Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 16. Драйверы и минискрипт




В начале семидесятых годов психолог Таиби Кейлер сделал чрезвычайно интересное открытие. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Кейлер стал непрерывно фиксировать слова, тон голоса, жесты, положение тела и выражение лица своих клиентов. Он обнаружил существование четко определенных наборов поведения, которые проявляются людьми перед тем, как войти в какое-либо сценарное поведение. Кейлер и его коллеги составили список из пяти таких непрерывных поведений, которые они назвали драйверами.

Дальнейшие исследования показали, что связанное с драйверами поведение, является частью более широкого паттерна поведения, который Кейлер назвал минискриптом (минисценарием). Минискрипт представляет собой определенную последовательность сценарного поведения, чувств и убеждений, которая проигрывается от нескольких секунд до нескольких минут. В течение короткого промежутка времени минискрипт воспроизводит весь жизненный сценарии человека. Поэтому каждый раз, когда я проигрываю минискрипт, то тем самым усиливаю свой сценарный процесс, а когда выхожу из своего сценарного паттерна, то способствую ослаблению сценарного процесса.

Пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Наблюдая за паттернами драйверов какого-нибудь человека, можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс. Таким образом, умение обнаруживать пять драйверных поведений дает нам много информации о человеке за короткий промежуток времени. В этой главе мы рассмотрим способы обнаружения драйверов, их роль во всем жизненном сценарии, а также последовательность осуществления минискрипта.

Способы обнаружения драйверного поведения. Известны пять драйверов: Будь лучшим, Радуй других, Старайся, Будь сильным, Спеши. Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица.

Вам уже известно, как использовать эти сигналы в поведенческом анализе эго- состояний. Для обнаружения драйверного поведения необходимо сжать вашу временную шкалу, так как драйверное поведение обычно проявляется в течение от половины до одной секунды. Для подобного анализа, если вы не привыкли к нему, требуется определенная практика, однако с течением времени умение наблюдать процесс за такой краткий промежуток станет вашей второй натурой.

Тезис «не интерпретировать» применим здесь так же, как и в поведенческом диагнозе. Анализируйте то, что вы реально видите или слышите. Например, при наблюдении за мной вам, возможно, хочется сказать, что я выгляжу строгим. Какие изменения произошли с моим лицом, телом и голосом, позволившие вам сделать вывод о строгости? Видите ли вы, где у меня напряжены мышцы? Какой мой голос (низкий, высокий, громкий, резкий)? Приподняты или опущены брови? На что направлен взгляд? Что я делаю с руками? Чтобы научиться обнару­живать драйверы, наблюдайте за этими сигналами. В дальнейшем каждый драйвер будет снабжен перечнем характерных признаков.

Будь лучшим. Слова: человек с драйвером «Будь лучшим» будет часто употреблять вводные слова и предложения, например: «Сегодня, как я уже говорил, я расскажу вам о драйверах»; «ТА, можно сказать, является теорией личности». Кроме указанных вводных слов и предложений, в этом драйвере используются другие слова и выражения, которые служат в качестве определителей, однако не добавляют ничего нового к тому, что уже было сказано. К ним относятся: как бы то ни было, возможно, очевидно, несомненно, можно сказать, как мы видели. Другой характерный признак драйвера заключается в том, что говорящий может раскладывать что-либо по пунктам, например: «Тема нашего занятия сегодня — первое — драйверы; и — второе — их отношение к минискрипту».

Тон голоса: часто похож на Взрослого. Ровный, не высокий и не низкий.

Жесты: считает на пальцах. Рука подпирает или поглаживает подбородок в традиционной манере «мыслителя». Кончики пальцев касаются друг друга, образуя пирамиду (в виде буквы «Л»). Этот жест получил название «пирамида» (конус).

Положение тела: часто как у Взрослого — прямое.

Выражение лица: глаза смотрят вверх (реже вниз) и в одну точку, обычно в тот момент, когда делается пауза, как будто человек пытается прочитать правильный ответ, написанный где-то на потолке или на полу. В то же время рот слегка напряжен.

Радуй других. Слова: человек с этим драйвером использует противопоставления типа «высокое — но — низкое», которые являются характерными признаками сценария «После». Например: «Мне очень понравилась ваша лекция, но я не знаю, запомню ли то, о чем вы рассказывали»; «Какая классная вечеринка! Но каково мне будет завтра утром». Часто такой человек будет задавать такие вопросы: «Хорошо? У тебя нормально? Что-то вроде..? Типа..?».

Тон голоса: высокий, писклявый, обычно интонация в конце предложения повышается.

Жесты: разводит руками, кивает головой.

Положение тела: плечи приподняты и направлены вперед. Тело наклонено к собеседнику.

