Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЕРСОНАЖ ХАРАКТЕРИСТИКА (ДЕЙСТВИЕ)




А)Клещ 1)Читает книгу «Роковая любовь»
Б)Актер 2)Называет себя рабочим человеком, мечтает вырваться из ночлежки
В)Настя 3)Торгует пельменями на рынке
  4)Сначала не может вспомнить любимые стихи, а потом их вспоминает

В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении

 

ПЕРСОНАЖ РЕПЛИКА

А)Актер 1)«Я всю жизнь только переодевался – а зачем?»
Б)Барон 2)«Ушей вовсе нет у верблюда... он – ноздрей слышит».
В)Сатин 3)«Мне вредно дышать пылью... Мой организм отравлен алкоголем...»
  4)«Люблю непонятные, редкие слова».

В7. Как называется небольшое высказывание персонажа в пьесе?

 

С1. Как бы вы объяснили реакцию персонажей на слова Сатина, выраженную в самой большой ремарке отрывка?

С2. В каких еще произведениях так или иначе звучит вопрос «Зачем вы живете? Зачем?» и как эти произведения перекликаются с пьесой М.Горького «На дне»?

 

ЭПИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Типичные вопросы по эпическим произведениям

(// -такими двумя вертикальными косыми линиями отмечены варианты формулировки одного и того же задания)

1.Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»?Внутренний монолог

2.Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? // Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности?Эпитет

3.События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах?Рассказчик

4. Как называется род литературы, которому принадлежит произведение? Эпос

5. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? Повтор

6. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? Психологизм

7. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? Деталь

8.Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.// Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей?Композиция

9. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). Метафора

10. Укажите жанр, которому относится произведение. Роман, рассказ, повесть, сказка…

В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа?Портрет

В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?// Каким термином принято обозначать описание природы?Пейзаж

11.К какой жанровой разновидности относится роман? Социально-философский, психологический, социально-бытовой…

Автор создал обобщенный образ «маленького человека». Каким термином принято называть подобные образы?Тип

12. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом.

Перифраз

13. Знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения. Символ

14. Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? Экспозиция

15. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении?Сюжет

16.Каким термином обозначается заключительный компонент произведения?Эпилог

17. Художественное время и пространство – важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? Дом

18. Какая художественная категория позволяет предать сопряженность прошлого, настоящего и будущего? Время

19. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? Аллегория

20. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. Гротеск

21.Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища?Интерьер

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

РОМАН

Произведение Традиции Новаторство
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»    
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»    
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»    
И.С.Тургенев «Отцы и дети»    
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города»    
Л.Н.Толстой «Война и мир»    
Ф.И.Достоевский «Преступление и наказание»    
И.А.Гончаров «Обломов»    
М.А.Шолохов «Тихий Дон»    
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»    

