Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономические потребности: сущность и классификация (по 3-м и более признакам). Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.




Тема 4. Теория экономического выбора

4.1 Экономическое благо: сущность, свойства и роль в экономической системе. Классификация экономических благ (по 3-м и более признакам) и их характеристика.

4.2 Экономические потребности: сущность и классификация (по 3-м и более признакам). Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.

4.3 Экономические ресурсы и их виды. Противоречие между потребностями и экономическими ресурсами общества и пути его разрешения в рамках различных экономических систем.

4.4 Экономический выбор: сущность и условия. Границы производственных возможностей: сущность, характеристика и «кривая». Вмененные издержки: сущность и причины возникновения. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Экономическое благо: сущность, свойства и роль в экономической системе. Классификация экономических благ (по 3-м и более признакам) и их характеристика.

 

Экономические блага – блага, приносимые людям экономикой, полученные в результате общественного производства. Используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено.

 

Экономические потребности: сущность и классификация (по 3-м и более признакам). Классификация потребностей по А. Маслоу. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей.

 

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренним побудителем активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются вовлечениях, интересах, целях и, в конечном счёте, в поведении.

Человек, как правило, осознает свои потребности. Он понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности неудовлетворенны, то этот недостаток – неудовлетворенность желаний – становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны, и их можно классифицировать по следующим признакам:

1. По субъектам (носителям потребностям):

- удовлетворяемые индивидуально (лично);

- удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).

Первые индивидуальные потребности человека в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и др. Тогда как вторые коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.

2. По объектам (предметы, на которые они направлены):

- материальные потребности;

- духовные потребности.

3. По степени удовлетворения потребностей:

- конечные потребности;

- промежуточные потребности.

Конечные потребности – это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления – пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ, поэтому эти потребности считаются производственными, а блага их удовлетворяющие – средства производства (станки, оборудование, машины здания и т.д.).

4. По происхождению:

- первичные потребности;

- вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными, это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (пища, одежда, обувь, жилище, вода, воздух и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности – та часть человеческих нужд для удовлетворения которых необходимо производство, распределение; обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство. Они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы:

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (духи французские, яхта, самолет и т.д.).

2.Духовные (интеллектуальные – образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участие в управлении и др.).

Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 4.1.).

1. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания. Они включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.

2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности – это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, компетентности, признании.

 

5. Потребности в самовыражении– потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

 

Рисунок 4.1 – Иерархия потребностей по Маслоу

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы и это вполне закономерно.

 

В ХIX веке немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, длительного пользования, увеличивается.

 

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах, где падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.

Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышение потребностей.

Социально-экономические процессы общества проявляется в возвышении потребностей людей, которое протекает по двум направлениям:

- по горизонтали: что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильные телефоны, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.);

- по вертикали: качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.).

 

Все это находит выражение в законе возвышения потребностей.

 

Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более, что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется.

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 140.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...