Выражение лица: человек с драйвером «Радуй других» часто будет смотреть на вас из-под бровей, опустив лицо немного вниз.

Старайся. Слова: человек с этим драйвером часто употребляет слова «стараться», «пытаться», «пробовать»: «Я попробую объяснить тебе...»; «Я постараюсь выполнить твою просьбу». При таком использовании слово «пытаться» всегда означает: «я попробую это сделать, вместо того, чтобы сделать это».

Тон голоса: глухой или приглушенный.

Жесты: часто смотрит из-под руки или оттопыривает ухо, как будто пытается что-то увидеть или услышать. Пальцы рук могут быть сжаты в кулак.

Положение тела: то же самое, что и в драйвере «Радуй других» — часто наклоняется вперед. Руки лежат на коленях. Кажется, что человек сутулится, горбится.

Выражение лица: частый признак драйвера «Старайся» — складки над переносицей. Все лицо испещрено напряженными морщинами.

Будь сильным. Слова: человек с драйвером «Будь сильным» часто использует слова, передающие мысль: «я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки, так как они вызваны внешними причинами». Например: «Ты заставляешь меня сердиться»; «Эта книга мне надоела»; «Мне пришла в голову мысль о том, что...»; «Его поведение заставило меня ответить ему тем же»; «Урбанизация приводит к вспышкам насилия». Говоря о себе, он будет часто использовать такие предло­жения: «Так хорошо» (означающее «Мне хорошо»); «Надо держать свои чувства при себе» (означающее «Я должен...»); «Подобные ситуации действуют на меня угнетающе».

Тон голоса: ровный, монотонный, обычно низкий.

Жесты: отсутствуют.

Положение тела: руки переплетены на груди. Одна нога на другой или в положении, когда лодыжка одной ноги покоится на колене другой. Тело неподвижно.

Выражение лица: лицо безучастно и ничего не выражает.

Спеши. Слова: спеши, быстро, иди, пойдем, нет времени на...

Тон голоса: отрывистый, как пулемет. Иногда человек с этим драйвером говорит так быстро, что проглатывает слова.

Жесты: постукивает пальцами, топает ногой, качается, вертится на стуле, постоянно поглядывает на часы.

Положение тела: характерное положение отсутствует, но создается впечатление, что человек находится в возбужденном состоянии.

Выражение лица: быстро меняющееся, переходящее в пристальный взгляд.

Драйвер невозможно определить по одному признаку. Для точного определения драйвера необходимо обнаружить несколько одновременных признаков, характерных для него. Не рассматривайте только один сигнал. Например, если я говорю «я попытаюсь...», то вы можете прийти к выводу: «Он сейчас в драйвере «Пытайся». Однако этот вывод не всегда будет правильным. Если бы вы обратили внимание на другие мои поведенческие сигналы, то могли бы заметить, что у меня напряжен рот, я смотрю в потолок и загибаю пальцы. Эти сигналы говорят о том, что я нахожусь в драйвере «Будь лучшим». Кроме того, я могу произносить фразу «я попытаюсь...», когда все остальные поведенческие сигналы свидетельствуют о том, что я нахожусь во Взрослом, а не в каком-нибудь драйвере.

Главный драйвер.Каждый из нас проявляет все пять драйверных поведений, однако у большинства людей один из драйверов проявляется чаще других. Обычно им будет драйвер, который проявляется первым при ответе на трансакционный стимул. Поэтому он получил название главный (первичный) драйвер. У некоторых имеется два главных драйвера, которые проявляются с одинаковой частотой. Гораздо реже можно встретить людей, у которых равномерно проявляются три или более драйверов.

Практикум в обнаружении драйверов. Посмотрите какое-нибудь телеинтервью, используя его для непрерывного наблюдения драйверного поведения. Если у вас есть видеомагнитофон, запишите эту передачу, а затем, используя медленное проигрывание и стоп-кадры, сравните ваши наблюдения с полученными ранее результатами. Определите, проявляют ли телекомментаторы различные главные драйверы. Отлича­ется ли главный драйвер у вашего любимого телеведущего от драйвера неприятного вам политического деятеля? Что вы думаете о своем главном драйвере? Запишите ответ. После этого проведите объективную проверку. Это можно сделать с помощью человека, знакомого с драйверными сигналами, который будет наблюдать за вами, или сами запишите себя на видео и просмотрите сделанную запись. Были ли вы. правы в первоначальной оценке вашего главного драйвера?

