Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 2. Абстрактный уровень познания человека (часть 1)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Содержание дисциплины ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тематический план
Содержание разделов дисциплины Часть 1. Введение в общую психологию Раздел 1. Предмет научной психологии Психология как наука. Место психологии в системе наук Понятие о науке и научном способе познания. Классификация наук. Общие представления о научной психологии. Объект и предмет психологии. Взаимосвязь психологии с социальной действительностью. Развитие психологических идей в донаучный период. Особенности донаучной психологии. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Возникновение психологии как науки. Первая экспериментальная психологическая лаборатория В.Вундта. Психология и другие науки. Место психологии в системе наук. Связь психологии с естественными и гуманитарными науками. Структура современной психологии. Основные отрасли психологической науки. Роль общей психологии в процессе профессиональной подготовки психологов. Становление предмета психологии: ведущие направления зарубежной психологической науки Психоанализ и его вклад в развитие научной психологии. Характеристика основных идей З.Фрейда как основоположника психоанализа. Детский психоанализ А.Фрейд. Взгляды и научные разработки О.Ранка и Б.Беттельхейма. Индивидуальная психология А.Адлера. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Гуманистический психоанализ К.Хорни и Э.Фромма. Важнейшие положения бихевиоризма. Научные взгляды и основные идеи гуманистических психологов: А.Маслоу и К.Роджерс. Личностно-ориентированный подход в психологии. Становление предмета психологии: основные направления отечественной психологической науки Научная школа Л.С.Выготского и ее вклад в мировую психологию. Ключевые идеи культурно-исторической теории развития человеческой психики. Проблема становления высших психических функций и учение о зонах развития. Роль среды и культурных знаков в процессе психического развития человека. Развитие идей Л.С.Выготского его последователями. Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. Взгляды А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, Л.И.Божович, А.В.Петровского, В.В.Давыдова. Научная школа С.Л.Рубинштейна: анализ основных положений субъектно-деятельностного подхода в психологии. Раздел 2. Основные проблемы общей психологии Мозг и психика Понятие о психике как субъективной реальности. Психика как свойство головного мозга. Основные функции психики и их значение. Проблема опережающего отражения в психологии. Условно-рефлекторный характер психики, физиологические механизмы функционирования мозга. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга: история и современное понимание. Учение о блоках мозга А.Р.Лурия. Межполушарная функциональная асимметрия. Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания Проблема критериев психики в современной психологии. Стадии развития психики животных. Формы проявления психики в животном мире: инстинкты, навыки, элементарное интеллектуальное поведение. Понятие о сознании. Характеристика сознания как высшей формы проявления психики. Знаково-символическая функция человеческого сознания. Сознание и высшие психические функции. Принцип взаимосвязи сознания и деятельности. Проблема возникновения сознания в филогенезе. Роль труда и языка в появлении сознания. Сущность различий психики животных и человека. Психологическая защита человека Понятие о психологической защите, ее роль в жизни человека. Защитные механизмы и копинг-стратегии поведения. Особенности формирования психологической защиты. Характеристика основных видов психологической защиты человека. Значение научных знаний о психологической защите в работе психолога. Деятельность и общение Понятие о деятельности в психологии. Деятельность и активность. Основные положения теории деятельности А.Н.Леонтьева, проблема соотношения внешней и внутренней деятельности, сущность процессов экстериоризации и интериоризации, понятие о ведущем виде деятельности. Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, принцип творческой самодеятельности и субъективной активности. Психологическая структура деятельности. Понятие о субъекте деятельности в психологии. Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Роль деятельности в индивидуальном психическом развитии человека. Проблема освоения деятельности, формирование навыков, возникновение умений, привычки в жизнедеятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности. Понятие общения в психологии, его сущность и значение. Единство общения и деятельности. Особенности коммуникативной деятельности. Основные стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Общение как обмен информацией. Значимые аспекты коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие. Социальные механизмы влияния, ролевые позиции человека. Конфликт, его возможные причины и способы разрешения. Общение как восприятие и понимание друг друга. Основные механизмы и эффекты межличностной перцепции. Вербальные и невербальные средства общения. Характеристика некоторых видов общения. Индивидуальный стиль общения. Проблема метода в психологии Понятие о методе и методологии. Методологические принципы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологии. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы психологического изучения человека. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии. Методы описательной (гуманитарной) психологии. Методы практической психологии. Виды психологических исследований. Этические аспекты исследований в психологии. Часть 2. Познавательные психические процессы Раздел 1. Чувственный уровень познания человека: сенсорные процессы Ощущения Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Физиологические основы ощущений; рефлекторная природа ощущений. Моторные компоненты ощущений. Классификация ощущений; характеристика основных видов ощущений. Свойства ощущений. Понятие о чувствительности. Общие закономерности ощущений. Компенсаторные возможности ощущений человека. Восприятие Понятие о восприятии. Место восприятия в системе познавательной деятельности человека. Физиологические основы восприятия. Восприятие и движения, перцептивные действия. Психологические закономерности перцептивной деятельности человека. Свойства восприятия. Классификация восприятия; характеристика основных видов восприятия. Проблема развития восприятия человека. Экстрасенсорные возможности человека. Раздел 2. Абстрактный уровень познания человека (часть 1) Память Общие представления о памяти. Роль памяти в жизни человека. Основные теории памяти. Психологические закономерности мнемической деятельности. Подходы к классификации памяти, виды памяти человека. Характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание. Индивидуальные особенности памяти. Проблема развития памяти человека. Мышление Представление о мышлении; его специфика и роль в жизни человека. Место мышления в системе познавательной деятельности человека. Связь чувственного и логического познания. Психологические закономерности и особенности мыслительной деятельности. Основные виды и формы мышления. Характеристика мыслительных процессов (операций). Логические формы мышления. Мышление и речь. Индивидуальные особенности мышления. Проблема развития мышления человека. Воображение Общее понятие о воображении как специфически человеческом познавательном психическом процессе. Значение воображения в жизни человека; его место в системе познавательной деятельности. Связь воображения с психическими и органическими процессами. Физиологические основы воображения. Виды воображения. Аналитико-синтетический характер воображения; основные приемы воображения. Воображение как фактор поведения и деятельности. Индивидуальные особенности воображения. Проблема развития воображения человека. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 161. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |