Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 13. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды




Понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Методы количественной оценки экономического ущерба. Методика определения предотвращенного экологического ущерба.

 

Контрольные вопросы

 

1. Объясните понятие экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

2. Какие методы количественной оценки экономического ущерба применяются в настоящее время?

3. Методология оценки предотвращенного экологического ущерба.

4. Каково назначение экономической оценки ущерба от загрязнения природной среды?

5. Какие методы используются для экономической оценки ущерба от загрязнения природной среды?

6. Как определить экономический оптимум загрязнения окружающей среды?

7. В чем заключается сущность укрупненного расчета экономического ущерба загрязнения природной среды?

8. Изложите методику прямого расчета оценки экономического ущерба загрязнения окружающей среды.

 

3.2. Содержание практических занятий

Практические занятия необходимы для углубленного изучения материала дисциплины и проводятся с целью привития навыков  самостоятельной работы над выявлением, ранжированием, разработкой и  реализацией проблем в области природопользования, приобретения навыков работы  с наглядными материалами, системного анализа социально-экономических процессов в направлении природопользования, определения основных направлений его развития. Для этого используются различные формы занятий: подготовка докладов и рефератов, решение практических  задач и организация дискуссий и др.

Содержание практических занятий по дисциплине «Экономика природопользования» приведено в табл. 1.

Таблица 1

Перечень тем практических занятий по изучаемой дисциплине

№ темы Наименование тем и их содержание Кол-во час Формируемые компетенции Методы преподавания Форма проведения
1 2 3 4 5 6
1 Понятие и сущность экономики природопользования 1/  - / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия ВЗ, РАР
2 Глобальный характер проблем природопользования на природную среду 1 / -  / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, деловая игра, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
  3 Антропогенное воздействие на природную среду 1 / 1 / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Деловая игра, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
4 Воздействие нефтегазового комплекса на окружающую среду 1 / 1 / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
5 Природные ресурсы как объект экономики природопользования 1 / 1 / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, ситуационный метод, моделирование, решение задач ВЗ, РАР
6   Экономическая оценка природных ресурсов 1 / 1 / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия ВЗ, РАР
7 Природно-ресурсный потенциал России 1/ - / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, деловая игра, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
8 Система управления природопользованием в Российской Федерации. Государственный институциональный механизм управления 2/ - / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Деловая игра, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
9 Система управления природопользованием в Российской Федерации. Административно-контрольный механизм управления 2 / - / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
10 Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм управления 1/ - /- ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, ситуационный метод, моделирование, решение задач ВЗ, РАР
11 Экологические издержки хозяйственной деятельности 2 / - / - ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия ВЗ, РАР
12 Экономическая эффективность природоохранной деятельности 2 / 1 / 1 ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, деловая игра, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
13 Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды 2 / 1/ 1 ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44 Дискуссия, ситуационный метод, моделирование ВЗ, РАР
  Всего: 18 / 6 / 2      

*ВЗ – выполнение заданий (типовых, групповых, индивидуальных); РАР - расчетно-аналитическая работа.

3.3. Содержание самостоятельных работ

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Экономика природопользования» направлена на систематизацию, закрепление теоретических знаний, позволяющих сформировать научно-исследовательскую направленность студентов. Самостоятельная работа студентов способствует развитию познавательных способностей и активности, творческой инициативы студентов, самостоятельности, ответственности и организованности.

Содержание тем и трудоемкость самостоятельной  работы  по дисциплине «Экономика природопользования» приведено в табл. 2.