Если вы работаете в группе, разбейтесь на подгруппы по три человека. Решите, кто будет клиентом, кто терапевтом, а кто наблюда­телем. Клиент в течение трех минут рассказывает что-нибудь терапевту. Терапевт слушает, при необходимости отвечает и следит за временем. Наблюдатель записывает обнаруженные им драйверы клиента и терапевта. (Для упрощения упражнения наблюдатель может сначала сконцентрироваться лишь на драйверном поведении клиента.) По истечении трех минут наблюдатель сообщает о выявленных им драйверных сигналах. После этого участники меняются ролями и повторяют упражнение.

Отмечайте любые проявления драйверного поведения в повседнев­ной жизни. Практикуйтесь в обнаружении драйверов на работе, в магазине, в транспорте, при общении с друзьями. Не говорите людям о ваших наблюдениях, пока не будете уверены в том, что их это интересует.

Драйверы и типы сценарного процесса.Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса человека. Соответствия между драйверами и типами сценарного процесса приведены в следующей таблице.

Главный драйвер                   Сценарный процесс

Будь лучшим                              Пока не

Радуй других                              После

Будь сильным                             Никогда

Пытайся                                   Всегда

Радуй других + Пытайся            Почти — тип 1

Радуй других + Будь лучшим    Почти — тип 2

Радуй других + Будь лучшим    С открытым концом

Два типа сценария «Почти» проявляются у людей, имеющих на первом месте драйвер «Радуй других» в сочетании с «Пытайся» и «Будь лучшим» соответственно. В сценарии с открытым концом человек будет также проявлять драйверы «Радуй других» плюс «Будь лучшим», однако оба драйвера будут проявляться более интенсивно по сравнению с «Почти — тип 2». Почему драйверное поведение так тесно связано с типами сценарного процесса? Ответ заключается в том, что само по себе драйверное поведение является миниатюрным проигрыванием сценарного процесса. Поэтому каждый раз, когда я вхожу в драйверное поведение, то за полсекунды проигрываю соответствующий паттерн сценарного процесса.

По мнению Таиби Кейлера: «Пять драйверов являются функцио­нальными проявлениями неблагополучных (не ОК) (структурных) контрсценариев».

Предположим, я читаю в классе лекцию о ТА: «ТА, впервые разработанный Эриком Берном в конце 50-х годов, является теорией, или, можно сказать моделью, личности; что, по крайней мере, является первоначальным определением». Извергнув весь этот поток вводных предложений, я начинаю смотреть в потолок, как будто надеясь прочесть на нем правильное определение. При этом я загнул два пальца — для «теории» и «модели», чтобы убедиться, что употребил эти слова. В этот момент, проявляя набор поведений «Будь лучшим», я подчиняюсь внутреннему Родительскому голосу, предписывающему: «Ты будешь чувствовать себя ОК лишь в том случае, если все будешь делать правильно». Внимая этому голосу из своего Адаптивного Ребенка, я считаю, что не могу закончить предложение, пока не изложу всю суть определения ТА. Таким образом, за несколько секунд я прожил весь свой основной сценарный процесс «Пока не», одновременно усилив его повторением.

А теперь давайте вновь проиграем эту ситуацию. Повернувшись к классу, я смотрю прямо и спокойно начинаю говорить: «ТА представляет собой модель личности, она была разработана Эриком Берном. Первые исследования по этой проблеме относятся к концу 50-х годов». Говоря так, я нахожусь во Взрослом, свободном от драйверов. Я выключил внутренний голос Родителя, предписывающий мне «Быть лучшим», и вместо этого прокручиваю новую только что поставленную пленку: «Ты и сейчас достаточно хорош!». Понимая драйверное поведение, я намеренно избегал вводных предложений и вместо этого говорил короткими фразами. Мне не удалось передать столько же информации, как в первом примере, но если бы вы находились в классе, какая версия была бы для вас понятнее? Избежав драйверного паттерна поведения, я также вышел из своего сценария «Пока не». Тем самым ослабил свой паттерн «Пока не» и даже улучшил возможности для выхода из этого сценария в будущем.

Такие отношения между драйвером и сценарием справедливы и для остальных четырех драйверов. Каждый раз при проявлении драйвера

«Радуй других» я проживаю сценарий «После». Родительский голос во мне твердит контрсценарий: «Ты ОК лишь тогда, когда радуешь других людей». Из своего Адаптивного Ребенка я надеюсь, что радую всех. Однако боюсь, что рано или поздно энергия радовать других иссякнет и на мою голову опустится дамоклов меч. Для того, чтобы выйти из драйвера «Радуй других», я повторяю поведение, присущее этому драйверу: опускаю брови и расслабляюсь, не морщу лоб. Поступая так, я проигрываю новое послание: «Ты можешь радовать себя сам!» Так как мое благополучие (ОК) уже не основано на том, чтобы радовать других, я могу освободиться от страха, что не буду, как прежде, радовать людей в будущем.

