Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы.




Усиление и взаимозависимость национальных экономических механизмов опираются на развивающийся процесс интернацио­нализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе ми­рового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных опера­ций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства, осуществляе­мая на основе международной производственной кооперации и спе­циализации производства. На международную арену выходят не толь­ко начальная и конечная стадии воспроизводства, но и централь­ное его звено – сам процесс производства. На этой основе взаимо­связи национальных экономик резко усиливаются, а само участие в международном разделении труда в современных условиях проявля­ется как предпосылка нормального развития производства. Стано­вится невыгодным обеспечивать все потребности производства от­дельной страны собственными силами. Следствием перемещения центра тяжести мирохозяйственных связей из сферы обращения в сферу производства является то, что в настоящее время трудно най­ти крупную отрасль национального хозяйства, которая бы не зави­села от международных условий производства.

Сфера международного разделения труда охватывает все фор­мы специализации:

– отраслевую (на экспорт работает определенная отрасль эко­номики);

– межотраслевую, или предметную (на экспорт выпускается отдельный продукт, при производстве которого страна обладает технико-экономическими преимуществами);

– подетальную, или внутриотраслевую (страна специализиру­ется на выпуске части какого-либо продукта).

Переход в последние десятилетия развитых стран на новую тех­нологическую базу, создание новых информационных коммуни­каций, возникновение современных средств связи сопровождают­ся бурным развитием таких форм интернационализации, как ин­тернационализация валютных и финансово-кредитных отношений, а также научных и технических исследований.

Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни, ее качественно новым этапом является международная экономичес­кая интеграция, представля­ющая собой сближение и взаимоприспособление национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной эконо­мической политики. К основным формам интеграционных объединений относятся:

– зона свободной торговли, которая означает взаимную либе­рализацию экспортно-импортных операций стран-участниц. Каж­дая из стран сохраняет свои торговые барьеры по отношению к третьим странам, а также таможенный контроль на границах стран-участниц;

– таможенный союз, в результате которого внутри группиров­ки свободно перемещаются товары и услуги (что ликвидирует необходимость содержания таможенной службы на внутренних гра­ницах), а в отношении третьих стран проводится единая таможен­ная политика;

– общий рынок, означающий ликвидацию таможенных барье­ров не только для движения товаров и услуг, но и для перемеще­ния других факторов производства (миграции рабочей силы и ка­питала);

– экономический союз, предполагающий кроме ликвидации таможенных барьеров проведение странами-участницами единой экономической политики и создание системы межгосударствен­ного регулирования социально-экономических процессов;

– валютный союз, означающий общие для всех стран-участ­ниц валюту, центральный банк, единую экономическую и валютно-финансовую политику;

– единое экономическое пространство, в рамках которого ус­траняются все ограничения в торговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров, услуг, гармонизируют­ся стандарты и технические нормы.

Наиболее ярким примером развития интеграции являются две интеграционные группировки, сформировавшиеся в Западной Европе. Это Европейский союз (ЕС) и Европейская ассоциация сво­бодной торговли (ЕАСТ). Если интеграционные процессы в ЕАСТ свелись к созданию зоны свободной торговли, то Европейский союз эволюционирует от таможенного союза к экономическому с перспективой создания валютно-экономического союза, а впос­ледствии и европейского экономического пространства.

Показателями интернационализации хозяйственной жизни яв­ляются степень вовлеченности национальных хозяйств во всемир­ное разделение труда, интенсивность участия страны в междуна­родном обмене, которая определяется как экспортная или экс­портно-импортная квота, т.е. отношение стоимости экспорта или экспорта и импорта к стоимости валового внутреннего продукта. Данные показатели характеризуют степень "открытости" эконо­мики, ее вовлеченности в мирохозяйственные связи. Как правило, степень открытости выше в тех странах, которые более развиты экономически, больше зависят от импортного сырья и общий эко­номический потенциал которых невысок.

Примером региональной интеграции является процесс создания экономического союза стран СНГ, договор о котором подписали главы государств СНГ в сентябре 1993 г. Он предусматривает по­этапное продвижение от ассоциаций свободной торговли к тамо­женному союзу, затем к общему рынку и валютному (денежному) союзу. Новым шагом на пути к экономическому союзу является договор России и Беларуси.

Во взаимоотношениях стран-участниц СНГ проявляется такая глобальная тенденция, как стремление к транснационализации хо­зяйственной жизни. Это выражается в переориентации на междуна­родные стандарты, мировые цены, в организации транснациональ­ных корпораций, расширении международной миграции рабочих и специалистов, создании международных научных центров и т.д.

Становление и развитие современных производительных сил и экономических отношений между различными странами не может осуществляться без соответствующей всемирной инфраструктуры, отдельные элементы которой возникли еще при зарождении ми­ровой торговли и формировании мирового рынка. Составными частями мировой инфраструктуры являются морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт с си­стемой транспортных средств и условий их функционирования; трубопроводы для передачи нефти, газа и других продуктов; миро­вая сеть информационных коммуникаций. Они обеспечивают фун­кционирование практически всех отраслей и сфер экономики.

4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...