Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ




ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ИФФ

ТЕМА 1. КУЛЬТУРА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

1. Понятие «культура» и её сущность.

2. Морфология культуры.

3. Функции культуры.

 

Культура – многогранное и сложное явление, которому очень трудно дать универсальное определение. Используя словари, энциклопедии и учебную литературу, приведите 3-4 определения культуры, которые, на ваш взгляд, имеют принципиальные расхождения по содержанию. Выясните в чём именно заключается отличие определений и попытайтесь объяснить почему в один и тот же термин вкладывают разные значения. Сравните термины «культура» и «антикультура».

Среди учёных нет единой точки зрения не только по поводу определения культуры, но и по вопросу о её структуре. Культура может быть структурирована по разным основаниям в зависимости от того или иного критерия, который берётся за основу. Поэтому, приступая к рассмотрению второго вопроса, необходимо знать, что такое морфология культуры и как она представлена у разных исследователей. Прочтите рекомендуемую литературу и составьте в виде схем структуры культуры, представленные Э.А. Орловой, А.С. Карминым, А.Н. Марковой, Г.В. Драчом, А.А. Радугиным, Б.А. Эренгросс, А.Я. Флиером и др. Сравните эти схемы и выберите ту, которая более полно раскрывает морфологию культуры. Обоснуйте ваш выбор.

Отдельного внимания заслуживает проблема функционального значения культуры в жизни общества. Авторы выделяют разные функции культуры. Проанализируйте их и обоснуйте правомерность существования этих функций.

 

Список рекомендуемой литературы к теме № 1:

  1. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: уч. для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
  2. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПБ.: Питер, 2007. – 464 с.
  3. Кравченко А.И. Культурология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 496 с.
  4. Культурология: уч. пособие / под ред. В.А. Фортунатовой, Л.Е. Шапошникова. – М.: Высшая школа, 2003. – 303 с.
  5. Культурология / под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Изд-во Оникс, 2007. – 480 с.
  6. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010. – 566 с.
  7. Культурология. История мировой культуры: учеб.пособие для вузов / под ред. проф., д.э.н. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224 с.
  8. Культурология: уч. пособие / сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.
  9. Культурология: уч. пособие для студентов вузов / под ред. д.ф.н. Г.В. Драча. – Р-на-Д.: Изд-во Феникс, 2001. – 608 с.
  10. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001. – 511 с.
  11. Орлова Э.А. Морфология культуры // Культурология. XX век: Словарь / под ред. С.Я. Левит. – СПб.: Университетская книга, 1997. С. 293.
  12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие для магистрантов. – М.: Согласие, 2010. – 672 с.

 

Термины и понятия:

Антикультура, артефакт, духовная культура, культура, материальная культура, морфология культуры.

 

ТЕМА 2. ЯЗЫКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ

1. Понятие «язык культуры» и его роль в межкультурном диалоге.

2. Виды языков культуры:

2.1. Естественные;

2.2. Искусственные;

2.3. Вторичные.

3. Сравнительная характеристика знака и символа.

 

Одной из важных категорий в изучении и понимании культуры являются языки культуры, позволяющие читать тексты культуры. Определив сущность понятия «язык культуры», выясните его функции и роль в общении между культурами разных эпох и в диалоге между разными культурами, существующими в одном хронологическом периоде. Попытайтесь ответить на вопрос: язык является продуктом культуры, частью её структуры или условием существования?

В современной культурологии сложилась общепринятая классификация языков культуры, согласно которой выделяют естественные, искусственные и вторичные языки. Охарактеризуйте каждый из видов языков культуры. Укажите особенности вербального и невербального языков. Назовите науки, занимающиеся изучением проблем языка. В связи с этим раскройте возможные проблемы межкультурной коммуникации (обмен знаками), в течение которой может возникнуть определённая неадекватность понимания, иная интерпретация знаков, влияющие на искажение исходного смысла.

Изучая данную тему, необходимо уделить серьёзное внимание понятиям «знак» и «символ», которые зачастую не разделяют и используют как синонимы. Дайте определение этим терминам, приведите примеры знаков-индексов, иконических знаков и знаков-символов. В чём заключается различие идеографического письма от пиктограммы и алфавитного письма? Внимательно проанализируйте таблицу № 2 в учебнике под ред. Н.Г. Багдасарьян [5, С. 114-115], которая позволяет разобраться в природе происхождения и особенностях существования таких явлений как знак, символ, метафора. Определите роль культурного кода в постижении культуры.

 

Список рекомендуемой литературы к теме № 2:

  1. Азимов А. Язык науки. – М.: Мир, 1985. – 280с.
  2. Гуревич П.С. Культурология: уч. для вузов. – М.: Проект, 2003. – С. 90-104.
  3. Кассирер Э. Опыт о человеке // Человек. – 1990. - № 3.
  4. Кравченко А.И. Культурология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 496 с.
  5. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010. – 566 с.
  6. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001. – С. 98-115.
  7. Медников Б.М. Гены и мемы – «субъекты» эволюции // Человек. – 1990. - № 4.
  8. Михайлов А.В. Языки культуры: учеб.пособие. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 910 с.
  9. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. – СПб.: РХГИ, 2000. – 343 с.
  10. Петров М.К. Язык, знак, культура. – М.: УРСС, 2004. – 328 с.
  11. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие для магистрантов. – М.: Согласие, 2010. – 672 с.

 

Термины и понятия:

Алфавитное письмо, вербальный язык, вторичный язык, герменевтика, естественный язык, знак, идеограмма, идеографическое письмо, искусственный язык, культурный код, метафора, невербальный язык, пиктограмма, семиотика, символ, язык культуры.

 

ТЕМА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ

1. Ценности и их виды.

2. Регулятивы и ценности.

3. Культурные нормы и механизмы социального контроля.

4. Ментальность, её особенности и уровни.

 

Приступая к изучению этой темы, раскройте сущность термина «ценности», а также определите какие явления (материальные или духовные) можно отнести к этому разряду? Будут ли являться схожими понятия ценность и высокая цена, ценность и полезность, ценность и знание о ней? Значимый объект имеет ценность или является ценностью? Разбирая вопрос о видах ценностей, постарайтесь определить критерии, по которым ценности подвергаются конкретным классификациям. Дайте характеристику финальным, инструментальным и производным ценностям.

Определите значение регулятивов в обществе, их отношение к ценностям. Что подразумевается под культурными нормами? В чём заключаются их функции? Зачем нужны механизмы социального контроля?

Объясните сущность термина «ментальность» (менталитет), перечислите её характерные черты и уровни.

Подготовьте доклады с презентациями (7-10 мин.) по следующим темам:

1. Рыцарский кодекс поведения.

2. Нормы и ценности испанской инквизиции.

3. Кодекс дворянской чести.

4. Светский этикет.

5. Кодекс поведения военнослужащих.

 

Список рекомендуемой литературы к теме № 3:

  1. Драч Г.В., Штомпель О.М., Штомпель Л.А., Королёв В.К. Культурология: уч. для вузов. – СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
  2. Кравченко А.И. Культурология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 496 с.
  3. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Изд-во Юрайт; Высшее образование, 2010. – 566 с.
  4. Культурология: Учеб.для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2001. – 511 с.
  5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: уч. пособие для магистрантов. – М.: Согласие, 2010. – 672 с.

 

Термины и понятия:

Антиценности, групповые нормы, инструментальные ценности, культурные нормы, ментальность (менталитет), общекультурные нормы, производные ценности, регулятивы, ролевые нормы, финальные ценности, ценности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...