Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел 3. Абстрактный уровень познания человека (часть 2)




Внимание

Общее представление о внимании; подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека; его место и роль в познавательной деятельности. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность и ее виды. Индивидуальные особенности внимания. Проблема развития внимания человека.

Речь

Понятие о речи, ее роль в психическом развитии человека. Речь, язык и сознание человека. Речевая деятельность, ее сущность и специфика. Место речи в системе познавательной деятельности человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи. Основные исследования речи в психологии. Виды речи. Проблема развития речи человека.


 


Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

1. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: учебное пособие. – М.: Питер, 2009. – 253 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. – 582 с.

3. Марцинковская Т.Д. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2010. – 382 с

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2009. – 501 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2009. – 712 с.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2010. – 464 с.

 

7.2. Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Академия, 2007. – 526 с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: АСТ, 2008. – 352 с.

5. Грановская Р.М. Психологическая защита. – СПб.: Речь, 2007. – 476 с.

6. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие. –М.: Юнити-Дана, 2009. – 559 с.

7. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

9. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 2001. – №4. – С. 3-21.

10. Лебедева О.В. Эмоционально-волевая сфера и психические состояния человека: учебно-методическое пособие. –Н.Новгород: НГПУ, 2008. – 60 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.

12. Резепов И.Ш. Общая психология: курс лекций: аудио-книга mp3. – М.: КноРус, 2010.

13. Семенова Л.Э., Лебедева О.В., Конева И.А. Общая психология: учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГПУ, 2006. – 57 с.

14. Суворова О.В. Общая психология в таблицах и схемах: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность: учебно-методическое пособие для студентов. –Н.Новгород: НГПУ, 2009. – 36 с.

15. Хрестоматия. Психические состояния / Составитель Л.В.Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

 

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. ЭБС «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: www.biblioclub.ru

2. Научная электронная библиотека. Режим доступа: www.elibrary.ru

3. Универсальные базы данных изданий. Режим доступа: www.ebiblioteka.ru

4. Каталог и статьи журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: www.voppsy.ru

5. Каталог и статьи журнала «Психологический журнал». Режим доступа: www.psychol.ras.ru/08.shtml

6. Виртуальная библиотека. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/345660/

7. Каталог «Научная сеть». Режим доступа: http://nature.web.ru/db/search.html

 


 


Контрольные вопросы к экзамену (часть 1 «Введение в общую психологию»)

1. Общие представления о психологии как науке. Предмет и объект психологии. Взаимосвязь психологии с социальной действительностью.

2. Особенности донаучной психологии. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Возникновение психологии как науки.

3. Становление предмета психологии. Вклад психоанализа З.Фрейда, А.Фрейд и О.Ранка в развитие научной психологии.

4. Становление предмета психологии. Вклад психоанализа А.Адлера, К.Г.Юнга и Б.Беттельхейма в развитие научной психологии.

5. Становление предмета психологии. Гуманистический психоанализ К.Хорни и Э.Фромма.

6. Становление предмета психологии. Основные идеи бихевиоризма.

7. Становление предмета психологии. Основные идеи гуманистической психологии А.Маслоу и К.Роджерса.

8. Становление предмета психологии в отечественной науке. Культурно-исторический подход Л.С.Выготского. Проблема развития высших психических функций. Учение Л.С.Выготского о зонах развития.

9. Становление предмета психологии в отечественной науке. Развитие идей Л.С.Выготского. Деятельностный подход А.Н.Леонтьева.

10. Становление предмета психологии в отечественной науке. Научная школа С.Л.Рубинштейна: анализ основных идей субъектно-деятельностного подхода.

11. Психология и другие науки. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными и гуманитарными науками. Структура современной психологии. Краткая характеристика основных отраслей психологии.

12. Понятие о психике. Психика как свойство мозга. Основные функции психики. Проблема опережающего отражения в психологии.

13. Мозг и психика. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга. Учение о блоках мозга. Межполушарная функциональная асимметрия.

