерминизм                             2. Детерминизм

3. Номинализм                                   4. Материализм

113. Тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами:

1. Необходимость                             2. Случайность

2. Закономерность                            4. Реальность

114. Разрабатывал индуктивистскую модель научного знания и научного метода:

1. Локк                                                2. Дьюи

3. Бэкон                                                  4. Кант

115. Моделирование реальности в форме логико-понятийных конструкций с помощью логических средств мышления, то есть, логически и теоретически обоснованное знание о предметах мира:

1.Рациональное познание                  2. Логика

3. Наука                                              4. Творчество

116. Для философии ________ характерен преобладающий интерес к методам, способам познания.

1. Нового времени                             2. Возрождения

3. Античности                                      4. Средневековья

117. Наука об общезначимых формах и средствах мышления, необходимых для рационального познания действительности:

1. Философия                                  2. Методология

3. Логика                                        4. Синергетика 

118. Выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании его сходства с уже изученным:

1. Аналогия                                2. Истина

3. Дедукция                                 4. Индукция

119. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим            более общий характер, называется...

             1. Дедукцией                 2. Аналогией

              3. Индукцией                 4. Моделированием

120. К существу научной революции не относится

         1. Построение новых теоретических концепций

         2. Создание новых методов исследования

           3. Исследование истории предмета

          4. Создание новых исследовательских программ

121. На эмпирическом уровне научного познания…

         1. Обосновываются теории           2. Выявляются внешние связи между предметами

         3. Формулируют         4. Выдвигаются гипотезы

122. В современной философии учение о научном познании называется…

              1. Эпистемологией                         2. Гносеологией

               3. Аксиологией                              4. Онтологией

123. К методам теоретического уровня познания не относится

                1. Идеализация               2. Моделирование

                3. Наблюдение               4. Формализация

124.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в таком философском направлении как…

1. Диалектический материализм              2. Субъективный идеализм

3. Объективный идеализм                          4. Метафизический материализм

125. Разум рассматривается в качестве существенного свойства человека в философии…

1. Античности                                           2. Средневековья

3. Нового времени                                       4.Возрождения

126. Способность человека целенаправленно и обобщенно отражать и воспроизводить действительность в идеальной форме называется…

           1. Раздражимостью                 2. Сознанием

            3. Эмоцией                             4. Чувствительностью

127. Проблема соответствия знаний объективной реальности характеризуется в философии как проблема

1. Истины                               2. Соотношения объекта и субъекта познания

3. Метода                             4. Человека

128. С точки зрения философии, развитие…

1. Характерно только для материальных систем

2. Характерно только для социума










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...