Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мировой рынок: понятие, структура, особенности.
Мировой рынок – сфера обмена между государственно-обособленными национальными экономиками. Мировой рынок сформировался в основном как товарный, а после образования мирового хозяйства стал расширяться и принял более развитые формы: наряду с товарным возникают рынки капиталов, рабочей силы, валют, услуг. Объем и направления товаропотоков мирового рынка отражают характер международного разделения труда. Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. Основные элементы структуры мирового рынка: – международный рынок товаров, который включает международный рынок предметов потребления, международный рынок продовольствия, международный рынок машин и оборудования, международный рынок сырья; – международный рынок капиталов, включающий, в свою очередь, международный рынок ссудных капиталов, международный рынок акций, международный рынок облигаций; – международный рынок рабочей силы, состоящий из международного рынка рабочих и международного рынка специалистов; – международный рынок услуг, элементами которого выступают международный рынок лицензий и ноу-хау, международный рынок инжиниринговых, транспортных, туристических, рекламных, страховых услуг, международный рынок программ математического обеспечения ЭВМ; – международный рынок валюты. Мировой рынок обладает рядом специфических черт по сравнению с национальным, к которым относятся: 1) мобильность ресурсов, товаров и услуг, которая на мировом рынке значительно ниже, чем на национальном; 2) движение товаропотоков на мировом рынке в большей степени, чем на внутреннем, подвергается политическому вмешательству и контролю со стороны государства; 3) существование собственной системы цен, называемых мировыми ценами; 4) использование своей валюты каждой страной в процессе расчетов на мировом рынке, что требует корректировки обменных курсов национальных валют относительно паритета покупательной способности. Меры, используемые государством или группой государств в сфере внешнеторговой деятельности, составляют содержание внешнеторговой политики. Ее основными элементами выступают протекционизм, система свободной торговли, демпинг. Протекционизм – это деятельность государства, способствующая развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Современная система протекционистских мер охватывает следующие основные направления: 1) таможенное обложение, затрудняющее ввоз и вывоз определенных видов продукции; 2) нетарифные барьеры, представляющие собой совокупность прямых и косвенных ограничений внешнеэкономической деятельности при помощи системы экономических, политических и административных методов; 3) средства государственного стимулирования экспорта в виде прямых дотаций и льготных экспортных кредитов. Свободная торговля – это торговля, не ограничиваемая какими-либо барьерами. Демпинг – это экспорт по "бросовым" ценам, значительно ниже нормальных, целью которого является подавление конкурентов. Международные экономические отношения Беларуси можно подразделить на две группы: 1) экономические связи со странами СНГ; 2) экономические связи с дальним зарубежьем. Поскольку каждая из этих групп мирохозяйственных связей имеет свою специфику, кратко остановимся на их характеристике и проблемах, возникающих на пути их развития. Специфика сложившейся структуры хозяйства Беларуси, промышленность которой ориентирована на ввоз сырья и комплектующих изделий и вывоз готовой продукции, делает ее в значительной степени зависимой от внешнего мира. Прежде всего это касается стран СНГ, зависимость от которых создавалась десятилетиями. Поскольку быстрая переориентация экспорта и импорта республики в ближайшее время маловероятна в силу объективных причин, основной упор во внешнеторговой политике по-прежнему делается на эту группу стран, и прежде всего на Россию. Следует отметить, что процесс восстановления разорванных экономических связей стран СНГ протекает достаточно сложно в силу ряда причин. Это углубление кризисных явлений практически во всех странах СНГ, трудности во взаимных расчетах, задолженность за поставленную продукцию, использование во внешнеторговой политике элементов тарифного и нетарифного регулирования (квоты, лицензии, таможенные пошлины, плата за транзит), гиперинфляция, появление национальных валют и т.д. В перспективе предполагается усиление интеграции стран СНГ, создание экономического сообщества или экономического союза, сформированных на принципах общего экономического пространства, проведения согласованной бюджетной, денежно-кредитной, валютной и таможенной политики, а также политики в области государственного регулирования поставок важнейших видов продукции для нужд государств – членов экономического союза. Экономический союз должен создаваться путем поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ, создания межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного и валютного союзов, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Если развитие мирохозяйственных связей со странами СНГ наталкивается на значительные трудности, то в еще большей степени это относится к странам дальнего зарубежья. Следует отметить, что современные тенденции в мировой экономике не благоприятствуют интеграции Республики Беларусь в международное разделение труда. Западные страны не стремятся поощрять производство высокотехнологичной продукции в странах бывшего СССР, чтобы избежать конкуренции на рынках соответствующей продукции. В условиях либерализации мировой торговли сохраняются "технологический протекционизм", т.е. сдерживание обмена новейшей технологией, а также различные тарифные и нетарифные барьеры для проникновения наших товаров на рынки западных стран. Кроме того, снижение активности внешнеэкономической деятельности республики обусловлено ухудшением материальных предпосылок, вызванным распадом СССР; отсутствием опыта самостоятельного выхода на внешний рынок; неразвитостью соответствующей инфраструктуры, неэффективностью экспортной специализации, сложившейся без учета минерально-сырьевой базы и геополитического положения республики; низкой конкурентоспособностью наших товаров; неэффективностью использования рычагов рыночной экономики. Несмотря на это необходимость интеграции Беларуси в мировой рынок очевидна. Долгосрочная стратегия развития внешнеэкономических связей республики предусматривает поэтапное повышение открытости экономики по мере создания конкурентоспособного экспортного потенциала и перехода к рыночной экономике; последовательное уточнение приоритетов на основе поиска альтернативных источников обеспечения энергоносителями, сырьем и взаимовыгодного сотрудничества. В качестве основных направлений внешнеэкономической стратегии и политики Республики Беларусь выделяются создание благоприятных внешних условий для формирования социально ориентированной рыночной экономики и интеграции страны в европейскую и мировую хозяйственную систему в качестве равноправного члена и партнера; активизация двух- и многостороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды; расширение участия в работе международных организаций. 5. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 179. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |