Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ




ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ.

1) комплексность:

оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

2) содержательность и позитивность:

оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства,раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные оценки;

3) определённость:

оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены исогласованы перед её выполнением;

4) открытость:

оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

5) объективность:

оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений

субъективных ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначновследствие её открытости и определённости;

6) диагностичность:

оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему

предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его жеуспехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

7) технологичность:

оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителеми учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполненияучебного задания и этапом анализа её результатов.

ПРАВИЛА ОЦЕНИВАНИЯ

1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное,

действие.

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

3-е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий — задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится своя отдельная оценка.

4-е правило. Где фиксировать результаты? Оценки (и их часть) выставляются в таблицу (в рабочую тетрадь педагога).

5-е правило. Когда ставить отметку? За проект в конце изучения ОРКСЭ по чтению или окружающему миру.

6-е правило. По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Необязательный максимальный уровень — решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либосамостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений можно использовать

· тестовые диагностические работы;

· текущие проверочные работы.

 

Привычную форму письменной контрольной работы можно дополнить такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

- результаты учебных проектов.

Результаты обучения фиксирую в специально разработанных технологических картах (листах достижений ученика). Качество усвоения знаний и умений можно оценивать  следующими видами оценочных суждений:

- «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

- отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию представляются следующим образом:

 оценивание по системе «зачет-незачет»;

 вербальное поощрение,

 похвала,

 одобрение,

 интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

В конце урока предлагаю всему классу определить, какие варианты ответов оказались наиболее точными, интересными, помогли выполнить задание.

Авторы этих коллективных решений поощряться: им даётся смайлик.Дополнительным способом оценивания учебных результатов и деятельности учеников является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под  руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия иуважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляциисвоих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорныхситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболееэффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построениярассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон исотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание ихзначения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционныхрелигиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлениироссийской государственности; формирование первоначального представления оботечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.

 

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен предметному содержанию научного знания. Выявление такого «познавательного профиля» и является основой для составления траектории развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы впортфолио (или карте наблюдения)  ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

 

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

 

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:

 

Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я... Всегда Иногда Никогда
Предлагал новые идеи и направления      
Определял цели, ставил задачи      
Ждал помощи от участников группы      
Принимал участие в совместной работе      
Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения      
Помогал группе в выборе правильных решений      
Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы      
Находил и исправлял ошибки      
Оказывал помощь, откликался на работу других      
Преодолевал трудности, добивался достижения результата      
Осознавал ответственность за общее дело      
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения      

 

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

 

Таблица 2. Лист самооценки урока [Тема урока или внеклассного мероприятия] 1. На уроке мне больше всего понравилось…______________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. На уроке мне не понравилось… _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Из урока мне запомнилось…__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Мне захотелось узнать больше о….____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы
учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) всоответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания.

После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы.

Например:

·активная работа на уроке — 1 балл,

·выполнение домашнего задания — 2 балла,

·активное участие в групповой работе — 2 балла,

·выполнение творческого задания — 3 балла,

·выполнение дополнительного задания — 3 балла,

·составление проекта — 4 балла и т. д










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...