14. Развитие психики в филогенезе. Проблема критериев психики. Формы проявления психики у животных, их краткая характеристика.

15. Возникновение сознания. Специфика сознания как высшей формы проявления психики. Сущность различий психики животных и человека.

16. Проблема психологической защиты. Роль защитных механизмов и копинг-стратегий поведения в жизни человека. Характеристика основных видов психологической защиты. Значение научных знаний о психологической защите в работе психолога.

17. Понятие деятельности в психологии. Деятельность и активность. Потребности как предпосылка и результат деятельности. Деятельностный подход в психологии. Сущность процессов интериоризации и экстериоризации.

18. Психологическая структура деятельности. Проблема субъекта деятельности в психологии.

19. Основные виды деятельности, их краткая характеристика. Роль деятельности в индивидуальном психическом развитии человека.

20. Освоение деятельности, формирование навыков, возникновение умений, привычки в жизнедеятельности человека.

21. Понятие общения в психологии, его сущность и значение. Единство общения и деятельности. Основные средства общения. Характеристика некоторых видов общения.

22. Психологические особенности коммуникативной стороны общения. Основные проблемы общения как обмена информацией. Значимые аспекты коммуникации.

23. Психологические особенности интерактивной стороны общения. Основные проблемы общения как межличностного взаимодействия. Социальные механизмы влияния, ролевые позиции человека. Проблема такта. Конфликт, его возможные причины и способы разрешения конфликтной ситуации.

24. Психологические особенности перцептивной стороны общения. Основные проблемы общения как восприятия и понимания людьми друг друга. Механизмы и эффекты межличностной перцепции.

25. Понятие о методе и методологии. Методологические принципы психологического исследования. Классификация методов психологии.

26. Естественнонаучная парадигма психологического изучения человека. Методы объяснительной психологии, их краткая характеристика.

27. Гуманитарная парадигма психологического изучения человека. Методы описательной психологии, их краткая характеристика.

28. Практическая психология как направление современной психологии. Основные методы практической психологии.

Контрольные вопросы к экзамену (часть 2 «Познавательные психические процессы»)

1. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Классификация ощущений; краткая характеристика основных видов ощущений.

2. Свойства ощущений. Понятие о чувствительности. Общие закономерности ощущений. Компенсаторные возможности ощущений человека.

3. Понятие о восприятии. Психологические закономерности перцептивной деятельности человека. Основные свойства восприятия.

4. Классификация восприятия; характеристика основных видов восприятия. Проблема развития восприятия.

5. Общие представления о памяти. Роль памяти в жизни человека. Основные теории памяти.

6. Психологические закономерности мнемической деятельности. Подходы к классификации памяти, виды памяти человека.

7. Характеристика основных процессов памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание).

8. Явление реминисценции. Индивидуальные особенности памяти. Проблема развития памяти.

9. Понятие о мышлении, его специфика и роль в жизни человека. Особенности мыслительной деятельности. Основные виды и формы мышления.

10. Характеристика мыслительных процессов (операций). Логические формы мышления.

11. Мышление и речь.

12. Индивидуальные особенности мышления. Характеристика основных качеств ума. Проблема развития мышления человека.

13. Понятие о воображение как специфически человеческом познавательном психическом процессе. Значение воображения в жизни человека. Связь воображения с психическими и органическими процессами человека.

14. Основные виды воображения, их краткая характеристика. Проблема развития воображения.

15. Аналитико-синтетический характер воображения. Приемы воображения. Индивидуальные особенности воображения.

16. Подходы к пониманию внимания в психологии. Значение внимания в жизни человека. Виды внимания.

17. Характеристика основных свойств внимания. Рассеянность и ее виды. Проблема развития внимания человека.

18. Понятие о речи, ее роль в психическом развитии человека. Основные функции речи. Анатомо-физиологические основы речи.

19. Виды речи и проблема их развития. Основные исследования речи в психологии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...