Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФУНКЦИИ




Систематизация законодательства – это деятельность по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов данного государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему.
Виды систематизации:
а) внутренняя систематизация;
б) внешняя систематизация.
Цель внутренней систематизации – внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве.
Цель внешней систематизации – внешняя обработка нормативных актов, их классификация.
Функции систематизации:
позволяет обозреть весь массив действующего законодательства;
выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства);
повышает эффективность законодательства;
делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы);
способствует изучению, исследованию законодательства;
способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).













ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА

Толкование права— это деятельность по раскрытию содержания .правовых норм.
Различают
1) толкование-уяснение, т. е. раскрытие содержания нормативного предписания "для себя";
2) толкование-разъяснение, т.е. раскрытие содержания нормативного предписания "для других".
Необходимость толкования обусловлена изложением содержания норм права в текстах нормативно-правовых актов и иных актах-документах, относящихся к источникам права. Формулировки норм права отличаются краткостью, лаконичностью, использованием специальной терминологии. Правильное уяснение смысла текстуальных формулировок норм права всегда требует высокого уровня мыслительной деятельности.
Толкование норм права — важное звено в процессе их применения. Например, вынесению решения по юридическому делу судом всегда предшествует юридическая оценка фактических обстоятельств данного дела. Эта оценка предполагает предварительный скрупулезный анализ содержания соответствующих юридических норм. Установление не мнимого, а действительного содержания норм права при анализе текстов законоположений может быть связано с использованием описанных в специальной юридической литературе способов толкования: грамматического, логического, систематического, исторического. Субъектами толкования могут быть юристы-практики, юристы-ученые и вообще любые лица. Но значение разъяснения содержания законоустановлений всегда различно по юридической обязательности
Толкование-разъяснение может иметь официальный и неофициальный характер. Официальное толкование определенным положениям нормативно-правового акта может дать орган, издавший этот акт (например, Верховная Рада Украины), либо орган, которому соответствующим законом предоставлено право официального толкования норм права (например, Конституционный Суд Украины). Акты официального толкования обязательны к применению в случаях решения юридических дел, связанных с нормами, которые было дано такое толкование.
К числу таких актов относятся, например. Постановление Верховного Совета Украины от 24 декабря 1993 г. "О толковании Закона Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине", Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 1994 г, №423 "О некоторых вопросах применения статей 4, 15 и 27 Закона Украины "О государственной службе" и др.








ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Правоотношение – это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Основные признаки правоотношения:
• Правоотношение представляет собой вид социальной связи (юридическая связь) субъектов социального общения;
• Правоотношение возникает на основе норм права, то есть правоотношение – это не всякое фактическое отношение, а только то которое урегулировано нормами права;
• Субъекты правоотношения обладают взаимосвязанными (взаимными) юридическими правами и обязанностями;
• Правоотношение является двусторонней юридической связью, то есть осуществляется через взаимные юридические права и обязанности;
• Правоотношение существует постольку, поскольку участники являются носителями соответствующих прав и обязанностей;
• Правоотношение является волевой юридической связью, то есть является результатом волеизъявления обеих сторон правоотношения, либо одной из его сторон;
• Правоотношение – индивидуализированная юридическая связь, поскольку индивидуальны его субъекты, объект.
• Правоотношение гарантируется государством: в случаях предусмотренных законом или договором, исполнение неисполненных или ненадлежащее исполненных обязанностей, защита, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношения обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Виды правоотношений
Например, различают:
• По отраслевому признаку – конституционные, гражданские, административные и т.д.;
• По уровню правового регулирования – материальные (гражданские, уголовные), процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные);
• По характеру юридической обязанности – активные (совершаются определенные действия в пользу управомоченного), пассивные (не совершаются определенные действия в пользу управомоченного);
• По количественному составу участников – простые (возникают между двумя субъектами), сложные (возникают между тремя и более субъектами);
• По продолжительности действия – кратковременные, долговременные (длящиеся);
• По степени определенности сторон – относительные (поименно определены все управомоченные и обязанные субъекты правоотношения), абсолютные (конкретно определен управомоченный субъект, абсолютно все иные лица – лица правообязанные, то есть обязанные воздерживаться от нарушения интересов управомоченного субъекта).
• По характеру распределения прав и обязанностей – односторонние (одна сторона правоотношения имеет только права, другая – только обязанности), двусторонние (обе стороны имеют как права, так и обязанности).



















СОСТАВ (СТРУКТУРА) ПРАВООТНОШЕНИЯ

Состав (структура) правоотношения – это его внутреннее строение.
Структурные элементы правоотношения:
• Содержание;
• Субъекты;
• Объекты.
Содержание (юридическое) правоотношения – это субъективные права и юридические обязанности сторон (субъектов) правоотношения.
Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) поведения лица (управомоченного).
Юридическая обязанность – это вид и мера должного (требуемого) поведения лица (правообязанного).
Субъекты правоотношения («субъекты права») – это участники (стороны) правоотношения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...