Проявляя драйвер «Будь сильным», я настраиваюсь на такое сценарное послание: «Ты ОК лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других. Не давай им повода думать, что ты слабый». Слыша это в Адаптивном Ребенке, я подчиняюсь этому посланию, закрывая доступ внешним сигналам. При этом мое лицо становится безучастным, я мало двигаюсь и говорю ровным голосом. При проявлении этого набора поведений «Будь сильным» я проживаю и усиливаю сценарный процесс «Никогда». Возможно, мне необходимы контакты и поглаживания со стороны других, однако мое безучастное поведение не дает им никакого повода для контактов. Подобно Танталу, я не даю себе сделать того необходимого шага, который позволит мне добиться желаемого. Если мне надоест подражать Танталу, я скидываю маску и начинаю проявлять свои чувства голосом, мимикой и жестами. Особую радость мне доставляет свобода движения. Освобождаясь от своих паттернов поведения «Будь сильным», я также освобождаюсь от сценария «Никогда». Новый голос говорит мне: «Смелее, расскажи о своих чувствах. Будь прямым и открытым в желаниях».

Предположим, что у меня драйвер «Пытайся». Когда меня спрашивают о чем-то, я наклоняюсь вперед, свожу брови так, что над переносицей появляются морщины, прищуриваю глаза, оттопыриваю рукой ухо, как будто плохо слышу. При этом говорю: «Да? Что? Не понял?», хотя на самом деле у меня прекрасный слух. Дело в том, что я нахожусь в драйвере «Пытайся». В течение этих нескольких секунд я слышу Родительский голос, который говорит мне: «Чтобы быть ОК, ты должен стараться все делать хорошо». Чтобы подчиниться этому приказу, я в своем Адаптивном Ребенке знаю, что не могу действовать, так как, закончив дело, не смогу больше предпринять усилия для его успешного выполнения. Пытаясь выполнить что-либо, но на самом деле ничего не делая, я продолжаю следовать сценарному паттерну «Всегда». Возможно, мне не нравится такое положение вещей и я пытаюсь как-то выйти из него, но в действительности ничего не делаю для изменения подобного сценария.

Я могу нейтрализовать паттерны «Пытайся» и «Всегда», если буду проигрывать новую пленку: «Смелее вперед и ты добьешься своего!» Каждый раз, когда я чувствую, что у меня появляются морщины над переносицей, расслабляю брови. При этом я слышу, как ко мне обращаются и, если говорят нечетко, отвечаю: «Я не расслышал вас. Повторите, пожалуйста, еще раз!»

Взаимосвязь между сценарием и драйвером для двух сценариев «Почти» и сценария с открытым концом не совсем понятны. Интуитивно представляется возможным провести связь между девизами контрсце­нария и сценарными паттернами. (Можно вычленить их совместные девизы и провести свой анализ.) Во всяком случае, я могу выйти из этих паттернов процесса, предприняв действия, направленные на нейтрализацию драйверных поведений.

Что касается драйвера «Спеши», то он прямо не связан со сценарием. Во многих случаях «Спеши» играет второстепенную роль среди других драйверов и часто служит в качестве дополнения и подкрепления к главному драйверу.

Ваш главный драйвер и сценарный процесс. Вы уже определили обычный для вас сценарный процесс и свой главный драйвер. Соотно­сятся ли они друг с другом так, как это было описано в предыдущем разделе? А если совпадений нет? Описанные выше связи между драйвером и сценарным процессом являются наиболее общими и вполне возможно, что они для вас не подходят, однако могут быть применимы для тысяч других изученных случаев. Если они не подходят для вас, то целесообразно еще раз проанализировать первоначально выбранный вами главный драйвер и тип сценарного процесса. Наш опыт говорит о том, что наиболее вероятная причина несоответствия — неправильный выбор своего главного драйвера.

Драйверы и жизненная позиция. Из примеров, приведенных в разделе «Драйверы и тип сценарного процесса», вы узнали, что драйверные послания в контрсценарии особым образом влияют на жизненную позицию. При этом Родительское послание заключается в следующем: «Ты ОК, если... будешь лучшим, будешь радовать других и так далее». Таким образом, когда я нахожусь в сценарии и слышу в своем Адаптивном Ребенке Родительское послание, моя жизненная позиция сводится к следующему: «Я ОК до тех пор, пока я... лучше всех, радую других и так далее». Поэтому мы говорим, что драйверы отражают позицию условного ОК (благополучия).

Пять разрешений. Для каждого драйверного послания имеется противоядие, которое называется разрешением. Если вам повезло с родителями, то некоторые разрешения вы получили от них. Если нет, то можете придумать их сами. Ранее мы уже встречались с ними, а сейчас приведем их полный список.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...