 

Таблица 2

Перечень тем для самостоятельной работы

 

№ темы Наименование темы Трудо-емкость (час.) Виды контроля Формируемые компетенции
1 3 4 5 6
1 Понятие и сущность экономики природопользования 3 / - / - Письменный опрос, устная защита ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
2 Глобальный характер проблем природопользования на природную среду 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
  3 Антропогенное воздействие на природную среду 3 / - / - Письменный опрос, устная защита ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
4 Воздействие нефтегазового комплекса на окружающую среду 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
5 Природные ресурсы как объект экономики природопользования 2 / - / - Письменный опрос, устная защита ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
6   Экономическая оценка природных ресурсов 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
7 Природно-ресурсный потенциал России 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
8 Система управления природопользованием в Российской Федерации. Государственный институциональный механизм управления 2/ - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
9 Система управления природопользованием в Российской Федерации. Административно-контрольный механизм управления 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
10 Система управления природопользованием в РФ. Экономический механизм управления 3 / - / - Письменный опрос, устная защита ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
11 Экологические издержки хозяйственной деятельности 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
12 Экономическая эффективность природоохранной деятельности 2 / - / - Письменный опрос, устная защита ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44
13 Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды 3 / - / - Решение задач, ситуаций ПК-37, ПК-38, ПК- 39, ПК-41, ПК-43, ПК-44

Всего:

36 / -/-    

3.4.  Задания  к выполнению контрольной работы для заочной формы обучения

           

Основной задачей контрольной работы по дисциплине «Экономика природопользования» является закрепление и дальнейшее углубление студентами теоретических знаний, овладение методикой научно-исследовательской работы, приобретение практических навыков в проведении эколого-экономической оценки, анализа результатов природоохранной деятельности отдельных предприятий или видов природоохранной деятельности какого-либо региона (например, Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО и пр.).

Контрольная работа – это письменная работа по определенной теме, подготовленная на основе изучения монографий, учебных пособий, периодических изданий, справочно-энциклопедической литературы, практического опыта и личных наблюдений. При написании контрольной работы студент должен стремиться к самостоятельному изложению материала.

Контрольная работа должна показать знание студентом курса «Экономика природопользования» и его отдельных разделов, умение применять знания при решении практических задач, способность самостоятельно анализировать и обобщать материалы, делать выводы, вносить и обосновывать свои предложения по разрабатываемой теме.

При написании контрольной работы студенту следует обратить внимание на следующие требования, предъявляемые к ее содержанию:

•   соответствие содержания темы;

•   полнота раскрытия темы;

•   последовательность и ясность изложения;

•   аккуратность во внешнем оформлении.

Основные критерии оценки контрольной работы:

1. Студент должен дать четкий развернутый ответ на теоретический

вопрос.

2. Студент должен грамотно и логично изложить основные идеи по  заданной теме, содержащиеся в нескольких источниках и сгруппировать их по точкам зрения.

3. Изложение контрольной работы допускается только научным стилем речи (разговорный стиль не допускается).

4. При проверке контрольных работ учитывается умение студента работать с литературой, навыки логического мышления, культура письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок.

5. Отрицательно оцениваются контрольные работы, основное содержание которых связано с представлением материала только одного источника, при небрежном и неправильном оформлении работы.

6. Если контрольная работа оценена отрицательно, то студент обязан взять ее на переработку и исправить указанные преподавателем замечания.

Требования к выполнению контрольных работ

После выбора темы студент должен наметить порядок ее выполнения. При этом работу можно разделить на следующие этапы:

· Ознакомиться с решением данных вопросов в монографиях, учебных пособиях, периодических изданиях, справочно-энциклопедической литературе и других документах.

· Систематизировать, обобщить, структурировать собранные материалы и подготовить их к написанию контрольной работы. Контрольная работа компонуется в следующем порядке:

1. Титульный лист (оформляется по правилам).

2. Содержание (должно быть сложным, состоять из глав и подпунктов).

3. Введение (основные вопросы, которые будут рассмотрены).

4. Основная часть.

5. Заключение (краткий итог работы, выводы, обобщения).

6. Список использованной литературы (оформляется по правилам).

Содержание составляется студентом самостоятельно после ознакомления с соответствующей литературой.

Теоретическая часть (10-12 страниц) должна содержать материал, раскрывающий тему работы. При этом материал должен излагаться таким образом, что первоначально рассматривается социально-экономическая сущность процесса, категории, понятия; затем излагаются организационные формы и методы, проводится сравнительный анализ различных взглядов на проблему.

Список литературы приводится в конце контрольной работы и составляется в алфавитном порядке. Использованные источники литературы указываются с учетом следующих правил: фамилия автора, его инициалы, название работы, место издания, издательство, год издания. При оформлении Интернет-источников сначала указывается название сайта, а затем через две черты (//) адрес сайта.

После написания и оформления работа сдается на проверку. Если работа не отвечает требованиям, она возвращается студенту на доработку.

По контрольной работе, после ее проверки, проводится собеседование. Без зачтенной контрольной работы студент к сдаче экзамена (зачета) не допускается.

Если при написании или оформлении контрольной работы у студента возникают затруднения, то он может обратиться за консультацией на кафедру.

Требования к оформлению контрольных работ

При написании контрольной работы студенту следует обратить внимание на следующие основные требования, предъявляемые к ее оформлению.

1. Контрольная работа выполняется на бумаге формата А4 в печатном виде только на одной стороне листа в текстовом редакторе «Microsoft Word» шрифтом «Times New Roman», размером № 14, межстрочное расстояние – 1,5 интервала. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 25 мм. на одной стороне писчей бумаги форматом А4, размером 210х297 мм. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста и составлять 1,25 см.

2.  Заголовки записываются в виде заголовков прописными буквами. Точка в конце заголовка, а также таблицы, рисунка не ставится. Подчеркивать и переносить слова в заголовках не допускается.

3. После титульного листа помещают «Содержание», включающее наименования заголовков с указанием номеров листов. В содержании заголовки записываются строчными буквами.

4. Нумерация страниц контрольной работы - сквозная: первой страницей является титульный лист. Титульный лист, а также лист с «Содержанием», не нумеруются; номер страницы проставляется в правом верхнем углу листа арабскими цифрами без точки в конце.

5. Текст контрольной работы должен быть изложен от третьего лица (вместо «считаю» - «считается»).

6. Сокращения слов в тексте работы не допускаются, кроме общепринятых: руб., кг., %; и только вместе с цифрами. Единица измерения одного и того же параметра должна быть постоянной в пределах всего текста.

7. Выдержки и цитаты, приводимые дословно, заключаются в кавычки и делается сноска. Сноска может быть сделана на каждом листе работы с указанием автора, названием работы, местом и годом издания, или со ссылкой на список литературы в конце работы, указав в квадратных скобках в сноске тот номер, под которым значится этот источник. Например, [5, с.97], где 5 - номер источника по списку литературы, с.97 -страница источника, с которой взята цитата.

С подробными требованиями к оформлению курсовой работы можно ознакомиться в «Методических рекомендациях по оформлению студенческих работ», разработанных в ТюмГНГУ.

 

Тематика контрольных работ по вариантам (для заочной формы обучения)

 

Тема контрольной работы выбирается студентом самостоятельно по согласованию с научным руководителем. Настоящими методическими указаниями предлагается выполнить контрольную работу на одну из следующих тем.

1. Проблемы взаимодействия человеческого общества и окружающей среды.

2. Основы ресурсопользования.

3. Загрязнение окружающей среды.

4. Элементы микро- и макроэкономического анализа в природопользовании.

5. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды.

6. Экономический механизм управления природопользованием и природоохранной деятельностью в России.

7. Проблемы совершенствования административно-экономического механизма регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

8. Экологизация экономики как парадигма современного общества.

9. Основные проблемы, связанные с использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

10. Международное сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

11. Региональные экологические проблемы России.

Студенты могут выполнять контрольную работу на тему, не предусмотренную методическими указаниями, если она согласована с научным руководителем.

 

4. Задания к контрольным мероприятиям

1

Экономика природопользования как новое научное направление начала складываться в…

  середина 60-х – начало 80-х гг. ХХ века  
  конец 60-х – начало 70-х гг. ХХ века  
  конец 60-х – середина 70-х гг. ХХ века  
  начало 60-х – конец 70-х гг. ХХ века  

 

2

Объектом изучения экономики природопользования является…

  экономические отношения, складывающиеся между обществом и природой на разных уровнях (страна, регион и т.д.).  
  локальная эколого-экономическая система и эколого-экономические отношения в рамках этой системы.  
  эколого-экономическая система глобального масштаба и эколого-экономические отношения в рамках этой системы.  
  экологические последствия хозяйственной деятельности.  

 

3

К предметам изучения экономики природопользования не относятся…

 

  методы регулирования охраны окружающей среды.  
  все виды экономических отношений, складывающиеся в обществе.  
  методы регулирования рационального природопользования.  
  экономические последствия хозяйственной деятельности.  
  экономические отношения, складывающиеся между обществом и природой.  

 

4

Предметом изучения экономики природопользования является…

  методы регулирования рационального природопользования.  
  все виды экономических отношений, складывающиеся в обществе.  
  экономические последствия хозяйственной деятельности.  
  экономические отношения, складывающиеся между обществом и природой.  

 

5

Верно ли определение: «Экономика природопользования – это раздел экономической науки, который отражает формы производственных отношений, формирующихся в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды»?

Верно                 Неверно

 

6

Верно ли определение: «Экономика природопользования – это раздел экономической науки, который изучает и прогнозирует формы производственных отношений, которые могут сформироваться в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды»?

Верно                  Неверно

7

К объектам изучения экономики природопользования не относятся…

  локальная эколого-экономическая система и эколого-экономические отношения в рамках этой системы.  
  экологические последствия хозяйственной деятельности.  
  экономические отношения, складывающиеся между обществом и природой на разных уровнях (страна, регион и т.д.).  
  эколого-экономическая система глобального масштаба и эколого-экономические отношения в рамках этой системы.  

8

К числу основных принципов экономики природопользования относят…

  принцип гармонизации взаимоотношений общества и природы.  
  принцип оптимальности.  
  принцип справедливости.  
  принцип экологизации производства.  

9

Сочетание экологических и экономических интересов общества нашло отражение в следующих принципах экономики природопользования…

  принцип справедливости.  
  принцип комплексности.  
  принцип научности.  
  принцип экологизации производства.  

10

Выбор наилучшего варианта воспроизводства и охраны природных ресурсов предусматривает такой принцип экономики природопользования, как…

  принцип платности.  
  принцип гармонизации взаимоотношений общества и природы.  
  принцип оптимальности.  
  принцип экологизации производства.  
  принцип справедливости.  
  принцип комплексности.  

 

5. Рейтинговая система оценки по курсу «Экономика природопользования»

 

Рейтинговая система оценки

по курсу «Экономика природопользования» для студентов 2 курса

направления 38.03.01 «Экономика», профиль: «Экономика предприятий и организаций» на 3 семестр

Таблица 3

Максимальное количество баллов (накопительная система)

1-ый срок предоставления результатов текущего контроля 2-ой срок предоставления результатов текущего контроля 3-ий срок предоставления результатов текущего контроля Итого
0-40 0-40 0-20 100

 

Таблица 4

Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Задание 1. Используя раздаточный материал, ответить на вопросы по теме «Региональная экономика и управление». 0-7 2
2 Задание 2. Выполнить задания по теме «Экономическая оценка природных ресурсов» 0-9 4
3 Задание 3. Решение задач по теме «Экологические издержки хозяйственной деятельности» 0-10 5
4 Задание 4. Теоретический тест по пройденным темам. 0-14 6

ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ)

0-40  
5 Задание 1. Выполнить задания по теме «Экономическая эффективность природоохранной деятельности» 0-20 9
6 Задание 2. Решение задач по теме «Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды» 0-20 11

ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ)

0-40  
7 Задание 3. Защита индивидуального задания. 0-10 13
8 Задание 4. Теоретический тест по пройденным темам. 0-10 13

ИТОГО (за раздел, тему, ДЕ)

0-20  

ВСЕГО

0-100  

6. ГЛОССАРИЙ

 

Ассимиляционный потенциал – это способность окружающей природной среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в длительной перспективе.

Природно-ресурсный потенциал – это совокупность всех видов природных ресурсов, которые в настоящее время известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям.

Природные ресурсы –  важнейшие  компоненты    окружающей   среды,  используемые   в  процессе  производства  для  удовлетворения

материальных и культурных потребностей общества.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ - часть всей совокупности природных условий, используемых для поддержания жизни. Основные виды природных ресурсов - солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - 1. Вовлечение в общественное производство вещества, энергии и информации, содержащихся в компонентах природы, для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества (использование ресурсов природы для обеспечения жизни человека). 2. Совокупность всех форм эксплуатации человеком природно-ресурсного потенциала определенной территории (акватории) и мер по его сохранению. 3. Хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием отдельных видов природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду. 4. Использование живыми существами природной энергии, вещества и информации. Природопользование в отличии от природообустройства незначительно (не более 10%) меняет естественные потоки энергии и вещества.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - инициатор, заказчик хозяйственной или иной деятельности, хозяйствующий субъект, юридическое или физическое лицо, осуществляющее взаимодействие с природой. Природопользователь нового поколения - специалист с широким экологическим образованием.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ - предприятия, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (Об утверждении Методики исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод. Приказ Госкомэкологии России от 11.02.98 N 81).

Ресурсопользование - это использование недр для хранения ресурсов (отходов), для подземных коммуникаций и производственных объектов, как поглотителей отходов.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей (ГОСТ Р ИСО 14050).

Экологическая сертификация - деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям.

Экологическая экспертиза - установление соответствия хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологической экспертизы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ ОБЩЕСТВА - это обеспечение устойчивого функционирования экосистем, сохранения биоразнообразия животного и растительного мира, предотвращения неблагоприятных изменений климата и других негативных последствий хозяйственной или иной деятельности для окружающей природной среды(проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 11.10.2000).

Экологические ресурсы - совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере; это ресурсы, обладающие способностью без саморазрушения поглощать или разлагать антропогенные вещества (отходы) и устранять их вредное воздействие на процессы жизнедеятельности Земли.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ - систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информации об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в ходе этого процесса (ГОСТ Р ИСО 14050).

Экономика природопользования – это раздел экономической науки, который отражает формы производственных отношений, формирующихся в процессе использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Экономический механизм управления природопользованием - это совокупность плановых, финансовых, товарно-рыночных, организационно-административных и иных мер, воздействующих на поведение людей в сфере производства товарной продукции и способных создать материальную заинтересованность товаропроизводителей и иных участников процесса материального производства в соблюдении экологических требований.

 

7. ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1. Скачек К.Г. Основы недропользования и лицензирования месторождений нефти и газа [Текст] : учебное пособие / К. Г. Скачек, И. А. Пантелейко ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 48 с.

2. Хван Т.А. Экология. Основы рационального природопользования [Текст] : учебное пособие для бакалавров : для студентов вузов / Т. А. Хван, М. В. Шинкина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 319 с.

3. Шимова О.С. Экономика природопользования [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 361 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 354-357.

4. Экономика нефтяной и газовой промышленности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» / Л. П. Гужновский, Г. А. Чистякова, А. Е. Шарипова ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 160 с.

5. Экономика предприятия нефтяной и газовой промышленности: практикум : учебное пособие для вузов, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» / Л. П. Гужновский, Г. А. Чистякова, Е. М. Дебердиева ; ТюмГНГУ. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2009. - 123 с.

Дополнительная

6. Глушкова В.Г. Экономика природопользования [Текст] : учебник для бакалавров : для студентов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. - 588 с.

7. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы [Текст] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Финансы и кредит» / В. Г. Глушкова [и др.] ; ред.: В. Г. Глушкова, Ю. А. Симагин. - М. : КноРус, 2012. - 320 с.

8. Стратегия государственного управления недропользованием в Российской Федерации: (практическое предложения, подготовленные с применением приемов системного анализа) / Е. А. Козловский [и др.]. - Тюмень : ЗапСибНИИГГ, 2009. - 90 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение 3
2. Требования к результатам освоения дисциплины 3
3. Содержание курса 5
 3.1. Содержание лекционных занятий 5
3.2. Содержание практических занятий 12
3.3. Содержание самостоятельных работ 13
3.4. Задания к выполнению контрольной работы для заочной формы обучения 15
4. Задания к контрольным мероприятиям 18
5. Рейтинговая система оценки по курсу «Экономика природопользования» 21
6. Глоссарий 21
7. Литература 23

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...