Александр Сергеевич Пушкин

Роман «Капитанская дочка» (1836)
Жанр — роман
Метод — реалистический
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
«Капитанская дочка» — последнее прозаическое произведение Пушкина
Сюжет
На семнадцатом году жизни отец Петра отправляет его на военную службу. Петр в сопровождении слуги Савельича отправляется в Оренбург. В Симбирске, остановившись в трактире на ночлег, он знакомится с ротмистром Зуриным, которому проигрывает на бильярде крупную сумму — сто рублей
Подъезжая к Оренбургу, Гринев с Савельичем попадают в буран. Найти дорогу им помогает случайный человек, он выводит кибитку Гринева на постоялый двор. В благодарность за оказанную услугу Петр дарит незнакомцу свой заячий тулуп
Гринев приезжает в Оренбург и по назначению отправляется в Белогорскую крепость, которая на деле оказывается простой деревушкой, окруженной деревянным забором. Там он знакомится с комендантом крепости Иваном Кузьмичом Мироновым, его женой Василисой Егоровной и дочерью Машей. В доме Мироновых Гринев становится практически членом семьи, он влюбляется в дочь хозяев Машу Гринев сближается с поручиком Швабриным, который кажется ему образованным и интересным человеком. Вскоре между ними происходит ссора: поводом послужили стихи, написанные Гриневым Маше. Швабрин критикует стихи и нелестно отзывается о Маше. Между героями происходит дуэль, Гринев ранен. Маша ухаживает за ним и объясняет поведение Швабрина. Как оказалось, он претендовал на ее руку, но получил отказ. Петр пишет отцу о намерении жениться. Тот, имеющий «триста душ», не желает женитьбы своего сына на бесприданнице. Маша не хочет выходить за Гринева без благословения его родителей
Вскоре крепость захватывают мятежники во главе с Емельяном Пугачевым. Коменданта и других офицеров, не пожелавших присягнуть на верность самозванцу, вешают. Гибнет под ударом сабли и Василиса Егоровна. Швабрин переходит на сторону Пугачева. Гринева же Пугачев милует. Как оказалось, Пугачев и был тем бродягой, которому Гринев подарил тулуп
Пугачев отпускает Гринева и Савельича, сам же готовит наступление на Оренбург. Маша, заболевшая от потрясений, остается в крепости. По прибытии в Оренбург Гринев встречается с генералом и докладывает о случившемся. Гринев просит освободить Белогорскую крепость, однако генерал и другие военные считают это слишком рискованным мероприятием. Гринев получает письмо от Маши, в котором она сообщает ему, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу и отправляет ее к своим родителям в качестве невесты. Сам Гринев остается в армии
Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Представ перед судом, он уверен, что сможет оправдаться, однако его оговаривает Швабрин, заявляя, что Гринев — шпион, которого Пугачев отправил в Оренбург. Гринев осужден, его ждет позор и ссылка в Сибирь на вечное поселение, но Маша спасает его, обращаясь за милостью к самой императрице
Темы романа
Историческая Любовная
Основная тема — восстание Пугачева 1773–1774 гг. Частная тема — любовь и верность Петра Гринева и Маши Мироновой, Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны
Политематичность «Капитанской дочки»
В «Капитанской дочке» отражены все наиболее важные темы позднего периода творчества Пушкина: - место «маленького человека» в исторических событиях (Гринев, Маша); - нравственный выбор в сложных обстоятельствах (Иван Кузьмич, Швабрин, Гринев); - закон и милосердие (Пугачев и Гринев, императрица и Маша); - народ и власть; - тема семейных отношений (Мироновы, Гриневы)
Система эпиграфов
В романе 17 эпиграфов: один относится ко всему роману, 16 предпосланы главам
Эпиграфы несут важную смысловую нагрузку: отражают авторскую позицию, акцентируют тему, задают эмоциональную тональность, вводят повествование в контекст русской культуры
Большая часть эпиграфов (10 из 17) — из народного творчества. Это создает атмосферу народности и отражает содержание произведения
Общий эпиграф («Береги честь смолоду») определяет главную идею — в любых обстоятельствах необходимо хранить верность долгу и чести. Это отцовский завет главному герою перед началом его самостоятельной жизни. Эпиграф показывает общность взглядов автора и рассказчика
Эпиграфами к главам романа служат пословицы, народные песни, цитаты из произведений литературы XVIII в. (Я. Б. Княжнин, М. М. Херасков, Д. И. Фонвизин), часто в переработанном виде

Симметричность композиции

Две сюжетные линии
Историческая Частная
Описание восстания Емельяна Пугачева Отношения Петра Гринева и Маши Мироновой, семейная жизнь Мироновых и Гриневых
Два мира
Народный Дворянский
Во главе — Пугачев, выходец из народа. Военный совет у Пугачева — живое обсуждение, на котором принимается оптимальное решение Во главе — Екатерина II. Представитель — генерал. Военный совет дан сатирически, военная теория без понимания реальной ситуации приводит к губительному решению
Сопоставление сюжетных ситуаций
Маша Миронова оказывается в беде Петр Гринев оказывается в беде
Причина — суровые законы народного восстания Причина — законы дворянской государственности
Гринев спасает Машу, обращаясь за помощью к крестьянскому царю Маша спасает Гринева, обращаясь за помощью к императрице

Роман «Капитанская дочка»

Тест

Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела... "Стой! стой!" раздался голос, слишком мне знакомый, - и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. "Батюшка, Петр Андреич!" - кричал дядька. - "Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен..." - А, старый хрыч! - сказал ему Пугачев. - Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок. "Спасибо, государь, спасибо, отец родной!" - говорил Савельич усаживаясь. - "Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану". Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал  или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге. Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему всё; Пугачев мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом... Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом: "О чем, ваше благородие, изволил задуматься?" - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. "Что ж?" - спросил Пугачев. - "Страшно тебе?" Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь. "И ты прав, ей богу прав!" - сказал самозванец. - "Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился", - прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, - "помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья". Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова… - А ты полагаешь идти на Москву? Самозванец несколько задумался и сказал в пол-голоса: "Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою". - То-то! - сказал я Пугачеву. - Не лучше ли тебе отстать от них самому, заблаговременно, да прибегнуть к милосердию государыни? Пугачев горько усмехнулся.      - Нет, - отвечал он; - поздно мне каяться.Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удается! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою.     - А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили! -Слушай,- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! - Какова калмыцкая сказка? - Затейлива, - отвечал я ему. - Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину. Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути...

                                                                  А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

 

В1. Куда отправились герои фрагмента?

В2. От чьего лица ведётся повествование в романе?

В3.Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?

В4. Укажите название композиционного элемента текста, который занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя речевое обращение персонажей.

В5. Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?

В6. Как в литературоведении называют средство иносказательного изображения отвлечённой идеи при помощи конкретного образа, использованный в сказке, которую рассказал Пугачёв?

В7. Укажите название изобразительного средства: «унылая песня», «по гладкомузимнему пути» и др.

В8.Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...