Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Особенности хозяйствования предприятия в условиях совершенной конкуренции
ТЕМА 11.
ПРЕДПРИЯТИЕ (ОРГАНИЗАЦИЯ) В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНЦИИ
1. Конкуренция: сущность, виды и методы.
2. Особенности хозяйствования предприятия в условиях совершенной конкуренции.
3. Поведение предприятия (организации) в условиях монополии.
4. Особенности хозяйствования предприятия (организации) в условиях монополистической конкуренции.
5. Способы ведения конкурентной борьбы.
6. Маркетинг, как форма управления производством и реализацией товаров.
Конкуренция: сущность, виды и методы.
Существуют два вида конкуренции: совершенная и несовершенная. В основе их классификации лежит степень влияния отдельного продавца (или покупателя) на рыночную структуру. Если на рынке имеет место совершенная конкуренция, то ни один из продавцов не способен оказать существенного влияния на цену товара. Если это условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной. Первая присуща была эпохе свободной конкуренции, когда стихийный рынок был безраздельным регулятором производства и ему покорно повиновались миллионы мелких товаропроизводителей. Тогда рыночные цены действительно складывались под воздействием спроса и предложения. Основными чертами совершенной конкуренции являются:
- наличие значительной массы производителей и продавцов, предлагающих большую часть предложений зрелых групп общего рыночного объема данного товара;
- однородность предлагаемых на рынок товаров;
- отсутствие барьеров для создания новых и закрытия неэффективных производств;
отсутствие сговора на рынке с целью установления единых цен на продаваемые товары.
|
Различия между совершенной и несовершенной конкуренцией можно представить в такой таблице:
Совершенная
| Множество фирм, производящих
данный продукт.
Полная однородность производимой продукции.
Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала.
Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями.
| Отсутствие контроля над ценами
| Несовершенная
1. Монополия
(чистая)
| Данный продукт производится
только одной фирмой (отрасль
состоит из одной фирмы)
| Высокая степень
контроля над ценами
| 2. Дуополия
| Производство данного вида продукции сосредоточено на двух фирмах.
Производится однородная продукция
| Частичный контроль
над ценами
| 3. Олигополия
| Относительно небольшое количество фирм, производящих данный
вид продукции.
Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции)
| Частичный контроль
над ценами
| 4. Монополисти-
ческая конкуренция с дифференциацией
продукта
| Множество производителей, много
действительных или воображаемых различий в продукции
| Особый контроль
над ценами
|
Эномическая эффективность — такое состояние дел, при котором невозможно произвести изменение с целью более полного удовлетворения желании одного человека, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний другого человека.
Эффективность в производстве — ситуация, в которой при наличном уровне знаний и данном количестве производственных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара.
Эффективность в распределении — ситуация, в которой невозможно путем перераспределения имеющихся количеств благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.
|
Особенности хозяйствования предприятия в условиях совершенной конкуренции
Критерий оптимальности Парето
| Эффективное потребление — такое распределение при данном предложении товаров, когда благосостояние одного лица может улучшаться только за счет ухудшения положения другого. Все распределения на кривой контрактов в ящике Эджуорта являются эффективным потреблением, Если потребление эффективное, предельная норма замещения (MRS) между любыми двумя товарами является единой для всех потребителей.
Кривая контрактов — соединение всех точек эффективного потребления в ящике Эджуорта.
Ящик Эджуорта — аналитический прием изучения эффективности потребления и производства.
Анализ общего равновесия — изучение равновесия на всех рынках одновременно с учетом их взаимосвязи.
Предельная норма трансформации (MRT) — показывает пропорцию, в которой экономика может отказаться от производства одного товара в пользу другого, находясь на кривой производственных возможностей.
Парето-эффективное распределение — распределение, при котором и производство, и потребление эффективны. При таком распределении предельная норма трансформации в производстве любых двух товаров равна предельной норме субституции в их потреблении.
Улучшение по Парето — перераспределение ресурсов, улучшающее благосостояние хотя бы одного лица без ухудшения для другого.
Анализ частичного равновесия — исследование равновесия на одном отдельно взятом рынке.
Эффективное производство — такое распределение факторов производства, когда увеличение производства одного товара возможно лишь за счет сокращения выпуска другого. Все распределения на кривой производственных возможностей и кривой контрактов в ящике Эджуорта являются эффективным производством. При эффективном производстве предельные нормы технологического замещения между любыми двумя парами факторов производства равны для всех предприятий (организаций)
Кривая производственных возможностей — при данном наборе факторов производства соединение всех точек, показывающих максимальный выпуск одного товара при данном уровне производства другого. Производство эффективно во всех точках кривой производственных возможностей.
Граница потребительских возможностей — график, показывающий максимальное количество полезности одного лица при данном уровне полезности другого.
Экономика благосостояния — экономическая теория, изучающая выгодность для общества тех или иных состояний экономики.
|
|