Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Композиционная роль лирических отступлений




Лирические отступления
связанные с сюжетом прямо не связанные с сюжетом

Функции:

- переход от одного повествовательного плана к другому;

- приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью);

- обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования

Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»), из нескольких строф (прощание с читателем)

Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.

С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «довольно скучная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов

Второстепенные герои (столичное и провинциальное дворянство)

Две столицы в романе

Санкт-Петербург

Москва

Светское общество Петербурга отличает царство строгих правил, благопристойность, лицемерие и в то же время сдержанность и аристократизм, отсутствие вульгарности, упорядоченность.

• Татьяна отмечает «порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойный, И эта смесь чинов и лет».

Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определенную роль, играют ее в своем кругу:

• Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые...

• Неподвижность и нежелание меняться - вот основная характеристика Московского дворянства: «Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец...» • Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отече­ственной войне 1812 года): «Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». • Консерватизм барской Москвы, самодо­вольство московских кузин и юношей: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки...

Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Ге­рои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде.

Провинциальное дворянство

Основная характеристика - примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны.

Дядя Онегина

«Лет сорок с ключницей бранился, В окно смотрел и мух давил».

Ларины

«Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины...»; « ...им квас как воздух был потребен».

Мать Татьяны

«Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь - Все это мужа не спросясь».

Гости на именинах Татьяны

Глава 5 строфа 25, 26

«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков».

«Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов».

«Уездный франтик Петушков».

«И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут».

«На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы...»

«.. никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат...»

Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных ин­тересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и «говорящие» фамилии, что еще более усиливает общее впечатление об их примитивизме.

     

Почему герои не находят счастье?

• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна - «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». Онегин - «Нет: рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут «ни общих мнений,ни страстей».
• Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы
• Невозможность бороться за свое счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.
• Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идет на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что его ославят как труса сплетники.
• Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга. Все эти причины мешают счастью героев.

Роман «Евгений Онегин»

Тест

XXXVI

 

                   Но вот уж близко. Перед ними

                   Уж белокаменной Москвы

                   Как жар, крестами золотыми

                   Горят старинные главы.

                   Ах, братцы! как я был доволен,

                   Когда церквей и колоколен,

                   Садов, чертогов полукруг

                   Открылся предо мною вдруг!

                     Как часто в горестной разлуке,

                   В моей блуждающей судьбе,

                   Москва, я думал о тебе!

                   Москва... как много в этом звуке

                   Для сердца русского слилось!

                   Как много в нем отозвалось!

 

                               XXXVII

 

                   Вот, окружен своей дубравой,

                   Петровский замок. Мрачно он

                   Недавнею гордится славой.

                   Напрасно ждал Наполеон,

                   Последним счастьем упоенный,

                   Москвы коленопреклоненной

                   С ключами старого Кремля:

                   Нет, не пошла Москва моя

                   К нему с повинной головою.

                   Не праздник, не приемный дар,

                   Она готовила пожар

                   Нетерпеливому герою.

                   Отселе, в думу погружен,

                   Глядел на грозный пламень он.

 

                              XXXVIII

 

                   Прощай, свидетель падшей славы,

                   Петровский замок. Ну! не стой,

                   Пошел! Уже столпы заставы

                   Белеют: вот уж по Тверской

                   Возок несется чрез ухабы.

                   Мелькают мимо будки, бабы,

                   Мальчишки, лавки, фонари,

                   Дворцы, сады, монастыри,

                   Бухарцы, сани, огороды,

                   Купцы, лачужки, мужики,

                   Бульвары, башни, казаки,

                   Аптеки, магазины моды,

                   Балконы, львы на воротах

                   И стаи галок на крестах.

 

 

                             XXXIX.

 

                   В сей утомительной прогулке

                   Проходит час-другой, и вот

                   У Харитонья в переулке

                   Возок пред домом у ворот

                   Остановился.

              (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

 

В1.Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».

В2.Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».

В3.Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».

В4.Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?

В5.В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?

В6.Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?

В7.Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?

 

С1.Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?

 

С2.В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?

Примерные варианты сочинений










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...