Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы.
Усиление и взаимозависимость национальных экономических механизмов опираются на развивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства, осуществляемая на основе международной производственной кооперации и специализации производства. На международную арену выходят не только начальная и конечная стадии воспроизводства, но и центральное его звено – сам процесс производства. На этой основе взаимосвязи национальных экономик резко усиливаются, а само участие в международном разделении труда в современных условиях проявляется как предпосылка нормального развития производства. Становится невыгодным обеспечивать все потребности производства отдельной страны собственными силами. Следствием перемещения центра тяжести мирохозяйственных связей из сферы обращения в сферу производства является то, что в настоящее время трудно найти крупную отрасль национального хозяйства, которая бы не зависела от международных условий производства. Сфера международного разделения труда охватывает все формы специализации: – отраслевую (на экспорт работает определенная отрасль экономики); – межотраслевую, или предметную (на экспорт выпускается отдельный продукт, при производстве которого страна обладает технико-экономическими преимуществами); – подетальную, или внутриотраслевую (страна специализируется на выпуске части какого-либо продукта). Переход в последние десятилетия развитых стран на новую технологическую базу, создание новых информационных коммуникаций, возникновение современных средств связи сопровождаются бурным развитием таких форм интернационализации, как интернационализация валютных и финансово-кредитных отношений, а также научных и технических исследований. Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни, ее качественно новым этапом является международная экономическая интеграция, представляющая собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики. К основным формам интеграционных объединений относятся: – зона свободной торговли, которая означает взаимную либерализацию экспортно-импортных операций стран-участниц. Каждая из стран сохраняет свои торговые барьеры по отношению к третьим странам, а также таможенный контроль на границах стран-участниц; – таможенный союз, в результате которого внутри группировки свободно перемещаются товары и услуги (что ликвидирует необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах), а в отношении третьих стран проводится единая таможенная политика; – общий рынок, означающий ликвидацию таможенных барьеров не только для движения товаров и услуг, но и для перемещения других факторов производства (миграции рабочей силы и капитала); – экономический союз, предполагающий кроме ликвидации таможенных барьеров проведение странами-участницами единой экономической политики и создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов; – валютный союз, означающий общие для всех стран-участниц валюту, центральный банк, единую экономическую и валютно-финансовую политику; – единое экономическое пространство, в рамках которого устраняются все ограничения в торговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров, услуг, гармонизируются стандарты и технические нормы. Наиболее ярким примером развития интеграции являются две интеграционные группировки, сформировавшиеся в Западной Европе. Это Европейский союз (ЕС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Если интеграционные процессы в ЕАСТ свелись к созданию зоны свободной торговли, то Европейский союз эволюционирует от таможенного союза к экономическому с перспективой создания валютно-экономического союза, а впоследствии и европейского экономического пространства. Показателями интернационализации хозяйственной жизни являются степень вовлеченности национальных хозяйств во всемирное разделение труда, интенсивность участия страны в международном обмене, которая определяется как экспортная или экспортно-импортная квота, т.е. отношение стоимости экспорта или экспорта и импорта к стоимости валового внутреннего продукта. Данные показатели характеризуют степень "открытости" экономики, ее вовлеченности в мирохозяйственные связи. Как правило, степень открытости выше в тех странах, которые более развиты экономически, больше зависят от импортного сырья и общий экономический потенциал которых невысок. Примером региональной интеграции является процесс создания экономического союза стран СНГ, договор о котором подписали главы государств СНГ в сентябре 1993 г. Он предусматривает поэтапное продвижение от ассоциаций свободной торговли к таможенному союзу, затем к общему рынку и валютному (денежному) союзу. Новым шагом на пути к экономическому союзу является договор России и Беларуси. Во взаимоотношениях стран-участниц СНГ проявляется такая глобальная тенденция, как стремление к транснационализации хозяйственной жизни. Это выражается в переориентации на международные стандарты, мировые цены, в организации транснациональных корпораций, расширении международной миграции рабочих и специалистов, создании международных научных центров и т.д. Становление и развитие современных производительных сил и экономических отношений между различными странами не может осуществляться без соответствующей всемирной инфраструктуры, отдельные элементы которой возникли еще при зарождении мировой торговли и формировании мирового рынка. Составными частями мировой инфраструктуры являются морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт с системой транспортных средств и условий их функционирования; трубопроводы для передачи нефти, газа и других продуктов; мировая сеть информационных коммуникаций. Они обеспечивают функционирование практически всех отраслей и сфер экономики. 4. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 154. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |